Ответственность за нарушение вида разрешенного использования земельного участка в 2020 году

Главная Земля Виды разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения 2020

Все земельные ресурсы нашей страны представляют собой совокупность отдельных земельных объектов, различающихся в зависимости от своего назначения. Предназначение отдельного земельного участка определяется категорией земель, к которой он отнесен.

К категории земель сельскохозяйственного назначения отнесены все земельные объекты, расположенные за пределами городских поселений и используемые для нужд сельского хозяйства.

Их использование отдельными гражданами и хозяйствующими субъектами ограничено законодательно установленными нормами и правилами.

Виды разрешенного использования земель сельхозназначения в 2020 году

Согласно п. 1 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации земельные объекты сельхозназначения могут использоваться строго в соответствии со следующими видами деятельности:

  • Осуществление деятельности крестьянскими фермерскими хозяйствами (КФХ);
  • Организация деятельности личных подсобных хозяйств (ЛПХ);
  • Садоводческая и огородническая деятельность;
  • Животноводство и рыболовство;
  • Использование земель под выпас скота и заготовку сена;
  • Организация охотничьего хозяйства;
  • Использование земель под дачное строительство.

Целью создания крестьянских фермерских хозяйств является производство и последующая реализация продуктов сельского хозяйства. Организационно-правовая форма КФХ может представлять из себя объединение нескольких граждан по принципу долевого участия, связанных между собой родственными отношениями, либо хозяйство, находящееся в личном индивидуальном владении и распоряжении одного лица, имеющего в подчинении наемных работников.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона О Крестьянском (фермерском) хозяйстве участники такого объединения вправе осуществлять деятельность по производству продуктов сельского хозяйства, их транспортировке, хранению и реализации.

Под ведение фермерского хозяйства могут использоваться сельскохозяйственные земли полевого типа, приносящие урожай или предназначенные для выпаса скота и заготовки кормов. При этом возведение построек капитального типа любого назначения на выделенных под сельскохозяйственную деятельность землях строго запрещается. Исключение составляет возведение времянок и бытовок.

Под организацию садоводческих и огороднических объединений обычно выделяется отдельный участок с общими границами, в пределах которого участники общества осуществляют индивидуальную деятельность в соответствии с назначением выделенных земель.

Подобные объединения создаются в следующих формах:

  • Потребительские кооперативы;
  • Товарищества;
  • Некоммерческие партнерские объединения.

Использование земельных угодий не по назначению (в разрез с видом разрешенного использования) ведет к суровому наказанию владельца такого земельного объекта вплоть до отобрания участка.

Все сведения, касающиеся вида разрешенного использования каждого отдельного земельного участка, собраны в публичных кадастровых картах и органах Росреестра.

Кто может использовать земли сельскохозяйственного назначения

В соответствии с п. 1 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации к осуществлению деятельности на земельных объектах сельхозназначения допускаются следующие категории граждан:

  • Владельцы и участники ЛПХ И КФХ;
  • Лица, занимающиеся садоводством и огородничеством;
  • Казачьи общества;
  • Отдельные структурные подразделения научно-исследовательских и образовательных учреждений, имеющие непосредственное отношение к сельскому хозяйству;
  • Общины коренных немногочисленных народностей (например, этнические группы Крайнего Севера, Сибири или Дальнего Востока).

Лицам последней группы земельные угодья предоставляются с целью сохранения традиционного уклада общины и используются для хозяйственных нужд данного сообщества.

Правила использования земель сельскохозяйственного назначения

Применение земель сельхозназначения зачастую связано с программами развития сельской местности в отдельных регионах страны. В подобных случаях распределение и использования земельных объектов регламентируется градостроительным законодательством.

Нормы градостроения, применяемые для сельских территорий, разрабатываются на уровне муниципалитетов. В основе таких регламентов лежат нормы и положения федерального и регионального законодательства.

Разработанные правила должны включать в себя:

  • Карту распределения зон земельных угодий, выделенных под нужды градостроения;
  • Четкий регламент;
  • Порядок, в соответствии с которым применяются установленные правила.

Суть разрабатываемых местной администрацией правил состоит в переводе категории земель сельскохозяйственного назначения под использование в иных целях, благодаря чему осуществляется расширение территорий под застройку. Таким образом увеличиваются границы отдельно взятого поселения.

Как изменить вид разрешенного использования земель сельхозназначения?

Как выбрать вид разрешенного использования, читайте тут.

Следовательно, возможность возведения на земельных объектах, относящихся к категории сельскохозяйственных угодий, капитальных строений напрямую зависит от вида разрешенного использования таких земель.

Из вышеописанных норм следует, что законом допускается возведение капитальных объектов строительства на землях сельскохозяйственного назначения при условии соблюдения норм градостроительного законодательства.

Строительство на землях сельскохозяйственного назначения

Все виды строительства, осуществляемые на землях сельскохозяйственного назначения должны производиться строго в соответствии с видом разрешенного использования конкретного земельного объекта.

Сельскохозяйственные угодья располагаются за границами населенных пунктов, следовательно, к данным объектам не применяются нормы градостроительного регламента в соответствии с п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Строительство домов, предназначенных для проживания, разрешается на следующих категориях земель:

  • Земли крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • Земли садоводческих объединений;
  • Земельные угодья дачных поселков;
  • Земельные объекты, занятые охотничьими хозяйствами.

Таким образом в пределах границ фермерского хозяйства вполне реально возвести постройку, которая будет использоваться в качестве жилья на постоянной основе. При этом сам глава хозяйства и его семья смогут оформить постоянную прописку по месту проживания.

Кроме капитального дома допустимо возведение пристроек для временного проживания наемных работников хозяйства, сооружений, предназначенных для хранения и переработки продуктов деятельности, а также обслуживания сельхозтехники.

В границах объединений садоводов допускается возведение построек для временного (сезонного) использования, однако прописаться в таком доме будет проблематично. Для этого потребуются доказательства того, что ваш домик соответствует всем нормам и стандартам, предъявляемым к категории жилья, предназначенного для проживания.

Земли, предназначенные под осуществление огороднической деятельности, вообще не могут быть использованы под какой-либо вид строительства (например, арендованные угодья под посадку сельскохозяйственных культур).

Возведение построек на территории сельскохозяйственных угодий, выделенных для ведения личного полевого подсобного хозяйства запрещено, кроме земель личных подсобных хозяйств, относящихся к территории населенных пунктов.

Существуют определенные категории сельскохозяйственных земель, на площадях которых строительство запрещено в любом виде. К таким земельным объектам относятся особенно ценные земельные ресурсы с высокими показателями плодородия почвы (например, чернозем), а также земли, расположенные в экологически чистых районах.

Ответственность за нецелевое использование земель сельхозназначения

Ответственность за использование сельскохозяйственных объектов земли с нарушением вида разрешенного использования либо не в соответствии с их прямым назначением, предусмотрена ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Размер штрафной санкции зависит от правового статуса лица, привлеченного к ответственности.

Кроме того, в зависимости от кадастровой стоимости земельного объекта величина штрафа буде составлять:

  • От 0,5 до 1%, но не менее 10000 рублей с физического лица;
  • От 1 до 1,5%, но не менее 20000 рублей с должностного лица;
  • От 1,5 до 2%, но не менее 100000 рублей в отношении юридических лиц.

При рассмотрении административных дел, связанных с нарушениями в сфере использования сельскохозяйственных угодий, суд исходит из масштабов причиненного ущерба, а также из фактически нанесенного земельным ресурсам урона. Особо пристальное внимание в подобных делах уделяется правонарушителям, в чьем владении находились земли, отнесенные к особо ценным земельным ресурсам страны.

При отсутствии сведений о кадастровой стоимости земельного объекта судом назначается штраф в размере от 10000 до 200000 рублей, в зависимости от правового статуса нарушителя и тяжести, совершенного им правонарушения.

В отношении нарушителей закона, получивших земельный объект на льготных основаниях, могут быть применены меры ответственности, включающие прекращение арендных отношений и лишение права последующей приватизации земельного объекта.

Изменение вида разрешенного использования земель сельхозназначения

Изменение вида разрешенного использования земельного объекта требует тщательной подготовки документации. Перед подачей документов обратитесь в органы местного самоуправления (местную администрацию) и уточните факт наличия соответствующего постановления (разрешающего производить подобные изменения).

Правом обращения с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка наделен его владелец (либо его доверенное лицо), а также арендатор земли.

Допускается направление пакета документов через отделение почтовой связи (Почту России).

Окончательное решение о разрешении либо отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка принимается главой местной администрации, о чем заявителю (его доверенному лицу) выдается соответствующий документ. Получить его можно на руки при предъявлении паспорта или доверенности либо почтой.

Отказ в разрешении должен быть обоснованным. В случае несогласия с решением администрации вы имеете право обратиться в судебную инстанцию с жалобой на полученное решение либо направить жалобу в порядке подчиненности в вышестоящий орган.

На основании положительного решения по инициативе администрации органами Единого государственного реестра вносятся изменения в отношении земельного объекта. Срок для внесения таких изменений в базу данных Росреестра составляет не более пятнадцати дней.

С момента изменений государственному регистратору отводится пять дней на уведомление об этом владельца земельного участка (заявителя).

Если по истечении указанных сроков владелец участка так и не получил соответствующего уведомления, он вправе самостоятельно обратиться в регистрационный орган с заявлением о внесении таких изменений. В ответ на поступившее от правообладателя заявление государственный регистратор в течение трех дней направляет в администрацию соответствующий запрос. На основании полученного ответа специалист вносит изменение и в течение пяти дней направляет заявителю уведомление о произведенном действии.

Для регистрации изменения вида разрешенного использования земельного участка вам понадобятся следующие документы:

  • Паспорт заявителя и копии его страниц;
  • Заявление;
  • Декларация;
  • Правоустанавливающие документы (и их копии) на земельный участок и расположенные на его территории объекты;
  • Кадастровый паспорт земельного объекта и межевой план;
  • Выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для владельцев земли, являющихся индивидуальными предпринимателями);
  • Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (если владелец ; юридическое лицо);
  • Заверенная нотариусом доверенность (для представителя владельца земельного объекта);
  • Копии документов на здания и сооружения.

Все перечисленные документы являются обязательным приложением к заявлению.

Об этом «

Российской газете

» рассказали в 

Росреестре

. Как сообщает издание со ссылкой на Росреестр, подготовлен ряд поправок в Земельный кодекс РФ, которые сейчас проходят межведомственное согласование. В соответствии с ними предполагается изменить в 2020 году порядок определения разрешенного использования земельных участков. Напомним, что разрешенное использование участков определяется градостроительным регламентом в составе правил землепользования и застройки (ПЗЗ). Вместе с тем градостроительные регламенты не устанавливаются вообще или не распространяют свое действие на лесной фонд; особо охраняемые природные территории (ООПТ); сельхозугодья; территории, предназначенные для размещения линейных объектов; территории общего пользования. То есть в настоящее время значительная часть земли вообще выпадает из-под регулирования вопросов, связанных с разрешенным использованием участков. Новый законопроект восполняет эти пробелы. В частности, разрешенное использование участков, относящихся к лесному фонду, должен будет устанавливать лесохозяйственный регламент, который сейчас определяет только использование лесов, а не участков. На ООПТ разрешенное использование должно определяться на основании положений о них. Применительно к линейным объектам такие вопросы будут решаться на базе утвержденной документации по планировке территории. Кроме того, вводятся правила о возможности выбора вида разрешенного использования земельного участка его арендатором или землепользователем и сам порядок такого выбора. Самих видов разрешенного использования очень много, они занесены в специальный классификатор, и сегодня сменить один вид на другой совсем не просто, хотя часто в этом возникает объективная необходимость: например, когда в поле требуется построить объект инфраструктуры. Линейные объекты (высоковольтная линия или трубопровод) могут проходить через несколько муниципалитетов, и каждый должен утверждать свой порядок использования земельных участков в составе лесов, сельхозугодий, особо охраняемых природных территорий для того, чтобы построить эти важные объекты. «Давно назрела необходимость в упорядочении на федеральном уровне изменения вида разрешенного использования, — так прокомментировал готовящиеся нововведения первый вице-спикер Московской областной

Думы Никита Чаплин

. — В отношении каждой территории — лесного фонда, особо охраняемой природной территории, должны действовать единые федеральные нормы», — резюмировал парламентарий. Фото: www.volgograd.regnews.org

https://www.youtube.com/watch?v=OkINZBOIZWc

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в связи с письмом депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Марьяш И.Е. от 21.03.2017 N МИЕ-4/126 относительно изменения вида разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения полагает необходимым обратить внимание на следующее. Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК) установлено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом ЗК регулирует отношения в области отнесения земель к категориям, перевод их из одной категории в другую.

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка

Чтобы изменить категорию земельного участка, следует:

  • обратиться с заявлением в орган местной власти,
  • приложив удостоверение личности собственника земли,
  • правоустанавливающие документы на нее, а также кадастровый паспорт участка.

Бланк заявления об изменении вида разрешенного использования земельного участка — Скачать На рассмотрение и принятие решения отводится двухмесячный срок. В результате выдается постановление об изменении категории участка или отказ.

При отказе собственник может попытаться оспорить решение в суде. Также читайте: Как изменить вид разрешенного использования земельного участка? У многих граждан возникает вопрос по поводу прописки в доме, построенном на землях, отнесенных к категории сельхозназначения и предназначенных для дачного строительства или садоводства.

Для чего могут использоваться земли сельскохозяйственного назначения?

Исключение составляет возведение времянок и бытовок. Под организацию садоводческих и огороднических объединений обычно выделяется отдельный участок с общими границами, в пределах которого участники общества осуществляют индивидуальную деятельность в соответствии с назначением выделенных земель.
Подобные объединения создаются в следующих формах:

  • Потребительские кооперативы;
  • Товарищества;
  • Некоммерческие партнерские объединения.

Использование земельных угодий не по назначению (в разрез с видом разрешенного использования) ведет к суровому наказанию владельца такого земельного объекта вплоть до отобрания участка. Все сведения, касающиеся вида разрешенного использования каждого отдельного земельного участка, собраны в публичных кадастровых картах и органах Росреестра.
Кто может использовать земли сельскохозяйственного назначения В соответствии с п
. 1 ст.

Земли сельхозназначения: виды разрешенного использования

Важно

К категории земель сельскохозяйственного назначения отнесены все земельные объекты, расположенные за пределами городских поселений и используемые для нужд сельского хозяйства.

Их использование отдельными гражданами и хозяйствующими субъектами ограничено законодательно установленными нормами и правилами.

Содержание

  • Виды разрешенного использования земель сельхозназначения в 2020 году
  • Кто может использовать земли сельскохозяйственного назначения
  • Правила использования земель сельскохозяйственного назначения
  • Строительство на землях сельскохозяйственного назначения
  • Ответственность за нецелевое использование земель сельхозназначения
  • Изменение вида разрешенного использования земель сельхозназначения

Виды разрешенного использования земель сельхозназначения в 2020 году Согласно п. 1 ст.

Порядок изменения вида использования земельного участка

К таким земельным объектам относятся особенно ценные земельные ресурсы с высокими показателями плодородия почвы (например, чернозем), а также земли, расположенные в экологически чистых районах. Ответственность за нецелевое использование земель сельхозназначения Ответственность за использование сельскохозяйственных объектов земли с нарушением вида разрешенного использования либо не в соответствии с их прямым назначением, предусмотрена ст.

8.8

Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Размер штрафной санкции зависит от правового статуса лица, привлеченного к ответственности.

Инфо

В 2014 году был принят, а в 2015 году дополнен классификатор видов разрешенного использования земельных участков. По нему все земли РФ делятся на 13 категорий, каждая из которых имеет уточняющие подкатегории.

Основополагающий принцип классификации — целевое назначение. Так, выделяют земли для сельского хозяйства, жилой застройки, предпринимательства, производства, дачного строительства и т.д.

Земли сельхозназначения имеют код «1». Точный код, который указывается в документах на участок, состоит из цифры с дробью: вторая часть показывает, какой уточенный ВРИ у земли. Например, участок с обозначением «1.3» позволяет заниматься овощеводством.

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка Прежде чем начинать изменения, необходимо ответить на три вопроса:

  1. возможно ли добиться перевода законным путем;
  2. сколько денег на это потребуется;
  3. и так ли это нужно.

В случае целесообразности действий — начинаем. В соответствии с Земельным (ст. 1, 7) и Градостроительным Кодексом РФ (ст.
37), вы можете выбрать любой, из предусмотренных видов разрешенного использования для земельного участка и расположенного на нем здания, самостоятельно и без дополнительных разрешений и согласований
. Из 37 статьи Градостроительного кодекса РФ следует, что при соблюдении технических условий, можно изменить вид разрешенного использования с одного на другой. Без проведения публичных слушаний можно изменить только основной и вспомогательный вид разрешенного использования.
ИЖС.Наши юристы знают ответ на ваш вопрос Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, то спросите об этом нашего дежурного юриста онлайн. Это быстро, удобно и бесплатно! или по телефону:

  • Москва и область: +7-499-350-97-04
  • Санкт-Петербург и область: +7-812-309-87-91
  • Федеральный: 8 (800) 333-45-16 доб. 149

Внимание

Что такое основные и условно разрешенные ВРИ? Все виды разрешенного использования земель перечислены в классификаторе ВРИ. Каждый участок имеет присвоенный ему основной ВРИ, Однако, существуют также градостроительные регламенты, применяемые к каждой отдельно взятой территориальной зоне.

И этим регламентом за конкретной территорией может быть закреплено несколько дополнительных видов условно разрешенного использования земель.
В границах объединений садоводов допускается возведение построек для временного (сезонного) использования, однако прописаться в таком доме будет проблематично. Для этого потребуются доказательства того, что ваш домик соответствует всем нормам и стандартам, предъявляемым к категории жилья, предназначенного для проживания.

Земли, предназначенные под осуществление огороднической деятельности, вообще не могут быть использованы под какой-либо вид строительства (например, арендованные угодья под посадку сельскохозяйственных культур). Возведение построек на территории сельскохозяйственных угодий, выделенных для ведения личного полевого подсобного хозяйства запрещено, кроме земель личных подсобных хозяйств, относящихся к территории населенных пунктов.

Существуют определенные категории сельскохозяйственных земель, на площадях которых строительство запрещено в любом виде.

Риэлторам надо прежде всего разобраться в классификации земель в России, чтобы иметь представление о разных землях. Вся земля сельскохозяйственного назначения может быть разная по качеству почвы, систематизация земель показывает неугодья, каменистые, заросшие, болотистые и другие плохие для сельского хозяйства земли, которые не подходят для целей сельскохозяйственного растениеводства.

Для таковых случаев предусмотрена вероятность изменение разрешенного использования земли сельскохозяйственного назначения внутри категории, к примеру, с с/х производства на КФХ( крестьянско-фермерское хозяйство), или ЛПХ(личное-подсобное хозяйство), на ведение садоводства, дачного строительства. Риэлторам рекомендую изучить новый классификатор разрешенного использования в России.

Вопрос: О порядке изменения вида
разрешенного использования земельного
участка и ответственности за нарушение
законодательства об использовании земель
не по целевому назначению.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 16
марта 2010 г. N Д23-880

Департамент
недвижимости Минэкономразвития России
рассмотрел обращение, касающееся
разъяснения порядка изменения вида
разрешенного использования земельного
участка и ответственности за нарушение
законодательства об использовании земель
не по целевому назначению, и сообщает
следующее.

1. Согласно ч. 3 ст. 37
Градостроительного кодекса Российской
Федерации (далее — ГрК РФ) изменение одного
вида разрешенного использования земельных
участков на другой вид такого
использования осуществляется в
соответствии с градостроительным
регламентом при условии соблюдения
требований технических регламентов.

Градостроительные регламенты
устанавливаются в правилах
землепользования и застройки (п. 8 ст. 1, ч. 3
ст. 37 ГрК РФ). Для изменения одного вида
разрешенного использования земельного
участка на другой вид разрешенного
использования необходимо изменение
градостроительного регламента. В свою
очередь, изменение градостроительного
регламента является основанием для
внесения изменений в правила
землепользования и застройки (п
. 2 ч. 2 ст. 33
ГрК РФ).

Внесение изменений в правила
землепользования и застройки
осуществляется в порядке, предусмотренном
ст. ст. 31 и 32 ГрК РФ, устанавливающими
обязательность согласительных процедур с
представительным органом местного
самоуправления.

Проведение специальной
проверки на соответствие разрешенного
использования земельного участка
градостроительным и техническим
регламентам законодательством не
предусмотрено.

Законодательством
предусмотрена возможность проведения
контрольных мероприятий в отношении
целевого использования земельных участков,
в том числе на соответствие
градостроительным и техническим
регламентам (государственный и
муниципальный земельный контроль).

В
соответствии с п. 3 Положения о
государственном земельном контроле,
утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от
15.11.2006 N 689 «О государственном земельном
контроле», Федеральная служба
государственной регистрации, кадастра и
картографии и ее территориальные органы
осуществляют контроль за выполнением
требований земельного законодательства об
использовании земель по целевому
назначению и выполнении обязанностей по
приведению земель в состояние, пригодное
для использования по целевому
назначению.

Статьей 72 Земельного
кодекса Российской Федерации
предусматривается проведение
муниципального земельного контроля.
Муниципальный земельный контроль
проводится органами местного
самоуправления за использованием земель на
территории муниципального образования и
осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и в
порядке, установленном нормативными
правовыми актами органов местного
самоуправления.

В порядке
информационного взаимодействия органов
государственного земельного контроля с
органами муниципального земельного
контроля должностные лица, уполномоченные
осуществлять муниципальный земельный
контроль, в случае выявления признаков,
указывающих на наличие административного
правонарушения, предусмотренного ст. 8.8
Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях,
составляют акт проверки земельного участка
и направляют его в территориальное
подразделение Росреестра для
рассмотрения.

Статьей 8.8 Кодекса
Российской Федерации об административных
правонарушениях предусмотрена
административная ответственность за
использование земель не по целевому
назначению.

Дела по данному виду
правонарушений рассматривают должностные
лица органов, осуществляющих
государственный контроль за
использованием и охраной земель (ст. 23.21
Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях).

При
обследовании земельного участка на предмет
фактического использования и выявлении в
ходе проверки нарушений выдается
предписание об их устранении, а также о
наложении административного штрафа на
виновное лицо.

3. Пунктом 9 ч. 1 ст. 22
Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О
государственном кадастре недвижимости»
предусмотрено, что для осуществления
государственного кадастрового учета в
связи с изменением сведений представляется
копия документа, подтверждающего в
соответствии с федеральным законом
установленное разрешенное использование
земельного участка. Таким документом
является часть правил землепользования и
застройки (документы зонирования и
градостроительного регламента,
составленные применительно к
территориальной зоне, в которой находится
земельный участок), если соответствующие
сведения не были представлены в орган
кадастрового учета при информационном
взаимодействии в порядке, установленном
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 18.08.2008 N 618 «Об информационном
взаимодействии при ведении
государственного кадастра
недвижимости».

4. Правом выбора вида
разрешенного использования земельных
участков, государственная собственность на
которые не разграничена, в силу ст
. 8 ГрК РФ
наделены органы местного
самоуправления.

Заместитель директора

Департамента недвижимости

М.В.БОЧАРОВ

16.03.2010

Классификатор ВРИ 2017-2020 – Различные категории использования земли не допускают отклонения в применении этих территорий для других целей, это не предусмотрено законом.

1.0 Сельскохозяйственное использование

3.0 Общественное использование объектов капитального строительства

6.0 Производственная деятельность

8.0 Обеспечение обороны и безопасности

9.0 Деятельность по особой охране и изучению природы

12.0 Земельные участки (территории) общего пользования

13.1 Ведение огородничества

13.3 Ведение дачного хозяйства 

Утвержден приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540

Чем полезно знакомство с Классификатором ВРИ?

Прежде всего, тем, что любому собственнику он позволяет получить представление о том, что можно строить на участке, а от чего придётся отказаться по причине отсутствия задуманного типа объекта в перечне Классификатора.

В Классификаторе даётся развёрнутое описание каждого вида разрешённого использования участков, приводятся перечни объектов, строительство которых позволительно вести на них.

Полезным документ будет и для тех, кто планирует изменение вида разрешённого использования участка в связи с возникшими задачами, поскольку позволяет понять насколько возможно или нет их решение вообще. Стоит заметить сразу, что, в случаях несоответствия будущего объекта функции территориальной зоны, установленной правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), в ряде случаев решение задачи ложится в схему изменения вида использования участка на условно разрешённый. Об этом подробнее изложено далее.

Правила эксплуатации

Актуальная редакция Приказа Минэкономразвития №540 с изменениями от 06.10.2017 года.

Информация о том, как регулируются отношения, возникающие между разными субъектами в процессе разрешенного применения земли, содержится в ГК РФ, а также в Приказе Минэкономразвития №540.

Законодательство не содержит какого-либо точно определенного и строго понятия разрешенного использования, поэтому определение исходит из разных положений ГК. Оно представлено определенной характеристикой земельного участка, которая основана на разделении всей территории по конкретным целям ее применения. За счет функционального назначения конкретного объекта можно понять, какие действия с ним могут совершаться, например, возведение частного дома или ведение с/х.

Разрешенное использование обладает некоторыми отличиями от категории земли, а целью их применения является сохранение определенных параметров участков. Категория включает в себя более широкое определение, а также представлена уточняющим понятием. Например, если территория обладает категорией с/х назначения, то разрешенное использование может быть представлено занятием садоводством, животноводством или огородничеством.

Цели создания классификатора

Каждый владелец определенного участка знает, что пользоваться этой землей можно только в соответствии с определенными целями.

В 2014 году вовсе был введен специальный классификатор участков, которые разделялись по видам применения. Он утвержден Приказом Минэкономразвития №540.

К его особенностям относится:

  1. любая категория представлена в виде шифров и кодов, за счет которых можно определить назначение и правила применения территории;
  2. первоначально в классификаторе делятся все участки по категориям, внутри которых имеется несколько вариантов для их разрешенного применения;
  3. если будет применяться земля не по тому назначению, которое содержится в классификаторе, то это является причиной привлечения владельца к административной ответственности по ст. 8.8.

Собственники территорий должны знать, что целевое назначение земли и ее разрешенное использование являются схожими, но не одинаковыми понятиями.

Разделение по классам

По этому параметру существуют виды:

  1. Основные. Эти виды установлены в новом классификаторе. Внесены сюда малоэтажные многоквартирные строения, земля, используемая для возведения гаража, места для строительства медицинских сооружений, школ или детских садов, а также профильных образовательных учреждений.
  2. Условно разрешенные. Имеется определенное требование к применению данных участков, которое заключается в необходимости получения разрешения от государственных органов. Для этого требуется составить специальную заявку, которая направляется в администрацию региона. Проводятся публичные слушанья, в результате которых выдается разрешение или выносится решение об отказе в его предоставлении. Если было принято положительное решение, то создаются рекомендации, по которым можно пользоваться территорией. Информация далее заносится в Росреестр. Например, к условно разрешенной земле относится возможность возведения временного торгового сооружения на участке, который предназначается для возведения жилых строений.
  3. Дополнительные. Такие земли используются для увеличения функций остальных видов участков, а также могут использоваться для их обслуживания. Сюда относятся проезды, парковки, площадки для детей или занятия спортом, вагончики для строителей, общественные туалеты, торговые сооружения, гаражи и стоянки.

Вышеуказанные виды предоставляют возможность определить правовые границы, в чьих пределах разрешается применять участки при учете их назначения.

Классификатор обладает общей структурой, причем в соответствии с категорией имеются разные виды разрешенного применения:

  1. С/х назначение. Сюда входит овощеводство или садоводство, растениеводство или животноводство.
  2. Жилая застройка. В эту категорию включаются разные виды строений, например, строительство приусадебного участка или многоэтажная застройка, среднеэтажная застройка или обслуживание зданий.
  3. Общественное применение капитальных объектов. Включается в эту категорию обслуживание сооружений коммунальными или социальными, а также бытовыми службами. Дополнительно входит культурное развитие, здравоохранение и другое.
  4. Предпринимательство. Земли могут предназначаться для строительства торговых центов или рынков, банков или страховых компаний, заведений общественного питания или гостиниц.
  5. Отдых. Включается возможность строительства на территории спортивных или туристических объектов, а также разных сооружений, предназначенных для конных прогулок, охоты или рыбалки.
  6. Промышленность. Делятся земли по возможностям применения в тяжелой или легкой промышленности, области недропользования или в пищевой и строительной деятельности.
  7. Транспорт. Может применяться для передвижения на автомобилях или железнодорожным транспортом, а также водным, воздушным или трубопроводным.
  8. Сохранность безопасности и обороны. На таких территориях располагаются вооруженные силы и органы охраны границ страны.
  9. Охрана и изучение природы. На выделенных землях возводятся объекты, имеющие историческое или природное значение. Также сюда включаются курорты.
  10. Лесная категория. На этих территориях имеются лесные плантации, а также осуществляется заготовка древесины и иных ресурсов.
  11. Водные объекты. Пользоваться территориями можно на общих или специальных основаниях. На них возводятся разные гидротехнические объекты.
  12. Общее применение участков. Они могут использоваться в качестве запаса или особых территорий. На них может осуществляться ритуальная деятельность.

Таким образом, в зависимости от категории разделяются участки на разные виды разрешенного использования.

Ответственность за нецелевую эксплуатацию

Если люди пользуются участками не по их целевому назначению и разрешенному применению, то это грозит привлечением их к административной ответственности.

Нарушением является использование земельных объектов без учета ее категории и разрешения применения, а также уклонение от улучшения ее качества.

Для физлиц налагается штраф в размере от 2 до 5 тыс. руб., а для компаний он варьируется от 80 до 100 тыс. руб.

Кроме штрафов применяются и другие меры наказания:

  • увеличение ставки налога до 1,5%;
  • лишение возможности пользоваться недвижимостью;
  • расторжение арендного договора, если территория передавалась при его составлении.

Выявляются нарушения соседями или работниками соответствующих государственных органов.

Изменение вида разрешенного использования

Для осуществления данного процесса подготавливается документация на территорию, после чего выполняются действия:

  • составляется заявление, передающееся в местную администрацию;
  • передаются совместно с ним другие документы на территорию;
  • в течение месяца будет дан ответ, причем если он будет положительным, то заносятся изменения в Росреестр, если будет получен отказ, то он должен быть обоснованным, а иначе можно обратиться в суд для его обжалования.

Перевод может изменяться только российскими гражданами.

Не допускается изменить вид земли, которая относится к водному или лесному фонду страны, а также к охраняемым территориям.

Объединение территорий

Этот процесс допускается только при выполнении условий:

  1. участки являются смежными;
  2. каждый из них имеет план с четко установленными границами;
  3. территории обязаны находиться на учете в Росреестре;
  4. объект соответствует нормам по площади;
  5. они располагаются в 1 кадастровом квартале и входят в одну категорию;
  6. все собственники должны быть согласны на объединение.

Сам процесс заключается в сборе документов, которые передаются в Росреестр, после чего будет получен план, по которому и происходит объединение. Далее будет выдано св-во о собственности и выписка из ЕГРН.

Устранение препятствий

Если на территорию претендуют другие лица или создаются иные препятствия для ее использования, то они могут быть устранены собственником, имеющим документы на участок.

Если нарушения не устраняются в добровольном порядке, то подается иск в суд на удаление этих препятствий. Наиболее популярными нарушениями являются: установка ограждений, возведение незаконного строения, располагающегося на чужой территории, запрет без оснований от местной администрации на применение участка, а также самовольный захват земли другими гражданами.

Таким образом, земельный участок может применяться в соответствии с его видом разрешенного использования. Для этого надо пользоваться специальным классификатором. Допускается изменить данный вид, для чего надо обращаться в администрацию. При необходимости можно даже объединить несколько объектов в одну территорию, но для этого должны соблюдаться определенные условия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: