Порядок присоединения земельного участка к основному без проведения торгов

17.09.2015

Александр Анчугов

С 1 марта 2015 года вступили в силу изменения в Земельный кодекс РФ (ЗК РФ), которые существенно изменили порядок предоставления участков из государственной и муниципальной собственности

С 1 марта 2015 года вступили в силу изменения в Земельный кодекс РФ (ЗК РФ), которые существенно изменили порядок предоставления участков из государственной и муниципальной собственности (далее – публичные земли). Среди ключевых изменений можно указать:

— установление аукциона в качестве основного механизма предоставления публичных земель, исключение конкурса как формы проведения торгов;

— предоставление публичных участков, предусматривающих строительство, только в аренду (передача в собственность запрещена, не считая некоторых исключений);

— установление регламентированной процедуры предоставления участков.

Ниже изложены основные нововведения, касающиеся порядка предоставления участков.

Образование участков

В силу п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из публичных земель осуществляется на основании:

— утвержденного проекта межевания территории либо

— утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Образование земельного участка может быть инициировано как органами власти (п. 3 ст. 11.10, п. 3 ст. 39.11 ЗК РФ), так и лицами, заинтересованными в приобретении земельного участка (п. 4. ст. 11.10, п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ).

Лицо, заинтересованное в предоставлении участка через аукцион может по своей инициативе образовать соответствующий участок по следующей процедуре:

— Заинтересованное лицо подготавливает схему расположения земельного участка (если не утвержден проект межевания территории) и направляет ее в уполномоченный орган для утверждения.

— Уполномоченный орган в течение 2 месяцев утверждает вышеуказанную схему расположения земельного участка.

— Заинтересованное лицо обеспечивает подготовку межевого плана земельного участка в соответствии с вышеуказанной схемой или проектом межевания территории (если он утвержден).

— Заинтересованное лицо подает заявление для осуществления кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок (если участок отнесен к неразграниченным землям, то регистрация права не производится).

Между тем, применение данной процедуры существенно ограничено, поскольку подготовка схемы расположения участка заинтересованным лицом невозможна в отношении участков, расположенных в границах населенных пунктов и субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя. В отношении таких участков схему может подготовить только сам уполномоченный орган.

Важно учитывать, что изменилось распределение полномочий по распоряжению неразграниченными землями. Органы местного самоуправления городских и сельских поселений получают право распоряжаться земельными участками в своих границах с момента утверждения ими правил землепользования и застройки (ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»). До утверждения правил землепользования и застройки право распоряжения неразграниченными земельными участками в таких поселениях сохраняется за органами местного самоуправления муниципальных районов.

Аукцион

В качестве основного механизма предоставления земельных участков установлены торги в форме аукциона. Законом определен ограниченный перечень исключений, когда участки могут предоставляться без торгов. Эти исключения в большей части составляют случаи, когда участок по сути отношений не может предоставляться на конкурентной основе, например:

— участки, предоставляемые собственникам зданий (сооружений), расположенных на участке;

— участки, предоставляемые взамен изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

— участки, предоставляемые в силу распоряжения органа власти (Президента РФ, Правительства РФ, главы субъекта РФ) и т.п.

Согласно новым правилам (п. 3 ст. 39.11 ЗК РФ) для подготовки проведения аукциона уполномоченный орган:

— если участок не образован — подготавливает и утверждает схему расположения земельного участка (если утвержденный проект межевания территории), обеспечивает подготовку межевого плана земельного участка, обеспечивает кадастровый учет земельного участка, а также регистрацию прав на него;

— если разрешенное использование участка предусматривает строительство – получает технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (кроме случаев предоставления участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства);

— принимает решение о проведении аукциона.

Помимо уполномоченного органа проведение аукциона может быть инициировано заинтересованными лицами. Для этого заинтересованному лицу необходимо:

— образовать его по процедуре, изложенной выше – если участок не образован.

— подать соответствующее заявление о проведении аукциона в уполномоченный орган.

Уполномоченный орган обязан принять решение о проведении аукциона (либо решение об отказе в его проведении) в течение 2 месяцев со дня поступления соответствующего заявления (пп. 9. п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ).

В данной статье не описывается процедура проведения аукциона (это отдельная обширная тема), однако среди основных нововведений в этой части можно указать следующие:

1) Аукцион по общему правилу должен проводиться в электронной форме (за исключением случаев предоставления участков для ИЖС, ЛПХ, дачных участков, крестьянского (фермерского) хозяйства или сельхозпроизводства). Порядок проведения аукциона должен устанавливаться специальным законом, однако он пока не принят, и поэтому аукционы до момента принятия такого закона будут проводиться в обычной (очной) форме.

2) Вводится реестр недобросовестных участников аукциона, в который будут попадать лицо, выигравшее аукцион (а также единственный участник аукциона), но не заключившее договор аренды или купли-продажи. В случае если лицо, его учредители (участники) либо лица, входящие в органы его управления, внесены в вышеуказанный реестр, то такое лицо не допускается к участию в аукционах.

3) Установлены сроки, на которые должен быть заключен договор аренды (в зависимости для целей предоставления участка), так, например:

— для целей строительства — на срок от трех до десяти лет

; — для целей ИЖС или ЛПХ в границах населенного пункта — на срок двадцать лет.

4) Установлено, что единственный участник аукциона (лицо, подавшее единственную заявку на участие в аукционе) имеет право на заключение договора на заявленных условиях. По прежним правилам такое право было предусмотрено только в отношении аукционов по предоставлению земельных участков для жилищного строительства.

Предоставление земельного участка без проведения торгов

Для тех исключительных случаев, когда участок может быть предоставлен без торгов, закон предусматривает следующую процедуру:

— Если участок, предоставляемый без проведения торгов, не образован, то после подготовки схемы расположения участка (в случае если отсутствует проект межевания) заинтересованное лицо должно обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

— После принятия уполномоченным органом решения о предварительном согласовании земельного участка заинтересованное лицо обеспечивает проведение кадастровых работ, постановку участка на государственный кадастровый учет и регистрацию права государственной или муниципальной собственности на участок (если участок отнесет к неразграниченным землям, то права не регистрируются).

— После этого на основании поданного заинтересованным лицом заявления уполномоченный орган заключает с ним соответствующий договор (купли-продажи, аренды и т.д.).

Положительным моментом в новой процедуре является закрепление в ЗК РФ закрытого перечня оснований для отказа в предварительном согласовании (п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ), а также установление сроков для рассмотрения уполномоченным органом власти заявления лица, заинтересованного в предварительном согласовании (п. 3 и 7 ст. 39.15 ЗК РФ).

Новые возможности использования сервитута

Сфера действия частного сервитута, устанавливаемого в отношении публичных земель, значительно расширена. Теперь вместо предоставления участка многие виды использования участка могут осуществляться на основании сервитута. Так, например, сервитут может быть установлен для проведения изыскательских работ, работ, связанных с пользованием недрами, и размещения ряда объектов, не препятствующих использованию земельного участка: линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений.

Интересным новвовведением является возможность заключения соглашения о сервитуте не собственником публичного земельного участка, а его арендатором, земплепользователем на ином праве, если срок аренды (либо иного права пользования) составляет более одного года.

Анализ нового порядка предоставления участков приводит к выводу, что в значительной части законодатель закрепил в законе отношения, которые ранее фактически сложились в этой сфере (например, в части подготовки заинтересованным лицом участка к проведению торгов).

В любом случае, новый порядок предоставления участков наделяет заинтересованных лиц новыми возможностями для получения прав на публичные земли и должен поспособствовать более масштабному включению публичных земель в гражданский оборот.  

Перераспределение земельного участка – это процесс расширения уже существующего надела посредством добавления новой делянки. Такая процедура стала возможной благодаря внесению изменений в Земельный кодекс РФ.

Как присоединить к своему участку свободную землю?

Чтобы выполнить присоединение нового земельного участка к существующему, необходимо выполнить следующие действия:

  • выяснить, есть ли у интересующего вас надела владелец. Если земля находится в муниципальном распоряжении, тогда можно заниматься перераспределением;
  • подготовить и подать заявление о «прирезке» в соответствующий орган власти;
  • к ходатайству приложить список документов, которые указывают на ваше право собственности относительно уже имеющегося надела, а также информацию о желаемом объекте.

Ваше прошение будет рассмотрено государственными органами власти. В случае отказа на предоставление землепользования, гос. структура обязана предоставить заявителю подробное обоснование своего решения.

Если же вопрос решен положительно, то землевладелец должен самостоятельно оплатить процедуру межевания, а также поставить на учет участок в новом виде. Только после выполнения всех обязательств будет подписан договор.

Законное оформление прирезки к основному участку

Следует отметить, что перераспределение можно оформить законным путем лишь в том случае, когда земля не представляет интереса для представителей муниципальной власти. При наличии спорных участков процесс может быть сильно затянут. Также, для ускорения процедуры «прирезки» необходимо предоставить четкие схемы, на которых красной линией прорисованы границы наделов.

Качественный межевой план сложно подготовить самостоятельно, лучше воспользоваться услугами опытных кадастровых инженеров, которые разбираются в этом вопросе. Такая официальная схема будет более весомым аргументом в вашу пользу по сравнению с самодельным планом, начерченным от руки.

Присоединение земельного участка по новому Земельному кодексу

Согласно внесенным 1 марта в законодательный акт изменениям, граждане России имеют право на увеличение площади уже имеющегося участка посредством присоединения дополнительной территории. Основанием для начала процедуры является обоюдное согласие всех участников сделки. Стоимость операции определяется правительством Российской Федерации.

В соответствии с Земельным кодексом, прошение о «прирезке» рассматривается в течение 30 дней. Заявителю может быть отказано в перераспределении, если нарушена установленная процедура. Отказ оформляется в письменном виде и отправляется лично лицу, выступавшему инициатором «прирезки».

Одной из основных причин отклонения прошения может быть ситуация, когда заявитель претендует на земельный участок общего пользования, например, прибрежную зону.

Хотим отметить, что у нас на сайте вы можете подобрать земельный участок в аренду на выгодных условиях.

Дата публикации: 2017-06-29 14:16:11

Дата последнего изменения: 2017-11-10 18:08:16

Федеральными законами № 171-Ф3 от 23.06.2014
г., № 224-Ф3 от 21.07.2014 г., № 487-Ф3 от 29.12.2014 г.
в Земельный кодекс РФ внесены изменения,
существенным образом меняющие порядок
распоряжения земельными участками.

4.1. Положения зк рф о предоставлении земельных участков после 01.03.2015г.

Как было указано выше, в соответствии
с ч. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договоры
аренды земельных участков, находящихся
в государственной или муниципальной
собственности, заключаются на торгах,
проводимых исключительно в форме
аукциона, за исключением случаев, прямо
предусмотренных пунктом 2 данной статьи.

Таким образом, по общему правилу, любое
предоставление земельных участков в
аренду должно проводиться на аукционе,
кроме случаев, прямо предусмотренных
Земельным кодексом РФ.

4.2. Порядок проведения аукциона

Порядок предоставления земельного
участка на аукционе может быть представлен
как последовательность следующих
этапов:

1. Подготовка к выставлению права аренды земельного участка на аукцион:

1.1. Подготовка и утверждение схемы
расположения земельного участка (при
отсутствии проекта планировки);

1.2. Проведение кадастровых работ и
постановка участка на кадастровый учет;

1.3. Подача заинтересованным лицом
заявления о предоставлении участка;

1.4. Получение технических условий
подключения (технологического
присоединения) объектов к сетям
инженерно-технического обеспечения;

1.5. Проведение рыночной оценки стоимости
аренды земельного участка (в случае,
если начальный размер арендной платы
рассчитывается не в процентах от
кадастровой стоимости земельного
участка.

1.6. Принятие местной Администрацией
решения о проведении аукциона.

2. Аукцион и заключение договора:

2.1. Публикация извещения о проведении
торгов на сайте torgi.gov.ru;

2.2. Прием и рассмотрение заявок на участие
в торгах, подписание протокола рассмотрения
заявок;

2.3. Проведение торгов;

2.4. Составление протокола о результатах
торгов;

2.5. Подписание договора аренды земельного
участка;

2.6. Государственная регистрация договора
аренды.

Этап 1.В том случае, если земельный
участок не сформирован, подготовка
проведения аукциона начинается с
подготовки и утверждения схемы
расположения земельного участка, кроме
случаев наличия утвержденного проекта
планировки территории.

После формирования земельного участка
заинтересованное лицо обращается в
Администрацию с заявлением о его
предоставлении, указывая кадастровый
номер и цель использования участка
(подп. 6 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ).

Если отсутствуют основания для отказа
в принятии решения о проведении аукциона,
установленные подпунктами 1, 5 — 19 пункта
8 ст. 39.11 ЗК РФ, орган местного самоуправления
не позднее чем за 30 дней до даты принятия
решения о проведении торгов по продаже
права аренды земельного участка обязан
предоставить заинтересованным лицам
технические условия подключения
(технологического присоединения)
объектов к сетям инженерно-технического
обеспечения (подп
. 8 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ, п.
5 Правил определения и предоставления
технических условий подключения объекта
капитального строительства к сетям
инженерно-технического обеспечения,
утв
. Постановлением Правительства РФ
от 13.02.2006 № 83(далее – Правила)).

Для получения технических условий, а
также информации о плате за подключение
к сетям инженерно-технического обеспечения
орган местного самоуправления в срок
не позднее чем за 45 дней до даты принятия
решения о проведении торгов обращается
в организацию, осуществляющую эксплуатацию
сетей инженерно-технического обеспечения,
к которым планируется подключение
объектов капитального строительства.

Организация, осуществляющая эксплуатацию
сетей инженерно-технического обеспечения,
обязана в течение 14 рабочих дней с даты
получения указанного запроса определить
и предоставить технические условия или
информацию о плате за подключение
объекта капитального строительства к
сетям инженерно-технического обеспечения
либо предоставить мотивированный отказ
в выдаче указанных условий при отсутствии
возможности подключения строящегося
(реконструируемого) объекта капитального
строительства к сетям инженерно-технического
обеспечения (п. 9 Правил).

Подготовка земельного участка к
проведению аукциона заканчивается
принятием Администрацией решения о
проведении аукциона либо решения об
отказе в проведении аукциона. Данное
решение должно быть принято в срок не
более чем два месяца со дня поступления
соответствующего заявления (подп
. 9 п.
4 ст. 39.11 ЗК РФ).

Важнейшим моментом является то, что
исчерпывающий перечень оснований для
отказа в проведении аукциона установлен
п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ, среди которых можно
выделить следующие:

1) в отношении земельного участка в
установленном законодательством
Российской Федерации порядке не
определены предельные параметры
разрешенного строительства, реконструкции,
за исключением случаев, если в соответствии
с разрешенным использованием земельного
участка не предусматривается возможность
строительства зданий, сооружений;

2) земельный участок предоставлен на
праве постоянного (бессрочного)
пользования, безвозмездного пользования,
пожизненного наследуемого владения
или аренды;

3) на земельном участке расположены
здание, сооружение, объект незавершенного
строительства, принадлежащие гражданам
или юридическим лицам, за исключением
случаев размещения сооружения (в том
числе сооружения, строительство которого
не завершено) на земельном участке на
условиях сервитута или объекта, размещение
которого возможно без оформления
сервитута и которое не препятствует
использованию такого земельного участка
в соответствии с его разрешенным
использованием;

4) на земельном участке расположены
здание, сооружение, объект незавершенного
строительства, находящиеся в государственной
или муниципальной собственности, и
продажа или предоставление в аренду
указанных здания, сооружения, объекта
незавершенного строительства является
предметом другого аукциона либо указанные
здание, сооружение, объект незавершенного
строительства не продаются или не
передаются в аренду на этом аукционе
одновременно с земельным участком;

5) земельный участок в соответствии с
утвержденными документами территориального
планирования и (или) документацией по
планировке территории предназначен
для размещения объектов федерального
значения, объектов регионального
значения или объектов местного значения;

6) земельный участок предназначен для
размещения здания или сооружения в
соответствии с государственной программой
Российской Федерации, государственной
программой субъекта Российской Федерации
или адресной инвестиционной программой;

7) в отношении земельного участка принято
решение о предварительном согласовании
его предоставления;

8) в отношении земельного участка
поступило заявление о предварительном
согласовании его предоставления или
заявление о предоставлении земельного
участка, за исключением случаев, если
принято решение об отказе в предварительном
согласовании предоставления такого
земельного участка или решение об отказе
в его предоставлении.

Этап 2.Согласно п. 1 ст. 39.13 ЗК РФ
аукцион по продаже земельного участка,
находящегося в государственной или
муниципальной собственности, либо
аукцион на право заключения договора
аренды земельного участка, находящегося
в государственной или муниципальной
собственности, проводится в электронной
форме.

Аукцион является открытым по составу
участников (п. 9 ст. 39.11 ЗК РФ).

Извещение о проведении аукциона
размещается на сайте torgi.gov.ru не менее
чем за тридцать дней до дня проведения
аукциона (п. 19 ст. 39.11 ГК РФ).

Объединение более двух земельных
участков в одном лоте не допускается
(п. 2 ст. 39.11 ЗК РФ).

Начальная цена предмета аукциона на
право заключения договора аренды
земельного участка устанавливается по
выбору уполномоченного органа в размере
ежегодной арендной платы, определенной
по результатам рыночной оценки в
соответствии с Федеральным законом «Об
оценочной деятельности в Российской
Федерации», или в размере не менее
полутора процентов кадастровой стоимости
такого земельного участка, если результаты
государственной кадастровой оценки
утверждены не ранее чем за пять лет до
даты принятия решения о проведении
аукциона (п. 14 ст. 39.11 ЗК РФ).

Организатор аукциона устанавливает
время, место и порядок проведения
аукциона, сроки подачи заявок на участие
в аукционе, порядок внесения и возврата
задатка, величину повышения начальной
цены предмета аукциона («шаг аукциона»).
«Шаг аукциона» устанавливается в
пределах трех процентов начальной цены
предмета аукциона (п. 18 ст. 39.11 ЗК РФ).

Победителем аукциона признается участник
аукциона, предложивший наибольшую цену
за земельный участок или наибольший
размер ежегодной арендной платы за
земельный участок (п. 17 ст. 39.12 ГК РФ).

Если единственная заявка на участие в
аукционе на право заключения договора
аренды земельного участка, находящегося
в государственной или муниципальной
собственности, подана лицом, которое
соответствует указанным в извещении о
проведении аукциона требованиям к
участникам аукциона и заявка на участие
в аукционе которого соответствует
указанным в извещении о проведении
аукциона условиям аукциона, либо если
только один заявитель признан единственным
участником аукциона или в аукционе
принял участие только один его участник,
договор аренды такого земельного участка
заключается с указанным лицом (п. 6 ст.
39.6 ЗК РФ).

Результаты аукциона оформляются
протоколом, который составляет организатор
аукциона (п. 15 ст. 39.11 ЗК РФ).

Протокол о результатах аукциона
размещается на официальном сайте в
течение одного рабочего дня со дня
подписания данного протокола (п. 16 ст.
39.11 ЗК РФ).

В течение трех рабочих дней со дня
подписания протокола о результатах
аукциона организатор аукциона обязан
возвратить задатки лицам, участвовавшим
в аукционе, но не победившим в нем (п. 18
ст. 39.11 ЗК РФ).

Уполномоченный орган направляет
победителю аукциона или единственному
принявшему участие в аукционе его
участнику три экземпляра подписанного
проекта договора купли-продажи или
проекта договора аренды земельного
участка в десятидневный срок со дня
составления протокола о результатах
аукциона. Договор заключается не ранее
чем через десять дней со дня размещения
информации о результатах аукциона на
официальном сайте (п
. 20 ст. 39.12 ЗК РФ).

Изменения, внесенные депутатами Государственной Думы в ЗК РФ, существенно упростили и отрегулировали порядок выделения земельных наделов гражданам страны, а также всем юридическим организациям.

Согласно изменениям, лицам, желающим приобрести земельную территорию, больше не потребуется самим заниматься подготовкой актов выбора участка, образовывать их, составлять схемы, эта обязанность перешла теперь к местным администрациям.

Содержание:

  • Законодательная основа для аренды без торгов
  • Условия предоставления наделов
  • Предоставление земельного участка без торгов в аренду
  • Пошаговая инструкция
  • Особенности процедуры выделения надела без торгов
  • Цена земельного надела
  • Преимущества и недостатки получения земельных наделов без торгов
  • Законодательная основа для аренды без торгов

    Территории, которые принадлежат государству, а также находятся во владениях местной власти, могут без особых проблем передаваться, без торгов в аренду, согласно регулирующей этот процесс статьи 39.6 ЗК РФ. Закон указывает на условия получения наделов гражданами РФ, некоммерческими образованными людьми организациями и официальными юридическими лицами.

    О выделении территории говорит и статья 39.14 ЗК РФ, но она уже устанавливает порядок предоставления участков, и рассматривает варианты выделения таких земель.

    Статья 39.16 ЗК РФ указывает на обоснование отказов в возможном предоставлении наделов арендаторам, оговаривает причины и возможности таких решений.

    Виды предоставляемых земель

    Для аренды широко используются только земли сельскохозяйственного значения, остальные разрешенные для предоставления виды земли регулируются законами, относящимися непосредственно к каждой определенной категории, где существует свой порядок, свои условия, а также особые требования.

    Условия предоставления наделов

    Аренда находящейся у владельца территории, вне проведения аукционов, предполагает соблюдения некоторых условий:

  1. Если между арендатором и владельцем земли был составлен договор, предусматривающий развитие и благоустройство территории.
  2. Если надел земли относится к землям общего хозяйственного пользования и создан, согласно разделению надела гражданами, которые составляют некоммерческую организацию, проводят работы по организации садоводства, земледелия и огородничества.
  3. Если территория сельскохозяйственного назначения выделена в бессрочное владение общине или религиозной организации.
  4. Если надел предоставляется определенной религиозной организации или общине и имеет принадлежащие ей строения религиозного, а также благотворительного назначения.
  5. Если в семьях имеется трое детей или более. Семьям выделяются наделы для индивидуального частного строительства, если семья нуждается в жилье и находится на учете по его предоставлению.
  6. Если земля раньше предоставлялась в бесплатное пользование для частного строительства или ведения собственного хозяйства. Территория предоставляется людям, которые уже использовали надел с условием, что через пять лет земля перейдет в его собственность.
  7. Если участок раньше предоставлялся человеку в бесплатное использование для организации частного, фермерского, или колхозного хозяйства. Надел предоставляется людям, которые уже использовали эту землю с условием, что она перейдет в собственность через пять лет после его предоставления.

Внимание! Земельные наделы переходят в собственность владельцев построек при использовании земли арендаторами согласно ее целевому назначению на протяжении всего периода действия соглашения.

Предоставление земельного участка без торгов в аренду

Статья 39.6 ЗК РФ регулирует процесс выделения участков и указывает на предоставленные законом возможности аренды земельных наделов без торгов.

Заинтересованные лица, руководствуясь законодательными актами, могут использовать свое право на заключение соглашений с местными администрациями, не прибегая к торгам в случаях когда:

  • земли выделены под размещение объектов различных сфер деятельности;
  • выделения наделов происходит под магистральные трубопроводы, тепловые, газовые станции, объекты электроэнергетики и водоснабжения;
  • территория выделена для развития земель, а с людьми уже было ранее заключено соглашение;
  • земли предназначены для развития территории и выделены некоммерческим организациям, которые создали граждане с целью возведения жилых зданий;
  • территории, где освоение земель осуществляется некоммерческими организациями с целью организации садоводства, небольших дачных хозяйств, а также огородничества;
  • земельные наделы с располагающимися на них строениями, выделяемые в собственность людям, которым принадлежат построенные объекты;
  • земельные наделы выделяются для организации фермерских хозяйств, для частного жилищного строительства, ЛПХ, участки под сенокос, выпас животных.

Внимание! В каждой области РФ на основе утвержденных государством законов создаются свои региональные законодательные акты, регулирующие процесс и условия предоставления земли в аренду без торгов.

Пошаговая инструкция

Процесс предоставления земельных наделов может осуществляться благодаря регулирующим процедуру законам. Порядок предоставления земельных участков без торгов, предполагает очередность таких действий:

  1. на первом этапе арендатору необходимо определится с поиском участка. Информацию о свободных участках можно получить, обратившись к муниципальным властям и учитывая все возможные варианты осуществить свой выбор. Выписку о наличии свободных наделов можно получить непосредственно в Росреестре или выбрать самому на сайте организации.
  2. Следующий этап предполагает составление заявления. Решение этого вопроса можно перенести в кабинеты местной администрации. Заявление с прошением предоставления земли и указанием цели использования надела необходимо писать на имя главы. муниципалитета. В заявлении подробно указывается весь перечень предоставляемых документов: паспорт, ИНН код, справка с места работы, справка с места жительства.
  3. Решение местной администрацией будет вынесено в течение периода, предполагающего для этой цели тридцать дней. Такой срок предусмотрен законом.
  4. Все полученные на руки документы, необходимо предоставить кадастровой палате, чтобы получить паспорт на землю, а также поставить земельный надел на учет.
  5. Осуществление кадастровой оценки земли происходит на протяжении тридцати дней. Этот срок необходим для изготовления документов, изготавливаются также схемы и чертежи участка.
  6. После получения кадастровых документов, с местной администрацией составляется соглашение, в котором указывается целевое предназначение арендуемой земли. Основными пунктами составленного договора является:

    • дата и место подписания;
    • наименование субъектов заключивших сделку;
    • наименование объекта аренды;
    • имущество;
    • страхование;
    • период действия договора;
    • права и обязанности сторон;
    • целевое назначение надела;
    • условия использования;
    • существенные ограничения пользования землей;
    • условия и сроки передачи земли в пользование;
    • ответственность сторон;
    • форс-мажорные обстоятельства;
    • заключительные положения;
    • адресные реквизиты сторон с подписями.
  7. Договор аренды регистрируется в государственных структурах Росреестра.

Важно! Ответственность за составление договора аренды возлагается на юридический отдел местной администрации. В соглашение записываются все необходимые и предусмотренные законодательством положения без выставления земельного надела на торгах.

Независимый юрист, по желанию арендатора может предоставить консультацию о внесении в договор поправок, которые облегчат условия пользования наделом земли.

Особенности процедуры выделения надела без торгов

Согласно ЗК РФ статья 39.6, п.2, земельные наделы могут быть предоставлены в аренду. Они имеют некоторые особенности связанные с передачей земли юридическим лицам, гражданским некоммерческим организациям, а также собственникам уже завершенных строений, с которыми раньше уже заключались соглашения по арендованной территории.

Законодательство предусматривает передачу наделов не коммерческим организациям для облагораживания территории. Земли из земельного надела передаются представляющим организацию людям, цель которых:

  • индивидуальное жилое строительство;
  • садоводство;
  • дачное хозяйство;
  • огородничество.

Выделение наделов в аренду осуществляется и юридическим организациям. Целью предоставления таких территорий является:

  • строительство зданий социально-культурной сферы;
  • реализации особых широкомасштабных проектов;
  • сооружение объектов социальной, а также культурной сферы назначения;
  • сооружение объектов коммунальной, а также бытовой сферы назначения;
  • сооружение нефтепроводов;
  • сооружение инфраструктуры для объектов связи;
  • сооружение инфраструктуры для объектов водоснабжения;
  • сооружение инфраструктуры для объектов электроснабжения;
  • сооружение инфраструктуры для объектов теплоснабжения;
  • сооружение инфраструктуры для объектов газоснабжения;
  • сооружение инфраструктуры для объектов водоотведения;
  • сооружение инфраструктуры для объектов федерального значения, а также местного и регионального значений;
  • бессрочное использование имеющейся у юридической организации территории;
  • территория, предоставляемая юридической организации по обмену вместо другого участка, который изымается.

Передача наделов собственникам, у которых не завершены строительные работы предполагает:

  • передачу земли со зданиями, выделение в аренду людям тех территорий, где находятся выделяемые им в аренду сооружения.
  • передачу земли с незавершенными строительными объектами, для его завершения. Наделы в аренду предоставляются однократно.

Выделение наделов гражданам, договора с которыми уже были заключены, предполагает заключения с ними новых соглашений на:

  • освоение земель;
  • развитие территории;
  • возведение жилых зданий;
  • деятельности согласно концессионному соглашению;
  • деятельности охотхозяйств;
  • развитие свободных экономических зон;
  • сооружение наемных домов сферы социального использования;
  • вылов водных ресурсов.

Цена земельного надела

Предоставляемые в аренду земные территории имеют свою цену, она зависит от кадастровой стоимости надела и устанавливается на уровне 60% от цены указанной в кадастре. Установлена такая стоимость для земель:

  • дачного хозяйства;
  • садоводчества;
  • гаражного строительства;
  • частного жилищного строительства, где собственники построек являются владельцами сооружений, что расположены на арендуемой территории;
  • для ведения частного подсобного хозяйства.
  • расположенных на участке зданий регионального, а также значения федерального, владельцами которых есть юридические организации

Преимущества и недостатки получения земельных наделов без торгов

К преимуществам такого способа приобретения земли можно отнести:

  • бесплатное стартовое приобретение земли;
  • разделенная на определенные части арендная плата;
  • учет выплачиваемой арендной платы в сумму выкупа надела;
  • строительство дома и хозяйственных построек;
  • использование надела для личных хозяйственных нужд
  • возможность продлить срок аренды;
  • возможность пересдать территорию в наем третьему лицу.

Недостатки такого варианта в том, что:

  • участок достается не бесплатно и за него необходимо выплачивать деньги;
  • устанавливается срок строительства дома;
  • арендатор может использовать надел только с целью, что указана в пунктах соглашения.

В остальном этот вариант практически ничем не отличается от других способов пользования землей и, конечно же, имеет право на жизнь.

Дисциплинированные граждане часто используют эту возможность, ведь соблюдая закон и рассчитывая свои собственные возможности можно добиться многого.

Аренда без проведения аукциона предоставляет гражданину возможность жить на земле и пользоваться территорией до окончания срока соглашения, а построив дом, выкупить надел по остаточной стоимости. Некоторые люди, имеющие возможности и желание прекрасно пользуются таким вариантом.

1396 юристов сейчас на сайте

  1. Недвижимость

  2. Земельное право

У меня земельный участок с жилым домом расположен на 5 сотках, земли населенных пунктов. Хочу присоединить земельный участок перед домом (примерно 0,5 сотки). Возможно ли это и как?

12 Апреля 2015, 12:11, вопрос №800109
Марина, г. Ростов-на-Дону

Свернуть

Консультация юриста онлайн

Ответ на сайте в течение 15 минут

Задать вопрос

Ответы юристов (3)

    • 196ответов
    • 59отзывов
  • Юрист, г. Волгоград

    Общаться в чате

    • 159ответов
    • 57отзывов
    • 196ответов
    • 59отзывов

Все услуги юристов в Москве


Гарантия лучшей цены – мы договариваемся
с юристами в каждом городе о лучшей цене.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: