Устройство на работу без регистрации

212 юристов сейчас на сайте

Здравствуйте! Нужна ли прописка при трудоустройстве на постоянную работу в другом городе или достаточно просто регистрации по месту пребывания (на съёмной квартире)? Какие документы надо оформить, и куда обратиться, если прописка всё-таки нужна? Имеет ли право работодатель не принять на работу, если нет прописки? Спасибо заранее.

04 Февраля 2013, 05:40, вопрос №42596
Марина, г. Свободный

Свернуть

Консультация юриста онлайн

Ответ на сайте в течение 15 минут

Задать вопрос

Все услуги юристов в Москве


Гарантия лучшей цены – мы договариваемся
с юристами в каждом городе о лучшей цене.

По Вашему вопросу было следующее разъяснение консультантов (к сожалению, не являющееся нормативным документом):

Цитата:

«ЭЖ Вопрос-Ответ», 2007, N 6

Вопрос: На работу в нашу организацию принят сотрудник без прописки и регистрации по месту жительства. Имеет ли право организация отказать такому человеку в приеме на работу до тех пор, пока он не пропишется или зарегистрируется? Если нет, то как в данном случае заполнять соответствующие реквизиты в отчетности по НДФЛ и пенсионным взносам? Что вы можете посоветовать в данной ситуации?

Ответ: 1. Отказ в заключении трудового договора с лицом, являющимся гражданином Российской Федерации, по мотиву отсутствия у него регистрации по месту жительства, пребывания или по месту нахождения работодателя является незаконным (ст. 64 ТК РФ) и нарушает право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, гарантированное Конституцией РФ (ч. 1 ст. 27), Законом РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 (в ред. от 28.12.2006)).

Обязанность зарегистрироваться по месту пребывания (жительства) устанавливается ст. 3 Закона N 5242-1, в которой тем не менее указывается, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами Российской Федерации.

Обратите внимание! Специальная ответственность за невыполнение гражданином указанной обязанности предусмотрена в ст. 19.15 КоАП РФ. Проживание по месту жительства или по месту пребывания без необходимой регистрации влечет административную ответственность в виде штрафа от 15 до 25 МРОТ.

Действующая пока норма ст. 19.15 КоАП РФ, на наш взгляд, не соответствует Конституции РФ и имеет перспективы оценки как неконституционной при грамотно составленном обращении в Конституционный Суд РФ. Но поскольку процедуры оценки Конституционном Судом соответствующего положения ст. 19.15 не инициировалось, норма продолжает действовать.

Таким образом, у работодателя есть возможность заставить сотрудника зарегистрироваться, пригрозив сообщить о нарушении им этой нормы.

2. У работодателей из-за таких сотрудников возникают проблемы со сдачей отчетности.

В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ организация как налоговый агент по уплате НДФЛ обязана представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц в налоговом периоде и суммах начисленных и удержанных налогов (форма N 2-НДФЛ). Форма N 2-НДФЛ имеет графу, посвященную адресу места жительства работника, заполняемую на основании подтверждающего документа (Приложение N 1 к форме N 2-НДФЛ, утвержденной Приказом ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/[email protected]). Можно предположить, что в случае отсутствия данного реквизита налоговый орган не примет отчетность.

Вместе с тем совершенно очевидно, что работодатель не может отвечать за невыполнение работником обязанности по регистрации и отчетность должна быть принята.

Но не факт, что ваша налоговая разделяет эту позицию. Поэтому советуем получить в Минфине подтверждение такого подхода в порядке пп. 2 п. 1. ст. 21 НК РФ (письменные разъяснения). Конкретные рекомендации Минфина позволят избежать споров с налоговыми органами (пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ). Выполнение налоговым агентом соответствующих письменных разъяснений исключает вину лица в совершении налогового правонарушения и позволяет избежать ответственности, предусмотренной НК РФ (ст. 111 НК РФ).

При подаче сведений о работнике в Пенсионный фонд РФ (ст. 9 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования») рекомендуем учитывать следующее.

Предусмотренные формы предоставления информации, например анкета застрахованного лица (АДВ-1) (утв. Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 31.07.2006 N 192п), также содержат графы, посвященные адресу регистрации.

Вместе с тем, на наш взгляд, данный реквизит не является обязательным. Например, в отношении упомянутой формы АДВ-1 из п. 19 Постановления непосредственно следует, что в случае отсутствия реквизита «Адрес регистрации» заполняется реквизит «Адрес фактического места жительства». Реквизит «Адрес регистрации» в таком случае не заполняется.

Э.Глуховская, Эксперт АКДИ «ЭЖ» Подписано в печать 30.05.2007

Институт прописки прежнего формата исчерпал свои возможности. В XXI столетии люди отходят от социализма, переступая к новому этапу. Граждане РФ заинтересованы в прописке, открывающей правовые возможности и позволяющей успешно решать практически любые вопросы. Регистрация требуется для решения вопросов в любой сфере жизни.

Для чего требуется прописка?

Прописка – гарантия успешного решения практически любых вопросов. Какие возможности представляет ценный документ?

  1. Получение медицинского образования.
  2. Получение образования (среднее, высшее).
  3. Посещение детского сада для детей.
  4. Трудоустройство (прежде всего, государственная служба).
  5. Для пользования услугами банка следует позаботиться о получении регистрации. В противном случае не удастся оформить даже дебетовую карту. Исключение – случаи, когда человек длительное время является клиентом финансово-кредитной организации. Решение при временном отсутствии регистрации в любом случае будет принимать администрация банка, потому выполнение поставленной задачи усложняется. Исход ситуации может быть любым.

С гражданством РФ можно без проблем устроиться на работу, но работодатель может отказать человеку при отсутствии прописки. Претенденты на место в органах самоуправления должны обладать временной регистрацией в интересующем регионе деятельности. Ожидать поблажек и понимания не следует, потому работодатель обладает правом отказать в трудоустройстве, если прописка будет отсутствовать.

Почему для государственной службы требуется прописка?

Люди обращают внимание на возможность работы в органах правопорядка, таможни, фискальной службы. Для того, чтобы стать представителем государства, обязательно требуется прописка.

Выпускники высших учебных заведений прилагают усилия для практического показания полученных знаний, навыков, резервации за собой места госслужащего. Такое стремление понятно. Желание обусловлено стремлением к стабильному и благополучному будущему, уверенности в сегодняшнем и завтрашнем дне. Госслужащие обладают возможностью для медленного, но уверенного карьерного развития.

Как поступить человеку, если он является выходцем из другого региона или города России, но закончил обучение в столице? Для трудоустройства требуется, по крайней мере, временная прописка. Задача приобретает актуальность перед получением диплома и прохождением государственной практики. При поступлении на государственную службу удается получить муниципальное жилье в Москве, приобрести желаемый статус и социально стабильное положение в современном обществе.

Отсутствие прописки не позволит трудоустроиться в бюджетные учреждения. С частными компаниями вопрос можно решать «по договоренности». В большинстве случаев люди «покупают» временную регистрацию, причем частные фирмы предлагают такую возможность за год по 700 рублей. Законность документа сомнительна.

Как оформить прописку в другом городе?

Прописка может быть временной и постоянной. Основная разница – продолжительность действия предоставляемого документа. Временная регистрация оформляется на определенный период времени.

Первый этап – сбор установленного пакета документов для регистрации: паспорт, документ, доказывающий возможности вселения в жилье, заявление.

Какая информация должна присутствовать в заявлении?

  1. ФИО гражданина.
  2. Адреса убытия – прибытия.
  3. Официальная причина переезда.

Для оформления постоянной регистрации требуется взаимодействие с паспортистом. Обязательная задача – выписка по старому месту жительства, куда нужно отправить лист убытия.

Временная прописка может быть оформлена в случае личного присутствия физического лица и всех владельцев квартиры. Неявка стороны может быть заменена нотариальным согласием в виде соответствующего документа.

Муниципальное жилье не доступно в полной мере для распоряжения. Предполагается возможность для того, чтобы регистрация состоялась только для близких родственников. Другие люди не могут воспользоваться муниципальным жильем.   Для приватизированной недвижимости ограничения отсутствуют. Прописка новых жильцов возможна только с разрешением залогодателя, если жилье находится в официальном залоге.

Для процедуры получения прописки в другом городе желательно выделить от трех дней до нескольких недель.

Прописка доступна в квартире и частном доме. В обоих случаях процедура происходит по стандартной схеме. Для регистрации в доме нужно обратиться напрямую к сотрудникам паспортного стола. Для проведения процедуры требуется домовая книга. Собрав установленный пакет документов, появляется возможность получения прописки для дальнейшего решения существующих задач в любой сфере жизни.

Обязанность получения регистрации по месту текущего жительства зафиксирована на законодательном уровне в Российской Федерации. В каждом случае мероприятие проводится по стандартной процедуре.

Видео: нужна ли прописка при устройстве на работу в другом городе

Юридическая консультация

>

Трудовое право

>

Спросим у юриста: можно ли устроиться на работу без прописки

Сейчас многие люди задаются вопросом о характере взаимосвязи между возможным трудоустройством на приличную должность в какой-либо компании и наличием регистрации гражданина (ранее именуемой пропиской). Осуществление регистрации граждан в РФ происходит в органах ФМС.

Происходит этот процесс по установленным основаниям и правилам регистрационного процесса и противоположного ему — снятия с учета лиц, проживающих на территории РФ. За последние годы в этой сфере произошли некоторые изменения, и теперь российские законодательные органы выделяют два вида регистрации граждан, чего нет в прописке:

  1. Постоянная регистрация по месту жительства. Она осуществляется по личному заявлению гражданина, и что важно — не должна быть позднее семи календарных дней с момента смены гражданским лицом постоянного места жительства;
  2. Временная регистрация по месту пребывания. Гражданин производит ее оформление при следующем раскладе: происходит смена места пребывания в границах РФ на срок более 90 дней.

Существует еще одна различительная особенность двух видов регистрации. При постоянной уполномоченным органом ФМС ставится отметка на соответствующей странице паспорта. А вот в случае временной гражданину предоставляется только свидетельство о регистрации по месту временного пребывания.

Полезно знать! По существующему законодательству РФ обязательной процедурой для гражданина является регистрация. По этой причине следует внимательно относиться к ней в случае смены постоянного места проживания более чем на 90 дней, а также при переезде на новое место жительства, которое для вас станет постоянным. В обоих случаях гражданин обязан совершить регистрацию в территориальном управлении или отделе ФМС — органах, которые занимаются непосредственно оформлением постоянной либо временной прописки.

Трудовое законодательство Российской Федерации: правила и нормы приема на работу

Вопрос прописки часто поднимается при трудоустройстве

Главным документом, регулирующим процесс приема на работу и дальнейшие права/обязанности каждой из сторон, является Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ). Для тех, у кого нет постоянного места регистрации, к самой важной в этом документе относится третья статья.

Она гласит, что ни один работодатель не имеет законных прав отказать гражданину РФ в приеме на работу по причине отсутствия у соискателя постоянной регистрации в этом населенном пункте страны. Тем не менее, для иностранных граждан не все так просто.

Положения, регламентированные в третьей статье Трудового кодекса, на них не действуют. Путь выхода из этой ситуации состоит из двух этапов. Первый — получение разрешения на работу. Второй — прохождение обязательной процедуры получения временной регистрации на территории России.

В итоге, можно констатировать, что для граждан нашей страны не может быть никаких препятствий при возможном трудоустройстве на работу, так как они имеют законодательно закрепленное право на это. При этом важно наличие постоянной регистрации только на территории страны вне зависимости от субъекта РФ. И у работодателя нет никаких оснований и прав осуществлять отказ потенциальному соискателю.

Важно! Ссылаться в спорных ситуациях необходимо на статью 64 Трудового кодекса РФ, которая четко определяет случаи нарушения при приеме на работу. В частности, нарушением конституционных прав устраивающегося на работу является отказ в подписании трудового договора между работодателем и соискателем по причине того, что у последнего нет постоянной прописки или временной прописки по месту жительства.

Процесс трудоустройства: необходимые документы

Отсутствие прописки может стать причиной отказа при трудоустройстве

Список документов, которые необходимы для предоставления при приеме на новую работу, строго определены в статье 65 Трудового кодекса. Это позволяет четко регламентировать данную процедуру и избежать ситуаций, когда работодатель может затребовать какие то ни было документы сверх определенного «пакета бумаг».

Одним словом, и ст. 64, описанная в предыдущем разделе, и ст. 65 направлены на защиту прав потенциальных соискателей рабочих мест. Что касается перечня строго определенных документов к ним относятся:

  • Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность соискателя.
  • Если прием на работу осуществляется не впервые (в том числе, если совместительство с другим местом работы), соискатель будет обязан предоставить свою трудовую книжку. При первом в жизни приеме на официальную работу волноваться будущему сотруднику не о чем — изготовление и оформление трудовой книжки ложится на плечи его работодателя.
  • Свидетельство обязательного пенсионного страхования с индивидуальным номером гражданина (СНИЛС).
  • Документы, подтверждающие полученное гражданином образование, военный билет (либо приписное свидетельство в том случае, если гражданин еще не проходил службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации). Эти документы уже не являются строго обязательными, но чаще всего их запрашивают, поэтому лучше подготовить заблаговременно.

Так или иначе, среди перечисленных документов самым важным, без которого прием на работу невозможен в принципе, это паспорт, служащий документом, удостоверяющим личность, ФИО соискателя и дату рождения.

Рекомендация! В тех случаях, когда потенциальный работодатель запрашивает у Вас документы, которые не представлены в списке выше, причем где бы то ни было — при оформлении контракта, на предварительном собеседовании — смело ссылайтесь на ст. 65 Трудового кодекса Российской Федерации. Его требования не правомерны, не имеют под собой никакого законного фундамента, и работодатель должен об этом знать.

Трудоустройство без наличия регистрации: возможные негативные моменты и сценарии

Прописка — важный нюанс

Попытка трудоустроиться, не имея на руках регистрацию, может обернуться рядом негативных последствий. В частности, ст. 19.15 Кодекса об административных правонарушениях РФ предостерегает, что для граждан, не имеющих регистрации, предусмотрены штрафные санкции в размере до 5000 рублей.

Практика же показывает, что все может быть еще сложнее. Легко обрисовать ситуацию, когда Вы вознамерились найти работу с высокой оплатой в достаточно крупном городе (да и не только). Даже обладая высокой квалификацией в той или иной сфере деятельности, но не имея на руках постоянной либо временной регистрации, Вам будет невероятно трудно убедить работодателя, и более чем вероятно, что все Ваши потуги станут лишь «танталовыми муками».

Еще один сценарий, который весьма вероятен. Работодатель может просто взять и сообщить о нарушении правил регистрации в органы УФМС, что предусматривает под собой все ту же ответственность и штрафы (ст. 19.15 Кодекса об административных правонарушениях).

Последний пункт, о котором соискатели задумываются куда меньше, это негативное влияние на размер будущей пенсии. Нетрудно предположить, что за неимением постоянной или временной регистрации почти невозможны налоговые выплаты в бюджет.

Поэтому для избежания всяческих проблем перед попыткой устроиться на новое место работы лучше всего оформить временную или постоянную регистрацию. К тому же, сейчас это возможно сделать через Интернет благодаря сайту государственных услуг. Можно констатировать, что любой работодатель в РФ обязан принять на работу подходящего гражданина этой страны, не взирая на отсутствие регистрации.

Это закреплено статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушений России. Кроме того, соискатель должен знать свои права и в случае возникновения спорных ситуаций на этой почве может смело ссылаться на Трудовой кодекс РФ, ст. 64.

Как получить прописку при помощи портала госуслуг и как быть если заявление о регистрации снимают с рассмотрения, узнаете из видео:

Поделиться

ВКонтакте

Класс

WhatsApp

Telegram

Вопрос того, как оформить и принять на работу человека без прописки и можно ли это сделать, волнует многих кадровых специалистов и работодателей. Российское законодательство дает достаточно правовых механизмов, регулирующих порядок трудоустройства без временной или постоянной регистрации, следовать которым должны как работодатели, так и сотрудники. Во избежание нарушения существующих нормативов и привлечения к ответственности как самого соискателя, так и работодателя, следует знать, чем грозит организации и сотруднику прием на работу без прописки.

Прием на работу без прописки – законодательная база и правовое регулирование

В вопросах прописки и трудоустройства, как для сотрудника, так и для работодателя следует обратить внимание на следующие нормативные акты:

  • Статья 27 Конституции РФ. В ней закреплены основополагающие права граждан РФ на свободу передвижения, смены места жительства и пребывания. При этом следует понимать, что Конституцией закрепляются лишь основные правовые принципы, а не конкретные механизмы и способы их реализации.
  • Закон РФ №5242-1 от 25.06.1993. В данном законе более подробно раскрываются нормативы, касающиеся обязательности регистрации граждан по их месту жительства или по месту их временного пребывания.
  • Статья 3 ТК РФ. Нормативы означенной статьи запрещают любые формы дискриминации в сфере трудовых взаимоотношений. В частности, отдельным образом упомянута в данном случае и дискриминация по месту жительства..
  • Статья 64 ТК РФ. Её нормативы запрещают непосредственное проявление дискриминации в вопросах заключения трудовых договоров. В том числе признают дискриминационным проявление отказов при приеме на работу в случае отсутствия прописки.

Как можно понять из вышеозначенных нормативных документов, прием на работу без прописки граждан Российской Федерации является возможным и не запрещен положениями законодательства. Более того, отказ в трудоустройстве без прописки в паспорте прямо относится к дискриминационным действиям работодателя и может повлечь за собой привлечение к ответственности уже самого работодателя.

Возможной проблемой можно назвать дополнительные сложности проведения процессуальных процедур, требующих обязательного уведомления сотрудника. Так, работодателю будет тяжело доказать факт уведомления работника, если таковое необходимо, например, в случае направления ему приказа об увольнении.

Когда нельзя принимать на работу без прописки

Законом запрещается устанавливать ограничения при приеме на работу без прописки российских граждан. Однако в отношении иностранцев трудовое законодательство имеет свои аспекты правового регулирования. В частности, одним из основных нормативных документов, который применяется в данном вопросе, является ФЗ №115 от 25.07.2002, устанавливающий общий порядок нахождения иностранных граждан и апатридов (лиц без гражданства) на российской территории и основные принципы осуществления ими трудовой деятельности.

Работодатель, трудоустраивающий иностранца, имеет право потребовать от него документы, подтверждающие законность его пребывания в Российской Федерации. Кроме этого, прием на работу иностранца также должен сопровождаться в первую очередь проверкой его статуса. И если таковой статус подразумевает ограничения в возможностях трудоустройства иностранного сотрудника, работодатель обязан проверить наличие у него регистрации при приеме на работу и отказать при отсутствии таковой или несоответствии региону осуществления трудовой деятельности.

Не требуется проверять регистрацию иностранца или же сопоставлять её с местом деятельности предприятия для работодателей лишь в следующих случаях:

  • При оформлении трудовых взаимоотношений с любыми иностранными гражданами, имеющими оформленный в законном порядке вид на жительство. Таковые лица устраиваются на работу на общих основаниях наравне с российскими гражданами, и единственным отличием их приема на работу является обязательное уведомление органов МВД при заключении договора или его расторжении.
  • В случае заключения трудового договора с гражданами ЕАЭС. Так, например, прием на работу белорусов не требует от последних ни регистрации в России, ни миграционной карты или каких-либо иных документов, при этом трудоустройство подобных сотрудников также может сопровождаться лишь уведомлением исполнительных органов по вопросам миграции и не требует проведения иных процессуальных процедур.

Работодателю следует помнить, что при трудоустройстве иностранцев, он также обязан проверять не только наличие у них регистрации, если таковая проверка требуется. Кроме этого работодатель, принимая на работу лиц по по приглашению, обязан проверять наличие у них полиса ДМС или договора о медицинском обслуживании.

Чем грозит организации прием на работу без прописки и ответственность самого сотрудника

Как можно понять из вышеизложенной информации, ответственность организации за прием на работу без постоянной или временной регистрации по месту пребывания или проживания в отношении граждан России исключена.

Опасения, связанные с трудоустройством без прописки в паспорте, имеют в своих истоках фактическое существование таковых нормативов и наказаний в советском трудовом законодательстве, которым частично могут руководствоваться некоторые кадровые специалисты с большим стажем.

Однако сейчас никаких подобных нормативов нет – более того, если сотруднику будет отказано в приеме на работу по причине отсутствия прописки или несоответствия её региону осуществления трудовой деятельности, он может оспорить данный отказ в судебном порядке и привлечь работодателя к ответственности.

Прием на работу без прописки, но с регистрацией, не отличается от общего порядка действий.

А вот прием на работу иностранца с нарушением установленного порядка действий, в том числе прием на работу нерезидента России без регистрации и прописки, когда таковая необходима, может повлечь за собой уже реальные негативные последствия. В частности, статья 18.15 КоАП РФ устанавливает штрафы вплоть до 1 млн. рублей, налагаемые на юридическое лицо за незаконное трудоустройство иностранцев, в том числе за отсутствие у таковых работников прописки и полного необходимого при приеме на работу пакета документов.

Несмотря на столь жесткие требования законодательства, оно также запрещает трудовую дискриминацию в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства просто по причине их статуса. Однако несоблюдение ими законных нормативов по подаче документации и недостаточная правовая база делает отказ в трудоустройстве в данном случае законным и обоснованным, а не дискриминационным.

Несмотря на то, что организации при приеме на работу сотрудника без прописки и регистрации ничего не грозит, сам работник все же может быть привлечен к ответственности за отсутствие у него регистрации – как по месту жительства, так и по месту фактического пребывания. Таковая ответственность предполагается положениями статьи 19.15.1 КоАП РФ и статьи 19.15.2 КоАП РФ. К ней может быть привлечен как сам гражданин, у которого нет прописки, так и собственник помещения, в котором он проживает. Работодатель, в свою очередь, может привлекаться к ответственности по означенным статьям только в том случае, если он предоставляет своим работникам жилые помещения для их фактического проживания или временного пребывания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: