Порядок изменения вида разрешенного использования любого земельного участка

В соответствии с различными нормативными актами использование любых территорий в обязательном порядке должно осуществляться в полном соответствии с их изначальным предназначением.

Если собственник территории хочет использовать ее для реализации каких-либо других задач, то в таком случае по закону ему предоставляется право внести изменения в изначально установленный вид допустимого применения земельного участка.

Однако для этого стоит понять, какие на сегодняшний день предусмотрены основания для изменения вида разрешенного использования земельного участка и как вообще должна проводиться такая операция в 2020 году.

Общие моменты и термины

Вид допустимого использования – это один из самых важных параметров любого земельного участка, так как именно эта норма регулирует способ эксплуатации территории со стороны ее собственника. Именно от информации в документах будет зависеть перечень действий, которые может выполнять владелец на своем наделе, включая ведение сельскохозяйственной деятельности, строительство магазина, жилого дома или что-либо еще.

В первую очередь, стоит ознакомиться с ключевыми терминами, затрагивающими эти правоотношения:

Вид разрешенного использования Установленное функциональное использование территории, указанное в публичном порядке.
Земельный участок Определенный надел, границы которого прописаны в правоустанавливающих бумагах и государственном реестре.
Зонирование Способ, с помощью которого обеспечивается корректное использование земельных участков в соответствии с их прямым предназначением.
Кадастр Перечень территорий определенного района с указанием подробных сведений о земельных наделах.
Собственник Физическое или юридическое лицо, имеющее соответствующие документы, подтверждающие регистрацию права собственности на указанное имущество.
Условно допустимое пользование Назначение определенного надела, установленное после того, как глава территориальной администрации принял соответствующее решение.

Образец заявления на изменение вида разрешенного использования любого земельного участка

С чего стоит начать

В первую очередь, следует провести следующие мероприятия:

  1. Уточнить градостроительные регламенты, действующие на территории определенного региона.
  2. Узнать допустимые варианты разрешенного использования земельных участков, расположенных в определенной территориальной зоне.
  3. Найти допустимый вид использования, соответствующий целям, которые преследуются при его изменении.

Главные этапы оформления

В дальнейшем можно уже непосредственно приступать к подаче соответствующего обращения в государственные органы и проведения необходимых мероприятий.

Вариации и цели корректировки

Таким образом, для каждого отдельного участка государство устанавливает определенную цель использования, в связи с чем нельзя использовать территорию с нарушением ее прямого предназначения. Таким образом, на приусадебном участке нельзя будет построить коммерческий магазин, в то время как на сельскохозяйственной территории запрещается строить многоквартирные дома.

В связи с этим корректировка имеющегося вида разрешенного использования надела может потребоваться, если собственник хочет:

  • заработать на перепродаже территории;
  • организовать на собственном участке торговую точку или производственное предприятие, если он для этого не был предназначен;
  • построить многоквартирный дом на участке, который изначально предусматривался для ведения подсобного хозяйства;
  • застроить участок, предназначенный для ведения сельскохозяйственной деятельности, жилыми объектами.

При отсутствии таких корректировок и использовании участков не по их назначению в конечном итоге можно прийти к тому, что уполномоченные сотрудники просто наложат на ответственное лицо административные санкции.

Образец кадастрового паспорта на земельный участок:

Обзор категорий и назначений

Если внимательно изучить данные, указанные в свидетельстве о праве собственности на указанный земельный участок, можно узнать точную категорию территории, а также ее ключевое предназначение. В соответствии с нормами Земельного кодекса существует всего семь таких групп, каждая из которых может подразделяться на отдельные виды разрешенного использования.

Таким образом, сельскохозяйственная территория может использоваться для ведения огороднической, садоводческой, рыбоводной или другой аналогичной деятельности, а земли, расположенные на территории населенных пунктов, могут застраиваться производственными, жилыми или общественно-деловыми объектами.

Жилые зоны также отличаются своей градацией, и в них могут включаться зоны застройки:

  • жилой малоэтажной недвижимостью;
  • индивидуальными жилыми постройками;
  • среднеэтажными жилыми домами;
  • многоэтажными жилыми домам;
  • прочими аналогичными постройками.

В преимущественном большинстве случаев в частном обороте в основном находятся земельные участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственной деятельности и личного строительства, в связи с чем именно им меняют вид разрешенного пользования.

Как выбрать нужное и получить разрешение

Перед тем, как приступать к изменение допустимого вида использования, нужно обратиться в территориальное отделение комитета, занимающегося земельным управлением, с полным пакетом необходимой документации. Так как перечень бумаг индивидуально определяется территориальной администрацией, лучше всего позвонить и уточнить, какие именно бумаги будут нужны уполномоченным сотрудникам для проведения всех необходимых мероприятий.

Для того, чтобы оформить смену вида допустимого использования, обращение подается в территориальное отделение комитета, занимающегося решением вопросов, касающихся управлением земли.

В заявлении нужно будет написать индивидуальный кадастровый номер участка, нынешнюю и желаемую категорию надела, причины, по которым будет осуществляться смена вида, а также ключевую информацию о владельце участка и самой территории.

В конечном итоге земельный комитет предоставит собственнику полный перечень бумаг, которые должны будут предоставляться дополнительно в каждом отдельном случае.

Процедура получения разрешения в данном случае будет выглядеть следующим образом:

  1. Предоставление в комитет ходатайства о внесении корректировок в имеющийся вид разрешенного использования земельного участка.
  2. Если конкретная администрация не имеет каких-либо правил, по которым используется недвижимость, или же указанный участок не соответствует регламенту, нужно будет подать официальный запрос о внесении таких корректировок.
  3. Глава администрации проводит соответствующее слушание, результатом которого является изменение допустимого вида использования указанной территории.
  4. Назначается проведение публичных слушаний, и на протяжении месяца с момента подачи ходатайства заинтересованное лицо оплачивает требуемую сумму.

Образец свидетельства о праве собственности на землю

Правила зонирования территории

Территориальное зонирование представляет собой процедуру распределения земельных участков в соответствии с действующим законодательством. Проводится данная процедура для определения границ допустимого использования территорий и является довольно важным инструментом, использующимся в процессе планирования развития населенного пункта.

В пределах каждой отдельной зоны будут указываться доступные или разрешенные целевые назначения различных территорий.

Владельцу предоставлятся полное право на то, чтобы выбирать целевое предназначение своей территории из перечня доступных назначений, установленного для какой-то функциональной зоны. За счет этого государством обеспечивается стимулирование инвестиционной деятельности. Зонирование должно проводиться в границах населенных пунктов.

Инструкция по изменению вида разрешенного использования земельного участка

Стандартная процедура изменения вида разрешенного пользования выглядит следующим образом:

  1. Заинтересованное лицо с полным пакетом документов подает соответствующее обращение в государственный орган.
  2. Вносится государственная пошлина, предусмотренная за изменение вида разрешенного пользования земельного участка.
  3. Проверяется наличие оснований для проведения данной процедуры.

Основные этапы действий

Поэтапно процедура изменения допустимого использования земельного участка будет выглядеть так:

  1. Подготовка документов.
  2. Получение решения.
  3. Внесение корректировок в данные, указанные в едином реестре.

После того, как территориальная администрация отправит в Росреестр информацию о принятом решении об изменении допустимого вида использования земельного участка, должно пройти не более 15 дней до того момента, как соответствующие изменения будут внесены в государственный реестр.

Данный регламент устанавливается для межведомственного информационного взаимодействия. После этого государственные служащие на протяжении пяти дней должны будут известить правообладателя об окончании данной операции.

Сроки, стоимость и документы

Перечень документов будет выглядеть следующим образом:

  • оригинал и копия гражданского паспорта;
  • заявление;
  • декларация;
  • оригиналы и копии свидетельства, подтверждающего право собственности на земельный участок;
  • кадастровый паспорт;
  • разрешения на строительство, полученные ранее;
  • выписки из единого реестра;
  • копии бумаг на недвижимость.

Сроки в преимущественном большинстве случаев составляют не более 30 дней, причем новые участки регистрируются в ускоренном режиме – до 12 дней. Стоимость оформления по закону составляет не более 2 000 рублей для физических и 22 000 рублей для юридических лиц.

Для каждого сформированного надела земли устанавливается определенная категория и вид разрешенного пользования. Эти параметры определяют качественные характеристики определенной территории, а перевести участок в другой вид разрешенного использования можно только с соблюдением жесткой процедуры.

Законодательство РФ

Понятие категорий земли и вида разрешенного использования содержится в Земельном кодексе РФ, как и общие требования к целевым характеристикам различных участков.

Разрешенный вид использования позволяет осуществлять на выделенном участке земли строго определенный перечень видов деятельности.

Например, для земель сельхозназначения к таким направлениям деятельности относятся:

  • сельхозпроизводство — овощеводство, растениеводство, животноводство и т. д.;
  • сельхозпереработка продукции;
  • добыча водных ресурсов из естественных и искусственных водоемов;
  • иные смежные направления деятельности.

При наличии таких ограничений, разрешение на землях сельхозназначения требуется для любых видов строительства, аналогичный порядок применяется на землях иных категорий.

Земельный кодекс РФ позволяет изменить категории и целевой вид земли путем обращения в местный властный орган, осуществляющий распоряжение соответствующим земельным фондом.

Помимо этого, применяются и нормы Градостроительного кодекса РФ, предусматривающего разработку и утверждение в каждом муниципальном образовании Правил землепользования и застройки территории.

Виды категорий земель

Состав земель на территории страны, и классификация их по категориям, определены статьей 7 ЗК РФ.

В отдельные группы выделены следующие категории земель:

  • сельхозназначения;
  • населенных пунктов;
  • промышленного или специального назначения;
  • лесного или водного фонда;
  • запаса.

Для каждой из указанных категорий законодательством предусмотрены различные виды разрешенного использования.

Если получить разрешение на перевод земли в другую категорию, автоматически изменятся и виды разрешенного использования надела.

Обратной трансформации не происходит, изменение вида разрешенного пользования не влечет смену категории.

Виды разрешенного использования земель

Каждая категория земель содержит различные виды разрешенного пользования, которые и определяют практическое применение земельных наделов для различных видов деятельности.

Поменять вид разрешенного использования земли существенно проще, поскольку любые возможные изменения будут происходить в рамках только заявленной категории.

Приведем примеры различных вариантов допустимого использования земель в рамках отдельных базовых категорий.

Например, в составе земель населенных пунктов к таким видам будут относиться:

  • территории для застройки;
  • наделы для ведения ЛПХ;
  • участки под индивидуальное строительство жилых строений.

Если изменить один из указанных видов использования земли в пределах одной категории, землю для ведения ЛПХ можно будет использовать для застройки.

Изменение вида целевого пользования землей осуществляется на уровне местных органов власти.

Процедура действий, направленных на изменение указанного вида, должна соответствовать Правилам землепользования, а при их отсутствии — сопровождается обращением на имя главы местной власти для проведения публичных слушаний.

Частную землю разрешено использовать не только по основному целевому назначению, но и для возведения зданий и строений. При этом строительные работы должны соответствовать правилам и регламентам, зафиксированным в нормативных актах.

Где и как получить разрешение на смену использования земли

Как происходит изменение вида разрешенного пользования?

Право изменения категории земли принадлежит только законному владельцу указанного объекта недвижимости — собственнику, пользователю, арендатору и т. д.

При обращении для смены вида придется подтверждать законность владения землей путем представления соответствующих документов.

Для изменения вида использования необходимо соблюдать следующий алгоритм действий:

  • получить правоустанавливающие документы, подтверждающие законность владения наделом;
  • заполнить бланк заявления на имя главы местного властного органа (заявление подается по месту расположения надела земли);
  • приложить документы, предусмотренные регламентом по осуществлению указанной процедуры;
  • первичная проверка представленных документов и назначение публичных слушаний на территории МО (в ряде случаев проведение слушаний не требуется);
  • проведение публичных слушаний и оформление их результатов в протоколе;
  • окончательная проверка документов и принятие постановления местной власти с учетом итогов публичных слушаний;
  • утверждение постановления об изменении вида использования участка;
  • обращение правообладателя в учреждение Росреестра для внесения изменений в госреестр ЕГРН.

Если нужно изменить вид использования земель, расположенных в пределах населенного пункта, проведение слушаний не понадобится только в случае, если новым видом будет являться жилищное строительство.

Исключение на изменение вида целевого использования

Если на участке есть ограничение на вид использования, обращение правообладателя не даст результата. Узнать о наличии ограничений можно их содержания правоустанавливающих документов или из сведений реестра ЕГРН.

Информация в реестр ЕГРН вносится на каждый участок, поставленный на кадастровый учет, поэтому выписка из госреестра позволит достоверно уточнить эти сведения.

Изменить вид разрешенной деятельности на землях сельхозназначения также крайне сложно, однако, при выделении наделов нередко указывается комплекс видов разрешенного сельхозиспользования (например, растениеводство и животноводство).

Закон не запрещает такое совмещение видов в рамках одной категории.

Необходимый пакет документов

Разрешение на смену вида использования выдается после проверки документов, представленных правообладателем.

В состав документации входят:

  • заявление на имя главы местного органа власти;
  • общегражданский паспорт заявителя;
  • правоустанавливающие бланки на земельный надел (свидетельство о праве, выписка из реестра ЕГРН, договор аренды и т. д.);
  • схема расположения земельного надела (должна отражать не только расположение участка на местности, но и его привязку к границам смежных участков);
  • выписка из госреестра ЕГРН, содержащая параметры земельного участка;
  • документы на строения и сооружения, расположенные в границах надела;
  • план-проект территории, в пределах которой расположен объект (план должен быть утвержден местными властями).

Указанные документы подаются на личном приеме в местной администрации либо направляются путем почтового отправления.

Отказ в изменении вида использования может последовать даже по причине неполного комплекта документов, поэтому указанную процедуру целесообразно осуществлять при сопровождении опытного юриста.

Как правильно написать заявление

Юридическим основанием для изменения вида использования надела будет являться заявление на имя главы местной власти.

В содержание данного документа нужно включить следующие пункты:

  • наименование органа, в который подается прошение об изменения указанной характеристики надела;
  • данные о правообладателе;
  • сведения об основаниях законности владения наделов (например, распорядительный акт местных властей);
  • основания, позволяющие установить права на участок и смену вида использования;
  • кадастровый номер участка;
  • просьба о проведении процедуры смены вида использования.

Данное заявление подписывается правообладателем или его представителем по доверенности.

Содержание декларация на участок

До декабря 2016 года для регистрации участков и объектов недвижимости правообладатель мог самостоятельно заполнить декларацию на объект и представить ее в учреждение Росреестра.

После принятия Федерального закона №218-ФЗ оформление деклараций не допускается, вместо указанного документа необходимо обратиться в адрес кадастрового инженера и изготовить межевой план на земельный надел.

Каковы сроки и стоимость оформления

Общий срок рассмотрения заявления и представленных документов не превышает двух месяцев (60 дней). В указанный период входит и срок для назначения и проведения публичных слушаний с участием жителей муниципального образования.

На практике, общий срок рассмотрения документов существенно уменьшается, если происходит перевод земель под цели жилищного строительства.

Как правило, смена вида использования земель осуществляется на безвозмездной основе, т. е. правообладатель не должен платить за услугу рассмотрения заявления.

Услуги по изменению категории земли чаще всего заказывают крупные инвесторы для жилого строительства в Московской области, а стоимость услуг варьируется в зависимости от значения показателя плотности застройки.

Однако, дополнительные расходы потребуются при изготовлении технического плана и регистрации изменений в учреждении Росреестра.

Отдельная госпошлина потребуется для получения выписки из реестра ЕГРН на стадии подготовки к подаче заявления в адрес уполномоченного муниципального органа.

Организация арендует земельный участок у города. В связи с тем, что организацией было принято решение по постройке на ЗУ другого объекта, а того, который предполагалось возвести ранее, в администрацию было направлено заявление об изменении существующего основного вида разрешенного использования на другой вид разрешенного использования, тоже основной (предусмотрен правилами землепользования и застройки МО). В изменении было отказано. Может ли организация каким-либо образом понудить город изменить ВРИ? Или это невозможно, в силу того, что это является правом собственника (города)?

Обязать арендодателя изменить вид разрешенного использования участка в судебном порядке нельзя.

Арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению, которое конкретизирует виды разрешенного использования, предусмотренные градостроительным регламентом для соответствующего земельного участка. При этом, арендатор не вправе изменять договор аренды в одностороннем порядке и не может обязать арендодателя изменить вид разрешенного использования арендованного земельного участка – см. Постановление Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 № 1756/13.

См. также «Аренда публичного земельного участка. Можно ли изменить вид его разрешенного использования в договоре».

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

Аренда публичного земельного участка. Можно ли изменить вид его разрешенного использования в договоре

<…>

«На практике нередки случаи, когда арендатор земельного участка, предоставленного из состава публичных земель для определенных целей, предусмотренных градостроительным регламентом, в действительности намеревается использовать полученный участок в соответствии с иным видом разрешенного использования. Такой схемой иногда пользовались строительные компании: они получали в аренду земельный участок для целей, не связанных со строительством (получить участок для такой цели зачастую было проще, чем для застройки), рассчитывая в будущем внести в договор аренды изменения в части возможности строительства на предоставленном земельном участке. Также подобная ситуация может возникнуть, когда право аренды переходит от первоначального арендатора к другому лицу в порядке перенайма, и новый арендатор планирует использовать этот земельный участок для других целей. Однако с марта 2015 года воспользоваться такой возможностью в случае получения земельного участка по результатам аукциона не получится — соответствующие изменения были внесены Федеральным законом от 23.06.14 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С марта 2015 года нельзя изменить в договоре аренды вид разрешенного использования участка

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). Виды разрешенного использования земельных участков, а также объектов капитального строительства определяются в ходе градостроительного зонирования территорий путем их утверждения в составе правил землепользования и застройки градостроительных регламентов (гл. 4 ГрК РФ).

Nota bene!

Если в договоре указан единственный вид разрешенного использования участка и использование участка в соответствующих целях с ним через какое-то время стало для арендатора нецелесообразным, он может оказаться в ситуации, когда ему придется либо платить арендную плату за фактически неиспользуемый участок, либо отказываться от аренды (если согласовать изменение вида разрешенного использования с арендодателем не удастся).

Основная идея градостроительного зонирования территорий заключается в том, что правообладатель земельного участка вправе самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования выбрать любой вид разрешенного использования участка из числа предусмотренных зонированием территорий видов (п. 2 ст. 7 ЗК РФ, ч. 4 ст. 37 ГрК РФ). В число лиц, которые могут выбрать вид разрешенного использования участка, входят и арендаторы (п. 3 ст. 85 ЗК РФ). Однако из этих норм не ясно, может ли арендатор выбрать другой вид разрешенного использования, если он предусмотрен градостроительным регламентом, но не указан в договоре аренды? Или хотя бы потребовать от арендодателя внести соответствующее изменение в договор аренды?

С 1 марта 2015 года Земельный кодекс прямо запрещает такие изменения договора аренды публичных земельных участков (поправки внесены в Земельный кодекс и некоторые другие нормативные акты Федеральным законом от 23.06.14 № 171-ФЗ). Теперь в кодексе однозначно закреплено, что внесение изменений в заключенный по результатам аукциона договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в части изменения видов разрешенного использования такого земельного участка не допускается (п. 17 ст. 39.8 ЗК РФ).

То есть арендатор не вправе изменять договор аренды в этой части в одностороннем порядке и ссылаться на то, что у него есть право выбора разрешенного использования земельного участка на основании пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса. Более того, он не может обязать арендодателя изменить вид разрешенного использования арендованного земельного участка, а арендодатель в свою очередь не может пойти навстречу арендатору и согласиться на внесение данного изменения — такое соглашение будет недействительным как противоречащее закону (ст. 168 ГК РФ).

Изменение вида разрешенного использования, если договор аренды заключен до марта 2015 года*

После появления в Земельном кодексе нормы о запрете на изменение вида разрешенного использования публичного земельного участка в договоре аренды (п. 17 ст. 39.8 ЗК РФ) возникает вопрос: можно ли внести изменение в договор аренды в части вида разрешенного использования участка, если договор был заключен до 1 марта 2015 года, то есть еще до вступления в силу поправок в Земельный кодекс?

Ответ на этот вопрос можно найти в судебной практике, которая складывалась до внесения изменений в Земельный кодекс. В частности, подобная ситуация — когда компания обратилась за получением в аренду земельного участка с одним видом разрешенного использования, а после заключения договора аренды потребовала поменять его — стала предметом рассмотрения Президиумом ВАС РФ еще в 2005 году. Тогда Высший арбитражный суд не отверг саму возможность внесения в договор аренды земельного участка, предоставленного для целей, не связанных со строительством, изменений, предусматривающих его застройку. Но при этом Высший арбитражный суд отметил, что такие изменения могут вноситься в договор аренды только в порядке, предусмотренном для предоставления земельных участков в целях строительства. В частности, с обязательным публичным информированием населения о возможном или предстоящем предоставлении участка для строительства (постановление Президиума ВАС РФ от 15.06.05 № 2479/05).

Президиум ВАС РФ вернулся к этому вопросу еще раз в 2013 году и на сей раз высказался более жестко. В постановлении от 25.06.13 № 1756/13 он указал, что пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса, допускающий использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любыми видами разрешенного использования, предусмотренными градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны, не предполагает права арендатора требовать изменения вида разрешенного использования. Арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению, которое конкретизирует виды разрешенного использования, предусмотренные градостроительным регламентом для соответствующего земельного участка. Так как в силу пункта 1 статьи 615 Гражданского кодекса арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а условия договора определяются по усмотрению сторон (ст. 421 ГК РФ), арендатор не вправе изменять договор аренды в одностороннем порядке и не может обязать арендодателя изменить вид разрешенного использования арендованного земельного участка.

Одновременно Президиум ВАС РФ отметил, что арендодатель при решении вопроса о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка по договору связан установленным порядком предоставления земельных участков для тех или иных целей использования. Поэтому арендодатель не вправе вносить в договор аренды изменения, если они направлены на обход процедур, предусмотренных законодательством для предоставления участков в целях строительства объектов недвижимости.

Редакция Земельного кодекса, действующая с 1 марта 2015 года, не предполагает различных процедур предоставления земельных участков для строительства и для целей, не связанных со строительством. Порядок предоставления находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для различных целей унифицирован в главе v. 1 ЗК РФ. Но применительно к процедуре предоставления земельных участков для строительства установлен ряд особенностей (запрет продажи, за некоторыми исключениями, срок аренды, соразмерный периоду времени, необходимому для проектирования и строительства, и др.).

Верховный суд (по крайней мере на уровне второй кассации) солидарен во мнении с упраздненным ныне Высшим арбитражным судом. В определении от 10.09.14 № 18-КГ14-95 судьи Верховного суда обратили внимание на то, что в Земельном кодексе установлены различные порядок и процедуры предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для целей строительства и для целей, не связанных со строительством . В связи с этим произвольное изменение вида разрешенного использования земельного участка в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам оборота земель. Обращение арендатора с требованием об изменении вида разрешенного использования земельного участка с существующего вида на иной вид — «для жилищного строительства» Верховный суд признал направленным на обход процедур, установленных земельным законодательством для предоставления земельных участков для целей жилищного строительства, в том числе процедуры аукциона.

Таким образом, даже если договор аренды был заключен еще до 1 марта 2015 года, то есть до вступления в силу новой редакции Земельного кодекса, все равно суды уже давно придерживаются одной позиции — изменение вида разрешенного использования земельного участка по требованию арендатора после заключения договора аренды невозможно. А если оно используется в целях обхода закона, такое изменение невозможно и с согласия арендодателя.*

Возможное решение проблемы

При заключении договора аренды земельного участка по результатам аукциона лучше указать несколько альтернативных видов разрешенного использования, то есть предусмотреть в договоре аренды право арендатора использовать участок в соответствии с любым из перечисленных в нем видов по своему усмотрению. Запрета на реализацию подобного правового механизма новая редакция Земельного кодекса не содержит. При этом перечень возможных видов разрешенного использования может быть как максимально широким и фактически воспроизводящим установленный в составе градостроительного регламента, так и предельно узким, сводящимся к одному виду разрешенного использования. Главное, чтобы возможность изменения вида разрешенного использования участка после заключения договора аренды была понятна всем потенциальным арендаторам с тем, чтобы свое решение об участии в торгах они принимали с учетом наличия или отсутствия такой возможности.

При указании в договоре аренды нескольких видов разрешенного использования участка нужно учитывать, что это может повлечь увеличение арендной платы на протяжении всего срока действия договора. Дело в том, что при аренде публичных земельных участков арендная плата определяется исходя из принципа экономической обоснованности. Этот принцип предполагает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, его разрешенного использования и т. д. (Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утв. постановлением Правительства РФ от 16.07.09 № 582). Зачастую арендная плата устанавливается на основании кадастровой стоимости земельного участка, которая определяется в том числе исходя из разрешенного использования участка (п. 4 ст. 22 ЗК РФ, п. 3 Правил определения размера арендной платы <…>, утв. постановлением Правительства РФ от 16.07.09 № 582). А если в государственный кадастр будут включены сведения о нескольких видах разрешенного использования участка, то учитываться будет удельный показатель кадастровой стоимости того вида разрешенного использования земельного участка, для которого установлено наибольшее значение (п. 2.1.16 Методических указаний по определению кадастровой стоимости <…>, утв. приказом Минэкономразвития России от 12.08.06 № 222). Из этого следует, что размер арендной платы напрямую зависит от вида разрешенного использования.

В отдельных случаях арендодатель в договоре аренды земельного участка прямо указывает, что участок предоставляется арендатору для определенной цели, но арендатор вправе использовать его в соответствии с любым видом разрешенного использования из числа предусмотренных градостроительным регламентом, без права возведения объектов капитального строительства. При этом если арендатор будет использовать участок не в соответствии с тем видом разрешенного использования, который первоначально указан в договоре, это является основанием для изменения размера арендной платы (например, такое условие предусмотрено в типовой форме договора аренды земельного участка, утв. распоряжением МГИиЗР Нижегородской области от 18.07.06 № 545).

Таким образом, арендатору придется искать разумный баланс между возможностью использовать участок по своему усмотрению и связанными с этим дополнительными издержками на арендную плату.

Изменение вида разрешенного использования участка, предоставленного без торгов

Прямой запрет на изменение вида разрешенного использования предусмотрен в Земельном кодексе только для случаев, когда участок предоставляется по результатам аукциона.

Поскольку в пункте 17 статьи 39.8 Земельного кодекса речь идет о запрете изменения вида разрешенного использования только участков, предоставленных по результатам аукциона, получается, что этот запрет не распространяется на земли, предоставленные без торгов. Несмотря на то что аукцион становится общим механизмом предоставления земли в аренду (п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ), остаются случаи, когда участок может быть предоставлен в аренду без торгов. Например, при предоставлении участка по распоряжению высшего должностного лица субъекта РФ для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии их соответствия критериям, установленным законами субъектов РФ (см. п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ). Но нужно учитывать, что суды в отсутствие законодательного запрета (при рассмотрении споров по прежней редакции ЗК РФ) все равно не допускали изменение видов разрешенного использования по требованию арендатора при любых случаях предоставления участков (не важно — на торгах или без торгов). Поэтому пока трудно сказать, как суды будут реагировать на изменение видов разрешенного использования участка, предоставленного без торгов».

18.10.2017

Каждый земельный участок в Российской Федерации имеет собственный вид разрешенного использования. От него напрямую зависит, что с землей можно делать, и какие объекты на ней допускается возводить. Причем вид разрешенного использования можно менять. О том, как это делается – в нашей статье.

Правовой порядок изменения вида разрешенного использования

Решение об изменении вида использования земельного участка принимается, в общем случае, главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний – часть 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Но если вид разрешенного использования пересматривается на такой, который предусматривал бы жилищное строительство, то проведение публичных слушаний по данному вопросу необязательно. Однако новый вид разрешенного использования не должен противоречить целевому назначению земельного участка.

Обратите внимание: указанный порядок будет действовать до 1 июля 2016 года.

Готовим документы

В пакет документов, который необходимо предоставить для изменения вида разрешенного использования земельного участка, входят такие формы как:

· заявление на имя главы местной администрации;

· документ, удостоверяющий личность (если заявление подается гражданином);

· выписка из ЕГРИП (если заявление подается индивидуальным предпринимателем);

· выписка из ЕГРЮЛ (при подаче заявления от имени организации);

· доверенность, подтверждающая соответствующие права представителя (если обращается представитель);

Имейте в виду: в доверенности должны быть точно указаны полномочия представителя. Кроме того, к ней необходимо приложить копию паспорта.

· копии правоустанавливающих документов на земельный участок;

· схема расположения земельного участка (ситуационный, адресный план), которая позволяла бы однозначно определить местоположение и расположение соседних земельных участков;

· копии документов государственного кадастра недвижимости на землю (т.е. формы КВ.1, КВ.2, КВ.3);

· заключение (согласование) арендодателя земельного участка по заявленному вопросу (если заявитель пользуется земельным участком на праве аренды);

· копии документов на здания, строения и сооружения, которые имеются на земельном участке (при наличии таковых);

· утвержденный проект планировки территорий, в чьих границах находится земельный участок.

Документы подаются такими способами как:

· по почте;

· лично;

· через представителя.

Обратите внимание: если пакет документов представляется лично или через представителя, то обязательно следует потребовать расписку в его получении.

На рассмотрение заявления и документов чиновники, как правило, берут себе:

· 30 дней – при отсутствии публичных слушаний;

· 60 дней – если проведение публичных слушаний необходимо.

Чаще всего на практике власти рассматривают заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка и принимают решение на безвозмездной основе. С другой стороны, есть регионы, где существует необходимость оплаты в определенных случаях. Так, например, в Москве и Московской области действует следующий порядок. Если вид разрешенного использования меняется на такой, который предусматривает строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, в казну придется внести платы, размер которой устанавливается московскими (областными) властями. Это предусмотрено частью 1 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации – городу Федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

По итогам проведенных мероприятий глава местной администрации может:

· в письменной форме отказать в изменении вида разрешенного использования земли;

· вынести решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Корректируем госкадастр

Решение об изменении вида разрешенного использования является основанием для уточнения сведений о земельном участке, которые содержатся в государственном кадастре недвижимого имущества.

Изменения вносятся в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Удобнее всего заявление о кадастровом учете изменений земельного участка подать через сайт Росреестра. Электронный документ должен быть подписан электронной цифровой подписью (ЭЦП) и к нему прилагается межевой план в формате XML.

Обратите внимание: если заявление подается представителем, то необходим подписанный ЭЦП документ, который подтверждал бы его полномочия.

Есть и альтернативный вариант – подача заявления в классической, бумажной форме. Тогда документ представляется:

· лично;

· по почте, с описью вложения и уведомлением о вручении.

К заявлению следует приложить:

· межевой план;

· кадастровый паспорт земельного участка;

· свидетельство о регистрации права собственности на земельный участок;

· решение главы местной администрации об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Указанный пакет документов должен быть направлен в соответствующий орган кадастрового учета по месту нахождения земельного участка.

Если заявление подается лично (через представителя), то потребуется удостоверяющий личность документ (как правило – общегражданский паспорт).

Имейте в виду: рассматривать документы чиновники кадастра будут в течение десяти рабочих дней – часть 1 статьи 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

По результатам рассмотрения, заявитель должен получить кадастровую выписку о земельном участке. Необходимо проверить, чтобы в ней был проставлен уже новый вид разрешенного использования земельного участка.

Одновременно соответствующая информация вносится в ЕГРП.

Резюме:

1. Решение об изменении вида использования земельного участка принимается, в общем случае, главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний. Но если вид разрешенного использования пересматривается на такой, который предусматривал бы жилищное строительство, то проведение публичных слушаний по данному вопросу необязательно. Данный порядок будет действовать до 1 июля 2016 года.
2
. Если пакет документов на изменение вида разрешенного использования земельного участка представляется лично или через представителя, то обязательно следует потребовать расписку в его получении.
3. На рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документов у чиновников есть 30 дней (если публичные слушания не проводятся) или 60 дней (при организации публичных слушаний).
4
. По итогам проведенных мероприятий глава местной администрации может отказать в письменной форме в изменении вида разрешенного использования земли или вынести решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
5. Решение об изменении вида разрешенного использования является основанием для уточнения сведений о земельном участке, которые содержатся в государственном кадастре недвижимого имущества.

Изменения вносятся в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

6. На рассмотрение документов и внесение соответствующих изменений в государственный кадастр чиновникам отводится десять рабочих дней.
7
. По результатам рассмотрения, заявитель должен получить кадастровую выписку о земельном участке. Необходимо проверить, чтобы в ней был проставлен уже новый вид разрешенного использования земельного участка.

Порядок и возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка зависят от двух факторов: наличия утвержденных правил землепользования и застройки, а также вида прав на земельные участки.

Если правила землепользования и застройки муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок, утверждены, действует следующий порядок.

Один основной вид разрешенного использования земельного участка может быть изменен на другой вид разрешенного использования по заявлению собственника земельного участка.

Для этого собственник обращается в орган местного самоуправления, получает выписку из правил землепользования и застройки в отношении своего земельного участка, после чего направляет в орган кадастрового учета заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Принятие публичными органами каких-либо решений, постановлений и прочих распорядительных актов для изменения одного основного вида разрешенного использования на другой не требуется.

Правом на изменение одного основного вида разрешенного использования земельного участка на другой наделен собственник земельного участка.

Арендатор земельного участка связан видом разрешенного использования, установленного для участка публичным собственником, а также целью использования участка, указанной в договоре аренды, в связи с чем не может самостоятельно выбирать виды использования участка из основных и условно разрешенных видов использования земельных участков.

Кроме этого, с 01 марта 2015 года изменение вида разрешенного использования земельного участка, предоставленного на торгах, прямо запрещено законом.

Для изменения основного вида разрешенного использования на условно разрешенный необходимо получение разрешения на условно разрешенный вид использования.

Для этого заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган местного самоуправления или субъекта Федерации с соответствующим заявлением и документами, обосновывающими необходимость изменения вида использования. Публичный орган проводит публичные слушания по вопросу изменения вида использования участка, учитывает мнение смежных землепользователей, после чего принимает решение о выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования либо отказе в его выдаче.

Выдача разрешения является правом, а не обязанностью публичного органа, то есть в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования может быть немотивированно отказано.

В ряде случаев изменение вида разрешенного использования может быть осуществлено в принудительном порядке.

Например, до принятия правил землепользования и застройки земельному участку и расположенным на них капитальным объектам был установлен вид разрешенного использования. После принятия правил землепользования и застройки ранее установленные для участка и капитальных объектов виды использования не вошли в перечень видов, определенных для данной территориальной зоны правилами землепользования и застройки.

По общему правилу, эксплуатация таких объектов и земельного участка без изменения вида использования возможна, если их использование не опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

Однако, если такая опасность имеется, эксплуатация капитальных объектов может быть запрещена.

Новое строительство либо реконструкция на земельном участке допустимы только при условии приведения вида использования участка и капитальных объектов в соответствие с правилами землепользования и застройки.

В отсутствие утвержденных правил землепользования и застройки изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно на основании результатов публичных слушаний, организуемых уполномоченным органом власти местного самоуправления.

Данная процедура не является прозрачной и ее реализация, во многом, зависит от усмотрения соответствующего уполномоченного публичного органа.

Если в отношении территории, на которой расположен земельный участок, принят проект планировки, изменение вида разрешенного использования участка осуществляется без проведения публичных слушаний.

Ряд особенностей изменения вида разрешенного использования земельного участка установлены для Москвы и для Московской области.

Правовой центр «Два М» оказывает следующие услуги, связанные с изменением вида разрешенного использования земельного участка:

  • правовая экспертиза наличия оснований и правовых последствий изменения вида разрешенного использования земельного участка;
  • полное сопровождение процедуры изменения вида разрешенного использования земельного участка;
  • оспаривание действий (бездействий) публичных органов, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка.

По всем вопросам, связанным с предоставлением услуг, просьба связываться по телефону: +7 495 989-47-25 или по e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: