Правила и процедура изъятия земельных участков ввиду их ненадлежащего использования

Библиографическое описание:

Князькова Т. С., Чмыхало Е. Ю. Прекращение прав на земельные участки в связи с ненадлежащим их использованием [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 137-139. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/141/7781/ (дата обращения: 21.11.2020).

Земельный правопорядок существует тогда, когда все участники земельных правоотношений соблюдают нормы земельного права: беспрепятственно реализуют права и надлежаще исполняют обязанности. Нарушение субъективных прав и невыполнение возложенных законом обязанностей посягают на установленный в обществе и охраняемый законом земельный правопорядок и в конечном счете влечет привлечение к юридической ответственности.

Основанием ответственности в области охраны и использования земель является земельное правонарушение как виновное противоправное деяние, посягающее на земельные общественные отношения, причиняющее им вред либо создающее угрозу такого причинения. [5]

В российском законодательстве закрепляется и специальная санкция — принудительное прекращение права на земельный участок ввиду ненадлежащего его использования. Наличие такой санкции в нормах земельного законодательства и специальный порядок ее наложения позволили некоторым ученым утверждать о существовании земельно-правовой ответственности.

Интерес к проблемам земельно-правовой ответственности возрос с 2001 г., после вступления в силу Земельного кодекса РФ [1] и гл. 17 Гражданского кодекса РФ [2]. Согласно данным нормативным правовым актам санкция земельно-правовой ответственности заключается в принудительном прекращении у лица права на земельный участок за совершение отдельных видов земельных правонарушений (ненадлежащее использование). Суть закрепления законодательством данной меры состоит в том, чтобы установить специальную меру воздействия на поведение собственников, землевладельцев и землепользователей в целях обеспечения стабильного и надлежащего земельного правопорядка.

Соблюдение целевого назначения земельного участка при его использовании — главная обязанность участников земельных отношений. Земельное законодательство допускает предоставление земельного участка только с определенной целью использования, что отражается в документах о правах на земельные участки.

Основания прекращения прав на земельные участки у землевладельцев и землепользователей содержит в ст. 45 ЗК РФ, они не применимы в отношении земельных участков, используемых на правах собственности. Основания прекращения права собственности на земельный участок, который не используется в соответствии с его назначением либо используется с нарушением законодательства, предписаны в 284 и ст. 285 ГК РФ. Так, земельный участок может быть изъят у собственника не в любом случае неиспользования его по назначению, а лишь в случае, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. Кроме того, земельный участок может быть изъят у собственника, если его использование осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки. Таким образом, изъятие земельного участка применяется лишь в случаях грубого нарушения земельного законодательства. [4]

В целом большинство специалистов едины во мнении, что вопросы принудительного изъятия земельных участков у собственников в связи с ненадлежащим их использованием урегулированы недостаточно. Статья 286 ГК РФ регулирует процедуру изъятия земельного участка у собственника по причине его ненадлежащего использования. Однако четкого порядка проведения процедур прекращения права собственности на землю в этих случаях не установлено. В 2010 г. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [3] был дополнен правовыми нормами, определяющими порядок изъятия земельных участков сельскохозяйственного назначения. Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника инициируется в случае неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения органом государственного земельного надзора административного наказания и с истечением срока выданного предупреждения. Таким образом, только в отношении земель сельскохозяйственного назначения может быть прекращено право собственности на них при ненадлежащем использовании.

С целью устранения пробела в земельном законодательстве депутаты Государственного Совета Республики Татарстан разработали проект Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации», который в сентябре 2009 г. внесен в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. Этим проектом предлагается изложить в новой редакции статьи 44 ЗК РФ, а также дополнить Земельный кодекс РФ новой статьей 54.1 «Условия и порядок принудительного прекращения права собственности на земельный участок лиц, являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка». Статьей регламентируется порядок принудительного прекращения права собственности на земельный участок, в основе которого лежит судебное решение и продажа земельного участка с публичных торгов. Средства, полученные от продажи земельного участка, за вычетом расходов на проведение торгов, передаются бывшему собственнику земельного участка. В случае согласия собственника земельного участка с его изъятием земельный участок продается на торгах без решения суда. [6]

Земельно-правовые санкции имеют огромный потенциал в сохранении земельно-правового порядка. В настоящее время основная проблема не в том, к санкциям какого вида ответственности отнести меры о принудительном прекращении прав на земельные участки, а в обеспечении их применения на практике. Например, в судебной практике можно встретить иски о принудительном прекращении прав на земельные участки, не используемые более 10 лет. Соответственно, возникает вопрос о добросовестности выполнения своих обязанностей лицами, обязанными следить за надлежащим использованием земель, о правовой культуре и уровне правосознания граждан, допускающих и попустительствующих таким нарушениям. Одной из задач Российского государства является обеспечение действия закрепленного в законодательстве механизма защиты интересов общества в рациональном использовании земельных ресурсов с помощью специальных мер. [7]

Можно привести немало примеров и использования не по назначению земель населенных пунктов. Прокуроры выявляют факты бездействия органов местного самоуправления, в частности, они крайне редко направляют в суды исковые заявления о принудительном изъятии земельных участков в связи с неиспользованием земельного участка в соответствии с целевым назначением.

Пробел в правовом регулировании указанного вопроса непосредственно отражается на эффективности использования земли.

В качестве вывода хотелось бы отметить следующее: причины низкой эффективности земельно-правовой ответственности заключаются в не согласованности норм ЗК РФ и ГК РФ; недостатках деятельности органов государственного земельного надзора по установлению оснований и соблюдению досудебного порядка привлечения к земельно-правовой ответственности, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в принятии мер по прекращению прав на земельные участки посредством обращения в суд с соответствующими исковыми заявлениями.

Литература:

1.      Земельный кодекс от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (в ред. от 8.03.2015 г.) // «Собрание законодательства РФ», 29.10.2001, N 44, ст. 4147.

2.      Гражданский кодекс от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. От 22.10.2014 г.) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301.

3.      Федеральный закон от 29.12.2010 г. N 435-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // [сайт]. URL: http://www.consultant.ru

4.      Анисимов А. П. Рыженков А. Я. Земельная функция современного государства: монография // Новый индекс. 2012.

5.      Боголюбов С. А. Земельное право: Учебник. М., 2006.

6.      Шакирова З. М. Принудительное прекращение права собственности на земельные участки. // Законность. 2009. № 10.

7.      Ялбуганов А. А. Постатейный научно-практический комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации // [сайт]. URL: http://www.consultant.ru

Основные термины (генерируются автоматически): земельный участок, принудительное прекращение, земельно-правовая ответственность, земельное законодательство, ненадлежащее использование, сельскохозяйственное назначение, ГК РФ, РФ, принудительное изъятие, целевое назначение.

Вопросы, связанные с передачей участков земли в собственность, всегда имели огромное значение для граждан РФ. В последнее время неслучайно все больше внимания уделялось целевому назначению конкретных участков. Это обуславливается тем, что многие земли, имеющие сельскохозяйственное и прочее назначение, утрачивают свои полезные свойства из-за загрязнения.

Допускается использование предоставленной земли только в рамках норм, установленных действующим законодательством. Нарушение соответствующего режима приводит к назначению штрафных санкций со стороны хозяйственных субъектов.

Для понимания характерных особенностей того, как происходит изъятие земельных участков ввиду их ненадлежащего использования, необходимо ознакомиться с установленными случаями, с порядком и основаниями, с признаками использования земли не по назначению, а также с возможностью закрытия процедуры.

Права собственности на землю согласно Гражданскому Кодексу

Ключевым основанием для изъятия участка земли считается ненадлежащее использование конкретной территории в течение установленного законодательством срока. Это в полной мере прописывается в комментариях к статье 284 Гражданского Кодекса РФ. Также рассматриваемая ситуация может произойти из-за грубых нарушений правил рационального использования.

Статья 284. Изъятие земельного участка, который не используется по целевому назначению

Изъятие земельных участков ввиду их ненадлежащего использования предусматривает следующие процедурные этапы:

  • уведомление действующего собственника участка о факте наличия нарушений;
  • принятие решения об изъятии уполномоченными органами государственной или муниципальной власти;
  • продажа земли в рамках публичных торгов.

Помимо прочего стоит отметить, что, если владелец земли уведомит компетентный орган о своем согласии исполнить постановление, то участок будет реализован практически моментально. Однако, если собственник не согласен с решением, то полномочия контролирующей инстанции могут быть реализованы только путем обращения в судебные инстанции.

В статье 54 Земельного Кодекса РФ содержится исчерпывающая информация о перечне соответствующих органов и о порядке уведомления нарушителей.

Статья 54. Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения

Образец постановления об изъятии земельного участка:

Изъятие земельного участка

производится в том случае, если земельный участок использовался не по назначению.

Узнайте далее, как рассчитать налог на земельный участок.

В каких случаях государство может лишить прав на землю

Процедура изъятия участков земли для государственных нужд осуществляется только в особых случаях. Данное решение принимается в каждом конкретном случае исполнительными органами федеральной или региональной власти. Актуальный порядок изъятия регламентируется в статье 279 Гражданского Кодекса.

Например, изъятие может быть проведено в связи со строительством транспортной магистрали по территории расположения участка, или при прокладывании инженерных коммуникаций.

Статья 279. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд

В качестве возмещения собственнику земли будет выплачена определенная сумма денежных средств, соразмерная стоимости земли. Также государство может перевести компенсационные выплаты по упущенным выгодам владельца.

Изъятие земельных участков ввиду их ненадлежащего или нецелевого использования

Статья 286 Гражданского Кодекса РФ устанавливает факт того, что порядок изъятия участков земли из-за некорректного использования регламентируется только нормами действующего законодательства.

Статья 286. Порядок изъятия земельного участка, не используемого по целевому назначению

Если владелец в письменном формате направит уведомление в компетентный орган о своем согласии, то земля будет реализована с публичных торгов. В противном случае потребуется судебное разбирательство.

Статья 56.2. Органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Порядок изъятия участка за нецелевое использование, предоставленного действующему пользователю на праве бессрочного пользования или наследства, регулируется статьей 54 Земельного Кодекса РФ.

Статья 56.3. Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Ненадлежащее использование заключается в следующем:

  • использование с грубым нарушением рациональных нормативов, в том числе, если земли применяется не по целевому назначению;
  • порча плодородных характеристик земель;
  • невыполнение предъявленных обязательств по охране земель и почв;
  • неиспользование участка, предназначенного для сельскохозяйственной деятельности, в течение трех лет, если иные сроки не устанавливаются законодательством.

Статья 56.4. Ходатайство об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд

Прекращение прав пользования в принудительном порядке происходит на основании судебного постановления или решения органа исполнительной власти.

Какими могут быть основания

Действующий в 2020 году Земельный Кодекс РФ не содержит в себе определенный перечень оснований для принудительного изъятия участков земли у действующего владельца, делая отсылку на положения статьи 44 Гражданского Кодекса.

Данный нормативный акт в действительности содержит в себе основания, среди которых стоит выделить следующие:

  • неиспользование участков земли, выделенных государством или муниципалитетом для ведения гражданином сельскохозяйственных или прочих подсобных работ, в течение трех лет, если прочие временные рамки не регламентируются законом – это требование содержится в статье 284 Гражданского Кодекса РФ;
  • использование земли с грубыми нарушениями, снижение плодородности почв, значительное ухудшение экологической чистоты региона;
  • использование участка для захоронения отходов химического производства.

Статья 56.5. Выявление лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию

С июля 2011 года на территории Российской Федерации действуют нормы, касающиеся принудительного изъятия земель. Возможность осуществления принудительного процесса существовала и раньше, но тогда собственник имел больше шансов для сохранения своего имущества в неприкосновенности.

Признаки использования не по назначению

Признаки использования участков земли не по назначению определяются в перечне, сформированном Правительством РФ в Постановлении №369 от 23 апреля 2012 года. Среди них, в первую очередь, необходимо выделить следующие:

  • высокое содержание сорняков на конкретной территории – больше 30% всего покрытия;
  • отсутствие признаков проведения пахотных работ в сельскохозяйственных угодьях;
  • отказ от сбора урожая на систематической основе;
  • произрастание большого количества кустарников;
  • допущение возникновения болот на местности и так далее.

Статья 56.6. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

У арендатора

Земельные участки, находящиеся во владении гражданина на основании арендного соглашения, рекомендуется использовать в соответствии с теми нормами, которые прописываются в соответствующем договоре.

Любые нерегламентированные операции не могут быть осуществлены без предварительного разрешения фактического собственника. На тех же основаниях происходит определение рамок распоряжения участком земли.

Гражданский Кодекс РФ содержит в себе исчерпывающие сведения о том, что арендатор не может ни при каких обстоятельствах выходить за пределы положений, регламентирующих земельные правоотношения.

Статья 56.7. Подготовка соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества

Что касается нормы о расторжении договора, то она содержит в себе перечень указаний на то, что при несоблюдении определенных нормативов одной из сторон сделки, соглашение может быть расторгнуто. Для арендатора это влечет за собой возникновение последствий юридического характера, заключающихся в утрате права

пользования участком

.

Стоит помнить о том, что процесс расторжения основного документа, если стороны не достигли понимания по определяющим вопросам, допускается исключительно после согласования претензий.

В случае, если на данном этапе заинтересованные стороны смогут прийти к консенсусу, то должно быть в обязательном порядке составлено соглашение о расторжении, в результате которого земля возвращается владельцу.

Статья 56.12. Особенности изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества

При возникновении острых конфликтных ситуаций проблема решается путем подачи искового заявления в компетентный суд.

Изъятие участка земли может быть произведено, если арендное соглашение было расторгнуто на следующих основаниях:

  • добровольное согласие;
  • административное постановление, если в качестве арендодателя выступает местный муниципалитет;
  • постановление судебных инстанций.

Статья 56.8. Особенности определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков

У собственника

Региональная администрация, на основании полученной информации об использовании участка не по назначению, формирует специальную межведомственную комиссию, ответственную за прекращение полномочий собственника. Ее уполномоченные представители производят обследование конкретной территории и составляют специальный акт.

Статья 56.10. Заключение соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд

На основании последнего документа выносится постановление, содержащее в себе претензию о нарушении установленного регламента использования земли. Это приводит к тому, что на владельца накладываются штрафные санкции.

Статья 56.9. Соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд

В некоторых случаях граждане, получившие соответствующее предписание, посещают компетентный департамент администрации для составления соглашения о передаче прав в пользу хозяйственного субъекта.

На данном этапе допускается поиск консенсуса. В ситуации, когда собственник игнорирует полученную претензию, муниципалитет обращается в суд для оформления законной процедуры изъятия земельного участка.

Можно ли избежать

Избежать потери земельного участка можно с учетом удовлетворения следующего набора требований:

  • обрабатывать участок хотя бы трижды в год;
  • получить предписание от органов местного самоуправления, погасить обязательства по штрафным санкциям и начать обработку земель – помимо прочего, от прав на участок можно отказаться на добровольной основе путем составления и подачи в компетентные учреждения специального заявления;
  • выкупить свой же земельный участок с публичных торгов, что в свою очередь поможет погасить некоторую сумму штрафных санкций и вернуть землю в пользование – для этого нужно привлечь любое лицо, включая близкого родственника или компетентного представителя.

Земля может быть изъята у 4, 5 тысяч организаций

Москва. 16 декабря. INTERFAX.RU — С 2014 года в России заработают поправки в Земельный кодекс, позволяющие принудительно прекращать права бессрочного пользования и пожизненного наследуемого владения земельными участками, которые используются ненадлежащим образом. О том, как это будет происходить, «Интерфаксу » рассказал заместитель главы Росреестра Максим Смирнов. — В сентябре вступил в силу федеральный закон № 123, определяющий порядок прекращения прав на землю.

Каковы первые итоги его действия?

Есть ли уже примеры принудительного отъема прав? — Закон, вступивший в силу 6 сентября, вносит изменения в Земельный кодекс и ряд других законов и предусматривает внесудебный порядок изъятия земель у определенной категории лиц.

Это бюджетные государственные учреждения, унитарные предприятия, которым предоставлены (до введения в силу Земельного кодекса) участки на праве постоянного бессрочного пользования. Проще говоря, это та категория субъектов, которая на очень льготных условиях по законодательству имеет право пользоваться земельными участками. Цель принятого закона — заставить работать более эффективно государственные земли, которые сейчас в силу разных причин используются не по назначению либо не используются вовсе.

Но, хотя формально закон вступил в силу с 6 сентября, заработает он в полной мере только с Нового года, поскольку именно с этого периода начнет действовать постановление правительства, устанавливающее порядок внесудебного изъятия земель. Поэтому пока еще применение внесудебной процедуры не осуществлялось.

Сейчас идет подготовительная работа, мы провели анализ — сколько приблизительно таких участков имеется по стране.

Поставили задачи для органов.

— По нашим оценкам, более 300 тысяч землепользователей по всей стране сегодня используют земельные участки на праве постоянного бессрочного пользования. Туда входят организации социальной сферы (школы, детские сады, больницы), унитарные предприятия, воинские части. Это юридические лица различного плана, осуществляющие деятельность некоммерческого характера.

Они потенциально могут предоставлять земли для коммерческих нужд.

— В качестве примера: у школы есть гектар земли, который она предоставляет для строительства коттеджей.

То есть школа использует ее не для своих целей. Она получила землю на льготных условиях, платит за нее только минимальный земельный налог, а арендную плату — нет. Получается, что школа занимается коммерцией, извлечением прибыли за счет государства.

— Право постоянного бессрочного пользования не подразумевает возможности передачи третьим лицам. То есть возможность коттеджной застройки на таких участках законом запрещена. Когда кто-то начинал строить коттедж, он в этот момент преступил норму закона.

Он не имел права этого делать. Раньше если мы выявляли такие факты, то нам нужно было обращаться в суд. Сейчас все будет решаться по-другому.

Росреестр в лице своих инспекторов выдает предписание. В предписании указывается срок, в течение которого нарушитель должен устранить это нарушение, плюс надо будет заплатить штраф. — Вариантов два. Первый — это освободить земельный участок.

Второй — попытаться оформить по закону, обратившись в уполномоченный орган, и в установленном порядке выкупить этот земельный участок.

Но, скажу сразу, это невероятно сложный процесс.

— Скажу еще раз, пользователь фактически не сможет в правовом поле оформить сделку законно. Он совершил административное правонарушение, незаконно возведя строение. Это как самовольная постройка.

Но даже если он решится все это привести в законный порядок, то ему нужно будет переоформлять категорию земель, проводить общественные слушания, результат которых непредсказуем, и т. д. И после всего этого земельный участок все равно должен быть выставлен на открытые торги. — Вот тут как раз и может возникнуть коррупционная брешь, когда организатор торгов просто выставит свои условия.

И вообще в целом не слишком ли такая схема выкупа сложна?

— Поймите, мы сейчас с вами говорим о том случае, когда это не законный приобретатель, а нарушитель. Поэтому либеральничать в таком случае нельзя.

— Принимать решение об изъятии будет именно Минобороны. В случае если по нашему предписанию у какой-нибудь военной части или другого учреждения Минобороны будут выявлены неиспользованные земли, информация для принятия решения будет направляться именно в министерство.

А уже само министерство обязано в течение двух месяцев принять решение об изъятии. Либо должно предоставить доказательства целевого использования. Мы даем срок на то, чтобы начать использовать земельный участок по целевому назначению.

Если этого сделано не будет, то это означает, что фактически правообладатель земельного участка сказал: он мне не нужен, забирайте. Затем с земельным участком происходит следующее: либо Минобороны его передает другой своей организации, которая будет использовать его по назначению, либо отдает в казну — Росимуществу.

— Да. Минобороны будет стимулировано для эффективного использования земли, перераспределяя ее между воинскими частями и другими подведомственными учреждениями, муниципалитет — между муниципальными унитарными предприятиями (МУПами), учреждениями социальной сферы и т. д. И, если им нужно, они сами будут заниматься изменением категории земельного участка для последующей продажи на торгах для нужд индивидуального жилищного строительства, например.

— Почему же, в проекте плана на 2014 год у нас стоит около 42 тысячи проверок.

Из этого числа 4,5 тысячи — именно те потенциальные организации, у которых земельные участки могут быть изъяты во внесудебном порядке. — Вы говорили, что этот закон напрямую затронет исключительно государственные или окологосударственные структуры. Но сейчас в Госдуму готовятся новые поправки, касающиеся изъятия земель у всех собственников.

Они будут касаться физлиц? — Да. Эти изменения уже будут касаться всех собственников земель, которые они используют не по назначению.

Особенно это касается земель сельхозназначения. Общая площадь земель, на которых Росреестром в 2012 году выявлены факты ненадлежащего использования земель, составила более 132 тыс.

га (9618 нарушений). При этом примерно три четверти выявляемых фактов ненадлежащего использования участков, которые являются основанием для принудительного изъятия, совершаются гражданами.

В принципе, и сейчас есть законодательная норма, позволяющая изымать у собственников земельные участки, используемые не по назначению, в судебном порядке.

Эта норма прописана в Гражданском и Земельном кодексах. Но она, по сути, не работает.

К примеру, за 2012 год были изъяты земли всего у 70 собственников. Сейчас действия Росреестра и уполномоченных органов часто не согласованы. Также отсутствует законодательная обязанность для органов, уполномоченных распоряжаться земельными участками, обращаться в суд.

— Чтобы не было путаницы в понятиях, сразу скажу, что изъятие земель под государственные нужды — под Олимпиаду, под чемпионат мира по футболу и прочее — это отдельная тема. Тут процедура существует испокон веков.

В советские времена это просто делалось при помощи административного ресурса, поскольку земельных участков в собственности не было. После того как в 1991 году ввели институт частной собственности на землю, для строительства таких значимых для государства объектов появилась необходимость изъятия земельного участка.

Изъятие происходит путем денежной выплаты либо предоставления аналогичной недвижимости. Иногда эти вопросы переходят в плоскость судебного разбирательства.

Но все это решается по договоренности с собственником. Это одна история. И другая история — это изъятие земель у собственников, которые используют ее не по назначению.

В этом случае добросовестные пользователи абсолютно защищены.

Кроме того, изъятие земель ввиду их ненадлежащего использования у граждан и юридических лиц будет происходить, как и раньше, в судебном порядке.

Процедура внесудебного изъятия земельных участков касается только государственных и муниципальных учреждений, казенных и унитарных предприятий, земельные участки которым предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса.

Ноябрь 15, 2016

Изъятие земельного
участка по решению суда и при ненадлежащем
использовании

Изъятие земельного участка по решению суда

Земельный
участок может быть изъят принудительно по
решению суда:

  1. с
    возмещением —
    для государственных или муниципальных
    нужд, если правообладатель изымаемого
    земельного участка не заключил соглашение
    об изъятии (ст.
    282 ГК
    РФ);

  2. безвозмездно —
    в виде санкции за совершение преступления
    (конфискация) (ст.
    243 ГК
    РФ, ст. 50 ЗК РФ).

Иск о
принудительном изъятии земельного
участка для государственных или
муниципальных нужд может быть предъявлен
в суд в течение срока
действия решения об изъятии земельного
участка для государственных или
муниципальных нужд. При этом указанный
иск не может быть подан ранее
чем до истечения 90 дней со
дня получения правообладателем такого
земельного участка проекта соглашения
об изъятии.

В случае принудительного изъятия земельного участка судом определяются:

  • сроки,
    размер возмещения и другие условия, на
    которых осуществляется изъятие
    земельного участка для государственных
    или муниципальных нужд. 

Временное изъятие земельного участка (реквизиция)

В
случаях стихийных бедствий, аварий,
эпидемий, эпизоотий и при иных
обстоятельствах, носящих чрезвычайный
характер, земельный участок может
быть временно
изъят у
его собственника уполномоченными
исполнительными органами государственной
власти в целях защиты жизненно важных
интересов граждан,
общества и государства от возникающих
в связи с этими чрезвычайными
обстоятельствами угроз с возмещением
собственнику земельного участка
причиненных убытков (реквизиция) и
выдачей ему документа о реквизиции (ст.
51 ЗК
РФ).

В случае невозможности
возврата реквизированного земельного
участка его собственнику

    • возмещается
      рыночная стоимость этого земельного
      участка, устанавливаемая в соответствии
      со ст.
      66 ЗК
      РФ, или

    • по его желанию
      предоставляется равноценный земельный
      участок.

Оценка,
в соответствии с которой собственнику
земельного участка компенсируются
стоимость реквизированного земельного
участка, убытки, причиненные в связи с
его реквизицией или временным ограничением
его прав, может быть оспорена собственником
земельного участка в судебном порядке
(ст. 242 ГК
РФ).

Собственник
земельного участка, у которого реквизирован
земельный участок, вправе при прекращении
действия обстоятельств, в связи с
которыми осуществлена реквизиция,
требовать возврата ему реквизированного
земельного участка в судебном порядке.

Изъятие земельного участка ввиду его ненадлежащего использования

Ст.
286 ГК
РФ определяет, что порядок изъятия
земельного участка ввиду его ненадлежащего
использования установлен земельным
законодательством, причем:

  1. Если собственник
    земельного участка письменно уведомит
    орган, принявший решение об изъятии
    земельного участка, о своем согласии
    исполнить это решение, участок подлежит
    продаже с публичных торгов.

  2. Если
    собственник земельного участка не
    согласен с решением об изъятии у него
    участка, орган, принявший решение об
    изъятии участка, может предъявить
    требование о продаже участка в суд.

Порядок
изъятия земельного участка, предоставленного
на праве пожизненного наследуемого
владения, праве постоянного (бессрочного)
пользования, ввиду ненадлежащего
использования земельного участка,
установлен ст.
54 ЗК
РФ.

Ненадлежащее
использование земельного участка
 (ст.
45 ЗК
РФ):

    • использование
      земельного участка с грубым нарушением
      правил рационального использования
      земли, в том числе если участок
      используется не в соответствии с его
      целевым назначением или его использование
      приводит к существенному снижению
      плодородия сельскохозяйственных
      земель или значительному ухудшению
      экологической обстановки;

    • порча
      земель;

    • невыполнение
      обязанностей по рекультивации земель,
      обязательных мероприятий по улучшению
      земель и охране почв;

    • невыполнение
      обязанностей по приведению земель в
      состояние, пригодное для использования
      по целевому назначению;

    • неиспользование
      земельного участка, предназначенного
      для сельскохозяйственного производства
      либо жилищного или иного строительства,
      в указанных целях в
      течение 3 лет,
      если более длительный срок не установлен
      федеральным законом. В этот период не
      включается время, необходимое для
      освоения участка, а также время, в
      течение которого участок не мог быть
      использован по целевому назначению
      из-за стихийных бедствий или ввиду
      иных обстоятельств, исключающих такое
      использование. 

Принудительное
прекращение права пожизненного
наследуемого владения земельным
участком, права постоянного (бессрочного)
пользования земельным участком по
основаниям, указанным выше, осуществляется
на основании:

    1. вступившего
      в законную силу судебного акта об
      изъятии земельного участка (при условии
      неустранения ненадлежащего использования
      земельного участка после назначения
      административного наказания);

    2. решения исполнительного
      органа государственной власти или
      органа местного самоуправления, об
      изъятии земельного участка (при условии
      неустранения ненадлежащего использования
      земельного участка),
      предоставленного государственному
      или муниципальному учреждению, казенному
      предприятию (за
      исключением государственных академий
      наук, созданных такими академиями наук
      и (или) подведомственных им учреждений),.

Об
административной ответственности за
использование земельных участков не
по целевому назначению, невыполнение
обязанностей по приведению земель в
состояние, пригодное для использования
по целевому назначению, см.
 Кодекс Российской
Федерации об административных
правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N
195-ФЗ

Исполнительный
орган государственной власти или орган
местного самоуправления,
предусмотренные статьей
29 настоящего
Кодекса, после получения данных материалов
направляет в суд требование об изъятии
земельного участка или принимает решение
об изъятии земельного участка
самостоятельно.

Решение
исполнительного органа государственной
власти или органа местного самоуправления,
предусмотренных статьей
29 настоящего
Кодекса, об изъятии земельного участка
ввиду ненадлежащего использования
земельного участка может быть обжаловано
в судебном порядке.

Изъятие земельного участка по решению суда

Земельный участок может быть изъят принудительно по решению суда:

  1. с возмещением — для государственных или муниципальных нужд, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии ( ГК РФ);
  2. безвозмездно — в виде санкции за совершение преступления (конфискация) ( ГК РФ, ст. 50 ЗК РФ).

Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения 90 дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.

В случае принудительного изъятия земельного участка судом определяются:

  • сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. 

Временное изъятие земельного участка (реквизиция)

В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции ( ЗК РФ).

В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику

    • возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в соответствии со ЗК РФ, или
    • по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.

Оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке (ст. ГК РФ).

Собственник земельного участка, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке.

Изъятие земельного участка ввиду его ненадлежащего использования

ГК РФ определяет, что порядок изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования установлен земельным законодательством, причем:

  1. Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов.
  2. Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.

Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду ненадлежащего использования земельного участка, установлен  ЗК РФ.

Ненадлежащее использование земельного участка ( ЗК РФ):

    • использование земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования земли, в том числе если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
    • порча земель;
    • невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;
    • невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
    • неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение 3 лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. 

Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по основаниям, указанным выше, осуществляется на основании:

    1. вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания);
    2. решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка), предоставленного государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук, созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им учреждений),.

Об административной ответственности за использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, см. Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные настоящего Кодекса, после получения данных материалов направляет в суд требование об изъятии земельного участка или принимает решение об изъятии земельного участка самостоятельно.

Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных настоящего Кодекса, об изъятии земельного участка ввиду ненадлежащего использования земельного участка может быть обжаловано в судебном порядке.

ВНИМАНИЕ!

от 03.10.2020 N 349-ФЗ «О ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенции N 102)». Россией ратифицирована Конвенция N 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», принятая в г. Женеве 28 июня 1952 года

Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2020 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях»

Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2020 года № 27 «Об оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: