Требования по приобретению земельного участка из муниципальной собственности

Право муниципальной собственности – есть совокупность правомочий владения, пользования и распоряжения над объектами, которые принадлежат муниципальному образованию (городским и сельским поселениям, п. 1 ст. 215 ГК РФ). На основании Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав муниципальной собственности могут входить различные природные ресурсы и земельные участки, которые, в свою очередь, являются:

  • признанными таковыми Федеральными законами и соответствующими законами субъектов РФ (п. 1 ст. З Закона о введении в действие ЗК РФ);
  • приобретенными на основании требований гражданского законодательства;
  • приобретенными на основании гражданско-правовых сделок;
  • приобретенными на основании безвозмездной передачи из федеральной собственности;
  • перешедшими в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности на землю.

Правомочия собственника реализуются органами местного самоуправления, которые действуют от имени муниципалитета и имеют право передавать землю физическим или юридическим лицам в постоянное или временное пользование, а также продавать, отчуждать и совершать иные сделки, в числе которых аренда муниципальной земли, действуя в рамках российского федерального законодательства. Муниципальная собственность, равно, как государственная и частная, находится под защитой государства. Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть:

  • землями общего пользования, допускающими нахождение на их территории граждан, с правом пользования природными объектами, находящимися на этом участке, в соответствии с разрешением собственника и законно-правовых актов (п.1 ст.262 ГК РФ);
  • землями, закрытыми для общего доступа.

Муниципальная собственность на землю является единым целым, она не делится на различные виды и имеет свое предназначение – обеспечение проживания, работы и отдыха населения. Ответственность за управление муниципальными землями возложена на органы местного самоуправления, структура которых включает в себя подразделения, отвечающие за содержание и использование земель различного назначения (автомобильные дороги, благоустройство городских улиц и парковых территорий и т.д.). Муниципальные земли являются частью земель населенных пунктов и в основном относятся к землям общего пользования, используясь для возведения на них объектов общественного назначения.

Земли, находящиеся в муниципальной собственности, и расположенные за чертой населенных пунктов, могут быть приватизированы в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами органов местного самоуправления.

Средства от аренды либо продажи земли муниципальной собственности поступают непосредственно в бюджет субъекта РФ в полном объеме.

Аренда земель муниципальной собственности

Согласно земельному законодательству РФ земельный участок, находящийся в собственности муниципалитета, можно арендовать на условиях платного пользования либо безвозмездного срочного или бессрочного пользования. Оформить договор аренды на землю вправе, как физическое, так и юридическое лицо, в порядке, предусмотренном Земельным кодексом, законами федеральными или субъектов РФ. В случаях, если муниципальная земля арендуется с целью комплексной застройки жилищных объектов, права аренды передаются через торги и аукционы, которые проводятся органами самоуправления в соответствии с земельным законодательством. Как правило, такой вид аренды является долгосрочным, а к арендаторам выставляются определенные требования. Отказать в аренде земли муниципальной собственности могут в случаях изъятия земельного участка из оборота либо его резервирования для муниципальных или государственных нужд. Случаи, когда муниципальные земельные участки планируется арендовать без возведения на ней строительных объектов, являются несложной процедурой. Необходимо подать заявление о выборе земельного участка в соответствующий государственный орган для утверждения схемы расположения, и дальнейшей постановки на кадастровый учет (осуществляется будущим арендатором самостоятельно). После получения всех названных документов может быть заключен договор между арендодателем и арендатором. Арендная плата за пользование муниципальными землями исчисляется в соответствии со ставками земельного налога. Кроме того, при продаже права на оформление договора аренды на землю, возникают стартовые земельные платежи, которые также необходимо будет оплатить в оговоренный договором срок.

Выкуп муниципальной земли в собственность

Начиная с 30 октября 2007 г., в силу вступили новые изменения в Федеральный закон №212-ФЗ от 24.07.2007 г., направленные на обеспечение слияния муниципальных и государственных земель и расположенных на них строительных объектов в единые объекты недвижимости. Если до вступления в силу нового закона допускалось приватизировать только жилищные и промышленные здания и сооружения, и при этом земельный участок, на котором они находились, можно было оформить в бессрочное пользование на безвозмездной основе, то новый закон обязал произвести выкуп муниципальной земли в собственность либо оформить договор аренды в срок:

  • до 01.01.2010 г. — для юридических лиц негосударственных форм собственности;
  • до 01.01.2013 г. – для юридических лиц, объекты которых находятся на муниципальных земельных участках, с прохождением через них путепроводов, автомобильных и железны дорог, линий связи и электропередач, иные объекты крупномасштабного значения.

Нарушение сроков оформления перехода муниципальных земель в собственность повлекло за собой штрафы на юридических лиц в размере от 20 до 100 тысяч рублей (ст. 7.34 КоАП). Оформление муниципальной земли в собственность возможно при наличии соответствующих документальных оснований:

  1. документы, подтверждающие право частной собственности на все объекты индивидуального жилищного строительства, находящиеся на этом земельном участке (эти же документы будут основанием для оформления муниципальной земли в частную собственность);
  2. распоряжение органа местного самоуправления о передаче земельного участка в бессрочное пользование либо пожизненное владение (акт, свидетельство, выписка из похозяйственной книги, выданной в администрации по месту расположения участка, и т.д.).

Выкуп муниципальной земли в собственность представляет собой многоэтапный процесс, число действий в котором зависит от местонахождения земельного участка, вида разрешенного использования земли, места расположения региона или муниципалитета, к которому относятся данные земли. В перечень основных этапов по процедуре выкупа муниципальной земли входят:

  • Заключение договора, с указанием в нем размера и срока внесения авансового платежа за участок.
  • Оценка и сравнение рыночной и кадастровой стоимости объекта.

В случае, если кадастровая стоимость окажется выше рыночной, в территориально расположенном органе Росреестра необходимо произвести переоценку кадастровой стоимости земельного участка, являющегося объектом передачи в собственность на основании выкупа.

  • Принятие решения по вопросу купли-продажи земельного участка.
  • Непосредственно заключение договора купли-продажи.
  • Оформление права собственности на землю в государственном органе.

Выкуп муниципального земельного участка может быть выполнен, как с единовременной выплатой его стоимости в полном объеме, так и с рассрочкой платежа.

Договор купли-продажи недвижимости, в данном случае — земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, предусматривает переход права собственности к арендатору. Порядок заключения договора регламентируется ст. ст. 609 и 624 ГК РФ. При заключении договора присутствие и участие владельца земли (арендодателя) является обязательным. В случае уклонения арендодателя от оформления договора по купле-продаже муниципального земельного участка, арендатор может обратить с иском в суд, и на основании решения суда совершить сделку. В данном случае стоимость выкупа муниципальной земли буде определена в соответствии с результатами экспертизы, проведенной независимым оценщиком. Выкуп муниципальной земли возможен в следующих случаях:

  1. Лица, имеющие в собственности объекты недвижимости, находящиеся на выкупном земельном участке. При этом цена выкупа в данном случае не должна превышать его кадастровую стоимость, независимо от собственника (государство или муниципалитет).
  2. Религиозные организации вправе выкупать муниципальные земли с нахождением на них зданий и строений религиозного и благотворительного назначения – на все время их использования.
  3. Муниципальные земли сельскохозяйственного назначения арендатор может выкупить только по истечении 3-х лет со дня подписания договора аренды на этот земельный участок и его надлежащем использовании на протяжении всего срока.

Площадь выкупаемых земельных участков, равно как и срок аренды до выкупа, законом не ограничены. Начиная с 2012 г. выкуп муниципальных земель возможен в сумме, равной 100% его кадастровой стоимости.

Порядок выкупа арендованных муниципальных земель

Для того, чтобы произвести процедуру выкупа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, заинтересованное лицо должно предоставить соответствующий орган местного самоуправления:

  • паспорт;
  • заявление установленного образца;
  • договор аренды муниципальной земли;
  • квитанция об уплате государственной пошлины.

После согласования с органами местной власти в Росреестр предоставляются:

  • оригинал договора купли-продажи земельного участка;
  • заявление соответствующего образца о переходе права собственности;
  • квитанция об уплате государственной пошлины;
  • квитанция об уплате стоимости земельного участка;
  • расчет стоимости выкупа земли, выданного оценочной комиссией;
  • постановление о предоставлении земельного участка, выданного местными органами власти.

Право собственности заявитель приобретает с момента регистрации в соответствующих органах. Срок оформления документов составляет – 7 рабочих дней.

В выкупе муниципальной земли в собственность может быть отказано на следующих основаниях:

  1. при подаче неполного пакета документов либо его ненадлежащем оформлении;
  2. при установлении факта процедуры банкротства/прекращения деятельности покупателя – юридического лица;
  3. при предоставлении недостоверной информации о покупателе либо выкупаемом земельном участке;
  4. при невозможности выкупа муниципальной земли ввиду ее особого целевого назначения (земли общего пользования, заповедники, земли лесных и водных фондов и т.д. ).
  5. выкуп муниципальных земельных участков невозможен для нерезидентов Российской Федерации.

  • Что означает выкуп муниципальной и государственной земли в собственность?
  • У кого есть право выкупа и в каких случаях?
  • Документы и написание заявления
  • Можно ли использовать материнский капитал?
  • Сроки и пошлины
  • Однако, люди, страстно желающие стать владельцами земельного надела прекрасно знают о том, что выкупить землю у государства выйдет значительно дешевле, чем тягаться с собственниками за право обладать участком. На том, что участки, находящиеся в государственной муниципальной собственности значительно дешевле частных все плюсы и заканчиваются, ведь оформление участка в собственность – дело достаточно хлопотное и трудоемкое, а значит – требует особого внимания и подхода.

    Помимо знаний законодательства вам понадобится или советы грамотного юриста, или же терпение и усидчивость.

    Что означает выкуп муниципальной и государственной земли в собственность?

    В нашей стране каждый гражданин, а также и коммерческие организации имеют все возможные права на то, чтобы получить земельный участок. Как приобретается земля – дело сугубо личное и у каждого свой подход. Кто-то приобретает землю в соответствии с договором купли продажи, кто-то в соответствии с договором аренды и имеет право на пользование земельным участком.

    Что же сам по себе означает выкуп земельного участка? Как правило, выкуп — это процесс, в котором земельный участок, принадлежащий на праве собственности государству, субъекту или муниципальному образованию переходит в собственность гражданина.

    У кого есть право выкупа и в каких случаях?

    В соответствии с законодательством нашей страны, а именно с земельным, в виде Земельного кодекса Российской Федерации из государственной и муниципальной собственности государства каждый гражданин нашей страны может выкупить участок в собственность.

    Сделать это может как физическое лицо, так и юридическое лицо. В этом ограничений нет. Однако, такие ограничения есть в правах и возможностях использования данного земельного участка.

    Возможно, приобретение арендованного земельного надела каким-либо собственником объекта капитального строительства, который непосредственно находится на самой территории данного участка.

    Что касается условий такого приобретения, то необходимо помнить о том, что выкупая земельный участок, собственник этой самой постройки или же по-другому объекта капитального строительства, обязан уплатить стоимость, которая бы не превышала кадастровую стоимость самого участка (выкупная стоимость).
    Как правило, в вопросе стоимости таких участков, нельзя говорить о них однозначно. Сами ставки, установленные за конкретные земельные участки строго определяются субъектами, а в некоторых случаях и муниципальными образованиями.

    Если говорить о примерах, то можно привести Московскую область. Ситуация в ней обстоит так, что земельные участки могут отчуждаться по себестоимости составляющей сто процентов от общей стоимости участка, называемой кадастровой.

    В субъектах, эта сумма может быть существенно ниже и доходить до отметки в сорок или же даже в двадцать пять процентов.

    Также приобрести земельный участок может гражданин, кто имеет право постоянного бессрочного пользования именно на этот участок.

    В вопросе, сколько же стоит переоформление ну и, конечно же, теперь сам земельный участок сложно ответить однозначно. Каждый субъект, не смотря на положения земельного кодекса стремиться на уровне территориальном установить свои дополнительные пошлины. Однако они не составят больших сумм, поэтому будем рассматривать примеры без подобных выплат.

    Если вы захотите переоформить право постоянного бессрочного пользования на само право собственности, то сами правообладатели всех в округе земельных участков должны уплачивать полную рыночную стоимость.

    В некоторых, самых редких, но все же существующих случаях, само переоформление права, так называемого постоянного бессрочного пользования всегда может быть осуществлено по соответствующим ставкам. Подобные ставки всегда были предусмотрены для определенных собственников, которые держали все объекты капитального строительства в целом.

    Также земельные участки могли быть представлены собственниками помещений, так называемых многоквартирных домов. Такие люди, которые имеют в собственности помещения, или, правильно сказать, квартиры.

    Как правило, участок земли, который находится непосредственно под постройкой многоквартирного дома может достаться собственникам совершенно бесплатно. Однако необходимо помнить о том, что разговор о бесплатном участке имеет место быть только в том случае, когда сам участок был поставлен на кадастровый учет.

    Еще один способ приобретения — это приобретение земельного участка гражданами, у которых права на эти самые участки появились до тридцатого или же двадцать девятого октября двухтысяча первого года.

    Такие граждане не получили земельные наделы, которые предназначались для того, чтобы осуществлять на них сельскохозяйственную, скотоводческую, садоводческую и иную подобную деятельность.

    Таким образом, данная категория граждан может обращаться с заявлениями в администрацию муниципального образования и требовать возвращения им их земельных наделов.

    Итак, перед вами стоит совсем непростая задача выкупа определенного земельного участка. Рассмотрим порядок действий. Первое, что вам просто необходимо сделать – это обратиться в орган местного самоуправления. Это либо администрация, либо орган из системы Госимущества.

    Если вы находитесь в Москве, то вам необходимо обратиться в департамент земельных ресурсов.

    Самое главное различие в процедуре выкупа из государственной или из муниципальной собственности земельного участка в том, в какой орган вы обращаетесь. Если вы имеете дело с государственным участком земли, то вам необходимо делать запрос в Госимущество. Если же участок земли на праве собственности принадлежит муниципальному образованию – можете смело обращаться в администрацию вашего города.

    Документы и написание заявления

    Помните, что подавая документы для оформления договора выкупа вам необходимо также написать заявление о приобретении прав на земельный участок по установленной форме. Но помимо заявления у вас должен быть при себе целый ряд документов. Например, нужны такие документы как:

    • копия паспорта или иного документа, цель которого установить вашу личность для органов власти.
    • если вы являетесь юридическим лицом – то обязательно нужно предоставить свидетельство о регистрации.
    • еще один важный документ, это выписка из ЕГРП (единого государственного реестра прав).
    • необходимы всевозможные копии документов о том, что вы являетесь индивидуальным предпринимателем, или же юридическим лицом.
    • нужен кадастровый паспорт участка, который вы хотите приобрести, а также его непосредственная копия.

    Заявление нужно составлять в первую очередь. Кстати, нет единого установленного бланка поэтому заявление вы можете написать в свободной форме, указав свои данные, желание приобрести участок и получателя. В данном случае, администрацию.

    В некоторых администрациях, в которых распространена практика продажи муниципальных земель из аренды, есть образцы написания заявления, поэтому на всякий случай поинтересуйтесь этим заранее.

    Заявление должно быть заверено вашей подписью, а также указана дата. Чем подробнее и безэмоциональнее вы напишите это заявление, тем проще его будет изучить представителям администрации.

    Можно ли использовать материнский капитал?

    Материнский капитал направлен на улучшение жилищных условий в первую очередь матери и ребенка. Программа такого уровня предусматривает тот факт, что денежные средства, помимо образования и медицинских услуг можно потратить и на улучшение жилищных условий. Если в заявлении вы пропишете тот факт, что хотите приобрести земельный участок что, потом возвести там постройку — то вам разрешат использовать средства из материнского капитала.

    Сроки и пошлины

    Сроки на оформление заявлений и подачу документов в администрацию – неограничен. Однако, администрация может рассматривать ваше заявление не больше месяца. В случае, если заявление рассмотрено, а свободных земель нет — вы становитесь в своеобразную очередь на получение земельных участков.

    Государственную пошлину вы платите уже при непосредственной покупке. При стоимости земли выше миллиона рублей государственная пошлина в сторону государства будет равна чуть меньше десяти тысяч рублей.

    Если же сумма окажется меньше одного миллиона рублей, то государственная пошлина будет начисляться пропорционально сумме. Подробнее с расчетом государственной пошлины вы можете ознакомиться на сайте Налоговой инспекции Российской Федерации, а о налоговом вычете — тут.

    Как вы видите, приобретение государственной земли в собственность – процесс достаточно трудоемкий, сложнее выкупа у собственника. Необходимо хорошо знать алгоритм своих действий и куда обращаться. Далее вам помогут органы местного самоуправления и государственной власти, ведь, в какой то степени, в их же интересах пополнить казну за счет проданной части земельного участка.

    В настоящее время существует следующий порядок приобретения земельного участка в собственность: приобретение участка у прежнего владельца либо выкуп из государственной или муниципальной собственности.

    Приобретение земельного участка у прежнего владельца намного проще и не требует большого количества времени. Однако его цена может быть значительно выше, чем у аналогичного земельного участка, находящегося в государственной собственности.

    Участок из государственной собственности можно получить бесплатно, однако категория лиц, имеющих на это право, весьма ограничена.

    Для того, чтобы купить земельный участок у прежнего владельца, необходимо заключить с ним договор продажи в соответствии с требованиями, изложенными в параграфе 7 гл. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации. В договоре обязательно должны быть предусмотрены следующие существенные условия:

    • предмет договора (необходимо четко указать данные, позволяющие установить соответствие земельного участка, подлежащего продаже: категорию земли, включая целевое ее назначение, площадь территории);
    • цена договора-продажи, согласованная сторонами.

    После согласования всех деталей договора купли-продажи и его подписания нужно оформить государственную регистрацию. Процедура осуществления госрегистрации регулируется Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-Ф3. Регистрировать необходимо переход права собственности на землю.

    Для этого нужно обратиться в соответствующий орган юстиции по месту расположения приобретаемого участка, предоставив следующие документы:

    • заявление о регистрации;
    • квитанцию об оплате регистрации;
    • договор купли-продажи;
    • документы, удостоверяющие личность покупателя;
    • кадастровый план.

    После приема заявления и документов учреждение юстиции их рассматривает и в месячный срок выносит решение о государственной регистрации. При положительном решении выдаётся свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок.

    На этом порядок приобретения земельного участка завершен.

    Намного сложнее обстоит дело с выкупом участка земли из государственной собственности. Согласно законодательству земельный участок, предназначенный для строительства, может перейти в частную собственность только в результате торгов (аукциона).

    При приобретении земли необходимо:

    • подать в местные органы самоуправления заявление с просьбой предоставить земельный участок для строительства жилого дома;
    • заказать в специальной лицензированной организации топографический план участка;
    • получить выкопировку из топографического плана и подать заявление для выяснения отсутствия обременений в отношении данного участка;
    • представить с таким же пакетом документов заявление об отсутствии (либо наличии) запретов на строительство на участке;
    • подать весь пакет документов для окончательного решения в местные органы исполнительной власти или самоуправления.

    На основании всех вышеперечисленных действий местные органы самоуправления должны принять решение об аукционе, предметом которого является право собственности на земельный участок. Аукцион проводится в месячный срок после принятия указанного решения. Если кроме инициатора в течении месяца никто не изъявил желания участвовать в нем, заявитель имеет право выкупить земельный участок, уплатив его номинальную стоимость.

    Протокол результатов аукциона является основанием для оформления договора купли-продажи земельного участка. На практике между победителем аукциона и местным органом власти заключается договор аренды сроком на три года. В течении этого времени застройщик обязан возвести строения согласно целевому предназначению участка. Только после этого участок окончательно передаётся владельцу в частную собственность.

    По общему правилу, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду либо собственность осуществляется на торгах.

    Перечень оснований предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов существенно ограничен.

    На практике, едва ли не единственным основанием предоставления участка в аренду либо в собственность без проведения торгов является его предоставление собственнику расположенных на земельном участке объектов недвижимости.

    Еще одним основанием, которое до сих пор может широко встречаться на практике, является переоформление ранее возникшего права постоянного бессрочного пользования земельным участком. В данном случае участок может быть оформлен в аренду либо в собственность обладателя права постоянного бессрочного пользования по его усмотрению независимо от наличия на участке объектов недвижимости.

    Остальные случаи предоставления земельных участков без торгов носят частный характер и, как правило, привязаны к конкретным специфическим хозяйственным ситуациям.

    Например, если договор аренды заключается во исполнение иного договора, заключенного на торгах (концессия, договор о развитии застроенной территории), то для его заключения не требуется проведения отдельных торгов. Без торгов предоставляются земельные участки для размещения объектов коммунального хозяйства, а также для реализации масштабных инвестиционных проектов на основании решений Правительства РФ или органа власти субъекта РФ.

    Принципиальными вопросами, возникающими при предоставлении земельных участков без проведения торгов являются:
    — цена, по которой продается земельный участок;
    — легальные основания отказа в выкупе участка;

    Правовой центр «Два М» оказывает юридические услуги по вопросам предоставления земельных участков в аренду либо в собственность, в том числе:

    • проводит правовую экспертизу наличия оснований для предоставления участков без проведения торгов;
    • обеспечивает юридическое сопровождение процедуры оформления прав на земельные участки со стадии формирования земельного участка до его предоставления в собственность (аренду);
    • осуществляет правовое сопровождение участия заказчиков в проведении земельных аукционов и оспаривания их результатов;
    • оказывает услуги по представлению интересов в судах по спорам, вытекающих из оформления прав на земельные участки без проведения торгов.

    По всем вопросам, связанным с предоставлением услуг, просьба связываться по телефону: +7 495 989-47-25 или по e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

    Распоряжение землей, находящейся в собственности государства, реализуется:

    • органом местного самоуправления (далее – МСУ) городского округа относительно земель, располагающихся на территории этого округа;
    • органом МСУ поселения относительно земель, располагающихся на территории поселения (если имеются принятые правила землепользования и застраивания населенного пункта);
    • органом МСУ муниципального района относительно земель, располагающихся на территории поселения, включенного в состав этого района (если отсутствуют утвержденные правила землепользования и застройки населенного пункта);
    • органами исполнительной власти городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) относительно земель, располагающихся на территории перечисленных субъектов (если закон не устанавливает осуществление указанных полномочий органами МСУ).

    Порядок предоставления земельного участка

    Выделение государственной земли производится посредством торгов. Торги проводятся в виде аукциона. Федеральным законом от 23 июня 2014 года №171-ФЗ о внесении изменений в Земельный кодекс установлен перечень исключений, когда земля может быть передана иным способом:

    • продажа земли, находящейся в собственности государства, без процедуры торгов (ст. 39.3 ЗК РФ);
    • выделение земли физическому или юридическому лицу в собственность на безвозмездной основе (ст. 39.5 ЗК РФ);
    • выделение земли в аренду без процедуры торгов (ст. 39.6 ЗК РФ).

    Федеральный закон определяет:

    • сроки выделения земли;
    • основания для отказа в выделении земли;
    • список документов для выделения.

    В собственность

    Земельные участки передаются в собственность:

    • посредством проведения аукциона;
    • продажи земли без процедуры торгов;
    • на бесплатной основе.

    Торги

    Правила реализации торгов определены ст. 39.11-39.13 ЗК РФ.

    Решение о проведении аукциона принимается уполномоченным органом по заявлению физического или организации.

    Порядок подготовки к проведению аукциона для продажи или передачи в аренду участка по инициативе органов власти:

    • подготовка и утверждение органом власти схемы участка, если одобренного проекта межевания территории нет, и участок только образуется;
    • обеспечение органом власти проведения кадастровых работ;
    • госрегистрация прав на землю;
    • определение технических условий подключения участка к сетям инженерно-технического обеспечения;
    • принятие решения о проведении аукциона.

    Порядок подготовки к проведению аукциона по инициативе заинтересованного лица:

    • подготовка лицом схемы участка;
    • подача заявления об утверждении схемы участка с перечислением целей использования;
    • проверка органом власти оснований для одобрения или отказа в одобрении схемы в срок не более двух месяцев со дня получения заявления, принятие решения об отказе или подтверждении;
    • проведение заявителем кадастровых работ;
    • кадастровый учет земли и регистрация права собственности;
    • подача заявления на проведение аукциона с указанием кадастрового номера объекта;
    • обращение органа власти с заявлением о госрегистрации права собственности на землю;
    • получение технических условий подключения к сетям ИТО;
    • принятие решения о проведении аукциона в срок не более двух месяцев с момента подачи заявления.

    По завершении подготовительного этапа заинтересованное лицо подает заявку на участие в аукционе по продаже земли со всеми необходимыми документами. Результаты аукциона оформляются в протоколе организатором аукциона.

    Аукцион проводится в электронной форме за исключением случаев, когда земля передается физлицам или фермерским хозяйствам:

    • для ИЖС;
    • ведения ЛПХ;
    • ведения дачного хозяйства, садоводства;
    • осуществления фермерской деятельности.

    Без торгов

    Продажа участка без торгов может быть реализована в следующих случаях:

    • участок сформирован из земельного участка, переданного НКО, созданной физлицами для ведения дачного хозяйства и садоводства;
    • земля предоставляется физлицам для ИЖС или ЛПХ в черте населенного пункта, дачного или фермерского хозяйства согласно ст. 39.18 ЗК РФ;
    • другие случаи, описанные в ст. 39.3 ЗК РФ.

    Бесплатно

    Передача земель на бесплатной основе возможна в следующих случаях:

    • физлицам по окончании пятилетнего периода со дня получения земли в безвозмездное пользование для ведения ЛПХ или реализации фермерской деятельности;
    • физлицам по окончании пяти лет со дня получения земли в безвозмездное пользование для ИЖС или ЛПХ в муниципальных образованиях, установленных законодательством (гражданин должен иметь основное место работы в указанном МО по специальности, установленной законодательством);
    • в прочих случаях, определенных статьей 39.5 ЗК РФ.

    В аренду

    Передача земли в аренду осуществляется без проведения торгов или в виде аукциона.

    Аукцион

    Правила проведения аукциона обозначены в ст. 39.11-39.13 ЗК РФ.

    Аукцион проходит в несколько этапов:

    • подготовка и организация аукциона на право заключения договора аренды земли, находящейся в собственности государства;
    • подача заявки на участие в аукционе и необходимых документов;
    • проведение аукциона на право заключения договора аренды с оформлением итогов в протоколе.

    Без торгов

    В соответствии со ст. 39.6 ЗК РФ, передача земли в аренду без проведения торгов возможна в следующих случаях:

    • по решению Президента РФ;
    • возведение объектов социального и культурного назначения, реализация крупных инвестиционных проектов (перечисленные объекты отвечают критериям, определенным постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 года №1603);
    • строительство объектов государственного и муниципального значения;
    • проведение объектов тепло-, электро-, газо- и водоснабжения;
    • правообладателям здания, под которым находится участок;
    • религиозным организациям;
    • для проведения бюджетных строек;
    • льготникам, в т. ч. многодетным семьям;
    • лицам для ИЖС, ЛПХ и КФХ в отдаленной сельской местности;
    • физлицам для сенокошения и выпаса скота;
    • переоформление из права бессрочного пользования;
    • взамен земли, изъятой для реализации государственных нужд;
    • участок образован из ранее предоставленной земли.

    Сроки предоставления

    Участки предоставляются в безвозмездное пользование на срок:

    • не более шести лет – лицам для ведения ЛПХ и КФХ в МО, установленных законодательством субъекта;
    • не более шести лет – лицам для ИХЖ и ЛПХ в МО, работающим по основному месту работы в этих МО по специальностям, определенным законодательством;
    • не более десяти лет – малочисленным народам Севера, Сибири и дальнего Востока для возведения сооружений с целью сохранения традиционного образа жизни.

    Прочие случаи описаны в статье 39.10 ЗК РФ.

    Договор аренды ЗУ заключается на срок:

    • от 3 до 10 лет для строительства и реконструкции сооружений;
    • до 9 лет для строительства линейных объектов;
    • до 20 лет гражданам для ИЖС и ЛПХ;
    • на срок, не превышающий срок договора аренды земли, если выделяется участок, образованный из исходного земельного участка;
    • до 49 лет – в прочих случаях.

    Основания для отказа

    Основания отказа проведения аукциона:

    • нет сведений о возможности подключения объекта к сетям ИТО;
    • нет разрешения на использование земли или оно не отвечает целям использования, прописанным в заявлении;
    • участок не входит в определенную категорию земель;
    • объект предоставлен на ПБИ, безвозмездного пользования, пожизненного владения либо аренды;
    • земля изъята из оборота;
    • земля ограничена в обороте;
    • земля зарезервирована для государственных нужд;
    • земля предназначена для строительства объектов федерального, регионального или местного значения.

    Основания отказа при предоставлении земли без торгов:

    • заявителем является лицо, не имеющее права на получение земли без аукциона;
    • земля изъята из оборота или ограничена в обороте;
    • разрешение на использование земли не соответствует целям, перечисленным в заявлении;
    • ЗУ предназначен для строительства объектов федерального, регионального или местного значения;
    • предоставление земли на заявленном виде прав невозможно;
    • площадь земли, указанная в заявлении, превосходит площадь, отмеченную в схеме или проекте межевания более чем на 10%.

    Перечень документов

    Для участия в аукционе заявитель подает:

    • заявку на участие по установленной форме с указанием реквизитов для перечисления задатка;
    • ксерокопии документов, удостоверяющих личность;
    • нотариально заверенный перевод документов о госрегистрации организации согласно закону иностранного государства, если заявитель – иностранное юрлицо;
    • документ о внесении задатка.

    Прием документов прекращается за пять дней до дня проведения аукциона.

    Перечень электронных документов включает:

    • схему расположения объекта;
    • извещение о проведении аукциона в электронном виде;
    • заявление о предварительном согласовании выделения земли;
    • заявление об установлении сервитута;
    • заявление о перераспределении участков с прилагающимися документами;
    • проект межевания в виде электронного документа;
    • заявление о проведении аукциона;
    • заявление о подтверждении схемы.

    Основания для образования участка

    Образование участков из земель, принадлежащих государству, осуществляется согласно следующим документам:

    • проект межевания земли, утвержденный согласно ГРК РФ;
    • документ, отражающий месторасположение, границы и площадь участка;
    • схема местоположения участка на кадастровом плане (если отсутствует проект межевания).

    Проект межевания территории

    Образование участка осуществляется согласно проекту межевания:

    • из участка, выделенного на комплексное основание местности;
    • из участка, выделенного НКО, сформированной лицами для ведения дачного хозяйства и садоводства либо для ведения дачного хозяйства прочим юрлицам;
    • в пределах территории, относительно которой заключено соглашение о ее развитии;
    • в пределах элемента планировки, занятого многоквартирными зданиями;
    • для строительства линейных объектов федерального или регионального значения.

    Проектная документация о местоположении и границах

    Подготовка схемы ЗУ осуществляется в виде электронного документа. Подготовка на бумажном носителе допускается, если участок выделяется без проведения торгов.

    При подготовке схемы учитываются:

    • утвержденная документация территориальной планировки;
    • правила строительства и землепользования;
    • проекты планировки местности;
    • положения об особо охраняемых природных объектах;
    • наличие местности с особыми условиями использования земли;
    • земли общего пользования;
    • красные линии;
    • границы участков;
    • расположение построек и объектов незавершенного строительства.

    Схема содержит:

    • условный номер каждого участка (если образуются два и более участка);
    • площадь участка;
    • координаты точек границы участка;
    • границы формируемого участка;
    • информация об утверждении.

    Требования к подготовке схемы утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 27 ноября 2014 года №762. Подготовкой занимается орган государственной власти или МСУ.

    Подготовка проводится на основании следующих документов:

    • утвержденный документ территориального планирования;
    • проект противопожарной защиты;
    • проект планировки территории.

    Подготовка схемы при помощи официального сайта производится за плату. Если схему готовят органы государственной власти и МСУ, плата не взимается.

    Утвержденная схема расположения

    Решение об утверждении схемы заменяет (в случае выделения земли без аукциона):

    • решение о предварительном согласовании месторасположения объекта;
    • решение об образовании участка.

    Утвержденное решение направляется в орган кадастрового учета. Информация, представленная в решении и схеме, отображается на кадастровых картах.

    Основания возникновения прав на земельный участок

    Основания возникновения прав на землю перечислены в ст. 39.1 ЗК РФ:

    • решение о предоставлении земли в собственность безвозмездно или в ПБП;
    • договор купли-продажи при выделении земли в собственность за плату;
    • договор аренды при передаче земли в аренду;
    • договор безвозмездного пользования при выделении земли в безвозмездное пользование.

    Предоставление ЗУ в безвозмездное пользование

    Согласно ст. 39.10 ЗК РФ, земля предоставляется в пользование на безвозмездной основе в следующих случаях:

    • лицам для ведения ЛПХ, КФХ в МО, установленных законодательством субъекта;
    • для ИЖС и ЛПХ – лицам, работающим по основному месту работы в МО, по специальностям, утвержденным законодательством субъекта;
    • малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока для возведения построек с целью сохранения традиционного образа жизни и хозяйствования.

    Прочие случаи обозначены в вышеназванной статье.

    Предварительное согласование предоставления участка

    Предварительное согласование требуется при уточнении границ участка, а также при передаче  земли без торгов.

    Вместе с заявлением о предварительном согласовании подаются:

    • документ, доказывающий право заявителя на получение земли без торгов;
    • схема участка, если он только образуется и проекта межевания нет.

    Заявление рассматривается в течение 30 дней с момента поступления. Решение о предварительном согласовании действительно в течение двух лет.

    Порядок предоставления земельного участка без проведения торгов

    Если участка нет, заявитель занимается разработкой схемы участка (при отсутствии проекта межевания). Уполномоченный орган власти в течение месяца принимает решение о предварительном согласовании. Далее заявитель занимается реализацией кадастровых работ и кадастрового учета земли. Данная процедура осуществляется органом власти в течение 10 дней. Последний этап – заключение договора.

    Преимущества нового порядка

    С 1 марта 2015 года сильно изменился порядок предоставления участков из государственной и муниципальной собственности.

    Плюсы нововведений:

    • устанавливается порядок выделения готового участка и земли без точных границ;
    • вводятся сроки принятия решений;
    • вводятся основания для отказа в принятии того или иного решения;
    • исключено решение об образовании земли в виде дублирующего решения об утверждении схемы;
    • исключена подготовка и утверждение акта выбора земли.

    Особенности предоставления участков гражданам для ИЖС, ведения ЛПХ и т.п.

    Заявитель занимается подготовкой схемы участка и подает заявление в орган МСУ о предварительном согласовании выделения земли. Орган МСУ в свою очередь публикует извещение о выделении земли для конкретных целей.

    В этом извещении содержатся:

    • сведения о возможности выделения земли с указанием его целей;
    • сведения о праве физлиц или КФХ подавать заявление на участие в торгах;
    • адрес, способ подачи заявки;
    • срок приема заявок;
    • адрес месторасположения участка;
    • кадастровый номер, площадь земли;
    • площадь земли согласно проекту межевания или схемы, если участок только образуется;
    • адрес и время приема для ознакомления со схемой, составленной в бумажном виде.

    Если в течение месяца поступили другие заявление, орган МСУ выносит решение об отказе в предоставлении земли без аукциона. Если заявление не поступали, и участок уже сформирован, остается только подписать договор купли-продажи или договор аренды.

    В противном случае орган МСУ примет решение о предварительном согласовании выделения земли. Заявитель проводит кадастровые работы, подает в орган МСУ заявление о выделении земли и только после этого подписывается договор.

    См. также:

    • Пошаговая инструкция покупки земельного участка у собственника.
    • Объясняем: как найти или проверить собственника земли.
    • Дачная амнистия продлена: Как оформить земельный участок в собственность.

    bupum.ru
    Требования по приобретению земельного участка из муниципальной собственности
    Требования по приобретению земельного участка из муниципальной собственности

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: