Порядок изъятия земельного участка

3905

Основания для изъятия земли для государственных и муниципальных нужд

Территория, являющаяся объектом личного землепользования, иногда подлежит отчуждению для федеральных или местных нужд. Это происходит через ряд комплексных мер по поиску нужной земли, ее оценке и уплате компенсации бывшему владельцу. Законные основания для этого определены в ст. 49, 56 ЗК РФ и ст. 279 ГК РФ. На основании нормативов изъятие земель для государственных и муниципальных нужд осуществляется при следующих обстоятельствах:

  • Строительство сооружений стратегического использования.
  • Постройка энерго- и коммуникационных узлов.
  • Конструирование объектов атомной промышленности.
  • Воздвижение инженерных сооружений и узлов связи.
  • Реконструкция военных объектов.
  • Строительство транспортных узлов. Например, железнодорожных вокзалов, станций и аэропортов.
  • Воздвижение космодромов.
  • Модернизация и оснащение линейных структур естественных монополий.
  • Строительство коммуникационных систем электро-, газо- и термоснабжения.
  • Прокладка автомагистралей для государственных нужд.

Существуют и другие основания для изъятия недвижимости. Они регламентированы отдельными нормативными актами и договорами между сторонами.

Внимание, акция! Получите консультацию юриста по земельным вопросам!

Изъятие земельных участков для государственных нужд происходит на компенсационной основе путем установки их выкупной стоимости, которая будет передана новым фактическим собственникам. Процедура отчуждения частных земель предусматривает обязательное уведомление собственников.

Законодательством также установлено понятие реквизиции, как лишение преимущественного владения участком в пользу государства или общества, которое устанавливается на ограниченный период или на постоянной основе. Такое действие допускается при чрезвычайных и экстренных ситуациях, катастрофах и иных обстоятельствах, при которых отчуждение территории требуется для исполнения срочных государственных задач.

Помимо государственных органов и их дочерних учреждений по субъектам Федерации, правом на обращение с ходатайствами об изъятии земель наделены и некоторые организации. Перечень таких организаций установлен Постановлением Правительства РФ № 442 от 06.05.2015 г.

Постановление об изъятии земельного участка

Постановление об отчуждении земельного участка в пользу государства составляется после утверждения акта о выборе конкретной территории под необходимые нужды. В течение двух месяцев после принятия этого документа компетентная комиссия согласовывает и направляет постановление фактическому владельцу участка. В период 5 суток после утверждения решения, информация о смене собственника направляется в Росреестр по месту расположения рассматриваемого надела.

Постановление об изъятии земельного участка выглядит как официальное распоряжение, утвержденное печатью государственного органа и подписью его руководителя. Оно должно содержать следующую информацию:

  1. Данные о рассматриваемом объекте. Его месторасположение, размер и кадастровый номер.
  2. Основания для изъятия.
  3. Период, на который изымается участок. Изъятие также может производиться на постоянной основе.
  4. Информация о собственнике, у которого изымается недвижимость.
  5. Поручительские обязательства конкретного государственного органа о необходимости извещения собственника земли об ее отчуждении, а также об обязательной регистрации перехода вещного права на имущество.
  6. Информация о компенсациях бывшему собственнику недвижимости.

Согласно гражданскому и земельному законодательству определено трехкратное информирование собственника недвижимости, подлежащей изъятию:

  • До согласования об изъятии. Возможно информирование через СМИ.
  • После принятия соответствующего решения. До последней редакции ЗК РФ срок оповещения собственника составлял не менее одного года до момента отчуждения. В настоящий момент это положение было отменено и точные сроки предварительного оповещения не установлены.
  • После государственной регистрации перехода вещного права на имущество.

На сегодняшний день трехкратное оповещение собственника земли носит необязательный характер.

Порядок изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд

Порядок изъятия земельного участка для муниципальных нужд:

  1. Рассмотрение вопроса о необходимости отчуждения частной собственности в государственное ведение.
  2. Составление соответствующего постановления компетентной комиссией, назначаемой органами федерального или местного значения.
  3. Уведомление собственника об изъятии конкретного участка полностью или его части.
  4. Составление соглашения с включением пункта о компенсации.
  5. Отчуждение собственности и регистрация перехода вещного права в Росреестре.

В случае неудовлетворения размером компенсации, собственник может обжаловать его размер в судебном порядке путем подачи соответствующего искового заявления. Делопроизводство осуществляется представителем государственного учреждения, в чье ведение будет предоставлен земельный надел. В течение пяти дней после принятия постановления информация о смене собственника направляется в Росреестр для оформления вещного права.

Последствия изъятия земли для государственных и муниципальных нужд

После того как земельный участок будет изъят, на индивидуальный лицевой счет бывшего собственника поступит денежная компенсация, определенная соглашением между сторонами правоотношения. Отчужденный надел переходит в собственность заинтересованного государственного или муниципального органа, который регистрирует переход вещного права в Росреестре.

Земельный участок можно будет вернуть бывшему владельцу в случае, если это оговорено самим текстом соглашения. Если отчуждение произошло на постоянной основе, его возврат возможен только после прекращения соответствующего требования, на основании которого была изъята определенная территория.

В судебной практике известны случаи, когда отчужденная собственность была возвращена ее законному владельцу по причине несоблюдения законных прав. Это возможно после подачи соответствующего искового заявления. Например, о признании недействительным факта передачи земельного участка в государственную или муниципальную собственность.

Пример по изъятию земли для государственных и муниципальных нужд

Гражданин Сивенков П.И. – обладатель надела земли, который он получил по наследству. Орган местного самоуправления решил изъять эту территорию под строительство автовокзала. Гражданину было направлено соответствующее постановление с просьбой подойти в отделение муниципалитета для оформления соглашения об изъятии.

Сивенков отказался заключать договор и составил исковое заявление в судебные органы. На основании разбирательств было установлено, что помимо земельного участка истца, в городе имеется множество других земель, как правило, пустующих. Законом же в качестве одного из условий правомерности изъятия земельного участка предусмотрен факт отсутствия других возможных вариантов строительства. Доказательств отсутствия таковых вариантов муниципалитет в суде не представил, соответственно, исковое заявление было удовлетворено.

Заключение

Отчуждение частной собственности в пользу государства происходит для строительства важных объектов инфраструктуры, а также для их реконструкции и ремонта. Данная процедура включает следующие этапы:

  1. Поиск федеральным или муниципальным органом подходящей земли.
  2. Принятие решения и составление соответствующего постановления.
  3. Уведомление собственника и оформление обоюдного соглашения.
  4. Выплата компенсации за землю.
  5. Регистрация перехода вещного права в Росреестре.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по изъятию земли для государственных и муниципальных нужд

Вопрос: Здравствуйте. Меня зовут Николай. Я являюсь владельцем участка земли, который подлежит изъятию в пользу муниципалитета для строительства дороги. Как определяется размер денежной компенсации, положенной мне по закону?

Ответ: Добрый день, Николай. Согласно ст. 279 п. 6 размер возмещения и срок исполнения определяется в соглашении, которое будет заключено с вами представителем государственного учреждения. Если сумма компенсации вас не удовлетворит, вы вправе отказаться от подписания документа. В этом случае процедура изъятия земли будет осуществляться в судебном порядке.

Список законов

  • Статья 49 ЗК РФ
  • Статья 56 ЗК РФ
  • Статья 279 ГК РФ
  • ПП РФ № 442 от 06.05.15 г.

Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам прямо сейчас

Позвоните по телефонам горячих линий и получите юридическую консультацию:

Если вы обладаете участком, за которым осуществляете надлежащий уход – то у вас достаточно гарантий чтобы извлекать полезные свойства, получать прибыль от обработки земли. Но существует ряд причин, определяющих возможность его изъятия. В контексте их реализации, права на него будут утрачены. Чтобы этого не произошло, надлежит соблюдать регламент и нормативы, предъявленные для землепользования. Однако запрещение землепользования имеет право произойти по инициативе хозяйствующего субъекта, для потребностей федеральных или региональных систем планирования.

Содержание:

  • Определение понятия
  • Правила и условия изъятия
  • Порядок и процедура
  • Гарантии возмещения убытков
  • Заключение
  • Определение понятия

    Это процесс, прерывающий разрешение на эксплуатацию земельного участка. При его посредстве земли отчуждаются от владельца путём передачи правопреемства в ведение государственных или региональных форм владения.

    Изъятие производится для муниципальных или государственных потребностей, с ориентацией на положения статьи 55 ЗК РФ, а в соотношении со статьёй 51 ЗК РФ, имеет право производиться их реквизиция. В соответствии с п.1 статьи 49 Земельного кодекса, изъятие осуществляется путём выкупа, но исключительно тогда, когда ситуация приобретает глобальные масштабы, требующие задействования огромных территорий для проведения деятельности международного значения.

    7 глава ЗК РФ:

    Обозначенный процесс изъятия (выкупа) земель сопровождается его регистрацией. Только после её проведения, муниципалитет или государство, получают возможность отделения и законного присвоения отчуждённых участков. Ориентируясь на эти положения, закреплённые в п.2, статьи 8 ГК РФ, возникают различия между правилами изъятия арендуемых земель и участков, являющихся частной собственностью.

    Земельные участки, что муниципалитеты предают в аренду, являются собственностью регионального хозяйствующего субъекта. Соответственно, договор аренды просто расторгается, с объяснением причины этого инцидента, после чего регистрируется расторжение договора. Его расторжение практически не может оспариваться – закон всегда на стороне собственника. Но если земли находятся в личной собственности – при их изымании, требуется договорная основа с собственником, что определит обязательства сторон.

    По сути, земельный ресурс, являющийся личным достоянием, имеет значительное преимущество в сравнении с иными формами эксплуатации земель, которые не защищены конституционными правами.

    Различие в регистрации следующее:

  1. Данный объект приходится заново ставить на кадастровый учёт.
  2. Составлять новые документы на установление права собственности.
  3. Присваивать новый кадастровый номер.

Основания и причины изъятия, классифицируются по следующим характеристикам:

  1. Применение участка, не совпадающее с установленной категорией земель.
  2. Неиспользование в течение обозначенного договором, времени.
  3. Искажение норм пользования, за счёт чего происходит понижение качества почвы или экологической обстановки.
  4. Пагубное влияние, хотя оно, возможно, не имеет прямого умысла, а происходит в соответствии с небрежным уходом за почвой, вследствие употребления ядохимикатов и прочих токсичных средств.
  5. Изъятие для муниципальных или государственных потребностей или реквизиция земель.

Изъятие в связи с неиспользованием, совершается в соответствии с положением, которое, предоставило земли в пользование. Приобретение земли (аренда), подразумевало некоторое влияние на статус преобразуемых земель со стороны лица, взявшего на себя ответственность за их уходом и обеспечением работ на территории участка.

Но, если вменённые землепользователю действия не были выполнены, что характеризуется отсутствием начала или продолжения работ по обработке земель, уходу, строительству жилых или нежилых объектов и т.п. – это говорит о невыполнении поставленных условий. Такие земли переходят в категорию бесхозных участков, и изымаются у несостоявшегося, нерадивого хозяина.

Для начала планируемых работ, муниципалитет даёт срок в 3 года. Если в течение этого времени уход за участком не производился – земли имеют право изъять. Некоторые регионы, богатые неиспользуемыми землями, продляют этот период, по усмотрению администрации.

Изъятие в связи с использованием не по назначению, опирается на иную причину. Участки начинают эксплуатировать, но нарушая их целевое предназначение. Все земли характеризуются по их причастности к категории. Этот общепринятый норматив применения земли, не вправе подвергаться произвольному изменению. Его нужно принимать как данность. Категории земель следующие:

  1. Сельскохозяйственного назначения.
  2. Городские, районные, сельские населённые пункты.
  3. Используемые территории: министерствами, ведомствами, крупными промышленными предприятиями.
  4. Особо охраняемые территории.
  5. Лесной фонд.
  6. Водный фонд.
  7. Земли запаса.

Информация о категории отражается в записях кадастрового учёта и становится причиной для применения земли определённой категории исключительно в соотношении с разрешённым применением. Например, территории лесной зоны, нельзя подготовить под постройки комплекса зданий, вырубая для этой цели лесные массивы. В условиях городского типа запрещено разбивать участки для огорода, разведения домашнего скота.

Каждый земельный участок обретает своё предназначение, определённое целесообразным и целенаправленным применением, в контексте аналогичных земель. По причине объективно грубого нарушения целевого назначения, земельный участок может изыматься.

Кроме этого, изъятие будет производиться, если технология обработки и эксплуатации верхнего слоя почв, будет проводиться противоправным образом, наносящим ей непосредственный вред.

По преимуществу это касается предприятий, которые не обеспечивают соответствующей очистки отходов, сливая их на плодородные почвы или загрязняя водный земельный фонд.

Таким безответственным землепользователям будет вменено исправить нарушение, а в случае неисполнения, земли могут изъять, а предприятию запретить функционирование. Те же условия предъявляются к любому землепользователю, будь то физическое или юридическое лицо.

Особым и неоспоримым прецедентом для изъятия участков, будут причины, государственной важности. Этот тип отчуждения, находится в числе приоритетных оснований.

Правила и условия изъятия

Если земли изымаются для масштабных работ, учитываются права собственника на землю. Соответственно, изъятие земель у собственников – это крайняя мера, которая применяется при исключительной необходимости. Чтобы этот процесс имел прочную юридическую основу и не стал поводом для самодеятельности муниципальных образований – он опирается исключительно на положения федерального законодательства.

Принудительное изъятие земель представляет целенаправленную деятельность, согласованную на федеральном уровне. Кроме этого, федеральное законодательство разработало исчерпывающий перечень условий, в связи с которыми производится изъятие земель. В его контексте разработан упорядочивающий изъятие земель, алгоритм, он определён порядком:

  1. Выкупа земельного участка.
  2. Определения выкупной цены.
  3. Прекращения права владения и пользования.
  4. Другие значимые вопросы, касающиеся обозначенной проблемы.

Алгоритм выстроен с учётом предусматриваемых процедур, они потребуют пошаговых действий с соблюдением взаимных интересов сторон.

Принятие решения об изъятии практически не регламентированное действие, участки могут изыматься в связи с различными причинами, основанными на планируемых действиях разных ведомств, отвечающих за выполнение и реализацию планов. Однозначно то, что решение принимается взвешенно, при рассмотрении плана реализации строительного или иного мероприятия государственной важности.

Для этого разработан ряд соответствующих норм, закреплённых в статье 31 и 32 Земельного Кодекса РФ. Они определяют правила и условия изъятия, а также тщательно подготавливают все действия по процедуре изъятия. Первичное решение об изъятии земельных участков в пользу государства, принимается на федеральном уровне.

После выхода постановления о реализации этой процедуры, принятие решения о конкретных шагах и организации этой деятельности, вменяется муниципальным образованиям.

Порядок и процедура

Постановление об изъятии земельного участка становится началом производства процедуры перехода земель в ведение государственного распоряжения. Никакие сверхважные государственные проекты не нарушают процедуру землепользования. В частности, постановление составляется с учётом категории земель и разрешением на их использование. Постановление обязано содержать мотивирующие причины изъятия.

Они в подробном виде, излагаются в соответствии с планируемым государством процессом деятельности, который требует изъятия земель определённой категории. Постановление имеет резолютивный статус и не подлежит обсуждению со стороны муниципального образования, которому оно вменяется в ответственность при исполнении. После выдачи постановления, региональный орган самоуправления, изучает его, согласовывает возможности его исполнения и определяет стратегию претворения этого плана, в жизнь.

Муниципалитет обязан рассмотреть варианты проведения процесса с разных точек зрения и с учётом всех возможных нюансов. На основании федерального постановления, муниципалитет готовит проект изъятия участков, с обязательным указанием их кадастровых данных.

Извещение об изъятии становится новым шагом в проведении обозначенного процесса. По положению, землевладельцы информируются о планируемом проекте, троекратно:

  1. На самом раннем этапе, пока проведение работ только планируется, и соответствующий участок рассматривается как претендент на изъятие. Эта процедура обязательна не во всех случаях, так как включает в себя максимум возможностей, не все из них будут реализованы.
  2. После принятия решения о достоверном планировании проводимых работ и определения точного места, которое задействует изъятые участки.
  3. Последнее предупреждение перед началом работ.

Сроки изъятия земельного участка определяются в 1 год с момента последнего предупреждения. Это обязательное требование, его нецелесообразно нарушать. В противном случае, землевладелец имеет полное право признать действия незаконными и оспорить их в суде, опираясь на несоблюдение сроков. Срок в 1 год определяется, чтобы стороны успели адекватно сориентироваться в своих возможностях, на счёт предстоящего обустройства и взвесить все возможные варианты.

Решение об изъятии может быть оспорено в суде в срок 10 дней с момента получения извещения.

Соглашение об изъятии земельного участка составляется с собственником или арендатором земель при условии его согласия на изъятие земель и при отсутствии претензий по процедуре изъятия, с его стороны. Оно должно быть составлено не позднее 1 года после последнего уведомления. Соглашение составляется в свободной, не регламентированной форме, но с условиями соблюдения всех важнейших норм, придающий этому документу, важный юридический статус.

По своей сути соглашение – это своего рода актуальная договорённость об изымании земель, где рассмотрены все нюансы процесса, методично внедряемого в реализацию. Постановление об изымании адекватно анализирует все грани процесса, что даёт при составлении соглашения юридическую правомочность и экономическую стабильность сторонам.

Посмотреть образец вы можете здесь.

При возникновении претензий или в случае несогласия на изъятие, собственник имеет право оспорить необходимость изъятия его участка в суде.

Особенности «Нового порядка» изъятия участков, которые были приняты с 1 апреля 2015 года, определяют, более чёткие и структурные положения по обозначенному вопросу, в следующих направлениях:

  1. Собственники, арендаторы и иные землепользователи объединены в категорию правообладатели.
  2. Уточнены основания изъятия для государственных и муниципальных нужд.
  3. Установлены особенности кадастрового учёта при проведении процедуры.
  4. Определён порядок прекращения пользования и компенсации за изъятие земель.

В соответствии с новыми положениями, при изъятии не играет роли, форма собственности участка. Общая тенденция опирается на государственные или муниципальные нужды, в соответствии с которыми участки изымаются, и наступает прекращение пользования ими, со стороны граждан или юридических лиц. Однако форма собственности играет ключевую роль в определении компенсации, которая предоставляется правообладателю на аналогичных условиях.

Решение об изъятии подлежит регистрации. После регистрации лицо, которое путём соглашения или иным путём не способствовало отчуждению участка, может попасть под риск несения расходов за создание препятствий для проводимых государственных или муниципальных работ. Стоимость проводимых работ может существенно превышать стоимость земли.

Временное изъятие и последующее предоставление земли осуществляется в качестве ограничения или обременения в том случае, если обе стороны видят возможность временного использования земельного участка, с полным его изъятием и последующим возвращением, после завершения работ. Решение подобного рода принимается органами юстиции.

Специально разработанной программы для временного изъятия земли не существует. Поэтому оно осуществляется в соответствии с чётко разработанным алгоритмом публичного сервитута, который устанавливается на 100 % задействования земель, с последующим возвращением.

Гарантии возмещения убытков

В соответствии с п.1, ст. 62 ЗК РФ, изъятие земель для государственных нужд может производиться исключительно, на основании равноценного возмещения причиненных убытков. Постановление о возмещении убытков и компенсации за изъятие земель может приниматься:

  1. Федеральным законодательным актом.
  2. Муниципальным органом.
  3. Органом местного самоуправления.

Основной гарантией возмещения убытков является составленное соглашение, которое определяет условия выкупа земель и указывает сумму, предоставляемую в виде компенсации за земельный участок. Если собственник отказался от заключения соглашения, органы власти изымают земельный участок в судебном порядке, с представлением суду, предложения по возмещению ущерба. Решение суда, вынесенное по этому поводу, может быть оспорено только судом следующей инстанции.

Для определения суммы компенсации, в расчёт берётся рыночная стоимость земель, а также – рыночная стоимость недвижимого имущества, находящегося на участке, стоимость надворных построек, насаждений, работ по ландшафтному дизайну.

Ниже вы видите текст статьи из 9 главы ЗК РФ:

Заключение

Как видно, условия изъятия земель принципиально отличаются по результату, в соответствии с причиной изъятия. Если при ненадлежащем подходе к уходу за плодородием участка или при нарушении норм использования (не использовании), хозяин участка может его просто потерять, — то при изъятии земель для государственных нужд, картина складывается совершенно иначе. Государство или хозяйствующий субъект возместят все убытки по закону и в полном объёме.

27.04.2017

Изъятие земельного участка для государственных, муниципальных или других нужд является достаточно распространенным явлением в России, про которое, тем не менее, население знает постольку-поскольку.

«М16-Консалтинг» рассказывает, как происходит изъятие земельного участка у собственника, могут ли отобрать землю, если вы ей толком не пользуетесь и какие основания для изъятия земельного участка используются властями чаще всего.

  1. Изъятие для нужд государства или муниципалитета
  2. Изъятие по причинам ненадлежащего использования
  3. Изъятие в случае реквизиции
  4. Конфискация земли
  5. Что делать, если ваш участок изымают

Изъятие земель для государственных или муниципальных нужд

Изъятию в данном случае подлежат земли любых категорий, за исключением земель природных территорий, подлежащих особому охранению, которыми владеют федеральные госбюджетные организации, управляющие этими землями. Впрочем, даже здесь имеется лазейка, поскольку закон предусматривает случаи, когда и у таких организаций земли могут быть изъяты.

Отбирают земельный участок как у собственников земли, так и любых других владельцев – арендаторов, наследников и т. д.

Причинами для изъятия служат исключительные ситуации, которые продиктованы нуждами государства или муниципалитета:

  • Выполнение международных договоров РФ;
  • Возведение либо работы по реконструкции объектов государственного или же местного значения. К ним, например, относятся дороги, системы тепло- водоснабжения, объекты энергетических систем и т. д.

Основанием станет судебное решение об изъятии земельных участков, если с собственником договориться не удалось, и изымать землю будут принудительно. В остальных случаях уполномоченный орган заключает соглашение с владельцем спорного участка и на его основании выдает решение об изъятии. В законе также прописаны условия, при наличии которых происходит ускоренное изъятие земельных участков, для которого даже не нужно судебное решение.

Стоит внести ясность: землю не отбирают просто так, собственник получает достаточную компенсацию. В частности, если владелец дает свое согласие, вместо изымаемого участка ему во владение могут предоставить другой. Кроме того, владелец земли может попросить компенсацию в виде недвижимости либо выплат, соответствующих рыночной стоимости земли.

Что касается сроков, то земли изымаются на постоянной основе без возможности дальнейшего возврата хозяину. К сожалению, законных способов избежать изъятия земли, которую государство планирует использовать для собственных нужд, не существует.

Изъятие земельного участка в случае ненадлежащего использования

Если говорить о категориях земель, которые изымаются по вышеуказанной причине, то тут в зоне риска находятся сельскохозяйственные земли и участки для строительства, хотя в целом закон распространяется на участок из любой категории.

Попрощаться с землей также может любой гражданин, вне зависимости от того, какое отношение он имеет к участку – является ли он собственником или только арендатором и т. д.

В качестве причин для изъятия органы могут воспользоваться следующими характерными чертами нецелевого применения земель:

  • Неиспользование или использование не по назначению земель, предназначенных для застройки или организации сельского хозяйства;
  • Эксплуатация участка сопряжена с нарушением правил рационального использования;
  • Действия владельца провоцируют порчу земли;
  • Владелец получил землю на основании обязательств по восстановлению земельных ресурсов, то есть на условиях рекультивации, однако данные обязательства не исполнил;
  • Гражданин завладел землей в обмен на приведение участка в состояние, которое позволит в дальнейшем использовать его по целевому назначению, однако свои обязательства не исполнил.

Стоит отметить, что землю в таких случаях отнимают не сразу. При обнаружении факторов ненадлежащего использования владельца приговаривают к административному наказанию и дают время на устранение факторов, которые и послужили причиной для наказания.

Если же в выделенный срок владелец так и не привел в порядок землю, уполномоченный орган инициирует процедуру изъятия. А землю передадут более добросовестному хозяину.

Основанием может служить добровольное согласие нынешнего владельца либо же судебное решение, если владелец не соглашается на изъятие.

В качестве компенсации владелец получит средства, вырученные с продажи участка на публичных торгах. Если новый претендент на земли не обнаружится, покупателем выступит сам муниципалитет или государство. Однако из вырученной суммы вычтут расходы, потраченные на организацию и проведение публичных торгов.

Хорошая новость заключается в том, что вы можете избежать изъятия земли, если поводом стало ненадлежащее использование. Для этого достаточно, в частности, уплатить административный штраф, который вам назначили после выявления факта ненадлежащего использования, а также устранить причины, которые послужили поводом для административного наказания.

Случаи изъятия земельного участка в связи с реквизицией

Начнем с того, что реквизиция земли возможна только в случаях чрезвычайного характера: это эпидемии, стихийные бедствия, аварии и т. д.

Как и в первом случае, при реквизиции государство вправе изымать землю любой категории.

Решение о реквизиции земли принимает соответствующий исполнительный орган госвласти. Что касается срока, то обычно владельцы лишаются своих земель на период, пока не будет устранена причина, послужившая основанием для изъятия. Если же в силу разных обстоятельств причина не может быть устранена, землю изымают навсегда.

Если говорить о целях изъятия, то это защита жизненно важных интересов населения или государства от возникших на фоне чрезвычайной ситуации угроз.

Собственник получает полноценную компенсацию за потерю своей земли. Он сам может выбрать: либо государство выплатит ему сумму, равную рыночной стоимости участка, либо ему предложат равнозначный по параметрам и масштабам участок земли. Однако компенсация возможна только в том случае, если участок изымается навсегда. Если же у изъятия имеется конкретный срок, собственнику ничего не компенсируют.

Законных способов избежать возможного изъятия в данном случае нет.

Конфискация земельного участка

Остаться без участка земли может только собственник, при этом на изъятие никак не повлияет категория земли – закон распространяется на все виды участков.

В данном случае причиной для изъятия станет соответствующая санкция за допущенное собственником правонарушение. Как правило, это касается тех владельцев, которые получили свою землю по причине совершения преступления либо на вырученные за преступление деньги приобрели участок.

Порядок изъятия земельного участка назначается судом и прописан в соответствующем судебном решении. Участок изымается на постоянной основе. В этом случае участок изымается по двум причинам: во-первых, государство возмещает ущерб, нанесенный правонарушителем, во-вторых, конфискация земли является дополнительной мерой наказания.

Участок земли у собственника отнимают принудительно, при этом ни о какой компенсации речи идти не может – преступник лишается земли на безвозмездной основе. Избежать изъятия по закону невозможно.

Что делать, если ваш участок изымают?

Важно понимать: если процесс изъятия уже запущен, остановить его практически невозможно. Особенно если государство или муниципалитет забирают ваш участок для собственных нужд или по причине реквизиции.

Главное, что нужно собственнику в этом случае – убедиться в том, что его права не нарушаются и что он не несет в связи с этим убытки. Поэтому лучше контактировать с исполнительными органами через своего представителя – юриста.

Специалисты «М16-Консалтинг» готовы взять на себя переговоры с исполнительными органами и проследить за тем, чтобы вы получили компенсацию в достаточном объеме. Часто население сталкивается с тем, что уполномоченные лица минимизируют муниципальные или государственные затраты за счет самого собственника – ему выплачивается сумма, которая не соответствует рыночной стоимости участка.

Кроме того, наши юристы детально изучат ваш случай и проработают, если это возможно, стратегию сохранения участка земли в вашей собственности. В любом случае, специалисты «М16-Консалтинг» готовы оказать юридическую помощь по земельным вопросам.

Энциклопедия МИП » Земельное право » Землеустройство » Порядок изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования

Изъятие участков возможно только при наличии решения, которое принимается органами местного или муниципального управления.

Земля занимает особое место среди всех природных ресурсов страны и пользуется приоритетом, по сравнению с остальными видами недвижимости. Поэтому большинство людей старается стать владельцем собственных земельных наделов, которые можно использовать различными способами, извлекая максимальную материальную пользу.

Для этого достаточно использовать территории одним из путей, предусмотренных прямым целевым назначением: постройка жилья, возведение дополнительных зданий, организация сельскохозяйственных работ и предприятий, а также проведение различных финансовых операций: продажа, покупка или же аренда.

Любая форма использования не освобождает от соблюдения правил и выполнения обязанностей, предусмотренных действующей законодательной базой.

В случае несоблюдения целевого назначения или нарушения предписанных норм закона владелец, собственник или пользователь может столкнуться с неприятными правовыми последствиями своих действий: штрафами или же наиболее кардинальными мерами – изъятием земельных территорий. Поэтому каждый пользователь участков должен знать, в каких случаях возможно изъятие территорий и какая ответственность наступает за несоответствующее использование земельной недвижимости.

Понятие ненадлежащего использования земельного участка

Основным условием для полноправного владения, длительной собственности и полноценного пользования земельными территориями является соблюдение правил рационального распоряжения земельными территориями. Согласно действующему законодательству рациональное использование земли заключается в принятии максимальных мер со стороны пользователей и обеспечение эффективных способов для охраны земли и повышения ее плодородных свойств.

Помимо этого, эксплуатация не должна причинять никакого вреда территориям, как природному объекту, полностью соответствовать ранее определенному целевому предназначению, а также оптимальной территориальной и административной организации участков.

Использование земель также включает в себя экономическое, финансовое, экологическое и сельскохозяйственное подспорье. Законодательные акты земельной сферы включают в себя определенные требования к пользователям земельных территорий, основные среди которых:

  • Использование недвижимости в полном соответствии с прямым целевым предназначением, а также законно разрешенными способами, которые не наносят ущерба природному ресурсу. На данный фактор влияет также категориальная принадлежность территорий
  • Исключать какое-либо загрязнение, структурную деградацию и существенное ухудшение плодородных свойств верхнего слоя почвы
  • Осуществлять и регулярно применять всевозможные мероприятия для сохранения плодородного слоя и естественных свойств земли
  • Применять всяческие меры для охраны не только земли, но и лесных, водных объектов, а также обеспечить пожарную охрану окружающей среды
  • Проводить различные мероприятия по рекультивации земель с нарушенной структурой, восстановлению плодородного слоя почвы.

Соответственно ненадлежащее использование земельных территорий заключается в такой эксплуатации недвижимости, которая не соответствует данным нормам закона, а также характеризуется грубым нарушением всех юридических норм.

Основными параметрами ненадлежащего использования участков являются следующие факторы:

  • использование участка не в соответствии с целевым предназначением конкретной территории;
  • нарушение правил рациональной эксплуатации земель;
  • допуск длительных перерывов в процессе распоряжения территориями;

Условия изъятия земельного участка ввиду ненадлежащего использования земельного участка

Земельное законодательство предусматривает определенные случаи, которые характеризуются ненадлежащим использованием земельных территорий владельцами, собственниками и пользователями. Осуществление какого-либо из указанных в законе действий предусматривает принудительное прекращение прав на земельный участок по причине ненадлежащего распоряжения территориями и влечет за собой принудительное изъятие недвижимости из собственности и эксплуатации по той же причине.

Основными причинами изъятия земельных территорий вследствие нерационального распоряжения территориями, являются следующие:

  • длительный отказ от использования земли сельскохозяйственного предназначения на протяжении трех лет подряд или более длительного срока, который предусмотрен земельным законодательством;
  • ненадлежащее эксплуатирование территорий;
  • грубое нарушение всех правил и норм надлежащего использования земель, которые предписаны законодательными актами.

Порядок принятия решения об изъятии земельного участка

Изъятие земельных территорий возможно только при наличии соответствующего решения, которое принимается органами местного или муниципального управления. Процесс подготовки и принятия решения об изъятии земли является первоначальным этапом процедуры, а также включает сбор и анализ важных данных со следующими целями:

  • установление конкретного расположения, типа и кадастровых данных участка (месторасположение, точная площадь, кадастровый номер и др.), которые должны быть указаны в кадастровом паспорте территории;
  • определение цели и сроков изъятия, а также установление причин, которые соответствуют перечню мер ненадлежащего использования земли;
  • конкретизация лица, у которого изымается территория, а также уточнение правовых оснований для собственности на землю;
  • поручение исполнительным органам извещения виновного лица о принятии решения, а также предстоящей государственной регистрации решения в законном порядке;
  • определение прав, которые приобретает конкретное лицо.

Ответственность за ненадлежащее использование участка

Действующим законодательством предусмотрены различные виды правовой ответственности за ненадлежащее использование земель: гражданскую, административную и уголовную. Такую ответственность несут не только законные владельцы, но и к пользователи земель, на которых по договору или законодательным предписанием возложено право и обязанность по использованию недвижимого имущества.

Помимо этого, административные нарушения земельного законодательства подразумевают наложение штрафов, а также имеют следующие последствия для пользователей:

  • признание договоров и финансовых сделок с земельными территориями недействительными;
  • признание недействительными решений о передаче в пользование земель, которые поступают от органов государственного или местного самоуправления;
  • отказ в процессах государственной регистрации территорий или же признание предыдущих регистрационных манипуляций недействительными;
  • привлечение к ответственности физических и юридических лиц, которые нарушают правила эксплуатации или меняют целевое предназначение земель по своему усмотрению.

Обжалование решения об изъятии земельного участка в судебном порядке

Решения об изъятии земельных территорий принимаются государственными исполнительными органами или учреждениями местного самоуправления. Обжалование таких документов возможно лишь при условии, что решение не соответствует всем требованиям действующего законодательства или же нарушает права и законные интересы заявителя.

Право на обжалование решений о принудительном изъятии территорий появляется у физических и юридических лиц с момента получения уведомления о государственной регистрации соответствующего решения. Основанием для обжалования решений об изъятии земельной недвижимости является отсутствие действительной связи между решением органа государственного или муниципального управления об изъятии участка с возможностью реализации права лица на обжалование такого документа.

Основным фактором при рассмотрении судебных исков с обжалованием решений об изъятии территорий является наличие законных оснований для изъятия.

Таким образом, ненадлежащее распоряжение земельными территориями влечет за собой серьезные правовые последствия для всех видов пользователей (владельцев, собственников и эксплуататоров) наиболее распространенным среди которых является изъятие участков.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Срочный вопрос

Земельное законодательство определяет следующие виды изъятия земельных участков:

    1. изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
    2. изъятие земельного участка ввиду его ненадлежащего использования;
    3. конфискация (безвозмездное изъятие за совершенное правонарушение);
    4. реквизиция (при чрезвычайных обстоятельствах).

Основания изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд

ЗК РФ устанавливает, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:

1) выполнением международных договоров РФ;

2) строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:

  • объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
  • объекты использования атомной энергии;
  • объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;
  • объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
  • объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
  • линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
  • объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;
  • автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Жилищного кодека Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ.

Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ.

Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах».

См. также

Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд

ГК РФ устанавливает, что изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Однако, уже в ст. 282 ГК РФ вводится уточнение: «Если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд».

ИМХО: Введение в ГК РФ ст. 282 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ противоречит Конституции РФ, нарушая принцип равной защиты всех форм собственности в РФ: ни физическое, ни юридическое лицо не имеют права подать иск о принудительном изъятии земельного участка у государства или муниципалитета, даже в случае его нецелевого использования.

При этом за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение ( ГК РФ). Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости.

Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд установлен Гл. ЗК РФ.

Органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд:

  1. уполномоченный федеральных органов исполнительной власти —  для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе в связи с осуществлением недропользования (за исключением недр местного значения);
  2. уполномоченные исполнительные органы государственной власти субъекта РФ — для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения, а также для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения;
  3. органы местного самоуправления — в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

Изъятие земельных участков осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, которые принимаются:

    • по их собственной инициативе;
    • на основании ходатайства об изъятии земельных участков, поданного организацией, указанной в ЗК РФ (естественные монополии; недропользователи; уполномоченные на это договорами или имеющие лицензии).

С ходатайством об изъятии земельного участка вправе обратиться:

  1. организации, имеющие право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд (см. Правительства РФ от 06.05.2015 N 442 «Об утверждении перечня организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд»);
  2. орган государственной власти в случаях изъятия земельного участка:
    • изъятия земельного участка для выполнения международного договора;
    • для строительства, реконструкции объекта федерального значения или объекта регионального значения (за счет бюджетных средств — полностью или частично);
  3. государственное унитарное предприятие, государственное учреждение в случаях изъятия земельного участка для размещения объекта федерального значения или объекта регионального значения, предусмотренных адресной инвестиционной программой.

Требования к форме и содержанию ходатайства об изъятии, состав прилагаемых к нему документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Ходатайство об изъятии земельного участка:

  1. может быть подано в отношении одного или нескольких земельных участков;
  2. должно содержать цель изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
  3. может быть подано или направлено заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Причины возврата без рассмотрения ходатайства об изъятии участка

Уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, в срок не более чем 5 рабочих дней со дня поступления ходатайства об изъятии возвращают его без рассмотрения с указанием причины принятого решения при наличии следующих обстоятельств:

  1. данные уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления не вправе принимать решение об изъятии земельного участка для целей, указанных в ходатайстве об изъятии;
  2. заявитель не является правомочным лицом (предусмотренным ЗК РФ);
  3. не представлена схема расположения земельного участка и отсутствует утвержденный проект межевания территории, предусматривающий образование такого земельного участка;
  4. ходатайство об изъятии по содержанию или форме не соответствует установленным требованиям.

Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлены ЗК РФ, и включают:

  1. Изъятие земельных участков в целях строительства, реконструкции объектов федерального, регионального или местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
  2. Решение об изъятии земельных участков для строительства, реконструкции объектов федерального, регионального или местного значения может быть принято не позднее чем в течение 3 лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.
  3. Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных п. 1, должно быть обосновано:
    • решением о создании или расширении особо охраняемой природной территории;
    • международным договором РФ;
    • лицензией на пользование недрами;
    • решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
  4. Изъятие земельных участков осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, которые принимаются:
    • по их собственной инициативе;
    • на основании ходатайства об изъятии земельных участков, поданного организацией, указанной в ЗК РФ (естественные монополии; недропользователи; уполномоченные на это договорами или имеющие лицензии).
  5. Изъятие земельных участков, в результате которого прекращаются право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или право безвозмездного пользования таким земельным участком, может осуществляться независимо от формы собственности на такой земельный участок.
  6. Допускается изъятие земельных участков, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, для государственных нужд другого субъекта РФ в случае, если это изъятие предусмотрено документами территориального планирования субъекта РФ, на территории которого расположены такие земельные участки.

Запрещается изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, предоставленных федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

ВНИМАНИЕ!

от 03.10.2020 N 349-ФЗ «О ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенции N 102)». Россией ратифицирована Конвенция N 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», принятая в г. Женеве 28 июня 1952 года

Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2020 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях»

Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2020 года № 27 «Об оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: