Условия выкупа земельного участка

Выкуп земельных участков, ранее предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, до настоящего времени является актуальной проблемой для многих землепользователей. В основном это связано с уклонением уполномоченных органов от предоставления земельных участков в собственность по различным основаниям и неоднозначность перспективы оспаривания действий государственных органов… Тем не менее суды во многих случаях идут навстречу землепользователям, в том числе в вопросах льготного выкупа земельных участков. Для упорядочения данных правоотношений приняты изменения в3 ЗК РФ вступившие в 2015 году.

Право на выкуп земельного участка

Право на переоформление земельного участка осталось и после 01.06. 2012 года
Выкуп в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования (п
. 2 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 № 137- ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О введении в действие Земельного кодекса РФ» и выкуп земельных участков собственниками расположенных на них объектов недвижимости (ст. 36 ЗК РФ в ред. до 01.03.2015, в настоящее время — гл. v. 1 ЗК РФ) являются различными правоотношениями.

В первом случае предусмотрены специальные условия приобретения земли в частную собственность:
• наличие титула права постоянного (бессрочного) пользования;
• ограничение по времени права землепользователя по своему желанию выбрать дальнейший режим землепользования.
Для приобретения земли в частную собственность должны быть другие условия, а именно:
• наличие титула права собственности на здание, строение, сооружение;
• исключительный характер права на приватизацию или приобретение права аренды земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости.

Поскольку правоотношения являются различными, ограничения и условия, установленные ЗК РФ в части выкупа земельного участка, не подлежат применению. Например, если на земельном участке, принадлежащем на праве собственности, нет объекта недвижимости, это не является препятствием для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности (постановление Президиума ВАС РФот21.03.2006 по делу №А41-К1-1979/05).
Эту правовую позицию последовательно поддерживают арбитражные суды и по настоящее время (определения ВАС РФ от 30.03.2010 №ВАС-3722/10, от 12.10.2011 по делу №А35-7365/2010).

Еще одним видом льготного выкупа является выкуп арендатором земельного участка, переоформившим свое право бессрочного (постоянного) пользования на право аренды до 01.07.2012.
Такая возможность была предоставлена п. 2.2 ст. 3 Вводного закона. При этом такой участок после 01.07.2012 должен быть предоставлен по льготной цене, установленной субъектами РФ в пределах: 20% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 млн человек; 2,5% , расположенного в другой местности.
До установления субъектами РФ цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
В связи с установлением п
. 2 ст. 3 Вводного закона обязанности осуществить переоформление права бессрочного (постоянного) пользования до 01.07.2012, возникает вопрос о возможности выкупа земельного участка в собственность на указанном основании после 01.07.2012. В данном случае наиболее обоснованным является следующее толкование закона.
Из пункта ст
. 3 Вводного закона вытекает и право лица, владеющего правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на его переоформление. Установленная законом дата определяет срок для исполнения обязанности по переоформлению такого права, но не может рассматриваться как срок, наступление которого влечет утрату права на его переоформление.
Более того, КоАП РФ дополнен ст
. 7.34, устанавливающей административную ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность. Данная статья КоАП применяется с 01.01.2013.

Из этого следует, что после 01.07.2012 лица, владеющие правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, по-прежнему вправе переоформить такое право (в противном случае введение с 01.01.2013 административной ответственности за непереоформление указанного права не имело бы правового смысла, поскольку привлечение к административной ответственности за неисполнение обязанности, которую нельзя по закону исполнить, недопустимо).

Однако необходимо иметь в виду, что период выкупа по льготной цене государственных или муниципальных земельных участков коммерческими организациями — собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности и не относящихся к линейным объектам, закончился 01.07.2012 (ст. ст. 1, 2, п. 2 ст. 3 Вводного закона) (постановление Президиума ВАС РФот17.12.2013 поделу №А41-44318/12).

В связи с окончанием 01.07.2012 срока выкупа земельных участков по льготной цене, расчет выкупной цены после 01.07.2012 осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными п. п. 1.1, 1.2 ст. 36 ЗК РФ (после 01.03.2015 — гл. v. 1 ЗК РФ), и не может превышать размер кадастровой стоимости указанного участка (определение ВАС РФ от 28.05.2014 по делу №А76-7285/2013.

Права правопреемников на выкуп земельного участка

Правопреемники тоже могут требовать льготного выкупа участка.
После установления разновидности правоотношения возникает вопрос о его субъектном составе, и в первую очередь, относится ли требующее выкупа лицо к лицам, имеющим на это законное право. В частности, это касается случаев, когда лицо, обратившееся за выкупом, является не первоначальным обладателем прав на землю, а приобрело право на недвижимое имущество и участок в порядке сингулярного правопреемства (по цепочке сделок).
Правовая действительность такова, что даже после вступления в силу ЗК РФ в 2001 году участники гражданского оборота осуществляли отчуждение объектов недвижимого имущества, зачастую не оформляя прав на землю.

Судебная практика выработала подход, согласно которому правопреемники, получившие недвижимое имущество как в ходе универсального правопреемства, так и в результате сингулярного (в результате сделок), обладают правами на применение льготного порядка, как и первоначальные правообладатели.
Конституционный суд РФ разъяснил, что любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного или муниципального образования, имеет право на приобретение в собственность земельного участка независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или в результате последующих сделок (п. 3 определения от 01.10.2009 № 1129-О-О). Ограничительное толкование положения п. 1 ст. 2 Вводного закона привело бы к нарушению принципа равенства в отношении собственников недвижимого имущества, закрепленного в ст. 19 Конституции РФ.

Указанная правовая позиция также была изложена в постановлении Президиума ВАС РФот09.04.2009 №14649/08.

Что касается земельных участков, договоры аренды в отношении которых были заключены ввиду переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, то необходимо руководствоваться следующим.
При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу данное лицо приобретает право на использование части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник (п. 1 ст. 35 ЗК РФ, п. 3 ст. 552 ГК РФ).
То есть, если к лицу перешло право собственности на объекты недвижимости, находящиеся на арендуемом земельном участке, к нему переходят и права предыдущего арендатора, в том числе на выкуп земельного участка в соответствии с льготным порядком.
Судебная практика также исходит из того, что нормы п. 2.2 ст. 3 Вводного закона не предусматривают ограничений в отношении лиц, которые не являлись непосредственными правообладателями постоянного (бессрочного) пользования указанными земельными участками, а приобрели право аренды в связи с покупкой объектов недвижимости по сделке или цепочке сделок.

Площадь выкупаемого земельного участка

Госорганы не вправе изменять площадь выкупаемого участка

Когда определены субъекты договора купли-продажи, необходимо определить характеристики объекта купли-продажи — земельного участка. В основном проблемы возникают в процессе определения границ и площади земельного участка.
Так, на практике возможно возникновение двух ситуаций:
1
. земельный участок, подлежащий выкупу, не прошел межевание и не поставлен на кадастровый учет;
2
. имеется кадастровый паспорт на выкупаемый земельный участок.

В первом случае необходимо проведение процедуры межевания земельного участка, во втором — такая обязанность отсутствует. Рассмотрим каждую этих ситуаций в отдельности.
Если земельный участок не прошел кадастровый учет, законодательство предоставляет заявителю право требовать от уполномоченного органа предоставления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (п. 7 ст. 36 ЗК РФ в ред. до 01.03.2015. п. 3 ст. 11.10 ЗК РФ).
В случае отказа или уклонения от совершения данных действий они могут быть оспорены в судебном порядке (определение ВСРФот24.11.2014 поделу №А40-143594/13). Суды, рассматривая данные категории дел, исходят из необходимости отсутствия пересечений со смежными земельными участками, выхода за красные линии, а также отсутствия нарушения других установленных вышеуказанным пунктом условий (определение ВАС РФот22.05.2014 по делу №А73-4609/2013,

Земельная площадь фактически используемого земельного участка, право на который не оформлялось ранее, может быть существенно изменена.
Президиум ВАС РФ сформулировал позицию, согласно которой исключительное право собственника объекта недвижимости распространяется только на земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования, прошедший государственный кадастровый учет.
. При составлении межевого дела формируется земельный участок площадью не менее предельных минимальных размеров и не более предельных максимальных размеров, установленных для конкретных видов деятельности, либо площадью, определенной в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (постановление от03.06.2014 по делу №А10-78/2013).

Что же касается выкупа земельного участка в порядке переоформления права бессрочного постоянного пользования, то представляется, что площадь таких земельных участков может быть уменьшена (фактически уточнена), только если какие-то части участка в силу закона не подлежат приватизации.
Если же земельный участок в установленном законом порядке прошел кадастровый учет, то любые действия уполномоченного органа, связанные с попытками уменьшения земельного участка, будут незаконными.
По закону земельный участок отчуждается в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта этого земельного участка, если иное не установлено федеральным законом (п. 5 ст. 28 ФЗ от 21.12.2001 № 178- ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

Правовая позиция о предоставлении земельного участка в соответствии с планом этого участка (в тот период заменявших кадастровый паспорт) была сформулирована в постановлении ВАС РФ от17.08.2004 №4345/04.
Единственным возможным исключением будет случай неправильного определения границ, приведшего к наложению границ на смежные участки или заступом за красные линии, однако в указанном случае администрация обязана произвести действия по внесению изменений в кадастр (предъявить иск и т. д.).
В том случае, если действия, связанные с формированием спорного земельного участка и решением о постановке его на кадастровый учет в установленном законом порядке не оспорены и недействительными не признаны, уполномоченный орган не вправе ссылаться на нарушения при формировании соответствующего земельного участка .

Если уполномоченные органы принимали решения об утверждении проекта границ земельного участка, постановке его на кадастровый учет и тем более регистрации в ЕГРП, суды считают, что вопрос о размерах земельного участка уже исследовался в установленном порядке.
При этом они не принимают довод о необходимости заявителю доказывать возможность приобретения земельного участка именно в указанных в кадастровом плане размерах.

В отношении арендуемых земельных участков представляется, что характеристики такого земельного участка не могут быть изменены по иным основаниям, кроме вышеуказанных, поскольку такие характеристики, их обоснованность и соответствие законодательству должны были быть исследованы при предоставлении земельного участка в аренду.

Законодательство предусматривает единый порядок согласований как при предоставлении земельного участка в аренду, так и в собственность. Все необходимые процедуры по установлению границ и площади земельного участка, предусмотренные законодательством, уже осуществлены при предоставлении земельного участка в аренду. При этом закон не предусматривает процедуры повторных согласований при предоставлении земельного участка в собственность. Ведь практически в данном случае происходит лишь замена одного титула владения земельным участком (аренда) на другой (собственность).
Следовательно, любые требования уполномоченных органов об изменении границ земельного участка и его площади являются незаконными.

ЦЕНА ВЫКУПАЕМОГО УЧАСТКА

Цена земельного участка устанавливается в момент подачи заявления. Наличие заявления и кадастровой карты (плана) земельного участка, которая позволяет индивидуализировать земельный участок как объект гражданских прав, дает основания и обязывает компетентный орган направить заинтересованному лицу проект договора купли-продажи земельного участка с определением в нем его цены.
Таким образом, выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент подачи заинтересованным лицом заявления с приложением к нему необходимых документов в порядке, предусмотренном ЗК РФ .

При этом не имеет правого значения, когда было принято решение о предоставлении участка, или когда был направлен договор купли-продажи (подобные действия могут под различными предлогами совершаться уполномоченными органами месяцами, а то и годами). Неправомерное бездействие уполномоченного органа в вопросе предоставления обществу на праве собственности земельных участков, а также неправомерный отказ в их предоставлении не должны влечь неблагоприятные для заявителя последствия в виде увеличения кадастровой стоимости земельных участков на момент рассмотрения спора.
Цена определяется на момент подачи заявления, даже если на момент заключения договора купли-продажи кадастровая стоимость участка уменьшилась.

В случае выявления завышения выкупной цены, покупатель вправе обратиться в суд с иском о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка в части установления выкупной цены и применении последствий недействительности сделки.

Граждане и юридические лица, имеющие недвижимость на государственных или муниципальных земельных участках, обладают исключительным правом на их приватизацию, то есть приобретение в собственность на основании договора купли-продажи. Но как осуществить это право на практике? Сколько приватизация требует средств? Каких документов? В первую очередь это зависит от того, прошел интересующий вас участок кадастровый учет или нет, присутствуют ли на нем строения других собственников или нет, а также от некоторых других обстоятельств.

С чего начать?

В первую очередь необходимо обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок, приложив к нему кадастровый паспорт (в РФ по закону объектом купли-продажи могут быть только участки, прошедшие государственный кадастровый учет). В течение месяца местные власти обязаны принять решение о выкупе участка, подготовить проект договора купли-продажи и направить его заявителю с предложением заключить договор.

Зачастую сроки выкупа земельных участков затягиваются в связи с тем, что сами участки были сформированы с неточностями. Например, обнаруживается, что в границы участка входят объекты улично-дорожной сети. Его оформление в собственность в таком виде невозможно, и необходимо проводить «переформирование». Как правило, такие ситуации возникают из-за того, что в свое время не были проведены геодезические работы, а, следовательно, границы участка изначально были определены весьма условно. Еще одна проблема связана с неточностями в самих геодезических документах, в таких случаях необходимо вносить изменения как в геодезические документы, так и в кадастровый план.

Оформление сделок купли-продажи государственного и муниципального имущества регулируется положениями статьи 36 Земельного кодекса РФ. Право собственности на приватизируемое недвижимое имущество переходит к покупателю со дня государственной регистрации перехода права собственности на такое имущество. Основанием государственной регистрации такого имущества является договор купли-продажи недвижимого имущества, а также передаточный акт или акт приема-передачи имущества.

Кадастровый учет – прежде всего

Чтобы выкупить земельный участок, он должен быть сформирован как объект и внесен в государственный кадастр недвижимости. Если государственный кадастровый учет участка не осуществлен или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения, необходимые для выдачи кадастрового паспорта, местные власти в месячный срок утверждают и выдают схему расположения участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Делается это также на основании заявления гражданина или юридического лица, либо обращения исполнительного органа государственной власти. При этом лицо, обратившееся с заявлением, обеспечивает за свой счет выполнение кадастровых и геодезических работ, стоимость которых зависит в том числе и от размеров участка.

С 1 марта 2010 года внесены некоторые изменения в процедуру оформления прав на недвижимость. Теперь заявление о регистрации прав и иные документы, необходимые для госрегистрации, могут быть представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете. Ранее, прежде чем зарегистрировать права на земельный участок, необходимо было поставить предварительно его на кадастровый учет, то есть заявитель должен был дважды обращаться в Росреестр. С 1 марта 2010 года достаточно только одного обращения.

Если заявление о регистрации прав и иные документы для регистрации представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимости, в книге учета документов указывается дата внесения в кадастр недвижимости сведений о соответствующем объекте после завершения кадастрового учета недвижимости.

Также предусмотрена возможность представления документов для регистрации прав по почте — с объявленной ценностью при пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении. В настоящее время новая система тестируется, а к концу года, как ожидается, заработает полноценно.

Когда участок один, а владельцев недвижимости – два и больше

Нередки случаи, когда на одном и том же земельном участке находятся объекты недвижимости, принадлежащие различным организациям или лицам, обладающим исключительным правом на приватизацию этого участка, а сама земля находится в так назывемой неразграниченной государственной собственности. Госрегистрацию в таком случае отличает несколько принципиальных моментов.

Примером может послужить одно из дел, рассматривавшееся Президиумом ВАС РФ. Суть спора заключалась в том, что территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Москве (управление Росимущества) обратилось в Управление Федеральной регистрационной службы (регистрационную службу) с заявлением о государственной регистрации права РФ на земельный участок в результате разграничения государственной собственности на землю.

Основанием для возникновения права собственности, по представлению Росимущества, являлось наличие на данном участке объектов недвижимости, принадлежащих Российской Федерации. Регистрационная служба отказала Росимуществу в госрегистрации, так как на спорном участке находились объекты недвижимости, которые принадлежали не только РФ, но и ее субъекту, а также частным лицам (на основании статьи 36 Земельного кодекса РФ, собственники находящейся на неразграниченном участке недвижимости обладают исключительным правом на его приватизацию). В свою очередь Росимущество обжаловало данный отказ в суде.

Суд первой инстанции первоначально удовлетворил заявление Росимущества, однако суд кассационной инстанции отменил его решение и направил дело на новое рассмотрение, указав, что право собственности на земельный участок не может принадлежать только Российской Федерации, поскольку на данном участке находятся объекты недвижимости, принадлежащие субъекту РФ и физическим лицам. Далее суды всех инстанций отказали в удовлетворении заявления. Судами было установлено, что на земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие другим лицам, вследствие чего из него был выделен другой участок. Итоговым выводом стало судебное решение о том, что регистрация права федеральной собственности в данном случае недопустима, поскольку нарушает права собственников недвижимости, расположенной на земельном участке.

Таким образом, по вопросу о том, влечет ли государственная регистрация права собственности публично-правового образования на земельный участок в результате разграничения государственной собственности нарушение прав собственников объектов недвижимости, находящихся на этом участке, отсутствует единообразие в толковании и применении норм земельного законодательства.

С одной стороны, данная регистрация нарушает права собственников объектов недвижимости, расположенной на земельном участке, и поэтому недопустима. Но существует и противоположная позиция, в соответствии с которой собственники объектов недвижимости могут реализовать свои права на соответствующую часть земельного участка, обратившись к его собственнику — государству. Также некоторые суды придерживаются мнения, что право публично-правового образования на земельный участок, находящийся в неразграниченной государственной собственности, является первичным и не может затрагивать интересы физических и юридических лиц.

В результате Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что в случае госрегистрации права собственности публично-правового образования в результате разграничения государственной собственности на землю собственники недвижимости, находящейся на участке, не лишаются права на этот участок.

Льготы по выкупу

Для некоторых граждан и юридических лиц предусмотрены особые цены выкупа вплоть до 1 января 2012 года. Данное положение действует в отношении:

 — коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;

— коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;

— граждан и некоммерческих организаций, являющихся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса РФ и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.

Указанные лица вправе выкупить участок по цене в пределах 20% кадастровой стоимости участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек и 2,5% кадастровой стоимости участка, расположенного в иной местности. До установления субъектами РФ цены участка применяется наибольшая для местности цена.

Для установления кадастровой стоимости участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). При определении рыночной стоимости участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

Следует, однако, помнить, что с 1 января 2012 года выкуп земельных участков собственниками находящейся на них недвижимости, а также переоформление в собственность права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком будет осуществляться по 100% кадастровой стоимости.

Остальные собственники недвижимости, расположенной на участках государственной или муниципальной собственности, приобретают участки по цене, устанавливаемой субъектами РФ. В населенных пунктах с численностью населения свыше 3 миллионов человек — в размере от пяти до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (в Москве и Санкт-Петербурге – за 45% кадастровой стоимости участка); от 500 тысяч до 3 миллионов человек — в размере от пяти- до 17-кратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, т.е. 7,5% и 25,5% кадастровой стоимости участка (в случае установления максимальной цены выкупа); до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов — в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, т.е. 4,5 и 15 % кадастровой стоимости участка.

Выкуп участка под разрушенной недвижимостью

Часто у собственников недвижимости, которая по каким-то причинам была разрушена, возникает вопрос, могут ли они воспользоваться правом выкупа земельного участка. В соответствии с законодательством и сложившейся судебной практикой, собственник здания, строения, сооружения вправе выкупить участок с целью эксплуатации таких объектов.

Поскольку разрушенный объект недвижимости не может эксплуатироваться, то собственник такой недвижимости сохраняет за собой ранее предоставленный правовой титул на землю (право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право аренды), на которой расположен указанный объект в целях его восстановления. После этого собственник может воспользоваться исключительным правом приватизации участка.
Условия сохранения прав за арендаторами земельных участков в случае разрушения объекта недвижимости определяются договором аренды земельных участков.

Законодательные ограничения

При приобретении в собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности, собственники могут быть ограничены в реализации своих прав. Так, Земельным кодексом предусмотрены случаи запрета передачи земли в частную собственность. В соответствии с пунктом 2 статьи 27 ЗК РФ не предоставляются в частную собственность земли, ограниченные в обороте и земли, чье отчуждение запрещено. Также невозможно приобрести в собственность земельный участок, если недвижимость находится в водоохраной зоне.

Другим примером ограничения прав на землю при приватизации является беститульное владение земельными участками. Многие собственники недвижимости не имеют прав на расположенные под ними земельные участки, при так называемом фактическом пользовании земельным участком. В этом случае закон предусматривает возможность покупки или аренды собственниками зданий расположенных под ними земельных участков.

Ограничением права собственника, приобретающего в собственность земельный участок, находящийся в государственной собственности, является сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком. Такое обременение сохраняется в случае перехода права собственности на имущество к другому лицу.

В городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек власти могут устанавливать запрет на строительство и реконструкцию недвижимости (зданий, строений, сооружений). Порядок установления и снятия запрета на строительство и реконструкцию субъекты РФ определяют самостоятельно. Такие запреты не распространяются на реконструкцию объектов капитального строительства, которая не приведет к изменению вида разрешенного использования участка. В этом случае собственник участка вправе подать заявление о снятии запрета на строительство в исполнительный орган государственной власти в течение месяца после внесения платы за снятие такого запрета. Размер платы за снятие запрета не может превышать 80% кадастровой стоимости участка.

Что такое выкупная стоимость земельного участка?

Выкупная стоимость земельного участка – это цена участка, которая устанавливается для процедуры возмездного перехода в собственность арендованного участка. В иных случаях предназначается для выкупа ЗУ органами местной власти у собственника, при изъятии земель в пользу государства или муниципалитета, для публичных нужд и иных видов деятельности федерального или регионального масштаба.

Называют ее также часто «стоимость земельного участка по кадастровой стоимости» потому что высчитывается она именно из кадастровой стоимости ЗУ.

Отличается от кадастровой и

рыночной стоимости

(об отличии мы поговорим далее) и начисляется без учёта таковых. Поэтому может значительно разниться в сравнении с ними или совпадать полностью или приблизительно.

Когда и в каких случаях понадобится ее знать?

Для налогообложения, которое опирается на кадастровую стоимость участка, выкупная стоимость не имеет никакого значения. Не играет данный вид стоимости так же существенной роли при покупке или продаже ЗУ. Как правило, рынок устанавливает собственные законы, влияющие на ценообразование и востребованность объектов недвижимости, что допускает поднимать или занижать стоимость.

Знать данные ценовые параметры участка следует при выкупе земель у администрации. Как правило, возмездный переход прав происходит тогда, когда землевладелец уже исчерпал свою возможность на приватизацию ЗУ, так как она предоставляется лишь единожды. После оформления приватизированного участка, последующее оформление земель может происходить только на возмездной основе. Такой регламент устанавливается на основании Закона о приватизации № 1541-1 от 4.07.91 г.

Соответственно, последующие имущественные операции потребуют возмещения стоимости надела в случаях:

  1. Переоформления арендуемого у муниципалитета участка, на котором возведено (возводится) капитальное строение.
  2. Переоформления в собственность участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненно наследуемом владении.
  3. Переоформления участка под домом после вступления в наследственные права, если ЗУ не в собственности.
  4. После проведения имущественной сделки с недвижимостью, расположенной на не оформленной в собственность земле.
  5. В перечисленных случаях допускается назначение выкупной цены, по инициативе администрации.

Отличие от кадастровой и рыночной стоимости

Выкупная стоимость имеет статичный характер и не подвергается влиянию тех или иных тенденций, на которые ориентирован рынок недвижимости. Например, если цены наделов поздней осенью и ранней зимой могут снижаться, то с приближением весеннего периода продавцы наделов не идут на уступки, постепенно поднимая планку установленных цен.

Кадастровая стоимость изменяется приблизительно один раз в 5 лет после проведения инвентаризации земель. Также собственник может по усмотрению изменить стоимость ЗУ, если это необходимо.Этот прецедент не означает, что выкупная стоимость попадает в непосредственную зависимость от процедуры переоценки земельного массива. Обозначенная сумма может так же отличаться в сторону уменьшения или увеличения, так как при её расчётах учитывается:

  • Решение административной комиссии о базовых величинах, применяющихся при расчёте.
  • Выбор формул и норм расчёта кадастровой стоимости, на основании которых выводится искомая сумма.

Оценка проводится со стороны субъекта, которому принадлежит земельный участок. В роли такового могут выступать как федеральные, так и региональные власти. А так же – органы местного самоуправления районных и поселковых административных отделов.

Пошаговая инструкция получения сведений о стоимости земельного участка по кадастровой стоимости

Для того чтобы получить информацию о сумме выкупа надела у администрации, следует подать заявку на оформление ЗУ в собственность, с приложением документов, которые удостоверяют право владения наделом. К таковым могут относиться:

  1. акты выдела участка, независимо от года выдачи;
  2. договор имущественной сделки с недвижимостью, расположенной на ЗУ;
  3. договор аренды ЗУ с муниципалитетом и т.п.

Заявка рассматривается административной комиссией на публичных слушаниях, после принятия положительного решения, их выносят в протокол и оформляют выпиской с предоставлением разрешения на выкуп.

К выписке прилагают квитанцию, с рассчитанной суммой, в которой указывается выкупная стоимость. Так же квитанция должна содержать состав базовых величин с расшифровкой, на основании которых проводились расчёты.

Рекомендуем также узнать, как получить кадастровую справку о стоимости ЗУ в данном материале.

Расчет стоимости земельного участка от кадастровой стоимости рассмотрим далее.

Применяемые формулы и методики расчёта стоимости выкупа земельного участка от кадастровой стоимости

Минимальный порог, допускающий ценообразование надела, зависит от процентной ставки, установленной для той или иной категории приобретателей. Она высчитывается от установленной на момент начисления кадастровой стоимости, за исключением случаев покупки недвижимости.

Если кратко, то процент выкупа земельного участка от кадастровой стоимости участка составляет:

  1. 50% в некоторых регионах для пенсионеров и инвалидов
  2. 20-60% для арендаторов
  3. 80% если изменялась категория или целевое назначение

Таким нехитрым способом можно понять как рассчитать стоимость земли по кадастровой стоимости. Расчет выкупа земельного участка более подробно расписан ниже.

В ведении местных властей – назначение льгот и субсидий отдельным группам населения. Например, в некоторых регионах местное законодательство установило льготы для пенсионеров, составляющие 50% субсидирования при выкупе участков за городской чертой. К числу льготников причисляются пенсионеры и инвалиды, допускается внеочередное приобретение земель путём выкупа так же многодетным семьям. В таком случае, если кадастровая стоимость надела составляет 100 тысяч рублей, заинтересованное лицо из числа перечисленных, вправе приобрести ЗУ за 50 тысяч.

Для арендаторов земель устанавливаются суммы, положенные к выплате, в размере 20-60% кадастровой стоимости ЗУ. Точная процентная ставка для расчета стоимости выкупа земельного участка от кадастровой стоимости участка зависит от позиции администрации и решения, принятого административной комиссией. Например, при кадастровой стоимости в 100 тысяч рублей, минимальный размер выплат при переоформлении арендуемой земли составит 20 тысяч рублей, а максимальный – 60 тысяч. Такие различия дифференцируются по длительности нахождения земель в аренде или ином виде владения – чем дольше заявитель пользовался участком, тем ниже процент установленной ставки. Так же на ценообразование влияют наличие строений или иного имущества приобретателя, расположенного на участке.

Стоимость допускает увеличения, если изменялась категория или целевое назначение земель. В таких случаях она достигает 80%, что в обозначенном примере составит 80 тысяч рублей. При этом из установленной суммы высчитывается процент, связанный с периодом нахождения ЗУ в распоряжении титульного владельца.

Выкупить участки за минимальную стоимость могут правообладатели земель, у которых:

  • участки находились в собственности 10-15 лет;
  • на участках возведены капитальные строения.

В этом случае сумма стоимости выкупа земельного участка, назначенная административным органом к уплате, может составить:

  • 20% кадастровой стоимости – для муниципальных земель;
  • 2,5% — для земель, находящихся в федеральной собственности.

Особенности

Обозначенная стоимость опирается на кадастровую оценку земель. Мы ранее рассказывали, как узнать кадастровую стоимость. При этом, при назначении выкупной цены следует ориентироваться не на текущую сумму оценки, а на ту, которая являлась актуальной в момент приобретения недвижимости, расположенной на неприватизированном участке. Например, если частный дом приобретался в 2001 году, после чего проводилась неоднократная переоценка массива, то к процедуре выкупа выставляется стоимость, соответствующая году приобретения дома.

Для арендуемых земель опора на кадастровые сведения определяется на текущий момент, характеризующийся подачей заявления. Год постройки дома и число лет владения наделом вычитывают соответствующий процент из установленной кадастровой стоимости.

Если заявитель сам устанавливает стоимость выкупной цены в заявлении, орган власти обязан принять данную сумму в качестве руководства и признать актуальность таковой. Либо – отказать в процедуре. В этом случае допускается подача искового заявления в суд.

Переоформление на основании выкупа требуется внести в регистрационные сведения Росреестра на основании действия Федерального закона № 122-ФЗ, от 27.07.97 г. и статьи 131 ГК РФ.

Если безвозмездное оформление участка в собственность затрудняется рядом причин, его допустимо приобрести возмездно, уплатив соразмерную цену.

Теперь вы знаете как рассчитать стоимость земельного участка по кадастровой стоимости и мы надеемся что наша статья вам пригодилась в этом. Удачи в расчетах!

    1379

    Правовая база

    Иногда бывают ситуации, когда пользователь участка, являющегося федеральной собственностью, желает получить его в полное распоряжение. Действующим земельным законодательством был установлен определенный порядок выкупа земли у государства.

    Внимание, акция! Получите консультацию юриста по земельным вопросам!

    Дополнительные моменты, касающиеся данного вопроса, были рассмотрены в ФЗ-171 от 23.06.2014 «О внесении поправок в ЗК РФ». Согласно данному законодательному акту, был устранен ряд спорных вопросов в сфере земельных правоотношений, а также внесены изменения с учетом многолетней судебной практики. Можно выделить следующие положения ЗК РФ, которые были уточнены:

    • передача в пользование и владение земельных наделов выполняется на торгах, независимо от ВРИ, кроме отдельных частных случаев;
    • усовершенствован порядок передачи земель, состоящих в государственной собственности или в распоряжении муниципалитета заинтересованным лицам;
    • земельные участки должны передаваться в собственность с учетом территориального планирования и градостроительного зонирования, а также при предоставлении специальной документации;

    Внесение таких поправок преследует цель снижения уровня издержек при оформлении надела в собственность, а также увеличения дохода от использования государственных земель, включая их таким образом в гражданский оборот.

    Самым распространенным способом выкупа федеральной земельной собственности является перераспределение участков. В ст. 39.28 ЗК РФ указаны случаи, когда это возможно:

    • если относительно земельного массива оформлена договоренность о развитии застроенной территории, перераспределение проводится соответственно утвержденному проекту межевания;
    • относительно соседствующих земель в рамках их границ, для исключения вклиниваний, изломанных линий и вкрапливаний;
    • между государственными землями и частными владениями, при условии, что площадь будет увеличена не более максимально разрешенного размера;
    • с целью организации места для размещения капитального строения или изъятия для нужд государства, муниципалитета.

    Определение выкупной цены

    Вопрос о выкупной цене земельного участка регулируется Постановлением Правительства № 1308 от 03.12.2014, которое устанавливает правила определения стоимости земельного надела.

    Данные правила определяют порядок исчисления суммы для оплаты приобретаемой земли при увеличении площади надела за счет федеральной собственности. Прежде всего, следует отметить, что размер платежа исчисляется федеральными органами, распоряжающимися данной площадью.

    Сумма рассчитывается как 15% от кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанных пропорционально части надела, переходящего в распоряжение нового собственника. Исключением в данном случае является определение цены выкупа при изъятии участка государством, поскольку, согласно закону, цена устанавливается на основании оценочного акта.

    Порядок выкупа земли из федеральной собственности

    Прежде всего, следует сказать, что порядок выкупа земли определяется следующими факторами:

    • расположение надела, а именно принадлежность к определенному округу или региону;
    • ВРИ земли;
    • индивидуальные особенности субъекта;

    Выкуп федеральных земель может быть осуществлен после полной оплаты ее стоимости, а также с небольшой рассрочкой. Процедура выкупа следующая:

    1. Лицо, заинтересованное в покупке надела должно обратиться в муниципалитет. Совместно с заявлением (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец заявления о выкупе земли]), гражданин обязан предоставить:
      • паспорт гражданина РФ;
      • квитанцию об уплате госпошлины;
      • договор на аренду земли (если таковой имеется).
    2. Поступивший пакет документов проверяется представителями администрации, после чего выносится соответствующее соглашение о перераспределении.
    3. После получения разрешения, гражданину следует обратиться в Росреестр и подать следующие документы:
      • договор купли-продажи на землю;
      • заявление для осуществления перевода прав собственности;
      • платежные документы об оплате госпошлины и стоимости земельного участка;
      • постановление администрации о выделении земли;
      • подробный расчет, который поясняет формирование выкупной стоимости земли, подтвержденный специальной оценочной комиссией.
    4. Росреестр в течение месяца регистрирует сделку и выдает покупателю правоустанавливающие документы на участок.

    В том случае, если изначально проект землеотвода участка не был составлен, потребуется обратиться в администрацию для его разработки, а затем согласовать полученный документ.

    Пример по выкупу земли из федеральной собственности

    Тамара Семенова обратилась в муниципалитет для того, чтобы выкупить земельный участок, находящийся у нее во временном пользовании. После обращения женщина получила отказ в связи с тем, что в отношении участка поступило заявление еще одного гражданина и необходимо устроить торги.

    Тамара попыталась оспорить данное решение, обосновав свое требование тем, что она имеет преимущественное право на покупку земли, а также тем, что второе заявление поступило позже, однако и тут получила отказ.

    При рассмотрении вопроса в суде, судья принял сторону женщины, поскольку, согласно закону, торги проводиться не должны.

    Заключение

    В завершении можно сделать ряд выводов:

    1. Законом определена возможность для граждан осуществить выкуп земли у государства.
    2. Основным способом выкупа является перераспределение земли, которое происходит при определенных условиях.
    3. Стоимость выкупа определяется исходя из пунктов установленных правил, согласно которым цена должна составлять 15% от кадастровой стоимости надела.
    4. Расчет цены производит уполномоченный орган, распоряжающийся земельным наделом.
    5. Законодательно установлен определенный порядок передачи земельного надела в собственность обратившегося лица.

    Наиболее популярные вопросы и ответы на них по выкупу земли из федеральной собственности

    Вопрос: Меня зовут Михаил, и я оформил предпринимательство. У меня в распоряжении состоит часть участка, который является сельхоз землей. На участке сейчас выращиваются овощные культуры, которые я реализую. Рядом расположенный надел, относится к федеральной собственности и находится у меня в аренде, поскольку часть этой земли вклинена в мой надел и выращивать овощи не очень удобно.

    Я решил выкупить второй надел у администрации и сначала обратился за проведением процедуры перераспределения. После получения соглашения, я обратился в муниципалитет уже для составления купчей, однако там выяснилось следующее: во-первых, кадастровая стоимость покупки возросла за счет того, что земля приобрела правильную форму, а во-вторых, я как ИП обязан уплатить 60% от этого показателя, хотя заявление я подал от физического лица.

    Подскажите, как решить данную проблему и так ли это на самом деле?

    Ответ: Здравствуйте, Михаил. Согласно Постановлению Правительства № 1308 от 03.12.2014, цена выкупа федеральной собственности определяется как 15% от кадастровой стоимости.

    Кроме этого, данный показатель не может быть пересчитан при перераспределении, а это значит, что требования администрации не являются правомерными и вы должны уплатить только 15% от первоначальной кадастровой стоимости объекта.

    Образец документов

    Список законов

    • Постановление Правительства № 1308 от 03.12.2014
    • Cт. 39.28 ЗК РФ
    • ФЗ №171 от 23.06.2014 «О внесении поправок в ЗК РФ»

    Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам прямо сейчас

    Позвоните по телефонам горячих линий и получите юридическую консультацию:

    Земля является одним из самых ценных и незаменимых ресурсов, как для ведения бизнеса (в случае необходимости проведения строительства, наличия определенных зданий), так и для обустройства личного хозяйства.

    До определенного момента для населения была доступна процедура приватизации только зданий и построек, расположенных на определенном земельном участке. Саму землю государство или муниципальные органы могли предоставить в бессрочное пользование или долгосрочную аренду. В настоящий момент землю из аренды можно приобрести в собственность.

    Законодательная база

    Основным нормативным документом, который регулирует порядок приватизации земельных участков, является Земельный кодекс Российской Федерации.

    Кроме него существуют дополнительные законы и постановления:

    1. Закон 212, вступивший в силу 30.10.07 оговаривает порядок объединения земли и построенных на ней объектов недвижимости в одно целое. Согласно положениям данного документа все собственники объектов должны выкупить и приватизировать земельные участки под ними или оформить договора бессрочной аренды.
    2. Кодекс административных правонарушений статья 7, пункт 34 оговаривает суммы штрафов, установленных за нарушение порядка оформления приватизации земли или оформления бессрочной аренды.
    3. Гражданский кодекс РФ регулирует предельные сроки, на которые можно оформлять договор аренды земли без выкупа ее в собственность. Граничные термины аренды нужны для возможности прекращения договора в случае, когда стороны не отказываются от аренды, но и не продлевают ее.
    4. Гражданский кодекс РФ статья 606 дает понятие договора аренды земельного участка, правил оплаты условий такого документа, право последующего выкупа территории в собственность.

    Земельный участок в аренде

    По определению аренда земельного участка представляет собой определенную форму взаимоотношений между сторонами, при которой одна предоставляет другой за оговоренную плату во временное пользование участок земли для ведения на нем определенной хоздеятельности. Арендодателями могут выступать частные лица (собственники земли) или государство (муниципальные госорганы).

    Условия

    На арендованную землю накладываются следующие условия:

    1. Исходя из положений Земельного и Гражданского кодексов Российской Федерации земельный участок может быть предоставлен в пользование при уплате установленной договором арендной платы. При этом территория не должна быть изъята из использования.
    2. Для участков, находящихся в частном владении, размер и сроки внесения платы за арендную землю указываются в договоре между сторонами.
    3. Для участков, находящихся во владении государства, порядок внесения оплаты и ее размер устанавливается местными органами управления, муниципалитетом, правительством.

    Права

    На протяжении срока действия договора лицо, арендующее земельные территории, имеет достаточно широкий спектр прав:

    1. Передача прав и обязательств по аренде третьему лицу без изменения терминов и без заключения нового договора. При этом согласие собственника не требуется, но арендодатель должен в обязательном порядке известить об изменениях в отношениях. В рамках этого пункта арендованные земли могут быть внесены в уставной капитал фирмы, первого кооперативного взноса или залога.
    2. Передача прав и обязательств в субаренду без изменения терминов и без заключения нового договора. При этом согласие собственника не требуется, но арендодатель должен в обязательном порядке известить об изменениях в отношениях. При этом соарендатор обладает такими же правами.

    Когда можно выкупать землю

    Для определения сроков и возможности выкупа арендованного земельного участка в собственность стоит обратиться к нормативным документам, регулирующим эту статью отношений.

    Гражданский кодекс определяет возможность выкупа территории по окончании срока аренды в случае, если такой пункт прописан в договоре между сторонами.

    Договор также может предусматривать выкуп земли до истечения срока действия аренды. В рамках такого варианта необходимым условием является погашение арендатором всей цены выкупа. Деньги могут вноситься сразу или погашаться постепенно (путем накопления арендной платы).

    Что касается владельцев объектов недвижимости, они имеют права выкупать участки земли в независимости от длительности арендного срока. По окончании термина временного использования владельцы сооружений имеют право приоритетного выкупа земли под постройками (данное правило действует только на государственные земли, для частных владельцев право приоритета не сохраняется).

    Процедура выкупа земли из аренды

    При выкупе земельного участка для всех случаев (выкуп участка после окончания действия договора, выкуп территории под объектами недвижимости, оформление права бессрочного пользования) действуют одинаковые правила и порядок проведения процедуры.

    Этапы проведения выкупа земель такие:

    1. Оформление договора, который оговаривает все условия погашения первого взноса (аванса) для выкупа территории.
    2. Процедура оценки участка по рыночным меркам и сравнение полученного результата со стоимостью по меркам кадастровой службы.
    3. Подтверждение решения купли/продажи участка.
    4. Составление и нотариальная регистрация договора купли/продажи.
    5. Получение госакта на землю.

    Для начала получения земли в право собственности заинтересованное лицо подает заявление в муниципальный орган (орган местного управлении и т.д.). К заявлению прикладываются все необходимые документы.

    Если приобретается участок под объектами недвижимости, находящимися в совместной собственности, необходимо заявление от всех владельцев.

    В некоторых случаях органы власти могут попросить предоставление дополнительных документов, кроме стандартного перечня. Решение о передаче земель в собственность из аренды принимается в течение месяца. По истечении этого срока выдается согласие и рекомендации по составлению договора купли/продажи.

    Необходимые документы

    Стандартный перечень документов включается в себя:

    1. Копии документов для идентификации личности заявителя или представителя физического (юридического) лица.
    2. Копии документов о регистрации физического (юридического) лица.
    3. Копии решений о предоставлении права на обращение от имени физического или юридического лица.
    4. Выписка из госреестра о правах на объект недвижимости и проведения сделок с ним.
    5. Паспорт на землю, выданный кадастровой организацией.
    6. Копии документов для подтверждения права получения земли в бессрочное пользование или в собственность.

    Основания для отказа

    В некоторых случаях заявитель может получить отказ в праве выкупа земельного участка. В таком случае специалисты рекомендуют обратиться в суд для обжалования решения. При этом лучше всего будет обратиться за помощью профессионалов, которые смогут объяснить причину отказа и разработать оптимальный план решения ситуации.

    Стоит отметить, что для отказа должны быть весомые причины.

    Среди определенных законом причин для отказа в приватизации (получении в собственность) земельного участка выделяют:

    1. Изъятие земельного участка из оборота.
    2. Ограничение оборота рассматриваемого земельного участка.
    3. Постановка земли на резерв для нужд муниципалитетов или других государственных органов.
    4. Несоответствие пакета документов, предоставленного заявителем, требованиям действующего законодательства.

    Иногда юристам удается найти несоответствие в отказе, полученном заявителем, основаниям, которые описаны выше. В таком случае выкуп участка разрешается осуществить.

    В то же время самостоятельно выявить такие несоответствия крайне сложно. Обращение в суд потребует моральных, физических и материальных затрат. Для упрощения процедуры судебного урегулирования отказа в приобретении земельного участка необходимо провести экспертизу всего пакета документов на предмет соответствия правовым нормам законодательства и устранить выявленные отклонения. Дальнейший алгоритм действий по обжалованию отказа лучше обсудить со специалистами, чтобы в оптимальные сроки добиться требуемого результата. В некоторых случаях после устранения всех недостатков возможно досудебное решение вопроса.

    • Автор: Anastasiya
    • Распечатать

    Оцените статью:

    (1 голос, среднее: 5 из 5)

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: