Процедура возмещения причиненных убытков при изъятии земельных участков

41. Возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного производства при изъятии земельных участков для государственных или общественных нужд и временном их изъятии

В ст. 57 ЗК РФ определяется порядок возмещения убытков при изъятии земельных участков, ухудшении качества земель, временном занятии земельных участков, ограничении прав собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Убытки подлежат возмещению в полном объеме: как реальный ущерб, так и неполученные доходы.
При изъятии земельного участка или временном его занятии могут быть причинены следующие убытки:
— стоимость строений и сооружений, находящихся на земельном участке, оценивается по сметной стоимости строительства новых объектов
. Возможен также перенос сооружения на другой земельный участок либо строительство нового объекта за счет средств лица, которому предоставляется земельный участок;
— стоимость плодово-ягодных насаждений оценивается по стоимости саженцев и затраты на их выращивание;
— стоимость незавершенного производства;
— стоимость затрат, связанных с устранением неудобств при использовании земли, включает единовременные затраты, которые используются на приобретение транспортных средств, строительство мостов, переправ, дорог и др
. Кроме этих убытков, должна быть возмещена и упущенная выгода, которая расчитывается путем умножения средней урожайности сельскохозяйственных культур на стоимость их реализации и коэффициент восстановления нарушенного производства.
При временном занятии земельного участка используется коэффициент, приравниваемый к сроку временного занятия земельного участка.
Порядок возмещения потерь установлен постановлением «О порядке возмещения убытков и потерь сельскохозяйственного производства», а также ст
. 58 ЗК РФ. Они возмещаются в размере стоимости освоения площади новых земель с учетом проведения на них мероприятий по окультуриванию и повышению плодородия почв до уровня плодородия изымаемых земель (по кадастровой оценке).
Потери, вызванные ограничением использования или ухудшением качества сельскохозяйственных угодий под влиянием деятельности предприятий, учреждений, организаций, определяются в процентах от норматива стоимости освоения новых земель пропорционально снижению качества сельскохозяйственных угодий.
Для определения размера потерь используются плановокартографические материалы, данные почвенных обследований, земельного кадастра и мониторинга земель.
Размеры потерь, связанных с изъятием земель, определяются на стадии предварительного согласования места размещения объекта с уточнением при предоставлении земель
. Если потери выявились в период строительства или после введения в действие объекта, то они определяются на основании фактического отрицательного воздействия объекта на качество прилегающих сельскохозяйственных угодий.
Потери возмещаются в полном объеме при предоставлении сельскохозяйственных угодий во временное пользование с условием рекультивации нарушенных земель под несельскохозяйственные угодья и в размере 50 % от норматива при нанесении снятого плодородного слоя почвы на малопродуктивные или непродуктивные угодья за счет средств организаций, которым предоставляется земельный участок.
В соответствии с постановлением сельскохозяйственного производства потери не возмещаются при: предоставлении земельных участков для строительства мелиоративных систем на землях сельскохозяйственного назначения; предоставлении естественных кормовых угодий под строительство прудов рыбных хозяйств, рыбопитомников; отводе земель под индивидуальное жилищное строительство в границах населенных пунктов; отводе земель под кладбища из состава государственных и муниципальных земель и в иных случаях.

Глава 6

Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

В каких случаях, кому и кем возмещаются убытки?

Согласно ст. 57 ЗК РФ убытки в полном объеме, в том числе упущенная выгода, возмещаются землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков:

1) при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

2) в связи с ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц;

3) при временном занятии земельных участков;

4) при ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов.

Собственникам земельных участков убытки возмещаются во всех названных случаях, кроме случаев изъятия у них земельных участков, при котором убытки покрываются стоимостью изымаемого земельного участка, выплачиваемой данному собственнику.

Возмещение убытков производится за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон, что повлекло за собой ограничение прав или ухудшение качества земель.

Основания для возмещения убытков указаны в Правилах возмещения собственниками земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, утв. постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. № 262.

Как сказано в названных Правилах, основанием для возмещения убытков собственникам земельных участков является:

соглашение о временном занятии земельного участка между собственником земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;

акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав собственника земельного участка, соглашение о сервитуте;

акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц; решение суда.

Основанием для возмещения убытков землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков является:

акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

соглашение о временном занятии земельного участка между землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;

акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка, соглашение о сервитуте;

акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц; решение суда.

Размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков изъятием для государственных или муниципальных нужд или временным занятием земельных участков, ограничением прав либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми компетентными государственными органами РФ. При этом споры, связанные с определением размера убытков, рассматриваются в судебном порядке.

Определение размера убытков, причиненных землепользователям и землевладельцам изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

При определении размера убытков, причиненных арендаторам земельных участков изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, учитываются убытки, которые арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, арендная плата, уплаченная по договору аренды за период после изъятия земельного участка, а также стоимость права на заключение договора аренды земельного участка в случае его заключения на торгах.

Определение размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков временным занятием земельных участков, производится с учетом убытков, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенной выгоды. Учитываются расходы, связанные с временным занятием земельных участков.

При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков ограничением их прав, учитываются разница между рыночной стоимостью земельного участка без учета ограничений прав и рыночной стоимостью земельного участка с учетом этих ограничений, убытки, которые собственники земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.

При определении размера убытков, причиненных землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков ограничением их прав на земельные участки, учитываются убытки, которые землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.

Определение размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, производится с учетом убытков, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенной выгоды, а также затрат на проведение работ по восстановлению качества земель.

При расчетах размеров возмещения убытки определяются с учетом стоимости их имущества надень, предшествующий принятию решения об изъятии земельного участка, о временном занятии участка или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов.

Ю. Ж.

В чем особенности возмещения убытков пользователям земельных участков в случаях нарушениях их законных прав?

В отличие от ст. 57 ЗК РФ, которая определяет в основном порядок возмещения убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд и в других случаях правомерного (непреднамеренного) их причинения, ст. 62 ЗК РФ определяет порядок возмещения убытков, причиненных в результате нарушений прав пользователей земельного участка (в том числе его собственника).

И далее, при возмещении убытков, предусмотренных ст. 57, необходимо руководствоваться специальными Правилами о возмещении убытков, (т. е. нормативным правовым актом земельного права), о чем уже сказано выше.

Но при возмещении убытков по ст. 62 необходимо применять нормы гражданского законодательства.

В связи с этим ст. 62 ЗК РФ устанавливает: убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть, как указано в ст. 62, принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

К статье 62 ЗК РФ примыкает ст. 76 ЗК РФ, которая также предусматривает возмещение убытков, причиненных нарушением прав пользователя земельным участком. Однако ст. 76 ЗК РФ имеет в виду такие нарушения прав, за которые, наряду с возмещением причиненных убытков (вреда), следует юридическая ответственность (санкции) по ст. 74 и 75 ЗК РФ.

Согласно ст. 74 лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленным законодательством. Вместе с тем, привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Статья 75 ЗК РФ предусматривает также дисциплинарную ответственность за земельные правонарушения и возмещение вреда, причиненного ухудшением состояния земельного участка (загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами).

Статья 76 ЗК РФ устанавливает общие правила возмещения вреда (убытков) при совершенных правонарушения. Эта статья предусматривает ряд следующих правил.

1. Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

2. Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

3. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Таковы особенности возмещения убытков (вреда), причиняемых пользователям земельных участков в результате правонарушений, и привлечения виновных к юридической ответственности.

Ю. Ж.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг

Статья 55.
Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
1. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего

Глава VIII.
Возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Статья 57.
Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных

Статья 57.

Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

, ухудшении качества земель, временном занятии земельных участков, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и

Статья 63.
Гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
1. Изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после:1) предоставления по желанию лиц, у

Статья 55. Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
1. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего

Глава VIII. ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ ПРИ ИЗЪЯТИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Статья 57.

Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

, ухудшении качества земель, временном занятии земельных

Статья 57.

Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

, ухудшении качества земель, временном занятии земельных участков, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и

Статья 63. Гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
1. Изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после:1) предоставления по желанию лиц, у

Глава XI. МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ, ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И РЕЗЕРВИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Статья 67. Государственный мониторинг земель
1. Государственный мониторинг земель представляет собой

Статья 55
Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
1. Основания для изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, перечислены в ст.49 Кодекса. Все они относятся к категории исключительных случаев и не должны

Глава VIII. Возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Статья 57
Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных

Статья 57

Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

, ухудшении качества земель, временном занятии земельных участков, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и

Статья 63
Гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
1. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд обусловлено соблюдением гарантий интересов собственника, землепользователя,

Статья 6.
Перевод земельных участков из состава земель одной категории в другую в случае изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд
Комментарий к статье 6Пункт 1 комментируемой статьи установил положение, в силу

§ 5
Обеспечение соблюдения жилищных прав собственников жилых помещений при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
Как указывалось в § 1 гл. 2, жилое помещение — это недвижимость, т. е. кроме всего прочего объект, который непосредственно

Вопрос 122. Споры в связи с изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по установленным ст. 49 ЗК

А.Л. КОРНЕЕВ
Корнеев А.Л., доцент кафедры
экологического и земельного права
юридического факультета МГУ им
. М.В.
Ломоносова, кандидат юридических наук.
Изъятие земельного участка для
государственных или муниципальных нужд
является самостоятельным основанием для
прекращения отношений различных земельных
правоотношений (ст
. 55 Земельного кодекса
Российской Федерации, далее — ЗК РФ), в том
числе отношений собственности (ст. 44 ЗК РФ),
и договора аренды (пп
. 5 п. 2 ст. 46 ЗК РФ) и
осуществляется с учетом норм ст
. 49, 55, 62, 63 ЗК
РФ , а также норм ряда других статей как
кодифицированных актов (в том числе
Гражданского кодекса Российской Федерации,
далее — ГК РФ), ряда федеральных законов и
иных нормативных правовых актов .

———————————
Изъятие земельного
участка для государственных и
муниципальных нужд не следует смешивать с
принудительным прекращением права
собственности на земельный участок
. См.:
Таскин Н.И. Принудительное прекращение
права собственности на земельный участок:
Автореф
. дис… канд. юрид. наук. Краснодар,
2003. С. 8 — 11.
Имеются в виду
соответствующие нормы ФЗ от 02.01.2000 «О
государственном земельном кадастре» (СЗ РФ.
2000. N 2. Ст. 149), ФЗ от 18.06.2001 «О землеустройстве»
(СЗ РФ
. 2001. N 26. Ст. 2582) и др.
См.,
например: Правила возмещения собственникам
земельных участков, землепользователям,
землевладельцам и арендаторам земельных
участков убытков, причиненных изъятием или
временным занятием земельных участков,
ограничением прав собственников земельных
участков, землепользователей,
землевладельцев и арендаторов земельных
участков либо ухудшением качества земель в
результате деятельности других лиц, утв.
Постановлением Правительства РФ 7 мая 2003 г
. N
262 // СЗ РФ. 2003. N 19. Ст. 1843.
Применительно к
аренде земельных участков следует прежде
всего сопоставить нормы ст. 49 ЗК РФ,
содержащей основания для изъятия земельных
участков, и нормы ст
. 46 ЗК РФ,
устанавливающей основания прекращения
аренды земельного участка
. Надо признать,
что правила ст
. 49 ЗК РФ нельзя признать
простым продолжением ст. 46 ЗК РФ, поскольку
понятия «изъятие земельного участка» и
«прекращение договора аренды» не
совпадают.
Здесь уместен следующий
пример из судебной практики
. Между
администрацией города и
жилищно-строительным кооперативом в
соответствии с постановлением городской
администрации был заключен договор аренды
земельного участка сроком 49 лет для
строительства обозначенных в договоре
объектов. По прошествии шести лет
администрация города приняла
постановление об изъятии у ЖСК
предоставленного ему участка, мотивируя
это «неосвоением» участка в сроки,
предусмотренные договором аренды , при
этом подчеркивалось, что изъятие
производится «для удовлетворения
муниципальных нужд»
. По этому поводу надо
заметить, что вопрос об изъятии участка
есть вопрос принятия исключительно
административного решения, которое должно
опираться на ст
. 49 ЗК РФ. Перечень оснований
для такого изъятия, в том числе путем
выкупа, не содержит такого основания, как
«неосвоение участка», да и применяться может
в «исключительных случаях» (п. 1 ст. 49 ЗК РФ).
Что же касается связи принятого решения с
договором аренды, то последний нельзя
считать прекращенным, так как следовало бы
для этого найти основание непосредственно
в ст. 46 ЗК РФ. Кроме того, договор аренды по
ст
. 46 ГК РФ расторгается именно
арендодателем, а не иным лицом.

———————————
См.: Залесский В.
Возможность досрочного расторжения
договора аренды земельного участка и
изъятия земельного участка по решению
органа исполнительной власти // Гражданское
законодательство
. Практика применения. М.:
Юстицинформ, 2002
. С. 262 — 263.
Существенно, что
всякое изъятие земельного участка для
государственных или муниципальных нужд
действующий закон (в том числе и ст
. 55 ЗК РФ)
рассматривает как акцию, которая может
происходить как на добровольной, так и на
принудительной основе; в последнем случае
данное основание прекращения договора
аренды будет действительно только в силу
решения суда (п
. 2 ст. 55 ЗК РФ).
Земельное
законодательство предусматривает, что при
изъятии земельного участка для
государственных или муниципальных нужд
возможен и выкуп. Очевидно, что в таких
случаях речь идет не о выкупе
соответствующих прав, а о специальном
основании для их прекращения
. Поэтому,
например, при аренде или постоянном
(бессрочном) пользовании выкуп
производится не в отношениях с арендатором
или землепользователем, а в отношениях с
собственником; в отношениях с арендатором
или землепользователем находится
соответствующий собственник, который на
основании специального указания закона
лишь расторгает соответствующие
отношения.
В силу множественности
субъектов, интересы которых затрагиваются
выкупом, вопросы правового регулирования
отношений по изъятию земельных участков
для государственных или муниципальных нужд
достаточно сложны, требуют привлечения
различных отраслей права и, как
представляется, сегодня не имеют
достаточного правового обеспечения.

Например, в ст. 282 ГК РФ предусмотрены
гарантии прав при изъятии земельных
участков для государственных или
муниципальных нужд, но в отличие от ЗК РФ
они распространяются лишь на собственников
и содержательно не совпадают с гарантиями,
предусмотренными ЗК РФ (ст
. 55, 63 и др.).
Впрочем, гл
. 17 ГК РФ после принятия нового
Земельного кодекса в целом требует
радикальной переработки.
Ряд авторов
также полагает, что некоторые нормы ГК РФ
(ст
. ст. 284 — 286 ГК) вообще следует исключить
из текста Гражданского кодекса, поскольку
они являются не гражданско-правовыми, а
земельно-правовыми.
———————————
См., например: Сыродоев Н.А
. О
соотношении земельного и гражданского
законодательства // Государство и право. 2001.
N 4. С. 31 — 32.
Представляется, что при
решении вопроса о сбалансированности и
гармонизации норм гражданского и
земельного права в данном случае следует
прежде всего опираться на метод
дифференциации отношений по характеру
регулируемых отношений
. Так, в
рассматриваемом случае целесообразно
усматривать различные по характеру
отношения: те из них, которые связаны с
основанием изъятия земельного участка и
его процедурой, судя по всему, могут быть
отнесены к предмету земельного права, а
отношения по возмещению убытков, как
отношения эквивалентно-возмездные, было бы
правильным считать находящимися в сфере
действия гражданского права. В таком случае
нормы Земельного кодекса РФ об изъятии
земельных участков следует рассматривать
дифференцированно: одни из них являются
основными, базовыми (нормы земельного
права), а другие — специальными (нормы
гражданского права).
Оценка
возникающих при этом пробелов в правовом
регулировании должна опираться также на
норму п
. 3 ст. 3 ЗК РФ: имущественные
отношения по владению, пользованию и
распоряжению земельными участками
регулируются нормами гражданского
законодательства, если иное не
предусмотрено гражданским
законодательством.
Сказанное не
означает, что так просто могут быть найдены
ответы на все многочисленные вопросы
соотношения земельного и гражданского
права
. Остается актуальной задача,
сформулированная И.А
. Иконицкой как
необходимость «найти нишу как для
гражданского, так и для земельного
законодательства в целостной системе
регулирования земельных отношений в
России»
. Но все же методика
предварительной дифференциации правового
регулирования по типу отношений и
выделения общих и специальных норм
работоспособна.
———————————
Иконицкая И.А. Земельное право Российской
Федерации
. М.: Юристъ, 2001. С. 36.
Вопросам
возмещения убытков при изъятии земельных
участков для государственных или
муниципальных нужд посвящена и ст
. 57 ЗК РФ.
Заметим, что земельное и гражданское
законодательство не совпадают при описании
размера компенсации, а в самой ст
. 57 ЗК РФ
заложены некоторые противоречия. Так,
убытки, причиненные собственникам
земельных участков, возмещаются только в
случаях, когда убытки причинены ухудшением
качества земель в результате деятельности
других лиц (пп
. 2 п. 1 ст. 57 ЗК РФ), временным
занятием земельных участков (пп
. 3 п. 1 ст. 57
ЗК РФ) и ограничением прав собственников
земельных участков, землепользователей,
землевладельцев, арендаторов (пп
. 4 п. 1 ст. 57
ЗК РФ). А землепользователям,
землевладельцам и арендаторам земельных
участков возмещение убытков предусмотрено
только в случае изъятия земельных участков
для государственных или муниципальных
нужд.
Так, в случае ухудшения качества
земель в результате деятельности других
лиц, убытки будут причинены в первую
очередь землепользователю, т.к
. именно он
непосредственно извлекает пользу из
земельного участка. В случае если договор
аренды носит краткосрочный характер,
возмещение таких убытков собственнику
может быть оправданно, однако если договор
аренды заключен на длительный срок, а
возможно и с правом выкупа, очевидно
несовершенство правового регулирования.
Представляется, что арендатор сможет
защитить свои права только путем
пересмотра договора аренды в части
уменьшения арендной платы, на что может не
согласиться собственник, и арендатор будет
вынужден нести убытки самостоятельно или
прекратить договор.
Еще более
очевидным является несовершенство нормы о
том, что в случае временного занятия
земельного участка возмещение убытков
производится только его собственнику.
Проблемы реализации п
. 2 ст. 57 ЗК РФ в части,
касающейся возмещения собственникам
убытков, причиненных в случае ограничения
прав землевладельцев, землепользователей,
арендаторов земельных участков, уже
отмечались в литературе
. Так, реализация
данной нормы повлечет неоправданные
задержки в возмещении убытков, связанные с
необходимостью совершения дополнительных
действий: арендатор для возмещения своих
убытков будет обращаться к собственнику
земельного участка, который, в свою очередь,
обратится к причинителю вреда
. Не говоря
уже о возможных сложностях, связанных с
определением и поиском собственника
земельных участков, длительностью судебных
процессов, неизбежна проблема
несоответствия сумм возмещения
полученного собственником и
выплачиваемого арендатору, обусловленного
разными подходами к расчету размера
убытков, определенному в ЗК РФ, которым
регулируются отношения по выплате
возмещения собственникам, и ГК РФ, под
правовое регулирование которого подпадают
отношения между собственниками земельных
участков и арендаторами
. Так, например, ЗК
РФ в отличие от ГК РФ не предусматривает
возможности взыскания сумм за пользование
чужими денежными средствами.

———————————
См., например: Попов
Н.А., Захарьин В.Р. Комментарий Земельного
кодекса Российской Федерации.
Безусловно, существенную проблему
представляет отсутствие единой методики
подсчета упущенной выгоды, что может также
привести к различию в указанных суммах
возмещения.
Представляется, что вопрос
о возмещении убытков находится в сфере
гражданско-правового регулирования, что
собственно подтверждено и указанными выше
Правилами возмещения убытков от 7 мая 2003 г.,
ориентированными на приоритетное
применение норм именно гражданского
законодательства
. Данный акт несколько
изменил ситуацию, поскольку в нем заметен
переход от подробного, но неточного
описания убытков и потерь
сельхозпроизводства к использованию
бланкетных норм — по ряду весьма важных
вопросов следует ссылка именно на
гражданское законодательство. Например,
плата за изымаемый участок должна включать
в себя и убытки, а сам размер платы
определяется гражданским
законодательством (часть вторая п
. 1); в
соответствии с п
. 6 определение убытков
должно производиться в соответствии с
гражданским законодательством, в том числе
учитывается и упущенная выгода.

Поскольку нормы гражданского
законодательства о возмещении убытков (ст.
15, 16, 393 и др
. ГК РФ) ориентированы
исключительно на случаи убытков, вызванных
нарушением субъективных гражданских прав,
земельное законодательство может
предусматривать специальные нормы для
случаев, когда убытки и потери возникают не
в связи с правонарушением .

———————————
См. об этом:
Постатейный комментарий к Земельному
кодексу Российской Федерации и
Федеральному закону «Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения» / Под
ред
. Г.Е. Быстрова, Б.Д. Клюкина. М.: Контракт,
2002
. С. 301 — 302.
В этой связи было бы
правильным провести общую оценку различных
правил о возмещении убытков и потерь при
изъятии земельных участков в целях
обеспечения единой логики
. Так, в ряде
случае вопрос о возмещении убытков и потерь
сельскохозяйственного производства точно
не определен относительно обязанного
субъекта и оснований изъятия. Например,
Положением о порядке консервации земель с
изъятием их из оборота предусмотрено
изъятие земель различных собственников,
предусмотрена и норма о подсчете убытков,
определены задачи — остановить деградацию
земель, восстановить плодородие почв
. Но
остается неясным: консервация представляет
собою акт изъятия для государственных или
муниципальных нужд или же это добровольное
дело каждого собственника? Полагая, что в
любом случае охрана и восстановление
земель направлены на удовлетворение
определенного публичного интереса, такая
мера может быть объявлена и как изъятие для
государственных или муниципальных нужд, но
тогда возникающие убытки оказываются не
вполне справедливо возложены только на
публичные образования .

———————————
Утверждено
Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N
830 // СЗ РФ
. 2002. N 47. Ст. 4676.
К сожалению,
земельное законодательство чрезвычайно
редко использует договорные формы
взаимодействия; в данном случае расходы по
консервации правильнее было бы разложить
между всеми заинтересованными лицами:
государством, муниципальными
образованиями, физическими и юридическими
лицами — собственниками, арендаторами, но
для этого требуется именно договорный
механизм, более гибкий по сравнению с
правилами возмещения убытков и потерь
производства при изъятии для
государственных или муниципальных нужд.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

«ЗЕМЕЛЬНЫЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 25.10.2001 N
136-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 28.09.2001)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 18.06.2001 N 78-ФЗ
«О
ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВЕ»
(принят ГД ФС РФ
24.05.2001)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 02.01.2000 N 28-ФЗ
«О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЗЕМЕЛЬНОМ КАДАСТРЕ»
(принят ГД ФС РФ 24.11.1999)
«ГРАЖДАНСКИЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 07.05.2003 N
262
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ВОЗМЕЩЕНИЯ
СОБСТВЕННИКАМ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ,
ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦАМ И
АРЕНДАТОРАМ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ УБЫТКОВ,
ПРИЧИНЕННЫХ ИЗЪЯТИЕМ ИЛИ ВРЕМЕННЫМ
ЗАНЯТИЕМ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ОГРАНИЧЕНИЕМ
ПРАВ СОБСТВЕННИКОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ,
ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ И
АРЕНДАТОРОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ЛИБО
УХУДШЕНИЕМ КАЧЕСТВА ЗЕМЕЛЬ В РЕЗУЛЬТАТЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДРУГИХ ЛИЦ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Правительства РФ от 02.10.2002 N 830
«ОБ
УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ
КОНСЕРВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ С ИЗЪЯТИЕМ ИХ ИЗ
ОБОРОТА»
Правовые вопросы
недвижимости, 2005, N 1

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД О ВОЗМОЖНОСТИ УВОЛЬНЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОВЕРШЕНИЯ ИМИ ВИНОВНЫХ ДЕЙСТВИЙ: СПОР РАЗРЕШЕН В ПОЛЬЗУ СОБСТВЕННИКОВ(Б.Р. Карабельников)
 »
Комментарии к законам »

Читайте также

2312

Основания для возмещения

Земельное законодательство предоставляет гражданам ряд гарантий, в виде денежной компенсации или иных способов возмещения ущерба, причиненного изъятием земель в пользу муниципалитета или государства.

Внимание, акция! Получите консультацию юриста по земельным вопросам!

В статье 56.8 Земельного кодекса прописаны особенности расчета и предоставления компенсации в процессе изъятия. Согласно закону, возмещение полагается в следующих случаях:

  • если изымаются частные территории в пользу государства или муниципалитета;
  • в том случае, когда на территории расположены частные постройки;
  • если собственник территории понес убытки, связанные с представлением собственности в аренду.

Возмещение убытков, причиненных изъятием земельных участков оплачивается за счет средств того ведомства, в чье распоряжение должен поступить участок. Если это федеральный орган, то оплачивает ущерб госбюджет, а если территорией завладел муниципалитет, то оплата должна происходить за счет местного бюджета.

Определение размера возмещения

Определение суммы компенсации за принудительное отчуждение земель производится в соответствии с законом. Стоимость массива выясняется в процессе оценки. Специалисты, которые занимаются данным вопросом, руководствуются ФЗ «Об оценочной деятельности».

В общую сумму выплаты могут быть включены:

  1. Стоимость участка, определенная в процессе оценки по рыночным показателям.
  2. Цена строения, находящегося на участке или права на эту площадь.
  3. Ущерб, нанесенный собственнику, включая убытки, причиненные третьим лицам, подтвержденные соответствующими документами.
  4. Упущенная выгода.

Некоторые суммы не подлежат возврату. Законом определены такие виды расходов, связанных с выполнением:

  • строений, возведенных вразрез целевой эксплуатации, а также неотделимые от постройки улучшения, которые произведены в нарушение арендного соглашения;
  • улучшений, неотделимых от земельной зоны или постройки, которые были произведены после принятия акта об изъятии;
  • построек, возведенных уже после получения уведомительного письма владельца территории об изъятии, кроме случаев, когда на это имеется специальное разрешение;
  • сооружений, строительство которых было начато после оповещения об изъятии, несмотря на то, что разрешительный акт на это не требуется;
  • сделок, заключенных собственниками наделов, после получения уведомления об отчуждении.

В том случае, если изымается лишь часть участка, размер выплаты снижается на рыночную стоимость той части, которая остается в распоряжении владельца. Для выяснения реальной цены земли, и всех прав с ней связанных, производится официальная оценка территории на дату, предшествующую вынесению постановления об изъятии. Это необходимо, потому что после публикации данных об изъятии стоимость земли на рынке резко снижается. Размер компенсации должен быть определен не позже чем за 60 суток до направления собственнику земли постановления изъятии.

Порядок возмещения убытков в связи с изъятием земли для государственных и муниципальных нужд

Законодательством установлен определенный порядок возмещения ущерба, причиненного в связи с отчуждением наделов для государственных нужд или в распоряжение муниципалитета. Процедура предусматривает следующие этапы:

  1. После вынесения решения об изъятии, распорядитель территории получает соответствующее уведомление.
  2. Производится регистрация акта об изъятии, что фактически представляет собой обременение, наложенное на территорию.
  3. В том случае, если владелец удовлетворен предложенными условиями оплаты, между сторонами заключается соглашение, которое в дальнейшем служит основанием для регистрации прав собственности на участок в отношении муниципалитета или государства.
  4. Когда собственник имеет возражения относительно условий компенсации, он обращается в суд с исковым заявлением. Решение суда, вынесенное по данному обращению, и будет служить основанием для регистрации.

Когда отчуждаемая площадь принадлежит нескольким собственниками, возмещение убытков при изъятии земельных участков распределяется между всеми владельцами пропорционально долевым паям.

Пример по возмещению в связи с изъятием земли для государственных и муниципальных нужд

Участок был в распоряжении Михаила уже несколько лет. После принятия решения о застройке прилегающей зоны, мужчина получил уведомительное письмо об отчуждении надела в ближайшее время.

Решив оспорить содержание бумаги в будущем, Михаил начал строить на своей площади летний домик. Через некоторое время, мужчина получил официальный документ о том, что на его землю наложено обременение в виде изъятия территории в будущем.

Михаил обратился с исковым заявлением в суд, где попытался оспорить вынесенный акт, однако, судья вынес определение не в его пользу. Тогда мужчина попытался увеличить сумму компенсации за надел, включив в расчеты стоимость возведенной постройки, однако, и здесь получил отказ, так как домик был построен уже после получения уведомления об отчуждении надела.

В результате Михаил получил компенсацию в виде стоимости земельного участка, а возведенную постройку пришлось снести.

Заключение

В итоге можно сделать несколько выводов:

  1. Возмещение выплачивается в том случае, если изымается частная собственность в виде земли или постройки, а гражданину или компании нанесен ущерб.
  2. Размер компенсации зависит от конкретной ситуации. В сумму могут входить: стоимость участка, упущенная выгода, убытки, связанные с отчуждением.
  3. Выплата средств осуществляется после того, как будет подписано соглашение между участниками отношений или по решению суда.
  4. Законом предусмотрен порядок выплаты ущерба в процессе отчуждения территории в пользу государства или муниципалитета.

Список законов

  • Статья 56.8 ЗК РФ
  • Закон № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по возмещению в связи с изъятием земли для государственных и муниципальных нужд

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Полина. Несколько дней назад мне стало известно, что земельный массив, принадлежащий мне по праву собственности, будет изъят в ближайшее время для муниципальных нужд.

Я полностью оплачиваю все платежи и налоги, содержу землю, и сейчас она находится в аренде у моего знакомого. Подскажите, могут ли у меня изъять землю до конца срок аренды, а если да, то имею ли я право потребовать возмещение недополученной прибыли в связи с предоставлением территории в аренду.

Ответ: Добрый день, Полина. Сначала ответим вам на первый вопрос. Да, муниципалитет имеет право изъять ваш надел в принудительном порядке в любое время, если это необходимо для обустройства городской территории или по иным причинам, оговоренным в земельном законодательстве. В связи с изъятием, права третьего лица, то есть арендатора, будут прекращаться автоматически с момента отчуждения территории.

Что касается компенсации, то вы вправе на основании ст. 56.8 ЗК РФ включить в свои требования не только реальную цену надела, но и сумму упущенной выгоды. Для этого потребуется представить расчет, подтвержденный официальными данными, а при необходимости обратиться в суд.

Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам прямо сейчас

Позвоните по телефонам горячих линий и получите юридическую консультацию:

Статья
57. Возмещение убытков при изъятии
земельных участков для государственных
или муниципальных нужд, ухудшении
качества земель, временном занятии
земельных участков, ограничении прав
собственников земельных участков,
землепользователей, землевладельцев
и арендаторов земельных участков

Комментарий
к статье
57

1.
Любой правообладатель земельного
участка (землепользователь, землевладелец
и арендатор), у которого тот был изъят
для государственных или муниципальных
нужд либо подвергался ограниченному
пользованию, имеет право на полное
возмещение возникающих в результате
указанных действий убытков и потерь,
если законом или договором не предусмотрено
иное (см. ст.
15
ГК). Возмещению подлежат реальный ущерб
в имуществе и упущенная выгода.

В
решении вопроса об изъятии земельного
участка имеют право участвовать граждане,
общественные и религиозные организации,
интересы которых затрагиваются (подробнее
см. п.
3 ст. 31
ЗК), а органы местного самоуправления
обязаны информировать указанные субъекты
земельных отношений и учитывать их
мнение
. Такое изъятие должно основываться
на документах территориального
планирования либо предусмотренных
непосредственно федеральным законом.

Земельный
участок может быть:

а)
изъят для государственных или муниципальных
нужд (например, для прокладки путей
сообщения, строительства пятого
транспортного кольца вокруг Москвы
может потребоваться изъятие земельных
участков, на которых построены гаражи,
расположены садоводческие и огороднические
товарищества, частично населенные
пункты и земли сельхозназначения и
др.);

б)
изъят в связи с изменением целевого
назначения земельного участка без
согласования с правообладателем. Такое
возможно при длительном фактическом
использовании земельного массива в
других целях с разрешения органов
местного самоуправления, которые в
последующем могут ходатайствовать об
изменении категории земли ввиду
нецелесообразности иметь его в прежней
категории. В этом случае необходимо
руководствоваться положениями ФЗ
о переводе земель из одной категории в
другую;

в)
изъят временно, как, например, в случае
реквизиции, которая допускается лишь
при чрезвычайных обстоятельствах;

г)
занят временно в связи с необходимостью
проведения иными лицами газопровода,
линий электропередач и др. Срок изъятия
должен оговариваться в письменном
соглашении сторон, а возникающие при
этом убытки — возмещаться предварительно
с уточнением их после освобождения
земельных участков.

2.
Убытки при изъятии возмещаются лицами,
в чьих интересах совершаются соответствующие
действия. Если изъят участок, находившийся
в общем владении нескольких лиц, как
правило, у наследников, то возмещение
происходит пропорционально правам на
земельный участок.

Порядок
возмещения убытков регулируется
Правилами
возмещения собственникам земельных
участков, землепользователям,
землевладельцам и арендаторам земельных
участков убытков, причиненных изъятием
или временным занятием земельных
участков, ограничением прав собственников
земельных участков, землепользователей,
землевладельцев и арендаторов земельных
участков либо ухудшением качества
земель в результате деятельности других
лиц, которые утверждены Постановлением
Правительства РФ от 07.05.2003 N 262.

Убытки
могут возникнуть по различным причинам
как в результате изъятия земельного
участка, так и после приобретения в
результате ухудшения его качества
деятельностью расположенного поблизости
предприятия, нарушающего санитарные,
экологические нормы. Возмещение убытков,
причиненных ухудшением качества земель,
производится за счет средств виновного
лица.

При
изъятии земельного участка для
государственных или муниципальных нужд
средства для возмещения убытков
выделяются из соответствующего бюджета
либо пропорционально доле участия в
бизнесе, если изъятие земли производится
с целью предоставления акционерному
обществу. Пленум ВАС РФ в Постановлении
N 11 уточнил, что под равноценным
возмещением

понимается выкупная цена земельного
участка, в которую в силу п.
2 ст. 281
ГК и п.
4 ст. 63
ЗК включается рыночная стоимость
изымаемого участка и находящегося на
нем недвижимого имущества, а также все
убытки, причиненные собственнику
изъятием земельного участка, включая
убытки, которые он понесет в связи с
досрочным прекращением своих обязательств
перед третьими лицами, в том числе
упущенную выгоду (п.
28).
Собственнику земельного участка при
изъятии его для государственных или
муниципальных нужд должна быть возмещена
рыночная стоимость земельного участка,
если ему не предоставлен бесплатно в
собственность равноценный участок (п.
4 ст
. 63
ЗК). Рыночная стоимость земельного
участка согласно ст.
66
ЗК устанавливается в соответствии с ФЗ
«Об оценочной деятельности в Российской
Федерации» (СЗ РФ
. 2002. N 31. Ст. 3813).

Собственник
земельного участка при реквизиции
вправе требовать по своему усмотрению
возмещения рыночной стоимости
реквизированного участка или предоставления
равноценного земельного участка с
учетом стоимости, места расположения,
коммуникаций и наличия подъездных путей
и др., а также иного причиненного
реквизицией реального ущерба и упущенной
выгоды, а в случае прекращения
обстоятельств, послуживших основанием
реквизиции, то возврата в натуре (подробно
см. п.
п. 1,
4
ст. 51
ЗК).

3.
На Федеральное агентство кадастра
объектов недвижимости, находящееся в
ведении Минэкономразвития России,
возложены функции по осуществлению
государственного кадастрового учета
и кадастровой деятельности, государственной
кадастровой оценки земель, по
государственному мониторингу земель
(см. п.
10
Указа Президента РФ от 12.05.2008 N 724 «Вопросы
системы и структуры федеральных органов
исполнительной власти»)
. Его органы
на местах осуществляют государственный
контроль за: соблюдением юридическими
и физическими лицами земельного
законодательства, целевого использования
земельных участков, своевременной
рекультивации нарушенных земель;
восстановлением плодородия и других
полезных свойств земли, снятием,
использованием и сохранением плодородного
слоя почвы при проведении работ, связанных
с нарушением земель, проектированием,
размещением и строительством объектов,
оказывающих влияние на состояние земель.
В необходимых случаях на основании
заключений должностных лиц в органы
местного самоуправления вносят
предложения о полном или частичном
изъятии (выкупе) земельных участков.
Субъекты прав могут обращаться в суд к
лицам, причинившим ущерб.

Статья
58. Утратила силу с 1 января 2008 года. —
Федеральный закон
от 18.12.2006 N 232-ФЗ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: