Порядок перераспределения земельных участков с разным разрешенным использованием

Вы владеете землёй, но недовольны её границами или проблематичным подъездом к вашей территории?

Исправить эту ситуацию можно с помощью перераспределения соседних участков. Данная процедура имеет множество нюансов и подводных камней, о которых пойдёт речь в этой статье.

Зачем требуется перераспределение границ участков?

Новая редакция Земельного кодекса предоставила возможность перераспределения границ земельных участков, находящихся во владении частных лиц, муниципальных и государственных властей. Основные причины для осуществления данной процедуры зафиксированы в 39.28 статье ЗК РФ.

Чаще всего основанием для перераспределения является выделение участка из федеральной или муниципальной собственности для передачи гражданам с целью ведения подсобного хозяйства, разведения животных, выведения сельхозкультур, постройки индивидуального жилого дома и т. д.

Другой причиной считается желание владельцев определить границы смежных участков.

Если у вас возникли сложности с проведением коммуникаций к дому или подъезду к вашему коттеджу, можете заказать кадастровые работы по перераспределению земли, чтобы разобраться с данной проблемой.

Требования для перераспределения, предъявляемые к участкам

Чтобы осуществить данную процедуру по изменению границ земель, спорная территория должна соответствовать определённым критериям. Иными словами, участки обязаны:

  • быть смежными;
  • относиться к одной и той же категории (вид разрешённого использования также должен быть аналогичным);
  • быть поставлены на государственный учёт;
  • входить в состав земель одного административного округа;
  • иметь чётко определённые границы.

Процедура инициируется на основании заключённого сторонами соглашения о перераспределении земельных участков с муниципальной землей (

образец бланка

зависит от региона и требований органов местной власти) или между частными собственниками.

При этом право на владение новыми землями, образовавшимися после проведения кадастровых работ, устанавливается в соответствии с положениями, указанными в данном документе.

Именно поэтому составление соглашения – ключевой момент в ходе изменения границ нескольких участков.

Советуем статью: Как и где узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости?

Процедура перераспределения земель

Если процесс осуществляется в отношении нескольких смежных участков, после его окончания существование первичных границ прекращается. У владельцев возникает право собственности на перераспределённые земли.

Площадь новых объектов недвижимости может отличаться от размеров прежних границ. При этом в результате осуществлённой процедуры обязан сохраняться свободный подъезд к каждому из участков.

Ниже мы рассмотрим порядок перераспределения, осуществляемый между гражданином и администрацией населённого пункта.

Формально процесс можно разделить на следующие этапы:

  1. определяется точное месторасположение спорного участка (специалистом проводятся кадастровые работы и составляется соответствующая документация, среди которой схема расположения объекта, межевой план);
  2. заинтересованным лицом подаётся комплект документации в соответствующий отдел администрации, уполномоченный заниматься подобными вопросами;
  3. по истечении 30 дней с момента регистрации оставленной заявки муниципальный орган выносит письменное решение об изменении границ участка или об отказе заявителю в осуществлении этой процедуры;
  4. после получения положительного ответа гражданин за собственный счёт оплачивает постановку на кадастровый учёт всех новых образованных земель;
  5. после выдачи обновлённого кадастрового паспорта гражданин и муниципальный орган подписывают соответствующее соглашение о перераспределении границ земель (заинтересованное лицо должно поставить свою подпись на документе до истечения месяца с момента получения подписанного администрацией образца);
  6. в течение 30 дней после оформления соглашения владелец должен оплатить осуществлённые работы;
  7. для окончания процесса гражданину требуется обратиться в ТО Росреестра и зарегистрировать факт наличия права собственности на новообразованную землю.

Процедура переоформления границ земель сложная и занимает много времени. Чаще всего на практике граждане обращаются в специальные организации, предоставляющие услуги по сопровождению всего процесса до момента получения выписки из ЕГРП, подтверждающей право на новый объект недвижимости. Однако их услуги предоставляются платно.

Нюансы данной процедуры

Гражданин, желающий изменить границы собственного участка (расширить их или уменьшить), должен предоставить определённые документы в орган местной власти, занимающийся распределением муниципальных и федеральных территорий.

Среди необходимых бумаг выделяют:

  • заявление о перераспределении участков;
  • проект межевания;
  • правоустанавливающие документы на объект;
  • паспорт заявителя.

Если у гражданина отсутствует проект межевания, он обязуется изготовить его за свой счёт. Средняя стоимость работы специалистов колеблется в пределах 5 тыс. рублей, однако на сумму влияет регион, категория участка, его размеры и прочие факторы.

Если процедура осуществляется в отношении участка, находящегося в совместном владении, предварительно требуется получить письменное согласие всех собственников объекта.

После передачи перечисленных документов сотруднику администрации гражданину выдаётся соответствующая расписка. Ожидать ответа уполномоченного органа придётся в течение месяца. Уточнить, в какой именно отдел подаётся заявка, можно по телефону или при личном посещении муниципалитета.

После одобрения перераспределения гражданину требуется получить новый кадастровый паспорт на образовавшуюся землю. При этом закон обязывает заявителя оплачивать внесение изменений в единую базу данных всех новых участков, участвовавших в перераспределении.

Иными словами, оплатить придётся постановку на учёт и собственного объекта, и соседних, находящихся во владении государства или муниципалитета, за счёт которых произошло расширение границ.

Отметим, что стоимость работы кадастрового специалиста зависит от региона страны, степени сложности оценки и характеристик участка.

Окончательные этапы процедуры

Только после получения обновлённого кадастрового паспорта муниципалитет может заключить с гражданином соответствующее соглашение.

Заявитель предоставляет совместно с паспортом собственное удостоверение личности, правоустанавливающие бумаги на объект, соответствующее заявление и решение администрации об одобрении процедуры.

Типовое соглашение о перераспределении земельных участков с администрацией оформляется в письменном виде. При необходимости стороны вправе заверить данный документ в нотариальной конторе. Сначала соглашение подписывается муниципальным органом, и лишь затем – заявителем (как указывалось выше, ему даётся 30 дней для подписания бумаг).

Заключительные этапы процедуры:

  • оплата работ по перераспределению участков;
  • обращение в Росреестр или МФЦ для перерегистрации прав на объект и получения выписки из ЕГРП.

В регистрирующий орган предоставляются все перечисленные выше документы – паспорт, соглашение с муниципалитетом, кадастровый паспорт, чек, удостоверяющий оплату пошлины (сумма зависит от категории земли), а также заявление о внесении изменений в реестр данных.

Результаты процедуры

По окончании проведённых работ и внесения новых сведений в единую базу данных государственного реестра гражданину выдаётся кадастровый паспорт на участок с изменёнными границами.

После обращения в Росреестр также оформляется правоподтверждающая выписка из ЕГРП.

Если размеры территории увеличатся, гражданин будет обязан платить более высокий налоговый сбор. Если же в результате процедуры размеры участка уменьшатся, сумма налога также подлежит уменьшению.

В каких случаях возможен отказ в перераспределении?

Наиболее частой причиной отказа в осуществлении изменений границ территории является ограничение данного объекта в обороте, выставление его на аукцион в связи с задолженностью или отсутствие согласия всех совладельцев, если участок находится в совместном владении нескольких лиц.

Полный перечень оснований для отказа содержится в девятом пункте 39.29 статьи ЗК РФ.

1212 юристов сейчас на сайте

У меня в собственности два участка, один — предпринимательство, второй — ижс, я хочу увеличить первый за счёт второго путём перераспределения земель, но поставить на кадастровый учёт новые участки отказывают из-за разного разрешённого использования, просят принести решение администрации, а администрация не может присвоить вид разрешённого использования новым участкам без кадастровых номеров, подскажите, пожалуйста, что делать? Спасибо.

06 Февраля 2020, 01:33, вопрос №1897198
Наталья, г. Нарьян-Мар1

Уточнение клиента

Спасибо за ответ, но не могли бы Вы дать ссылки на статьи, подтверждающие моё право.

07 Февраля 2020, 15:40

Свернуть

Консультация юриста онлайн

Ответ на сайте в течение 15 минут

Задать вопрос

Все услуги юристов в Москве


Гарантия лучшей цены – мы договариваемся
с юристами в каждом городе о лучшей цене.

Энциклопедия МИП » Земельное право » Земельные споры » Перераспределение земельных участков

Суть правовой категории «перераспределение земельных участков» раскрыта в ст. 11.7 Земельного кодекса РФ. В результате этого юридически значимого события из нескольких ранее существовавших смежных участков образуются новые.

Перераспределение земельных участков: определение, особенности

Элементарной единицей земельного фонда России признается участок земли. Как объект гражданских и земельных правоотношений он обладает такими характеристиками, как границы, площадь, целевое назначение, виды разрешенного использования. Участок не является чем-то неизменным. Он может быть образован, изменен или ликвидирован.

Суть правовой категории «перераспределение земельных участков» раскрыта в ст. 11.7 Земельного кодекса РФ.

В результате этого юридически значимого события из нескольких ранее существовавших смежных участков образуются новые. В такой трансформации может учувствовать неограниченное количество участков. Все они как самостоятельные объекты гражданских прав прекращают существование в связи с образованием новых.

Особенности перераспределения земельных участков таковы:

  • Такого рода трансформации характерна множественность на всех стадиях процедуры. Ситуация, в которой из одного участка образуются несколько, именуется разделением. Если же результатом действий заинтересованных лиц является создание одного участка из нескольких исходных, речь идет об объединении.
  • Как и объединение, перераспределение может касаться исключительно смежных участков. При этом смежными считают соседние участки, часть границ которых совпадает.
  • Количество участков, создаваемых в результате перераспределения, может отличаться от исходного. Но даже если оно совпадает (например, из двух «старых» участков образуются два «новых»), их границы изменятся. Может существенно варьироваться площадь участка.

Перераспределение как способ образования земельных участков

Передел представляет собой один из способов создания участков наряду с объединением, разделением и выделом (ст. 11.2 ЗК РФ).

Суть такой трансформации легче всего уяснить путем сравнения. Перераспределение позволяет добиться того же эффекта, какой имеет последовательное объединение и новый раздел.

Логический объем рассматриваемого понятия таков: перераспределение = объединение + разделение. Однако для заинтересованных лиц перераспределение предпочтительней, поскольку позволяет произвести все необходимые действия (объединение и раздел) в ходе процедур одного цикла.

Если бы законодатель не предусмотрел существование перераспределения, для достижения нужного эффекта правообладателям пришлось бы дважды последовательно проходить все бюрократические процедуры:

  • инициировать принятие административного акта либо заключать сделку (сначала об объединении, позже о новом разделе);
  • разрабатывать проектную документацию и проводить межевание;
  • регистрировать новые участки (сначала объединенный, потом разделенные) в органах ГКН, ЕГРП.

Юридические режимы перераспределения участков, пребывающих в частной и публичной собственности, существенно различаются. Правовым основанием в первом случае признается гражданское соглашение, во втором – административный акт компетентного органа.

Сохранение прав и обременений при перераспределении участков

Возникновение и сохранение права собственности на образуемые при распределении участки осуществляется согласно правоустанавливающему документу (решение компетентного органа либо соглашение частных собственников) и статей 11.4 — 11.7 ЗК РФ. У гражданина, которому исходный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование в результате преобразования, возникает аналогичное право на участок другой площади и конфигурации.

Точно так же обстоит дело с правами наследуемого владения и безвозмездного пользования. Иными словами, при перераспределении объект владения изменяется, а суть права остается прежней.

Сервитуты (право беспрепятственного прохода, проезда, прогона скота, доступа к водоемам) и другие обременения переходят с исходных участков на вновь созданные в прежних границах.

Ст. 11.8 ЗК РФ специально защищает права арендаторов. Согласно предписаниям п. 4 указанной статьи в случае преобразования арендуемых участков, граждане вправе перезаключать договора на прежних условиях без проведения новых торгов, аукционов или конкурсов.

Реализация преимущественного права осуществляется на основании ст. 621 Гражданского кодекса РФ. Необходимость перезаключения арендного договора (невозможность внесения изменений в существующий) обусловлена изменением его предмета.

Цель перераспределения земельного участка

Существует множество разноплановых жизненных ситуаций, в которых необходимо перераспределение земельных участков. Первый вариант: конфигурация и расположение участка усложняют его использование по целевому назначению.

Возможные причины:

  • неудачная форма, изломанная линия границы;
  • вкрапления/вклинивания смежных участков;
  • логистические сложности;
  • необходимость использования чужого участка для подвода и обслуживания коммуникаций;
  • отсутствие выхода к дорогам общего пользования;
  • неудобный подход/подъезд.

Зачастую собственника устраивает конфигурация участка, однако его площадь является недостаточной. В этом случае можно оформить «прирезку» к участку за счет земель соседа.

Чтобы сделать собственника смежного участка более уступчивым, необходимо предложить ему денежную или иную компенсацию. Договоренность о новом разделе земель и размере доплаты оформляется соглашением.

До недавнего времени по общему правилу перераспределение возможно было только между землями одной формы собственности. В связи с изменениями, внесенными в Земельный кодекс Федеральным законом №171 от 23.06.2014 г., частный собственник участка вправе претендовать на оформление «прирезки» за счет земель, принадлежащих государству или территориальной общине.

В частности, можно оформить самовольно захваченные смежные земли. За их присоединение к существующему участку в местный бюджет вносится плата, порядок расчета которой установлен соответствующим муниципалитетом. В большинстве случаев стоимость «прирезки» оказывается ниже рыночной.

Правила перераспределения земельных участков

Передел осуществляется согласно общим правилам, оговоренным ст. 11.2 ЗК РФ. Специальные нормы применяются в случае, если в процедуре перераспределения задействованы искусственно созданные земли либо в результате перераспределения создаются многоконтурные участки.

Передел осуществляется в процессе землеустройства. С точки зрения заказчика эти работы направлены на установление границ участков на местности, описание их местоположения. В глобальном масштабе землеустроительные мероприятия призваны обеспечить организацию рационального землепользования и охраны земель.

Регламентация землеустройства, помимо ст. 68, 69 ЗК РФ обеспечивается профильным законом №78 «О землеустройстве», множеством правительственных и ведомственных подзаконных актов. Установление границ участка, образованного в результате перераспределения в натуре, выполняется по координатам характерных точек. Сведения о них содержаться в госкадастре недвижимости.

Участки, образованные в результате перераспределения, должны соответствовать общим требованиям, оговоренным ст. 11.9 ЗК РФ. Они касаются:

  • непревышения граничного размера объектов, могущих передаваться в частное владение (устанавливается муниципальными градостроительными регламентами);
  • непересечение границ муниципальных образований, населенных пунктов, лесничеств, территориальных зон;
  • неущемление прав собственников недвижимости, расположенных на исходных участках, а также иных правообладателей;
  • границ и расположения вновь образуемого участка, недопустимости чересполосицы, вкрапливания или иных недостатков, препятствующих рациональному землепользованию.

Распределение земельных участков, находящихся в частной собственности на основании соглашения

На текущий момент перераспределение земельных участков чаще всего регистрируется в отношении частных владений. В результате процедуры у заинтересованных лиц возникают права собственности на преобразованные участки.

Юридическим основанием передела служит соглашение, заключенное между собственниками соседних участков по правилам Земельного кодекса России (п. 2 ст. 11.7 ЗК). Оно может представлять собой:

  • отдельный самостоятельный договор;
  • часть комплексной гражданско-правовой сделки (купли-продажи, мены, дарения).

На соглашения об образовании новых участков путем преобразовании распространяется принцип свободы договора (ст. 421 ГК РФ). При этом договор не может противоречить земельному законодательству и публичному порядку. Его нотариальное удостоверение не является обязательным, может проводиться по желанию и на средства сторон. Сделка вступает в силу при условии ее государственной регистрации в ЕГРП (ст. 164 ГК РФ).

Перераспределение земельных участков муниципальной и частной собственности

Основания передела земель, пребывающих в публичной собственности, оговорены ст. 39.27 ЗК РФ. Допускается перераспределение муниципальных земель и участков:

  • не предоставленных в пользование частным лицам и при этом не обремененных правами сторонних лиц (сервитут не учитывается);
  • предоставленных на одном виде права одному лицу (с его согласия).

Если перераспределение производится на основании проекта межевания, соответствующее соглашение или решение об образовании новых участков должно содержать ссылку на административный акт, которым этот проект утвержден. Если передел проводится согласно схеме расположения участка на кадастровом плане, такая схема прилагается к соглашению либо решению муниципалитета и утверждается им же.

Правовое регулирование передела земель муниципальной и частной собственности между собой претерпело значимые изменения в связи с принятием Федерального закона № 171 от 23.06.14 г. Согласно ст. 39.28 ЗК РФ в действующей редакции, процедура возможна, когда:

  • исходные участки расположены в пределах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии, при условии, что цель передела – приведение границ существующих участков в соответствие с проектом межевания территории;
  • осуществляется приведение границ частных участков в соответствие с ранее утвержденным проектом межевания с целью исправления таких недостатков как чересполосица, изломанность границ, вклинивание, вкрапливание при условии, что после передела площадь частного земельного участка не превысит граничных лимитов;
  • осуществляется перераспределение муниципальных земель и участков, предназначенных для ведения огородничества, садоводства, личного подсобного или дачного хозяйства;
  • преобразование связано с изъятием участков для муниципальных нужд для строительства линейных и других капитальных объектов недвижимости.

Перераспределение земельных участков, находящихся в частной и публичной собственности, подразумевает подписание соглашения. Перераспределение может осуществляться на основании (одно из двух):

  • проекта межевания территории;
  • схемы расположения участка на кадастровом плане.

К соглашению в обязательном порядке прилагается кадастровый паспорт участка. Если передел предполагает увеличение площади земельного участка, находящегося в частной собственности, заинтересованное лицо вносит плату, порядок расчета которой устанавливается муниципалитетом.

Порядок перераспределения земельных участков разных форм собственности: общие положения

Правила и процедура передела земель напрямую зависят от формы собственности. Если исходные участки находятся в частных руках, инициатива может исходить от владельца любого из них. Остальные правообладатели вправе, но не обязаны соглашаться. Споры разрешаются в суде. Процедура переговоров не подвержена бюрократическим формальностям: допустимы официальные письма, устные предложения.

Кадастровые работы по переделу участков частные собственники поручают специализированной организации. На основании полного пакета технической, правоустанавливающей и правоудостоверяющей документацией они обращаются в органы госкадастра и регистрации прав на недвижимость.

Если все преобразуемые участки подведомственны одному органу госвласти или муниципалитету, преобразование происходит по его решению. Он же ответственен за разработку земельно-кадастровой документации, инициацию внесения соответствующих сведений в ГКН, ЕГРП.

Перераспределение земельных участков, распоряжение которыми находится в компетенции нескольких муниципалитетов, происходит по соглашению между ними. Административное соглашение также необходимо, когда перераспределяются земли или участки муниципальной и госсобственности между собой. Документ должен определять:

  • взаимные обязательства по организационному и финансовому обеспечению образования участков;
  • распределение издержек на выполнение кадастровых работ;
  • сведения о правах, возникающих на вновь образуемые участки.

Частные лица, заинтересованные в перераспределении участков с участием муниципальных земель, обращаются в муниципалитеты с заявлением. Если оно не соответствует требованиям, не сопровождено необходимой документацией, документ возвращается заявителю. Если оснований для возврата нет, на протяжении следующих 20 дней компетентный орган рассматривает заявление по сути. Результатом может стать:

  • утверждение схемы расположения участка;
  • согласие на заключение соглашения о перераспределении участков согласно проекту межевания территории;
  • мотивированный отказ.

Регистрация перераспределения земельных участков

Правила кадастрового учета передела участков оговорены 221-ФЗ «О госкадастре недвижимости». Данные, внесенные в госкадастр недвижимости при постановке на учет вновь образуемых объектов, носят временный характер.

Они обретают постоянство с момента госрегистрации прав в ЕГРП. Временные данные аннулируются и исключаются из госкадастра в случае, если преобразуемые участки не были поставлены на учет в ЕГРП на протяжении 2-х лет.

Процедура госрегистрации прав на участки, образуемые при перераспределении, оговорены 122-ФЗ «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Внесение сведений осуществляется в заявительном порядке, на основании надлежащего пакета бумаг.

Основным правоустанавливающим документом может быть решение административного органа либо соглашение правообладателей. Исключение из реестра сведений о преобразуемых «старых» участках и внесение данных о «новых» вновь созданных проводится при наличии необходимой технической и кадастровой документации.

Отказ в перераспределении земельного участка

Перечень обстоятельств, препятствующих заключению административного соглашения о перераспределении земель муниципальной и госсобственности, оговорен ст. 39.27 ЗК РФ. Это:

  • отсутствие письменного согласия лица, в пользование которого находится один из исходных участков;
  • предусмотрен передел объектов, хотя бы один из которых выставлен на аукцион;
  • в отношении одного из исходных участков принято решение о предварительном согласовании предоставления, и срок его действия не истек;
  • границы исходного участка подлежат уточнению;
  • имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения участка (перечень которых дан в ст. 11.10 ЗК РФ);
  • в отношении одного из исходных участков подано заявление о предоставлении, и оно находится на рассмотрении.

Отказ в перераспределении участков, находящихся в частной и публичной собственности, последует при отсутствии:

  • оснований для передела, исключительный перечень которых содержит ст. 39.28 ЗК РФ;
  • нотариально удостоверенного согласия всех правообладателей.

Отказ ждет частное лицо, обратившееся в муниципалитет за переделом участков в случае, если по его окончании в частных руках окажутся земли и участки:

  • превышающие гранично допустимые размеры;
  • ограниченные в обороте;
  • зарезервированные для публичных нужд;
  • в отношении которых оглашено извещение о проведении аукциона;
  • касательно которых принято решение о предварительном согласовании предоставления или получено заявление по этому поводу.

Отказ в перераспределении может быть дан:

  • если муниципальные земли, которые подлежат передаче в частные руки в ходе передела, могут стать самостоятельным полноценным земельным участком;
  • границы исходного объекта, находящего в частной собственности, подлежат уточнению на основании Закона №221 «О госкадастре недвижимости»;
  • есть основания к отказу в утверждении схемы расположения участка, документ разработан с нарушениями требований к особо охраняемым природным территориям;
  • хотя бы один из образуемых участков расположен в границах территории, касательно которой утвержден проект межевания территории.

Отказ в заключении соглашения о переделе должен быть мотивированным. Примечательно, что отсутствие в госкадастре недвижимости сведений о местоположении земельного участка, находящегося публичной собственности, самого по себе не считается основанием для отказа в перераспределении.

Выполнение кадастровых работ в этом случае обеспечивает заявитель. По решению органа власти он же обращается с заявлением о кадастровом учете.

Перераспределение земельных участков между двумя собственниками и более осуществляется согласно статей земельного кодекса, регулирующих данный вопрос. В ходе такого процесса возможно осуществлять как увеличение общей площади земельного надела, так и его уменьшение путем корректировки границ с принятием дополнительных площадей в свою собственность либо передаче другим лицам.

С 1 января 2017 года нормативные акты, определяющие условия подобных изменений, а также сопутствующие факторы, которые могут помешать таким процедурам, несколько изменились.

В чем заключается перераспределение земель

Что такое перераспределение земель – в чем оно заключается? Процедура перераспределения земель заключается в следующих операциях:

  • Изменение границ смежных друг с другом территорий (такие перемены могут касаться двух и более участков);
  • Образование новых территорий с измененными границами, занесенными в соответствующие кадастровые документы;
  • Упразднение старых пределов участков и их использование с учетом уже нового назначения (если таковое было принято).

Изменения в порядке перераспределения земель

Основными изменениями, вступившими в силу после начала действия ФЗ РФ от 03.07.2016 №334, стали касающиеся органов, уполномоченных к выдаче разрешений и определения возможности перераспределения. Такие нововведения касаются участков, государственная собственность на которые не разграничивается и заключаются они в следующем:

  • Все вопросы, касающиеся территорий, относящимся к сельским поселениям, принимаются на уровне органов местного самоуправления;
  • При необходимости корректировки границ участка с использованием земель с/х поселений в первую очередь нужно обращаться с заявлением в администрацию того района, к которому территориально относится интересующий участок;
  • С момента проведения перераспределения все полномочия по использованию таких участков переходят к их владельцу.

Классификация возможных перераспределений

На данный момент законодательством выделяется три типа возможных изменений границ земель, зависящих от их собственников:

  • Если осуществляется перераспределение земель, находящихся в собственности граждан, физических и юридических лиц. В таком случае такое изменение долей регламентируется подписанием соглашения о перераспределении земельных участков между собственниками наделов с одновременным получением разрешения государственных органов;
  • Перераспределения, связанные исключительно с муниципальной землей. Такой вариант осуществляется, когда участки, находящие под ведомством государства переходят от одного учреждения (министерства, организации и т.д) к другому;
  • Изменение границ двух смежных участков, когда один из них находится в частной собственности, а другой принадлежит государству. Данный вариант связан с особо жестким регламентом, определяющим возможность размежевания. Кроме того, существенную роль играет назначение муниципальных участков, а также целевое использование участка собственника.

Возможные причины отказа в перераспределении

Новый закон также несколько изменил основные условия, при наличии которых может быть вынесен отказ в проведении перераспределения:

  • Если государственный участок, который рассматривается для проведения межевания, выставлен на аукцион;
  • В том случае, если перераспределяемые участки не являются смежными (графическая схема их расположения должна содержать участки соприкосновения и наличия хотя бы одной общей границы);
  • Если к землям, заявленным для изменения границ за счет друг друга, не применялась процедура межевания. Для выхода из такой ситуации, необходимо в порядок обязательных шагов включить предварительное обозначение границ участка;
  • Если перераспределяемые земли принадлежат к категориям с разным разрешенным использованием. К примеру, одна из них может быть сельскохозяйственного назначения, другая выделена под ИЖС. В таком случае можно попытаться изменить назначение особым распоряжением государственных органов, однако данная процедура потребует некоторого времени и сбора различных документов;
  • В том случае, если участки земли находятся на территориях, принадлежащих к разным территориальным образованиям.

Порядок процедуры перераспределения участков

В том случае, если участки не подпадают под категории, при которых перераспределение невозможно, собственникам наделов необходимо будет осуществить такие шаги:

  • Составить предварительную устную договоренность между владельцами земель;
  • Обратиться в государственный муниципальный орган для выдачи разрешения;
  • Пригласить специалиста кадастрового отдела для проведения процесса перенесения границ;
  • Заключить письменный договор и подать его в орган местного самоуправления;
  • В случае положительного решения получить решение об утверждении плана участков с внесенными корректировками;
  • Поставить участок с новыми границами на учет в Кадастровой палате;

Получить кадастровый паспорт, содержащий новые утвержденные границы.

Видео: Консультация о п рирезки земли к своему земельному участку

В большинстве случаев новые участки образуются из муниципальных земель. Землю необходимо поставить на кадастровый учет, а то получиться так: земля есть, а хозяина по документам нет, и совершение сделок, а также перераспределение будет невозможным.

Перераспределением занимаются по разным обстоятельствам, одним необходимо увеличить площадь своего уже существующего участка для увеличения стоимости при продаже, у других нет доступа к проходящим по смежному участку коммуникациям, для этого и осуществляют перераспределение.

Что такое перераспределение земельных участков?

Вследствие процедуры перераспределения получаются новые участки из соседних земель. Это означает, что собственники соседних участков передают официально друг другу часть своей земли.

Происходит это в том случае, когда собственники соседних земель хотят продать или поменяться друг с другом частью своих участков, в этом случае договор купли-продажи не заключается, т.к. часть от земли нельзя поставить на учет.

При перераспределении сформировываются новые участки, а прежние прекращают свое существование, но к любому из них должен сохраниться доступ. Перед началом данной процедуры необходимо уточнить площадь и границы участков, т.к. законодательством установлены предельные размеры, его они не должны превышать.

Требования к земельным участкам

К земле, которую хотят перераспределить, есть определенные требования, без их соблюдения провести кадастровые работы не представится невозможным.

  • У земель должны быть смежные границы;
  • Они должны иметь точные границы и находиться в собственности, если не производилось разграничение, то нужно обратиться к геодезистам;
  • Эта процедура возможна, только если земли находятся в одном муниципалитете и категории;
  • К новым участкам должен иметься доступ;
  • После завершения процедуры требуется согласие обоих собственников и подписание протокола.

Перераспределение земельных участков муниципальной собственности

В соответствии с законодательством, данная процедура невозможна между собственниками участков (юридическими и физическими лицами). Из этого следует, что перераспределение участков, находящихся в собственности у муниципалитета и частного лица, невозможно.

Перераспределение участков муниципалитета возможно в следующих ситуациях:

  • Данные участки, которые в дальнейшем будут перераспределяться, не принадлежат юридическим лицам, гражданам, органам самоуправления и не обременяются правами других лиц.
  • Участки принадлежат одному лицу.
  • Если право на распоряжение землей принадлежит одному органу государственной власти или местного самоуправления, в этом случае перераспределение возможно на основаниях решения соответствующего органа.

Данное решение не нужно в следующих случаях:

  • При перераспределении земель, которые предоставлены дачным, садовым и огородным некоммерческим объединениям, а также в правах бессрочного пользования или пожизненного наследования.
  • Участки предназначаются для строительства жилья.
  • Для земель, находящихся в границе застроенной территории, в отношении которой принималось решение о развитии.

Перераспределение происходит в следующем порядке:

  1. Заключается соглашение и подготавливается необходимый пакет документов.
  2. Подается заявление в межевую компанию и соответствующую службу, которая уполномочена заниматься перераспределением.
  3. Исполнительная служба выносит соответствующее постановление.
  4. Инженер выполняет геодезическую съемку и межевание участков с оформлением межевого дела.
  5. В дальнейшем оформляется протокол по образованию новых земель.
  6. Регистрируются права собственности на новые земли.

Кто может выступить заявителем?

В качестве заявителей могут выступать индивидуальные предприниматели, физические и юридические лица, которые являются собственниками земель.

Заявителями могут быть и другие лица, которые в этом уполномочены в установленном порядке.

Необходимые документы

Для проведения процедуры перераспределения земель потребуются следующие документы:

  • Паспорта всех действующих лиц, если действует уполномоченное лицо, то документальное подтверждение, разрешающее совершать действия вместо заявителя;
  • Заявление;
  • Соответствующие документы, подтверждающие право собственности на участок;
  • Все технические документы на участвующие в процессе земельные площади;
  • Согласия всех сторон, которые будут участвовать в перераспределении.

На усмотрение сотрудников службы, могут быть запрошены и другие документы.

Соглашение о перераспределении земельных участков в муниципальной собственности

Перераспределение участков начинается с заключения соглашения, количество лиц участвующих в данной процедуре, действующим законодательством не ограничено.

В соглашение вносятся следующие данные:

  • ФИО всех участвующих сторон;
  • Данные паспортов;
  • Место регистрации и проживания;
  • Площади земель, которые подлежат перераспределению;
  • Кадастровые номера;
  • Места нахождений;
  • Категории земель;
  • Место и дата регистраций прав на имущество;
  • Данные из всех свидетельств о регистрации прав;
  • Указываются все данные на новые участки (места нахождений, категории земель, площади, кадастровые номера), если участок не один, то стандартные характеристики указывают на все участки.

При получении одним из собственников участок меньшей площади, чем был, в соглашении указывается компенсирующая сумма, которая должна быть уплачена другим собственником.

Межевой план при перераспределении

Произвести процедуру перераспределения не так уж сложно при обращении к специалистам по межеванию.

План по межеванию состоит из совокупности двух планов по разделу и объединению участков.

  1. Под разделом подразумевается получение из одного участка несколько смежных.
    По закону межеванием может заниматься только кадастровый инженер. Для внесения изменений в кадастровый паспорт, специалист должен подготовить план межевания.
    Привлечение других сотрудников без соответствующей квалификации не допустимо, этим должен заниматься только инженер, начиная с измерения и заканчивая оформлением необходимой документации.
    Есть два вида межевания участков, первый без выезда на местность; второй, когда специалист выезжает и реально замеряет и делит границы земельных участков.
    После разделения участка, инженер составляет план и согласует его с собственником. После согласования всей документации, специалист вносит изменения в границу, что указывает в плане межевания. После того, как межевой план готов, работа специалиста может считаться законченной.
  2. Под понятием объединения лежит процедура получения одного участка из нескольких смежных.
    Этой процедурой занимается кадастровый инженер. При процедуре объединения земельных участков, специалисту нет необходимости ехать на место с замерами, т.к. все площади участков должны быть в кадастровом паспорте.
    Специалисту необходимо получить от заказчика всю нужную документацию и изучить ее. Инженер проверяет, есть ли возможность объединить участки, вносит все необходимые изменения в границы и отражает все изменения в межевой план.

Плата за перераспределение земельных участков

Плата за перераспределение в пользу увеличения земельных участков составит 15% от кадастровой стоимости. Размер оплаты рассчитывается органами, которые заключают соглашение по перераспределению.

В случае изъятия части участка в пользу государства плата состоит от оценки рыночной стоимости участка. А оплата за межевой план будет зависеть от расценок фирмы инженеров (услуга не дешевая).

Сколько стоит межевание земельного участка, читайте здесь.

Схема перераспределения

К оформлению схемы перераспределения земельных участков с муниципальной землей есть свои требования:

  • Схема изготавливается на основании топографической съемки с указанием сведений из кадастрового плана и площади участка.
  • Допускается изготовление одной схемы для нескольких участков.
  • При изготовлении схемы используют следующую документацию:
  • Кадастровый план;
  • Правоустанавливающие документы на землю;
  • Сведения из градостроительного органа;
  • Другая необходимая документация.
  • В данном документе должна быть представлена информация о категории земель, разрешенном использовании, площади, доступе и основании об образовании новых земель.
  • Она должна содержать в себе следующие пункты:
  • Титульный лист;
  • Графическая часть;
  • Каталог координат для границ участка.
  • Если схема предоставлена с заявлением об утверждении, в нее входят такие материалы как:
  • Записка пояснительного характера;
  • Обзорная схема границ участка с обязательным указанием имеющейся недвижимости;
  • Сведения ГКН (государственного кадастра недвижимости);
  • Документы, подтверждающие собственность на землю;
  • Согласие других землевладельцев.

Все документы должны быть подписаны исполнителем. На оборотной стороне схемы ставится штамп «Согласовано» с указанием всей информации о заказчике и его подписью.

Вся документация предоставляется в электронном виде, предоставлять их на бумаге не нужно.

Все материалы должны отвечать следующим требованиям:

  • Текст должен быть напечатан или написан собственноручно, разборчивыми буквами;
  • Исправлений в документе быть не должно;
  • В тексте не должен использоваться карандаш;
  • Все материалы должны быть в хорошем состоянии, без повреждений;
  • Если у документа есть срок действия, то он не должен быть истекшим;
  • Если законом предусмотрено предоставление нотариально заверенных документов, то это обязательное условие.
  • Каждый раздел в схеме должен быть оформлен на листе А4, а оформление графической части возможно на формате А3.
  • Все листы должны быть пронумерованы.
  • Разделы схемы и вся документация должны быть помещены в папку.

Требования к оформлению титульного листа:

  • Реквизиты:
  • Гриф утверждения;
  • Наименование документа;
  • Номер листа схемы и общее количество листов;
  • Категория и местоположение участка;
  • Площадь, фактическое и разрешенное использование;
  • Обеспечение доступа и основание перераспределения;
  • Данные об исполнителе кадастровых работ;
  • Данные о заказчике.
  • Местоположение участка указывается с учетом изменений в адресной схеме.
  • Кадастровый номер смежного участка.

Требования к графической части:

  • Гриф утверждения;
  • Наименование документа;
  • Выписка из кадастра недвижимости;
  • Номер листа и их количество;
  • Номер кадастрового квартала;
  • План участков расположенных в одном квартале;
  • Условные обозначения;
  • Данные исполнителя с подписью и печатью.

Требования к оформлению каталога координат для границ участка:

  • Наименование документа;
  • Наименование и местоположение объекта;
  • Площадь и геодезические данные об объекте.
  • Данные исполнителя.

Заключение

Если возникла необходимость перераспределения участков, необходимо хорошо изучить все процедуры и при обращении к геодезистам найти квалифицированных специалистов, они точно сделают все правильно, но за это придется заплатить, при выезде инженера на место процедура будет стоить дороже.

Участки для перераспределения обязательно должны находиться в пределах одной и той же территории. Для произведения этой процедуры необходимо чтобы участки были смежными и примыкали друг к другу. В случае перераспределения с соседями у всех должно быть право собственности на землю.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: