Понятие стоимости выкупа земельного участка от кадастровой стоимости

Как определяется выкупная цена земельного участка.

Процедура изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд не может быть завершена без полного возмещения собственнику земельного участка, землепользователю, землевладельцу, арендатору всех тех потерь, которые вызваны изъятием земельного участка.

Учитывая, что изъятие земельных участков у собственников осуществляется путем их выкупа, возмещение соответствующих потерь собственников осуществляется путем выплаты им выкупной цены земельного участка.

В выкупную цену земельного участка включаются:
а) рыночная стоимость земельного участка;
б) рыночная стоимость расположенного на участке и принадлежащего собственнику земельного участка недвижимого имущества — жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений;
в) убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка.

При этом следует отметить следующее.

Установление рыночной стоимости земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости должно осуществляться оценщиками, действующими в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Независимо от того, что выкупная цена может определяться соглашением с собственником земельного участка (ст. 281 ГК РФ), проведение оценки имущества, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, является обязательным. Данное правило установлено ст. 8 Федерального закона «Об оценочной деятельности» и вызвано, очевидно, необходимостью исключить необоснованное расходование бюджетных средств при выкупе земельного участка.
При несогласии собственника изымаемого участка с размером выкупной цены, установленной в решении об изъятии, недостижении соглашения о выкупной цене и возникновении соответствующего судебного спора суд должен определить размер выкупной цены исходя из рыночной стоимости изымаемого имущества на момент рассмотрения спора
. Это с очевидностью следует из абз. 4 п. 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства».

По соглашению с собственником земельного участка ему может быть предоставлен в собственность бесплатно другой (равноценный) земельный участок. В этом случае его стоимость, также определяемая в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, зачитывается в выкупную цену земельного участка.
В случае, если земельный участок и расположенные в его пределах объекты недвижимости принадлежат на праве собственности разным лицам, стоимость зданий, строений, сооружений компенсируется собственнику последних, а в выкупную цену земельного участка включаются стоимость земельного участка и убытки, причиненные собственнику участка.

В понятие убытков, согласно ст. 15 ГК РФ, входят реальный ущерб, под которым понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества, а также упущенная выгода — неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. В соответствии с положениями земельного и гражданского законодательства при выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд в выкупную цену включаются все убытки, причиненные собственнику изъятием участка, в полном объеме, включая упущенную выгоду (в частности, это может быть связано с необходимостью досрочного прекращения обязательств перед третьими лицами).

Вместе с тем действующее законодательство прямо указывает, в каких случаях убытки собственника не подлежат компенсации. Речь идет о тех затратах, которые связаны со строительством и реконструкцией зданий, строений и сооружений, а также иных затратах, существенно повышающих стоимость земельного участка, которые были осуществлены на изымаемом земельном участке по инициативе собственника после государственной регистрации решения об изъятии земельного участка (ст. 280 ГК РФ). Иными словами, собственник земельного участка не вправе рассчитывать на компенсацию ему тех затрат, произведенных им после указанного момента, которые не являлись необходимыми для обеспечения использования участка по назначению.

Выдержки из Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»:

Проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе:
при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;
при использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;
при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;
при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;
при передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц,
а также при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе:
при национализации имущества;
при ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки;
при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества;
при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд;
при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.
Действие настоящей статьи не распространяется на отношения, возникающие:
при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имуществом, закрепленным за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении, за исключением случаев, если распоряжение имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается с согласия собственника этого имущества;
в случае распоряжения государственным или муниципальным имуществом при реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений;
в случаях, установленных Федеральным законом «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» и Федеральным законом «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
в связи с передачей находящихся в федеральной собственности земельных участков, в том числе с расположенными на них и находящимися в федеральной собственности объектами недвижимого имущества, и находящегося в федеральной собственности другого имущества, для формирования имущества Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;
в связи с передачей находящихся в федеральной собственности автомобильных дорог общего пользования федерального значения и земельных участков Государственной компании «Российские автомобильные дороги» в соответствии с Федеральным законом «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В отношении государственного или муниципального имущества, передаваемого по концессионному соглашению концедентом концессионеру, установление рыночной стоимости такого имущества не является обязательным, если иное не установлено федеральным законом.

Выдержки из Гражданского кодекса Российской Федерации:

ст. 15: «1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы».

ст. 280: «Собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его целевым назначением. Однако собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка (статья 281) затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период».

ст. 281: «1. Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
2. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
3
. По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену».

Выдержки из постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства».

28. Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости на основании решения суда (статья 55 ЗК РФ).
Под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельного участка, в которую в силу пункта 2 статьи 281 ГК РФ и пункта 4 статьи 63 ЗК РФ включаются рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Согласно статье 280 ГК РФ собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка (статья 281 ГК РФ) затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о его выкупе.
В тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, арбитражный суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
Рыночная стоимость земельного участка согласно статье 66 ЗК РФ устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (статья 9).

1383

Правовая база

Иногда бывают ситуации, когда пользователь участка, являющегося федеральной собственностью, желает получить его в полное распоряжение. Действующим земельным законодательством был установлен определенный порядок выкупа земли у государства.

Внимание, акция! Получите консультацию юриста по земельным вопросам!

Дополнительные моменты, касающиеся данного вопроса, были рассмотрены в ФЗ-171 от 23.06.2014 «О внесении поправок в ЗК РФ». Согласно данному законодательному акту, был устранен ряд спорных вопросов в сфере земельных правоотношений, а также внесены изменения с учетом многолетней судебной практики. Можно выделить следующие положения ЗК РФ, которые были уточнены:

  • передача в пользование и владение земельных наделов выполняется на торгах, независимо от ВРИ, кроме отдельных частных случаев;
  • усовершенствован порядок передачи земель, состоящих в государственной собственности или в распоряжении муниципалитета заинтересованным лицам;
  • земельные участки должны передаваться в собственность с учетом территориального планирования и градостроительного зонирования, а также при предоставлении специальной документации;

Внесение таких поправок преследует цель снижения уровня издержек при оформлении надела в собственность, а также увеличения дохода от использования государственных земель, включая их таким образом в гражданский оборот.

Самым распространенным способом выкупа федеральной земельной собственности является перераспределение участков. В ст. 39.28 ЗК РФ указаны случаи, когда это возможно:

  • если относительно земельного массива оформлена договоренность о развитии застроенной территории, перераспределение проводится соответственно утвержденному проекту межевания;
  • относительно соседствующих земель в рамках их границ, для исключения вклиниваний, изломанных линий и вкрапливаний;
  • между государственными землями и частными владениями, при условии, что площадь будет увеличена не более максимально разрешенного размера;
  • с целью организации места для размещения капитального строения или изъятия для нужд государства, муниципалитета.

Определение выкупной цены

Вопрос о выкупной цене земельного участка регулируется Постановлением Правительства № 1308 от 03.12.2014, которое устанавливает правила определения стоимости земельного надела.

Данные правила определяют порядок исчисления суммы для оплаты приобретаемой земли при увеличении площади надела за счет федеральной собственности. Прежде всего, следует отметить, что размер платежа исчисляется федеральными органами, распоряжающимися данной площадью.

Сумма рассчитывается как 15% от кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанных пропорционально части надела, переходящего в распоряжение нового собственника. Исключением в данном случае является определение цены выкупа при изъятии участка государством, поскольку, согласно закону, цена устанавливается на основании оценочного акта.

Порядок выкупа земли из федеральной собственности

Прежде всего, следует сказать, что порядок выкупа земли определяется следующими факторами:

  • расположение надела, а именно принадлежность к определенному округу или региону;
  • ВРИ земли;
  • индивидуальные особенности субъекта;

Выкуп федеральных земель может быть осуществлен после полной оплаты ее стоимости, а также с небольшой рассрочкой. Процедура выкупа следующая:

  1. Лицо, заинтересованное в покупке надела должно обратиться в муниципалитет. Совместно с заявлением (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец заявления о выкупе земли]), гражданин обязан предоставить:
    • паспорт гражданина РФ;
    • квитанцию об уплате госпошлины;
    • договор на аренду земли (если таковой имеется).
  2. Поступивший пакет документов проверяется представителями администрации, после чего выносится соответствующее соглашение о перераспределении.
  3. После получения разрешения, гражданину следует обратиться в Росреестр и подать следующие документы:
    • договор купли-продажи на землю;
    • заявление для осуществления перевода прав собственности;
    • платежные документы об оплате госпошлины и стоимости земельного участка;
    • постановление администрации о выделении земли;
    • подробный расчет, который поясняет формирование выкупной стоимости земли, подтвержденный специальной оценочной комиссией.
  4. Росреестр в течение месяца регистрирует сделку и выдает покупателю правоустанавливающие документы на участок.

В том случае, если изначально проект землеотвода участка не был составлен, потребуется обратиться в администрацию для его разработки, а затем согласовать полученный документ.

Пример по выкупу земли из федеральной собственности

Тамара Семенова обратилась в муниципалитет для того, чтобы выкупить земельный участок, находящийся у нее во временном пользовании. После обращения женщина получила отказ в связи с тем, что в отношении участка поступило заявление еще одного гражданина и необходимо устроить торги.

Тамара попыталась оспорить данное решение, обосновав свое требование тем, что она имеет преимущественное право на покупку земли, а также тем, что второе заявление поступило позже, однако и тут получила отказ.

При рассмотрении вопроса в суде, судья принял сторону женщины, поскольку, согласно закону, торги проводиться не должны.

Заключение

В завершении можно сделать ряд выводов:

  1. Законом определена возможность для граждан осуществить выкуп земли у государства.
  2. Основным способом выкупа является перераспределение земли, которое происходит при определенных условиях.
  3. Стоимость выкупа определяется исходя из пунктов установленных правил, согласно которым цена должна составлять 15% от кадастровой стоимости надела.
  4. Расчет цены производит уполномоченный орган, распоряжающийся земельным наделом.
  5. Законодательно установлен определенный порядок передачи земельного надела в собственность обратившегося лица.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по выкупу земли из федеральной собственности

Вопрос: Меня зовут Михаил, и я оформил предпринимательство. У меня в распоряжении состоит часть участка, который является сельхоз землей. На участке сейчас выращиваются овощные культуры, которые я реализую. Рядом расположенный надел, относится к федеральной собственности и находится у меня в аренде, поскольку часть этой земли вклинена в мой надел и выращивать овощи не очень удобно.

Я решил выкупить второй надел у администрации и сначала обратился за проведением процедуры перераспределения. После получения соглашения, я обратился в муниципалитет уже для составления купчей, однако там выяснилось следующее: во-первых, кадастровая стоимость покупки возросла за счет того, что земля приобрела правильную форму, а во-вторых, я как ИП обязан уплатить 60% от этого показателя, хотя заявление я подал от физического лица.

Подскажите, как решить данную проблему и так ли это на самом деле?

Ответ: Здравствуйте, Михаил. Согласно Постановлению Правительства № 1308 от 03.12.2014, цена выкупа федеральной собственности определяется как 15% от кадастровой стоимости.

Кроме этого, данный показатель не может быть пересчитан при перераспределении, а это значит, что требования администрации не являются правомерными и вы должны уплатить только 15% от первоначальной кадастровой стоимости объекта.

Образец документов

Список законов

  • Постановление Правительства № 1308 от 03.12.2014
  • Cт. 39.28 ЗК РФ
  • ФЗ №171 от 23.06.2014 «О внесении поправок в ЗК РФ»

Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам прямо сейчас

Позвоните по телефонам горячих линий и получите юридическую консультацию:

Слышал, что можно выкупить земельный участок за 20% кадастровой стоимости.

Существует ли такая возможность?

Спасибо.

28 Сентября 2017, 12:31, вопрос №1763622
Сергей, г. Краснодар

289 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Консультация юриста онлайн

Ответ на сайте в течение 15 минут

Задать вопрос

Ответы юристов (2)

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

Здравствуйте Сергей.

Стоимость выкупа земельного участка из неразграниченной государственной собственности каждый субъект РФ устанавливает самостоятельно

ст. 39.4 ЗК РФ

Цена продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

 
1. При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на аукционе по продаже земельного участка цена такого земельного участка определяется по результатам аукциона или в размере начальной цены предмета аукциона при заключении договора с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником.
2. При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном:
1) Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
3. При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
4. Иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность исключительно за плату, размер которой устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом.

Чтобы сказать сколько именной в Краснодарском крае нужно время. Могу точно найти информацию обращайтесь в чат.

получен
гонорар 100%

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

Сергей здравствуйте. Каждый регион устанавливает свои правила расчета выкупа земельного участка.

Если вас интересует Краснодарский край, то исходите из положений

ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОР) КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

от 25 марта 2015 года N 226

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПОРЯДКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕНЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ, А ТАКЖЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА КОТОРЫЕ НЕ РАЗГРАНИЧЕНА, ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРОВ КУПЛИ-ПРОДАЖИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ БЕЗ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

В нем  например есть условия когда ЗУ можно выкупить за 20% от кадастровой стоимости

До 31 декабря 2020 года с учетом условий, предусмотренных в абзаце 1 настоящего подпункта: в случае аренды земельного участка в течение 6 лет граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 80 процентам кадастровой стоимости земельного участка; в случае аренды земельного участка в течение 9 лет граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 60 процентам кадастровой стоимости земельного участка; в случае аренды земельного участка в течение 12 лет граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 40 процентам кадастровой стоимости земельного участка; в случае аренды земельного участка в течение 15 лет граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 20 процентам кадастровой стоимости земельного участка.

Чтобы не перегружать ответ всеми ценами по земле, указанными в данном постановлении, наберите его в интернете, оно есть в свободном доступе.

Все услуги юристов в Москве


Гарантия лучшей цены – мы договариваемся
с юристами в каждом городе о лучшей цене.

Цена выкупа земельного участка либо цена аренды является регулируемой и определяется нормативным актом субъекта Федерации либо органа местного самоуправления.

Ниже рассмотрен порядок определения выкупной цены земельного участка для Москвы и Московской области.

Москва

По общему правилу, в городе Москве земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости, а также участки, предоставляемые в собственность в порядке переоформления права постоянного бессрочного пользования, предоставляются в собственность за сто процентов от кадастровой стоимости участка.

Федеральное законодательство устанавливает следующие льготные режимы определения выкупной цены.

В случае если собственником объекта капитального строительства в период с 29.10.2001г. и до 01.07.2012г. был заключен договор аренды земельного участка в порядке переоформления права постоянного бессрочного пользования, ранее существовавшего в отношении данного участка, то он вправе выкупить этот участок по льготной цене.

Кроме того, в случае если перечисленные выше условия были соблюдены, но впоследствии из арендованного земельного участка были образованы новые участки (в результате раздела, перераспределения, выдела и др.), то собственники объектов капитального строительства, расположенных на образованных земельных участках, также сохраняют право на выкуп данных участков по льготной цене.

Размер льготной выкупной цены варьируется в зависимости от отнесения собственника объекта недвижимости к одной из двух льготных категорий лиц.

1) К первой категории относятся:

  • коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками расположенных на земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
  • коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками расположенных на земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
  • граждане и некоммерческие организации, являющиеся собственниками расположенных на земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу ЗК РФ и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.

Указанные выше лица вправе выкупить земельный участок по цене, равной 20 % его кадастровой стоимости для Москвы и Санкт-Петербурга и не превышающей 2,5 % его кадастровой стоимости для иной местности.

При этом, в г. Москве и г. Санкт-Петербурге одновременно с выкупом земельного участка данной категорией землепользователей, имеющей право на выкуп участка по льготной цене, уполномоченным органом, осуществляющим отчуждение участка, устанавливается запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений, расположенных на соответствующем земельном участке.

Указанный запрет означает, что лица, приобретшие в г. Москве и г. Санкт-Петербурге земельные участки по льготным ценам, не смогут осуществлять строительство новых и реконструкцию уже возведенных зданий до тех пор, пока уполномоченным органом власти не будет принято решение о снятии запрета.

По общему правилу, из которого существуют исключения, запрет на строительство реконструкцию подлежит снятию за плату в размере 80 % кадастровой стоимости земельного участка, определяемой исходя из разрешенного использования необходимого под строительство.

2) Ко второй льготной категории относятся: собственники прочих зданий, строений и сооружений, которые вправе выкупить земельные участки по следующим ценам:

  • в Москве и Санкт-Петербурге – за 45 % кадастровой стоимости участка;
  • в населенных пунктах с численностью населения от 500 000 человек – по цене от 5 до 17-ти кратной ставки земельного налога, что соответствует 7,5 и 25,5 % кадастровой стоимости участка (предположим, что цена выкупа, которая подлежит определению уполномоченным органом власти субъекта Федерации, будет установлена по максимальной ценовой планке);
  • в населенных пунктах с населением до 500 000 человек, а также вне пределов населенных пунктов от 3-х до 10-ти кратной ставки земельного налога, что соответствует 4,5 и 15 % кадастровой стоимости земельного участка.

При этом запрет на строительство и реконструкцию, о котором шла речь выше, не распространяется на земельные участки, расположенные в Москве и Санкт-Петербурге, выкупаемые за 45 процентов их кадастровой стоимости, а также на все земельные участки, расположенные в иной местности.

Московская область

Законодательством Московской области установлена следующая выкупная цена земельных участков:

1) три процента от кадастровой стоимости земельного участка:

  • для земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства;
  • для земель вне зависимости от их категории, с разрешенным использованием для жилищного строительства (включая индивидуальное жилищное строительство), ведения дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (индивидуального гаражного строительства).

2) пятнадцать процентов от кадастровой стоимости земельного участка:

  • для всех земельных участков, которые не перечислены выше.

Указанные выше правила не распространяются на специальные случаи сохранения права на льготный выкуп земельных участков, описанные выше применительно к Москве.

Федеральные земли

Если земельный участок расположен в Москве или Московской области, но принадлежит на праве собственности Российской Федерации, его продажа без проведения торгов собственникам расположенных на участке объектов недвижимости осуществляется по цене 100 процентов от кадастровой стоимости за исключением следующих случаев, когда применяется ставка выкупа, равная 60 процентам от кадастровой стоимости:

а) продажа земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, гражданину, являющемуся собственником здания или сооружения, возведенных в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и расположенных на приобретаемом земельном участке;

б) продажа земельного участка, предоставленного юридическому лицу — собственнику здания или сооружения, являющихся объектами федерального или регионального значения и расположенных на приобретаемом земельном участке.

К федеральным землям также применяются общие льготные ставки, описанные выше применительно к Москве.

Правовой центр «Два М» оказывает юридические услуги по вопросам предоставления земельных участков в аренду либо в собственность, в том числе:

  • проводит правовую экспертизу наличия оснований для предоставления участков без проведения торгов;
  • обеспечивает юридическое сопровождение процедуры оформления прав на земельные участки со стадии формирования земельного участка до его предоставления в собственность (аренду);
  • осуществляет правовое сопровождение участия заказчиков в проведении земельных аукционов и оспаривания их результатов;
  • оказывает услуги по представлению интересов в судах по спорам, вытекающих из оформления прав на земельные участки без проведения торгов.

По всем вопросам, связанным с предоставлением услуг, просьба связываться по телефону: +7 495 989-47-25 или по e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Например, если цены наделов поздней осенью и ранней зимой могут снижаться, то с приближением весеннего периода продавцы наделов не идут на уступки, постепенно поднимая планку установленных цен. Кадастровая стоимость изменяется приблизительно один раз в 5 лет после проведения инвентаризации земель. Также собственник может по усмотрению изменить стоимость ЗУ, если это необходимо.Этот прецедент не означает, что выкупная стоимость попадает в непосредственную зависимость от процедуры переоценки земельного массива.

Post navigation

Необходимо иметь при себе документы: После полученного согласования необходимо явиться в орган Росреестра со следующими документами:

  • договор покупки-продажи земли;
  • заявка по стандартной форме с просьбой перевести землю из аренды в собственность;
  • документ, подтверждающий оплату стоимости за участок;
  • квитанция о внесенной госпошлине;
  • решение местной администрации с постановлением о передаче надела вам в собственность;
  • документы, которые подтверждают процедуру расчета цены земли (они готовятся специальной оценочной комиссией).

По истечению недельного срока после подачи арендатором в местную администрацию кадастрового плана интересующего надела, в соответствии с требованиями Гражданского кодекса составляется текст сделки купли-продажи.

Выкуп земли осуществляется на базе данного договора.

Понятие стоимости выкупа земельного участка от кадастровой стоимости

Выкупить участки за минимальную стоимость могут правообладатели земель, у которых:

  • участки находились в собственности 10-15 лет;
  • на участках возведены капитальные строения.

В этом случае сумма стоимости выкупа земельного участка, назначенная административным органом к уплате, может составить:

  • 20% кадастровой стоимости – для муниципальных земель;
  • 2,5% — для земель, находящихся в федеральной собственности.

Особенности Обозначенная стоимость опирается на кадастровую оценку земель.

Мы ранее рассказывали, как узнать кадастровую стоимость.

Важно

При этом, при назначении выкупной цены следует ориентироваться не на текущую сумму оценки, а на ту, которая являлась актуальной в момент приобретения недвижимости, расположенной на неприватизированном участке.

Какая стоимость выкупа земли в подмосковье?

Внимание

Соответственно, последующие имущественные операции потребуют возмещения стоимости надела в случаях:

  1. Переоформления арендуемого у муниципалитета участка, на котором возведено (возводится) капитальное строение.
  2. Переоформления в собственность участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненно наследуемом владении.
  3. Переоформления участка под домом после вступления в наследственные права, если ЗУ не в собственности.
  4. После проведения имущественной сделки с недвижимостью, расположенной на не оформленной в собственность земле.
  5. В перечисленных случаях допускается назначение выкупной цены, по инициативе администрации.

Отличие от кадастровой и рыночной стоимости Выкупная стоимость имеет статичный характер и не подвергается влиянию тех или иных тенденций, на которые ориентирован рынок недвижимости.

Цена выкупа земельных участков в москве и московской области

О землепользовании и застройке в г. Москве» касательно таких земель разработано правило приоритета аренды над правом собственности.

В Москве в большинстве случаев земли под строениями и зданиями оформляется по договору аренды. В Московском регионе выкуп в частное владение арендованной земли под постройками считается более распространенным явлением.

К некоторым категориям участков могут применяться ограничения, в соответствии с Генпланом Москвы и кадастровыми документами на землю.

Отметим, что случаи, когда постройка принадлежит к собственности физического лица, а земля под ней обложена некоторыми ограничениями, происходят редко.
В соответствии со стандартным правилом, если надел зарезервирован для нужд муниципальных или федеральных органов власти, тогда возведение построек на таком участке невозможно.
Поскольку участки под постройками могут передаваться в право собственности лишь на основании пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ
.

Это возможно исключительно с уже построенными зданиями и сооружениями.

Недостроенные объекты не могут эксплуатироваться по целевому назначению до момента окончания строительства и вода в эксплуатацию. Поэтому до момента окончания строительства вы не сможете перевести участок в личную собственность. Исключениями считаются лишь ситуации, перечисленные в законе, которые касаются приватизации незавершенных объектов на основании пункта 3 статьи 28 ФЗ от 21.12.2011г. № 178-

ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Инфо

Итак, мы рассмотрели особенности и специфику выкупа земельных участков для физических и юридических лиц.

Теперь вы знаете, какие документы вам необходимы будут для проведения данной процедуры.

Арендатор может приобрести арендованную землю в собственность при соблюдении следующих условий:

  • если в договоре аренды разрешена данная процедура выкупа;
  • на земле возведено строение арендатора.

Прежде чем выкупить землю, необходимо провести оформление недвижимости в собственность:

  • обратиться в БТИ и получить техпаспорт строения;
  • сформировать план постройки на основании техпаспорта;
  • зарегистрировать строение в госкадастре;
  • провести государственную регистрацию права собственности.

После официальной регистрации строения необходимо обратиться в местную администрацию для оформления выкупа расположенного под ним участка. С 1 января 2017 года вступил в действие новый Федеральный закон РФ №251-ФЗ, которым указана необходимость проведения государственной регистрации участка в ЕГРП.

Процент от кадастровой стоимости земельного участка при выкупе 2017

Например, в некоторых регионах местное законодательство установило льготы для пенсионеров, составляющие 50% субсидирования при выкупе участков за городской чертой. К числу льготников причисляются пенсионеры и инвалиды, допускается внеочередное приобретение земель путём выкупа так же многодетным семьям. В таком случае, если кадастровая стоимость надела составляет 100 тысяч рублей, заинтересованное лицо из числа перечисленных, вправе приобрести ЗУ за 50 тысяч.

Для арендаторов земель устанавливаются суммы, положенные к выплате, в размере 20-60% кадастровой стоимости ЗУ.

Точная процентная ставка для расчета стоимости выкупа земельного участка от кадастровой стоимости участка зависит от позиции администрации и решения, принятого административной комиссией.

Что нужно знать Выкуп земельного участка из аренды в собственность у администрации представляет собой выполнение определенных юридических процедур, которые приводят к передаче прав собственности от нынешнего хозяина к гражданину, который оформляет выкуп участка. Выкуп земли из аренды предполагает некоторые особенности процедуры, которые мы рассмотрим ниже. Изменения в законодательстве, принятые с 2020 года, включили множество аспектов, которые предполагают требования к оформлению и регистрации перехода права собственности на участок. Основные изменения коснулись дальнейшего выкупа земли у муниципального органа или государства.

Цена выкупа земли в собственность в 2020 году рассчитывается как процент не от рыночной цены, а от кадастровой стоимости, которая немного ниже рыночной цены.

Часто у граждан или предпринимателей, которые арендуют земельные участки, возникает необходимость оформления такого надела в собственность. Однако не все люди знают, как правильно и грамотно провести данную процедуру. Рассмотрим специфику и особенности выкупа земельного участка из аренды в собственность в 2017 году, какие необходимы для этого документы и в какие инстанции можно обращаться.

Большинство граждан и юридических лиц не имеют возможности сразу приобрести участок земли для пользования или предпринимательской деятельности.

Но со временем, когда появляется финансовая возможность, граждане предпочитают оформить земельный надел, который пребывает в аренде, в частную собственность.

Рассмотрим, как действовать в таком случае, какие моменты и условия должны быть соблюдены, а также правила составления сделки выкупа земли.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: