Законы РФ об изъятии земельных участков в 2020 году

Статья 56.12. Особенности изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях комплексного развития территории по инициативе органа местного самоуправления

1. Изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории, расположенных в границах территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о её комплексном развитии по инициативе органа местного самоуправления, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, с учётом особенностей, предусмотренных настоящей статьёй.

2. Решение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории принимается органом местного самоуправления, принявшим решение о комплексном развитии такой территории по инициативе органа местного самоуправления. Основаниями для принятия указанного решения являются утвержденные проект планировки территории и проект межевания территории.

3. Изъятие для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, осуществляется по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок указанного согласования устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. В течение семи рабочих дней со дня принятия решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, обязан:

  • 1) обеспечить опубликование в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом муниципального образования, сообщения о принятом решении об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;
  • 2) обеспечить размещение на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о принятом решении об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;
  • 3) обеспечить размещение на информационном щите в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о её комплексном развитии по инициативе органа местного самоуправления, сообщения о принятом решении об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;
  • 4) направить собственникам земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества, расположенных в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о её комплексном развитии по инициативе органа местного самоуправления, и (или) лицам, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные в границах указанной территории, предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, аренду или безвозмездное пользование, если срок окончания договоров аренды, договоров безвозмездного пользования составляет на день заключения договора о комплексном развитии территории пять и более лет (далее в настоящей статье — правообладатели), копию данного решения и проект соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории.

5. Принятие решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, допускается без осуществления государственного кадастрового учёта изымаемого земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества.

6. Соглашение, заключаемое в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории, должно содержать:

  • 1) выкупную цену земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в случае, если земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества находятся в собственности физических или юридических лиц;
  • 2) размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;
  • 3) иные условия, предусмотренные пунктом 1 статьи 56.9 настоящего Кодекса.

7. В случае, если земельные участки расположены в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о её комплексном развитии по инициативе органа местного самоуправления, находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены физическим или юридическим лицам на основании договора безвозмездного пользования или договора аренды, срок действия которых менее срока, указанного в подпункте 4 пункта 4 настоящей статьи, изъятие таких земельных участков осуществляется путем прекращения соответствующих прав на них. Для прекращения права безвозмездного пользования или права аренды в связи с изъятием таких земельных участков, за исключением земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, физическим и (или) юридическим лицам в течение семи рабочих дней со дня принятия органом местного самоуправления решения об изъятии земельных участков направляется уведомление о расторжении договора аренды или безвозмездного пользования в одностороннем порядке в связи с изъятием земельных участков для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории, содержащее условие о том, что действие договора прекращается в течение пяти дней со дня получения указанного уведомления. Уведомление о расторжении договора безвозмездного пользования земельным участком или договора аренды земельного участка в одностороннем порядке в связи с изъятием земельных участков для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории подтверждает прекращение соответствующих прав указанных лиц и является основанием для государственной регистрации прекращения соответствующих прав. При этом размер убытков, подлежащих возмещению, определяется на день принятия решения об изъятии земельного участка.

8. В случае, если подлежащие изъятию у правообладателей в соответствии с настоящей статьёй земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества обременены правами третьих лиц, изъятие таких земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества является основанием для одновременного прекращения прав третьих лиц на такие земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.

9. В случае, если соглашение, указанное в пункте 6 настоящей статьи, не заключено в течение одного месяца со дня, когда лицу, у которого в соответствии с настоящей статьёй изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, предоставлена возможность ознакомиться с проектом такого соглашения, орган местного самоуправления обращается в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, о прекращении соответствующих прав лиц, являющихся собственниками земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества.

10. Утратил силу с 1 сентября 2020 г. — Федеральный закон от 3 августа 2020 г. N 341-ФЗ

11. В случае вынесения судом решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории и о предоставлении возмещения в связи с изъятием земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества лицо, заключившее договор о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления по результатам аукциона в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, в течение семи дней со дня вынесения решения суда перечисляет денежные средства в счёт такого возмещения на банковский счёт, указанный гражданином или юридическим лицом, или на депозит нотариуса в случае отсутствия информации о таком банковском счёте.

12. Утратил силу с 1 сентября 2020 г. — Федеральный закон от 3 августа 2020 г. N 341-ФЗ

13. Решение суда об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, изымаемых для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории, может быть оспорено в части размера компенсации за изъятые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.

  • Кодификатор
  • Кодексы РФ
  • ЗК РФ

Земельный кодекс с комментариями. Действующая редакция 2020 года. Поиск по статьям.

Глава I. Общие положения

  • Статья 1 — Основные принципы земельного законодательства
  • Статья 2 — Земельное законодательство
  • Статья 3 — Отношения, регулируемые земельным законодательством
  • Статья 4 — Применение международных договоров Российской Федерации
  • Статья 5 — Участники земельных отношений
  • Статья 6 — Объекты земельных отношений
  • Статья 7 — Состав земель в Российской Федерации
  • Статья 8 — Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую
  • Статья 9 — Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений
  • Статья 10 — Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений
  • Статья 10.1 — Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации
  • Статья 11 — Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений

Глава I.1. Образование земельных участков

  • Статья 11.1 — Утратила силу
  • Статья 11.10 — Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории
  • Статья 11.2 — Образование земельных участков
  • Статья 11.3 — Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
  • Статья 11.4 — Раздел земельного участка
  • Статья 11.5 — Выдел земельного участка
  • Статья 11.6 — Объединение земельных участков
  • Статья 11.7 — Перераспределение земельных участков
  • Статья 11.8 — Возникновение и сохранение прав, обременений (ограничений) на образуемые и измененные земельные участки
  • Статья 11.9 — Требования к образуемым и измененным земельным участкам

Глава II. Охрана земель

  • Статья 12 — Цели охраны земель
  • Статья 13 — Содержание охраны земель
  • Статья 14 — Использование земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению

Глава III. Собственность на землю

  • Статья 15 — Собственность на землю граждан и юридических лиц
  • Статья 16 — Государственная собственность на землю
  • Статья 17 — Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю
  • Статья 18 — Собственность на землю субъектов Российской Федерации
  • Статья 19 — Муниципальная собственность на землю

Глава IV. Ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное пользование земельными участками

  • Статья 20-21 — Утратили силу
  • Статья 22 — Аренда земельных участков
  • Статья 23 — Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
  • Статья 24 — Безвозмездное пользование земельными участками

Глава V. Возникновение прав на землю

  • Статья 25 — Основания возникновения прав на землю
  • Статья 26 — Документы о правах на земельные участки
  • Статья 27 — Ограничения оборотоспособности земельных участков
  • Статья 28-34 — Утратили силу
  • Статья 35 — Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, сооружение
  • Статья 36 — Утратила силу
  • Статья 37 — Особенности купли-продажи земельных участков
  • Статья 38-39 — Утратили силу

Глава V.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

  • Статья 39.1 — Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
  • Статья 39.10 — Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование
  • Статья 39.11 — Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
  • Статья 39.12 — Проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
  • Статья 39.13 — Аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в электронной форме
  • Статья 39.14 — Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
  • Статья 39.15 — Предварительное согласование предоставления земельного участка
  • Статья 39.16 — Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
  • Статья 39.17 — Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
  • Статья 39.18 — Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности
  • Статья 39.19 — Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно
  • Статья 39.2 — Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков
  • Статья 39.20 — Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение
  • Статья 39.3 — Случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов
  • Статья 39.4 — Цена продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
  • Статья 39.5 — Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно
  • Статья 39.6 — Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов
  • Статья 39.7 — Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности
  • Статья 39.8 — Особенности договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
  • Статья 39.9 — Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование

Глава V.2. Обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности

  • Статья 39.21 — Случаи обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности
  • Статья 39.22 — Условия договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности

Глава V.3. Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

  • Статья 39.23 — Основания для установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
  • Статья 39.24 — Лица, заключающие соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
  • Статья 39.25 — Соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
  • Статья 39.26 — Порядок заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Глава V.4. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности

  • Статья 39.27 — Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой
  • Статья 39.28 — Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности
  • Статья 39.29 — Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности

Глава V.5. Безвозмездная передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов российской федерации

  • Статья 39.30 — Случаи и основания безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации
  • Статья 39.31 — Порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации
  • Статья 39.32 — Основания и порядок прекращения прав третьих лиц на земельный участок, безвозмездно передаваемый из федеральной собственности

Глава V.6. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута

  • Статья 39.33 — Случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута
  • Статья 39.34 — Порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности
  • Статья 39.35 — Обязанность лиц, использующих земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на основании разрешений
  • Статья 39.36 — Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации

Глава VI. Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков

  • Статья 40 — Права собственников земельных участков на использование земельных участков
  • Статья 41 — Права на использование земельных участков землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков
  • Статья 42 — Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков
  • Статья 43 — Осуществление прав на земельный участок

Глава VII. Прекращение и ограничение прав на землю

  • Статья 44 — Основания прекращения права собственности на земельный участок
  • Статья 45 — Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком
  • Статья 46 — Основания прекращения аренды земельного участка
  • Статья 47 — Основания прекращения права безвозмездного пользования земельным участком
  • Статья 48 — Основания прекращения сервитута
  • Статья 49 — Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд
  • Статья 50 — Конфискация земельного участка
  • Статья 51 — Реквизиция земельного участка
  • Статья 52 — Условия и порядок отчуждения земельного участка
  • Статья 53 — Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок
  • Статья 54 — Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду ненадлежащего использования земельного участка
  • Статья 55 — Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
  • Статья 56 — Ограничение прав на землю
  • Статья 56.1 — Ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд

Глава VIII. Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд

  • Статья 57 — Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, ухудшении качества земель, временном занятии земельных участков, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков
  • Статья 58 — Утратила силу

Глава IX. Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров

  • Статья 59 — Признание права на земельный участок
  • Статья 60 — Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения
  • Статья 61 — Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления
  • Статья 62 — Возмещение убытков
  • Статья 63 — Гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
  • Статья 64 — Рассмотрение земельных споров

Глава X. Плата за землю и оценка земли

  • Статья 65 — Платность использования земли
  • Статья 66 — Оценка земли

Глава XI. Мониторинг земель, землеустройство, государственный кадастровый учет земельных участков и резервирование земель для государственных и муниципальных нужд

  • Статья 67 — Государственный мониторинг земель
  • Статья 68 — Землеустройство
  • Статья 69 — Организация и порядок проведения землеустройства
  • Статья 70 — Государственный кадастровый учет земельных участков
  • Статья 70.1 — Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

Глава XII. Государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль и общественный земельный контроль

  • Статья 71 — Государственный земельный надзор
  • Статья 71.1 — Особенности организации и проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства
  • Статья 71.2 — Административное обследование объектов земельных отношений
  • Статья 72 — Муниципальный земельный контроль
  • Статья 72.1 — Общественный земельный контроль
  • Статья 73 — Утратила силу

Глава XIII. Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель

  • Статья 74 — Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения
  • Статья 75 — Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения
  • Статья 76 — Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями

Глава XIV. Земли сельскохозяйственного назначения

  • Статья 77 — Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения
  • Статья 78 — Использование земель сельскохозяйственного назначения
  • Статья 79 — Особенности использования сельскохозяйственных угодий
  • Статья 80 — Фонд перераспределения земель
  • Статья 81-82 — Утратили силу

Глава XV. Земли населенных пунктов

  • Статья 83 — Понятие земель населенных пунктов и понятие границ населенных пунктов
  • Статья 84 — Порядок установления или изменения границ населенных пунктов
  • Статья 85 — Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий
  • Статья 86 — Утратила силу

Глава XVI. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения

  • Статья 87 — Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения
  • Статья 88 — Земли промышленности
  • Статья 89 — Земли энергетики
  • Статья 90 — Земли транспорта
  • Статья 91 — Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики
  • Статья 92 — Земли для обеспечения космической деятельности
  • Статья 93 — Земли обороны и безопасности

Глава XVII. Земли особо охраняемых территорий и объектов

  • Статья 94 — Понятие и состав земель особо охраняемых территорий
  • Статья 95 — Земли особо охраняемых природных территорий
  • Статья 96 — Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов
  • Статья 97 — Земли природоохранного назначения
  • Статья 98 — Земли рекреационного назначения
  • Статья 99 — Земли историко-культурного назначения
  • Статья 100 — Особо ценные земли

Глава XVIII. Земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса

  • Статья 101 — Земли лесного фонда
  • Статья 102 — Земли водного фонда
  • Статья 103 — Земли запаса

В соответствии с законодательством России, граждане, владеющие земельными участками на правах собственности вправе распоряжаться имуществом по своему усмотрению — продавать, обменивать, сдавать в аренду и так далее. Однако есть случаи, когда должностные лица уполномоченных органов власти вправе изъять земельные участки. Все отношения, касающиеся владения землей закреплены в Федеральном Законе № 136. По каким основаниям допустимо наступление такой ситуации, будет рассмотрено дальше в статье.

Новый закон об изъятии земель

136 Федеральный Закон «Земельный кодекс Российской Федерации» был принят депутатами Государственной Думы 28 сентября 2001 года. 10 октября того же года члены Совета Федерации одобрили законопроект. Официальная дата вступления в действие закона приходится на 25 октября 2001 года.

Закон о земельных участках регулирует процесс использования земель. Сохранение земель необходимо для ведения хозяйства и быта населения, проживающих на них.

Условия владения землями регламентируется настоящим 136 ФЗ и Гражданским Кодексом России. В соответствии с рассматриваемым земельным законом, выделяются несколько категорий земель в зависимости от целевого назначения. Земли:

  • сельскохозяйственного назначения;
  • населенных пунктов;
  • промышленности, транспорта, радиовещания, информатики, энергетики, телевидения, связи;
  • для осуществления космической деятельности;
  • оборонительно-стратегические земли;
  • других специальных назначений;
  • охраняемых территорий;
  • охраняемых объектов;
  • лесного фонда;
  • водного фонда;
  • запаса.

Основания для изъятия земельного участка по закону

В законе о земельных участках содержится информация об изъятии земель — основания, условия и процедура.

Статья 49 ФЗ № 136

В статье 49 перечислены причины, которые могут стать основанием для изъятия земель:

  1. в соответствии с международными договорами России;
  2. в связи со строительством или реконструкцией объектов государственного значения. В перечень входят объекты:
  • энергетические системы регионального значения;
  • системы использования атомной энергии;
  • системы обороны и безопасности;
  • системы федерального транспорта;
  • космической деятельности;
  • линейного производства;
  • электрической, газовой системы, так же теплоснабжения, централизованных схем водоснабжения (горячего, холодного);
  • дорог регионального, межмуниципального и местного значения;

Изъятие земельных участков возможно по иным основаниям, предусмотренным федеральными законами России. По закону, изъятие земель осуществляется для государственных и муниципальных нужд.

Статья 50 136 закона

Данная статья гласит об условиях конфискации земельного участка. Изъятию подлежит земля по решению суда. Конфискуется земельная собственность на безвозмездной основе в качестве санкций за совершенное преступление.

Статья 51 Федерального Закона «Земельный Кодекс Российской Федерации»

Положения 51 статьи обуславливают правила реквизиции земельных участков. По закону, реквизиция земель возможна в случаях стихийных бедствий, эпидемий, аварий. В общем при всех ситуациях, носящих чрезвычайный характер. Земельный участок подлежит изъятию уполномоченными органами власти на определенный промежуток времени. Необходимы данные действия для осуществления защиты жизненно важных интересов населения и государства в целом.

Если по возникшим уважительным причинам, уполномоченные исполнительные органы власти не могут вернуть собственнику реквизированный земельный участок, то они обязаны возместить рыночную стоимость изъятого имущественного объекта. Если на протяжении какого-либо времени собственнику не возвращается изъятый участок земли, то он вправе обратиться с жалобой в судебную инстанцию. В случае, если по мнению владельца земли, ему возвращают низкую стоимость за объект владения, он вправе обратиться в судебную инстанцию для установления верной стоимости.

Изучите положения 159 ФЗ об особенностях отчуждения недвижимого имущества, когда речь касается детей сирот. Ведь случаи с земельными участками так же рассматриваются согласно его нормам.

Порядок изъятия земли у собственника

В 136 законе описана процедура изъятия земельного имущества (глава 7.1). Этапы изъятия участка:

  • Принимается решения уполномоченными органами исполнительной власти в соответствии с основаниями, указанными в ЗК России;
  • Отправляется письменное уведомление собственнику. В уведомлении указываются — информация об изымаемом участке, цель изъятия, реквизиты уполномоченного учреждения;
  • Прекращение прав собственности.

В случаях изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд, принятое решение должно быть обосновано. Обоснования в соответствии со статьей 56.3:

  • решение о формировании охраняемой территории;
  • международный договор;
  • лицензия на пользование недрами;
  • решение о сносе здания, в связи с признанием его состояния аварийным.

Учреждения, осуществляющие процедуру изъятия по закону:

  • с целью формирования объектов федерального значения, вправе начинать процесс изъятия федеральные органы исполнительной власти;
  • с целью установления объектов регионального значения — уполномочены исполнительные органы власти субъектов России;
  • для объектов местного значения — органы местного самоуправления.

По закону, вышеуказанные органы вправе принимать решения по изъятию земельного имущества самостоятельно и по ходатайству других учреждений. Среди этих учреждений выступают:

  • организации естественных монополий;
  • учреждения, имеющие право на данные действия в связи с наличием специальный лицензий или договоров;
  • недропользователи;
  • унитарные учреждения, принадлежащие к собственности государства.

Определяет перечень, организаций, уполномоченных осуществлять данную процедуру Правительство России.

Как сохранить права на владение землей?

Чтобы оставаться владельцем земельного участка необходимо не нарушать законы Российской Федерации, касающиеся пользования земельным имуществом. В случае изъятия земли без оснований или при не согласии с расчетом ее рыночной стоимости, собственник вправе общатиться в судебную инстанцию. Суд принимает во внимание все обстоятельства дела и выносит справедливое решение.

В суд нужно подавать пакет документов и исковое заявление. Перечень документов:

  • копия паспорта;
  • копия уведомления об изъятии земли;
  • бумага, свидетельствующие о правах собственности;
  • бумаги, свидетельствующие о ведении переговоров с организацией, уполномоченной изъять имущество;
  • иные документы по запросу суда.

В заявлении следует указать:

  • наименование судебной инстанции;
  • информация об истце;
  • информация об ответчике;
  • оглавление документа «Исковое заявление о…»;
  • описание ситуации;
  • ссылки на российские законы;
  • требования к ответчику;
  • список приложений;
  • дата и роспись истца.

Скачать образец заявления можно по ссылке.

Перед подачей искового заявления в судебную инстанцию рекомендуется ознакомиться с полной версией Федерального Закона № 136. Ознакомиться с текстом закона об изъятии земли можно здесь.

Настоящий ФЗ представлен с учетом внесения последних изменений 11 августа 2017.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

  • +7 (499) 938-42-14 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 467-34-99 — Санкт-Петербург и обл.;
  • 8 (800) 350-31-95 — все регионы РФ.

Изъятие земельного участка (2020)

Любые правообладатели (лица, которым земельный участок принадлежит на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного (наследуемого) владения или на праве аренды) Любые правообладатели (лица, которым земельный участок принадлежит на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного (наследуемого) владения или на праве аренды) В исключительных случаях, связанных с государственными (муниципальными) нуждами: 1) для выполнения международных договоров Российской Федерации; 2) для строительства, реконструкции объектов государственного значения или объектов местного значения.

Новые правила изъятия земельного участка

Данное правило закреплено в новой редакции статьи 274 ГК РФ, вступившей в силу с 04.07.2020 года.

Изменения были внесены также и в Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Новыми поправками в закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения установлен порядок изъятия сельскохозяйственных земельных участков, которые не используются по назначению, и порядок проведения торгов по их продаже.

Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации.

Под нарушением законодательства подразумевается:

— использование земельного участка не по целевому назначению,

— использование земельного участка так, что это приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде.

За неиспользование земельного участка по целевому назначению Кодексом об административных правонарушениях РФ предусмотрена ответственность.

Запись на консультацию к адвокату по телефону: 8(985)998-58-08

Статья 284 ГК РФ

Решение по делу 2-250/2020 М-285/2020 (18.09.2020, Нижнеомский районный суд (Омская область)) Решение по делу 2-248/2020 М-283/2020 (18.09.2020, Нижнеомский районный суд (Омская область)) Решение по делу 2-246/2020 М-281/2020 (18.09.2020, Нижнеомский районный суд (Омская область)) Решение по делу 2-245/2020 М-280/2020 (18.09.2020, Нижнеомский районный суд (Омская область)) Решение по делу 2-235/2020

Земельные вопросы

Но лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества.

  • Основания для решения об изъятии земельного участка

Законодательная база об изъятии земли в случае ненадлежащего ее использования существует давно, но многие, по праву, признают ее неэффективной из-за отсутствия четких процедур.

Госдума приняла закон об изъятии неиспользуемых земель сельхозназначения

Закон не определяет признаки, по которым будет определяться, используется участок не по назначению или нет — их будет устанавливать правительство РФ.

Действие закона не распространяется на садовые, огородные, дачные земли, личные подсобные хозяйства, земли гаражного строительства, на которых расположена недвижимость, в ипотеке и земли банкротов.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением некоторых положений, например, нормы о продаже земель с публичных торгов вступают в силу с 1 января 2020 года.

Изъятие неиспользуемого земельного участка

Об изъятии земельного участка у собственника читайте тут.

Помните, что если вы не согласны с решением, предусматривающим изъятие земли, уполномоченным органам предоставляется право на обращение в судебную инстанцию о принудительном отчуждении участка.

Федеральный закон от 3 июля 2020 г

наименование статьи 286 изложить в следующей редакции: «Статья 286.

Порядок изъятия земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации»; 5) в статье 449 1 : а) пункт 1 после слов «исполнительного производства» дополнить словами «, а также в иных случаях, установленных законом»; б) пункт 2 дополнить словами «, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом»; в) абзац первый пункта 4 дополнить словами «, либо в случае, если организатором публичных торгов выступает орган государственной власти или орган местного самоуправления, на сайте соответствующего органа».

Настоящей неожиданностью для многих землевладельцев стали новые изменения, внесенные в закон о земельных участках в 2020 году. Поправки кардинально изменили порядок пользования территорией для отдельных граждан и установили некоторые ограничения.

Согласно новому порядку, граждане, владеющие земельным наделом и еще не поставившие его на учет в Госкадастре, должны будут пройти обязательную регистрацию в ЕГРН (Единый государственный реестр налогоплательщиков) и получить соответствующие документы. Наша статья посвящена тому, какие еще изменения были внесены в законодательный акт и какие последствия они могут иметь для владельцев земельных участков.

Нововведения, коснувшиеся порядка постановки наделов на госучет

У людей, владеющих земельным участком, после принятия последних оправок возникла реальная опасность лишиться своего владения. Территория, которая не была поставлена на кадастровый учет или поставлена не менее пяти лет назад, должна будет пройти официальную регистрацию в новой базе данных ЕГРН. Если владелец имущества этого требования не исполнит, земля перейдет в распоряжение муниципалитета.

В дальнейшем разрешить ситуацию и вернуть назад участок будет затруднительно и возможно лишь через суд. Важным моментом также является тот факт, что если надел был поставлен на учет до 2012 года, то значиться в Госкадастре он не будет. Существенно пострадать в такой ситуации могут дачники, которые еще не успели выполнить регистрацию.

При рассмотрении конкретного дела суд может решить, что земля не имеет владельца и передать ее муниципалитету. Владелец территории может даже не узнать, что имущество больше ему не принадлежит. Даже наличие построек и сооружений любого типа не сможет защитить владельца от изъятия территории. Лишившись своих полномочий, гражданин не сможет продать, подарить или передать по наследству земельный массив.

Основная сложность процедуры постановки на учет имущества заключается в том, что придется не только подавать официальное заявление в Госкадастр на регистрацию, но и обращаться к геодезистам и проводить межевание. Само по себе мероприятие считается достаточно дорогостоящей и длительной процедурой.

Изменения, коснувшиеся кадастровой оценки недвижимого имущества

Наибольшую путаницу вызывает на сегодняшний день такая процедура, как кадастровая оценка. Новые положения закона, начавшие действовать с 1 января 2020 года, определили новый порядок выполнения проведения оценки. Сегодня мероприятие организовывают и проводят исключительно госучреждения, в то время как раньше этим занимались и независимые оценщики, имеющие официальное разрешение на работу.

Кадастровая оценка будет выполняться единообразно для каждого региона и объекта, без учета особых нюансов и индивидуальных факторов, поэтому такое решение может иметь негативные последствия и, прежде всего, повышение размеров земельного налога. Кроме того, люди не смогут обратиться к другим специалистам и заказать независимую оценку.

Порядок действий, если в документации не прописано право распоряжаться наделом

Обязательным условием по новому закону является наличие документального подтверждения прав собственности на земельный участок, который был приобретен или получен до 2001 года. Полная информация должна быть указана в специальном акте или в любом другом документе, удостоверяющем право собственности человека.

Если такие бумаги отсутствуют, то определить полномочия гражданина в отношении надела не представляется возможным, и необходимо будет выполнить проверку таких документов:

  1. Предполагаемый собственник обязан представить акт о передаче ему имущества от лица муниципального образования или госоргана.
  2. Подается выписка из похозяйственной книги, которая оформляется, когда земля используется для организации ЛПХ.
  3. Человек может представить любой другой документ, подтверждающий его право владения землей.

Если документов достаточно, то право на землю регистрируется в установленном порядке.

Новый порядок регистрации земли при получении дома в порядке наследования

Начиная с текущего года, переход права собственности на землю при наследовании жилья предполагает проведение регистрации земельного участка, на котором размещена постройка.

Важным изменением стало то, что для регистрации права собственности на дом раньше надо было предоставлять:

  • бумаги, удостоверяющие факт наследования имущества, с указанием права наследодателя на распоряжение жилым помещением;
  • любой документ, который подтверждает право гражданина на владение постройкой и земельным участком, где дом расположен.

Такие документы могут потребоваться в том случае, если ранее никаких регистрационных процедур не выполнялось и объект, а также земельный надел уже были внесены в электронную базу. В остальных ситуациях документы больше предоставлять не нужно.

Заключение

Поправки, внесенные в закон о земельных участках, стали причиной ускоренного темпа регистрации земельных участков гражданами. Согласно новым правилам, надел может быть изъят, если земля не поставлена своевременно на кадастровый учет и не имеет четко установленных границ. Кроме этого существенного изменения, некоторые поправки коснулись порядка проведения кадастровой оценки и регистрации прав собственности на имущество.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: