Особенности начисления коммунальных платежей

«Мой адрес не дом и не улица» — к сожалению, эта крылатая фраза совершенно не применима к организации. У каждой приличной фирмы есть вполне официальный адрес, по которому она располагается. А раз есть «место жительства», значит есть и сопутствующие расходы — коммунальные.

Давайте сразу определимся, что под статьей расходов «Коммунальные услуги» будем понимать расходы на электричество, воду, газ и т.п. На все то, что делает помещение пригодным для работы организации или ИП.

Содержание статьи:

1. Статья расходов «Коммунальные услуги»: с кем может быть заключен договор?

2. Правила учета коммунальных услуг при прямых расчетах с ресурсоснабжающей организацией

3. Правила учета коммунальных услуг при включении их стоимости в арендную плату

4. Правила учета коммунальных услуг при компенсации их стоимости арендатором

5. Вычет по НДС у арендатора при компенсации коммунальных услуг

6. Агентский договор − возможность избежать рисков по НДС

7. Бухгалтерский учет коммунальных услуг в случае их компенсации арендатором

8. Оформление и учет расчетов по коммунальным услугам

9. Налоговый учет коммунальных услуг в расходах при ОСН

10. Расходы на коммунальные услуги при УСН

Итак, идем по порядку. Если у вас нет времени читать длинную статью, посмотрите короткое видео ниже, из которого вы узнаете все самое важное по теме статьи.

(если видео видно нечетко, внизу видео есть шестеренка, нажмите ее и выберите Качество 720р)

Более подробно, чем в видео, разберем тему дальше в статье.

1. Статья расходов «Коммунальные услуги»: с кем может быть заключен договор?

В каких случаях и кому организация или ИП платит за коммунальные услуги изображено на схеме.

Из схемы видно, что за коммунальные услуги собственник помещения платит ресурсоснабжающей организации.

А арендатор может платить как арендодателю, так и заключить прямой договор с поставщиками коммунальных услуг.

2. Правила учета коммунальных услуг при прямых расчетах с ресурсоснабжающей организацией

Прямой договор с поставщиком на коммунальные услуги может быть заключен как собственником помещения, так и арендатором.

Учет в обоих случаях будет одинаковым.

При получении акта выполненных работ и счета-фактуры, потребитель делает такие же проводки в учете, как и по другим работам (услугам):

При ОСН

Дебет 20, 23, 25, 26, 44 − Кт 60 на стоимость услуг без НДС

Дебет 19 − Кт 60 на сумму НДС

Дебет 68 − Кт 19 вычет НДС

При УСН

Дебет 20, 23, 25, 26, 44 − Кредит 60 на стоимость услуг с НДС (пп.3 п.2 ст.170 НК РФ)

3. Правила учета коммунальных услуг при включении их стоимости в арендную плату

В этом случае в договоре должно быть прописано, что платежи являются частью арендной платы. Возможны два варианта включения затрат на коммунальные платежи в арендную плату.

Вариант 1

Арендодатель определяет объем коммунальных услуг расчетным способом на основе фактических данных за предыдущие периоды.

Фиксированная сумма платежей за месяц прибавляется к арендной плате.

Таким образом, арендатор ежемесячно платит фиксированную арендную плату, в которую уже включена плата за коммуналку.

Вариант 2

Арендодатель получает от ресурсоснабжающих организаций документы за коммунальные услуги. Определяет объем, который потратил арендатор и выставляет арендную плату с учетом этих сумм.

Это значит, что коммунальные платежи составляют переменную часть арендной платы.

Независимо от выбранного варианта, бухгалтерский учет коммунальных услуг у арендодателя будет одинаковым:

Для ОСН:

Дебет 20, 23, 91 − Кредит 60 — на стоимость услуг без НДС

Дебет 19 − Кт 60 — на сумму НДС (для ОСНО)

Дебет 68 − Кредит 19 — вычет НДС (для ОСНО)

Для УСН

Дебет 20, 23, 91 − Кредит 60 — на стоимость услуг с НДС

Это значит, что арендодатель в себестоимость услуг по аренде или прочие расходы включает всю коммуналку.

А выставление услуг по аренде происходит обычным порядком, выписывается:

  • счет-фактура (в организациях на ОСН)
  • счет (в организациях на УСН)

Дебет 62 – Кредит 90-1 – выручка по аренде

Дебет 90-3 – Кредит 68 – начислен НДС на всю сумму арендной платы (ОСНО)

Бухгалтерский учет коммунальных услуг в программе 1С: Бухгалтерия 8 ред. 3.0 смотрите в видео:

Далее обсудим подробнее, как обстоит дело при аренде со «входным» НДС от поставщиков коммунальных услуг.

4. Правила учета коммунальных услуг при компенсации их стоимости арендатором

Особенность такой ситуации − возмещение арендатором коммунальных расходов отдельно от арендной платы. А самый спорный вопрос − вычет входящего НДС, причем как у арендодателя, так и у арендатора. Как такие условия могут быть сформулированы в договоре?

Например: «Арендодатель компенсирует (возмещает) арендатору коммунальные услуги на основании приложенных подтверждающих документов».

Важно понимать разницу между тем, когда коммунальные расходы входят в арендную плату в виде переменной составляющей и тем, когда они компенсируются.

Рассмотрим вычет по НДС у арендодателя при покупке коммунальных услуг, которые будут компенсироваться арендатором.

Вариант 1

Арендодатель является абонентом ресурсоснабжающей организации, он не производит коммунальные услуги, а закупает их. Передача части расходов арендатору в виде компенсации − не реализация услуг, а, следовательно, такая операция не является объектом налогообложения по НДС.

Из этого исходят контролирующие органы, которые считают, что:

— арендодатель не может взять сумму НДС на вычет по тем коммунальным услугам, которые были «переданы» арендатору, а должен включить сумму НДС в их стоимость

— при «передаче» услуг арендодатель не должен выписывать счет-фактуру

Нормативные документы, в которых высказана такая позиция:

  • письма Минфина от 31.12.2008 № 03-07-11/392, от 03.03.2006 № 03-04-15/52
  • Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.10.2008 № А10-845/08-Ф02-5264/08, № А10-845/08-Ф02-5607/08

Вариант 2

Есть еще одно мнение о том, что делать арендодателю с вычетом НДС в случае перевыставления расходов. Оно было высказано в некоторых Постановлениях ФАС, например, в Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.11.2009 № А17-7511/2008.

Суды признали право арендодателя на вычет НДС по коммунальным услугам в полном объеме, в том числе и по той доле, которую использовал арендатор.

Суды исходили из того, что арендодатель обязан предоставить помещение в рабочем состоянии (ст.611 ГК), а, следовательно, в помещении должны быть свет, тепло и вода. Сдача помещения в аренду − операция, которая облагается НДС. Значит, покупка коммунальных услуг для такого помещения используется в налогооблагаемой операции по НДС.

Поэтому арендодатель может получить вычет по коммунальным услугам в полном размере. А арендатору «передать» коммуналку без НДС и выставления счета-фактуры.

5. Вычет по НДС у арендатора при компенсации коммунальных услуг

Если арендодатель прислушается к мнению Минфина, ФНС и судов, то он не будет выставлять счет-фактуру на коммунальные услуги, которые подлежат возмещению. При этом стоимость переданных услуг может включать в себя НДС, а может и не включать. Это зависит от того, какой вариант (1 или 2) использования вычета НДС выберет арендодатель.

Если от арендодателя нет счета-фактуры, то у арендатора нет права на вычет. И вся сумма перевыставленных расходов будет в полном объеме отнесена на расходы арендатора.

Но может быть и такая ситуация, когда арендодатель все-таки выставит счет-фактуру при «передаче» коммуналки. И даже заплатит НДС в бюджет. Со стороны налоговой к нему претензий не будет.

А если арендатор по полученному счету-фактуре попробует принять НДС к вычету, то это сразу вызовет вопросы со стороны контролирующих органов.

Это связано с тем, что существуют две противоположные точки зрения на эту ситуацию:

  • арендатор не имеет права на вычет (например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.10.2008 № А10-845/08-Ф02-5264/08)
  • арендатор может использовать свое право на вычет на основании счета-фактуры от арендодателя (например, Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12664/08)

6. Агентский договор − возможность избежать рисков по НДС

Агентский договор или договор комиссии между арендодателем и арендатором может стать хорошим и законным способом использовать право на вычет по НДС. Причем обеим сторонам.

В таком договоре должна быть прописана обязанность арендодателя выступать агентом (комиссионером) в части закупки коммунальных услуг по поручению арендатора (принципала или комитента).

В этом случае, арендодатель может перевыставить счет-фактуру от имени ресурсоснабжающей организации, где в качестве агента укажет себя.

При этом обязательно должен быть отчет агента, к которому приложены подтверждающие документы от организации − поставщика коммунальных услуг.

Арендодатель в части «переданных» расходов не берет НДС к вычету, а арендатор может на основании полученных документов спокойно воспользоваться своим правом.

Еще одна тонкость заключается в том, что в рамках такого договора арендодатель будет получать агентское (комиссионное) вознаграждение. На которое должен выставляться отдельный счет-фактура. Это уже будет считаться реализацией и попадет в налогооблагаемую базу по НДС.

7. Бухгалтерский учет коммунальных услуг в случае их компенсации арендатором

Здесь важно запомнить, что в учете арендодателя та доля расходов, которая будет компенсирована, не должна попадать на затратные счета 20, 23, 25, 26, 44.

И это не зависит от того, происходит это в рамках агентского договора или нет:

Дт 76 − Кт 60 на сумму коммунальных платежей, которые будут возмещены арендатором. Сумма зависит от нескольких факторов:

  • если в рамках «обычного» договора арендодатель не ставит НДС к вычету или есть агентский договор, то сумма операции должна быть вместе с НДС
  • если арендатор берет НДС к вычету, то сумма должна быть без НДС

Дт 19 − Кт 60 − на сумму НДС, если арендодатель решит взять НДС к вычету

В случае использования УСН, вопрос с НДС не стоит. Потому что организация на УСН не является плательщиком НДС.

В учете арендатора коммунальные услуги будут отнесены на затратные счета:

Дт 20, 23, 25, 26, 44 − Кт 60 на стоимость услуг:

  • в рамках агентского договора − без НДС
  • в рамках «обычного» договора, если арендодатель не выставляет счет-фактуру, на всю сумму, которая указана в первичном документе
  • если арендодатель выставляет счет-фактуру, то арендатор решает сам отражать коммуналку с НДС или без него

Дт 19 − Кт 68 − на сумму НДС

8. Оформление и учет расчетов по коммунальным услугам

Основная особенность коммунальных услуг − наличие счетчиков, на основании которых определяется объем потребленных за месяц воды, тепла, электроэнергии, газа.

Если нет счетчиков или они по каким-то причинам вышли из строя, то ресурсоснабжающие организации посчитают объем услуг по правилам, которые установлены законами. Например, Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Что все это значит для потребителя коммунальных услуг? Это значит, что подписала организация или ИП акт выполненных работ в отчетном периоде, или нет, факт оказания услуги все равно есть.

Счетчики выступают, своего рода, независимой стороной, подтверждающей, что услуги были использованы. Поэтому потребитель получит в свой адрес и акт выполненных работ и счет-фактуру.

Когда потребитель не согласен с выставленными объемами коммунальных услуг, то он может обратиться в ресурсоснабжающую организацию. Если ресурсоснабжающая организация согласится с данными потребителя, то она составит документ об изменении объемов, который должен подписать потребитель.

И на основании этого документа выставит корректировочный счет-фактуру. Но все это будет уже в другом отчетном периоде.

Для учета расчетов с поставщиками коммунальных услуг используется счет 60.

Перечисление оплаты отражается проводкой:

Дт 60 − Кт 51 на сумму оплаты

Если в договоре есть условие о предварительной оплате, то:

  • при перечисление аванса нужно сделать проводку

Дт 60 субсчет «авансы» − Кт 51 на сумму аванса

  • после того, как поступят документы об оказании услуг задолженность нужно «перекрыть» ранее выплаченным авансом

Дт 60 − Кт 60 субсчет «авансы»

9. Налоговый учет коммунальных услуг в расходах при ОСН

Самое главное правило для признания любых расходов в – их экономическая обоснованность и наличие первичных документов, которые должны подтверждать, что расход был понесен (ст.252 НК).

Что такое экономическая обоснованность?

Если расход был нужен для того, чтобы получить доход, то он экномически обоснован.

Например, если организация покупает коммунальные услуги для своих производственных нужд – это обоснованный расход.

А если оплачивает коммунальные услуги соседнего детского сада, то такой расход нельзя признать экономически обоснованным, он не будет участвовать в расчете налоговой базы по налогу на прибыль.

В рамках налога на прибыль расходы на коммунальные услуги могут признаваться как в прямых, так и в косвенных расходах.

На что нужно обратить внимание для того, чтобы правильно классифицировать расходы на коммуналку? Если организация напрямую заключила договор с ресурсоснабжающей организацией, то согласно пп. 5 п. 1 ст. 254 НК это материальные расходы. А материальные расходы, согласно п.1 ст.318 НК могут быть отнесены к прямым.

Еще важно помнить, что прямые расходы должны быть правильно распределены между незавершенным производством и реализованной продукцией, услугами.

Если коммунальные услуги оплачиваются арендодателю в качестве компенсации, то на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК их можно признать их прочими расходами, связанными с производством и реализацией. Прочие расходы относятся к косвенным. И могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль в текущем периоде в полном объеме. Это значит, что в отличие от прямых расходов, их не нужно оставлять в незавершенном производстве.

Еще один из вариантов — коммунальные платежи, оплачиваемые арендодателю как часть арендной платы. Втаком случае они учитываются в расходах по налогу на прибыль на основании п.10 ст.264 НК.

Для того, чтобы четко понимать к прямым или косвенным расходам отнести коммунальные услуги в каждом конкретном случае, лучше всего прописать порядок отнесения в учетной политике.

Право на самостоятельное установление порядка дает п.4 ст.252.

Период отнесения коммунальных услуг к расходам определяется на основании первичного документа от поставщика: за какой период документ, в такой период и надо отнести расходы.

При ОСН важен именно период документа от поставщика, а не период оплаты.

10. Расходы на коммунальные услуги при УСН

В перечне расходов, которые могут уменьшить доходы организации на УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы» нет такой статьи, как «коммунальные расходы».

Весь перечень расходов перечислен в ст.346.16 НК, он закрытый. Это значит, что в нем нет такой статьи, как «другие или прочие расходы».

Поэтому, в организации, которая находится на УСН, расходы на коммунальные услуги можно учесть как в материальных расходах (пп.5 п.1 ст.346.16 НК), так и в арендных платежах (пп.4 п.1 ст.346.16 НК).

Свой выбор лучше всего определить в учетной политике, это позволит снять многие вопросы налоговой.

Кроме записей в учетной политике, для признания расходов нужны первичные документы:

  • от поставщиков коммунальных услуг в случае прямого договора с такими организациями
  • от арендодателя в случае аренды помещения
  • платежные документы, которые подтверждают оплату

Последние нужны для того, чтобы подтвердить период признания расходов. Это связано с тем, что согласно ст.346.17 НК, понесенные расходы при УСН признаются на дату оплаты.

Например, документы от поставщика или арендодателя были получены в марте, а оплачены в апреле. В расходы коммунальные услуги можно включить только в апреле.

Как и в случае с ОСН, нельзя забывать про экономическую обоснованность затрат. Ст.252 НК действует и для тех организаций, которые находятся на УСН.

В конце еще раз обратим внимание на те моменты, которые важны для правильного бухгалтерского и налогового учета коммунальных расходов:

  • с кем заключен договор на коммунальные услуги − с поставщиком или арендодателем?
  • включены ли коммунальные расходы в арендную плату или они возмещаются арендодателю отдельно? Есть ли агентский договор между арендодателем и арендатором?
  • факт использования коммунальных расходов подтверждается приборами учета, даже если потребитель не подписал акт выполненных работ, услуги будут считаться оказанными
  • система налогообложения, правила признания расходов при УСН и ОСН отличаются

В комментариях ждем ваших вопросов и историй из практики.

Подборка наиболее важных документов по запросу Начисление коммунальных платежей (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Начисление коммунальных платежей

«Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 03.08.2019)
1. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Начисление коммунальных платежей

Путеводитель по судебной практике. Доверительное управление имуществом
Поскольку находящиеся у ответчика помещения общежития подлежат возврату, суды апелляционной и кассационной инстанций, руководствуясь Законом Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также положениями Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713), возложили на общество «ПКФ «Уралкомп» обязанность предоставить администрации карточки регистрации граждан, поквартирные карточки, договоры социального найма, сводные ведомости начисления и платы за жилые помещения и коммунальные услуги по вышеназванному муниципальному жилищному фонду…»

Формы документов: Начисление коммунальных платежей

 Порядок расчет размера платы для потребителей в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованных теплоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за такую коммунальную услугу, в период до 01 июля 2016 года на территории Свердловской области регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила № 307)

Порядок расчет размера платы для потребителей в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за такую коммунальную услугу, с 01 сентября 2012 года регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

В соответствии с положением Правил № 307 и Правил № 354 в плату за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее – ГВС), произведенную исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования. Расходы на содержание и ремонт такого оборудования подлежат включению в плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Следует отметить, что в соответствии с положением п. 40 Правил № 354, потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) ГВС, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) ГВС, вносит общую плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 Правил № 354 и включающую как плату за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или в нежилом помещении, так и плату за коммунальные услуги отопления и(или) ГВС, предоставленную на общедомовые нужды. Следовательно, начисление платы за указанные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, не проводится отдельно от платы за услуги, потребленные в жилом (нежилом) помещении.

Представлять информацию об услуге по отоплению и (или) ГВС, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) ГВС, в платежном документе необходимо в соответствии с требованиями п. 69 Правил № 354 и с учетом Методических рекомендаций по заполнению примерной формы платежного документа, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 19.09.2011 № 454 «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению».

В силу действующего законодательства разъяснения по применению Правил № 354 и Правил № 307, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (127994, г. Москва, ул. Садовая-Самотечная, д. 10/23, стр. 1).

  1. Порядок начисления платы за услугу отопления.

 В соответствии с положением п. 18 Правил № 307 при производстве тепловой энергии для целей отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного отопления), размер платы за отопление рассчитываетсяисходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов натопливо, используемое для производства тепловой энергии.

Следовательно, размер платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению(при отсутствии централизованного отопления) в соответствии с положением п. 18 Правил № 307 определяется как произведение объема потребленного на отопление общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном дометоплива (Vтi) и тарифа на использованное топливо (Т).

Объем топлива, использованного при производстве коммунального ресурса (тепловой энергии) для целей отопления распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме (Vт *Si / Sоб).

Расчет размера платы за коммунальную услугу отопления, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой или в общежитии коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в общем порядке, предусмотренном п. 50, п. 51, п. 52 Правил № 354 по формуле 19 приложения № 2 к Правилам № 354.

Например.

Для производства тепловой энергии для услуги отопления многоквартирного дома в январе 2014 года:

— потреблено 14000,0 куб. метров газа (Vт);

— общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (Sоб) составляет 3800,0 кв. метров;

— общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) в многоквартирном доме (Si) составляет 50,0 кв. метров;

— тариф (цена) на v-й коммунальный ресурс (газ или иное топливо), использованный за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации: тариф на природный газ утвержден в размере 3,69 руб./куб. метр.

Следовательно:

Объем топлива (газа), использованного при производстве коммунального ресурса (тепловой энергии) для целей отопления i-го жилого помещения (квартиры) общей площадью 50,0 кв. метров в многоквартирном доме с общей площадью всех жилых и нежилых помещений 3800,0 кв. метров составит (Vтi):

Vтi =14000,0 куб. метров 50,0 кв. метров / 3800,0 кв. метров =

= 184,2105 куб. метров.

Размер платы собственника (пользователя) i-го жилого помещения (квартиры) общей площадью 50,0 кв. метров за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную в январе 2014 года, составил (Рio):

Рio = 184,2105 куб. метров 3,69 руб./куб. метр = 679,74 руб.

В платежном документе исполнитель коммунальных услуг в строке «Отопление» (графа «Виды услуг)» в соответствующих графах указывает:

— наименование топлива (например, газ), использованного при производстве коммунального ресурса (тепловой энергии) для целей отопления i-го жилого помещения (квартиры), нежилого помещения (общей площадью 50,0 кв. метров);

— объем топлива, использованного при производстве коммунального ресурса для целей отопления (газ — 184,2105 куб. метров);

— единицу измерения топлива (газ — куб. метров);

— тариф на топливо (газ — 3,69 руб./куб. метр);

— начислено за расчетный месяц, руб. (679,74 руб.).

  1. Порядок начисления платы за услугу горячего водоснабжения.

В соответствии с положением п. 54 Правил № 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугуосуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению(далее — использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа(цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.

Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулой 20 приложения № 2 к Правилам № 354 как сумма 2 составляющих:

— произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;

— стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенная на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.

Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил № 354 определяется по формуле 20:

,

где:

  — объем (количество) горячей воды, определенный за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме в соответствии с пунктами 42 и 43 Правил № 354;

— тариф на холодную воду, использованную в расчетном периоде при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— объем v-го коммунального ресурса (тепловая энергия, газ или иное топливо, электрическая энергия), использованный за расчетный период на подогрев холодной воды при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению;

— тариф (цена) на v-й коммунальный ресурс, использованный за расчетный период при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расчет размера платы за коммунальную услугу ГВС, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой или в общежитии коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в общем порядке, предусмотренном п. 50, п. 51, п. 52 Правил № 354 по формуле 21 приложения № 2 к Правилам № 354.

Например.

В многоквартирном доме исполнитель коммунальных услуг осуществляет производство горячей воды (с использованием поставляемой ресурсоснабжающей организацией тепловой энергии).

В сентябре 2014 года:

— использовано на подогрев холодной воды при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению 49,35 Гкал тепловой энергии (Vкрv);

  — объем (количество) горячей воды, определенный за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) помещении в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 42 Правил № 354, составил 5,0 куб. метров (Vгвi);

  — объем (количество) горячей воды, определенный (потребленный) за расчетный период во всех жилых помещениях (квартирах) и нежилых помещениях в многоквартирном доме в соответствии с пунктами 42 и 43 Правил № 354, составил 844,0 куб. метров (∑Vгвi);

— тариф на холодную воду (далее -ХВ), использованную в расчетном периоде при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по ГВС, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (Тхв) составил 20,27 руб./куб. метр;

— тариф на тепловую энергию (коммунальный ресурс), использованную за расчетный период при производстве коммунальной услуги по ГВС, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации составил 1486,94 руб./Гкал (Vкрv).

Следовательно:

Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил № 354 составляет:

Ргвi = 5,0 куб. метров20,27 руб./куб. метр +

+ ∑ (49,35 Гкал 5,0 куб. метров 1486,94 руб./Гкал / 844,0 куб. метров) =

= 101,35 руб. (за ХВ) + 434,72 руб. (за нагрев ХВ) =

= 536,07 руб. (за услугу ГВС).

В платежном документе исполнитель коммунальных услуг в строке «ГВС» (графа «Виды услуг»), согласно формуле 20 приложения № 2 к Правилам № 354 и п. 69 Правил № 354, выставляет двумя строками в соответствующих графах:

— наименование ресурса (первая составляющая) — ХВ для целей ГВС: указывается потребленный объем горячей воды, определенный по индивидуальным приборам учета или нормативу потребления (5,0 куб. метров); единица измерения ХВ (куб. метр), тариф на ХВ (20,27 руб./куб. метр); начислено за расчетный месяц, руб. (101,35 руб.);

— наименование ресурса (вторая составляющая) коммунальный ресурс, использованный для подогрева ХВ для целей ГВС (тепловая энергии, газ, электрическая энергия), отнесенный на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленной за расчетный период в таком помещении, единица измерения ресурса (0,29236 Гкал), тариф на ресурс (тариф на тепловую энергию 1486,94 руб./Гкал); начислено за расчетный месяц, руб. (434,72 руб.). 

  1. Порядок определения объемов коммунальных ресурсов, использованных при производстве услуг отопления и (или) ГВС («разделение ресурсов по услугам»).

Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется исходя из показаний прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии определяется по удельным расходам такого коммунального ресурса на производство единицы тепловой энергии на цели отопления или единицы горячей воды на цели горячего водоснабжения.

При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии на цели отопления или горячей воды на цели горячего водоснабжения рассчитывается по показаниям фиксирующих такие объемы приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению или горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета — как сумма показаний индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии или горячей воды, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, и объемов потребления тепловой энергии или горячей воды, определенных по нормативам потребления коммунальной услуги по отоплению или горячему водоснабжению теми потребителями, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета.

Указанный расчетный способ применяется при определении объема использованного при производстве коммунального ресурса как в случае, когда такой коммунальный ресурс используется исполнителем только при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, так и в случае, когда коммунальный ресурс того вида, который используется исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, также используется исполнителем для предоставления потребителям коммунальной услуги соответствующего вида.

Исполнитель коммунальных услуг должен определить удельный расход коммунального ресурса на производство единицы тепловой энергии на цели отопления или единицы горячей воды на цели ГВС, а также общий объем оказанных коммунальных услуг (произведение этих двух величин и даст искомый объем коммунального ресурса).

 Обращаем внимание, что в соответствии с требованиями подп. «е» п. 31 Правил № 354 при определении размера платы за услуги отопления и/или горячего водоснабжения и определении объемов использованных соответствующих коммунальных ресурсов за расчетный период, исполнитель коммунальных услуг обязан:

— при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета,

— предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета,

— обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.

Управление рекомендует порядок расчета удельного расхода коммунального ресурса и начисления платы в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (применительно к конкретному дому и оборудованию) оформить исполнителем коммунальных услуг документально и утвердить уполномоченным лицом исполнителя коммунальных услуг. Такой документ не должен противоречить действующим Правилам № 354 и Правилам № 307 и является обязательным для применения при начислении платы утвердившим его исполнителем коммунальных услуг.

Последнее постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года за номером 354 регламентирует введение в расчет за коммунальные услуги дополнительного пункта: «Общедомовые нужды».

Необходимость предоставления такой прерогативы управляющим кампаниям была связана с появлением долга в многоквартирных домах.

Правила начисления показателей за ЖКХ

Собственники жилья в многоквартирных домах обязаны вносить своевременные платежи за коммунальные услуги:

  • Для жилых помещений, согласно учету ресурсов жилищно-коммунального хозяйства;
  • Нежилых домов;
  • Коллективные расходы на общедомовые цели. Они начисляются исходя из метража и количества проживающих в доме.

Обязанности собственников перечислены в пункте 40 постановления. Итоговая сумма не зависит от вида и формы организации управляющей кампании.

Общедомовые нужды привязаны к размеру занимаемого помещения. Расчет платежей в каждом доме будет разным. Всё зависит от тарифов, утвержденных на периодическом собрании потребителей коммунальной услуги.

При определении размеров выплат УК руководствуется пунктом 44 постановления. Он определяет, что оплату должны производить все потребители как жилых, так и нежилых помещений. Формулы, определяющие расчет, приводятся в приложении 2 постановления.

Пункт 69 определяет объемы услуги и соответствующие им платежи.

Указываются следующие составляющие, включаемые в расчет за конкретный период:

  • Общедомовые расходы коммунальных ресурсов;
  • Показатели общего счетчика;
  • Подведена сумма итогов вычисления;
  • Рассчитывается объем каждой услуги в отдельности;
  • Дополнительно указывается объем ресурсов для осуществления отопления при отсутствии такового.

Что включают общедомовые нужды?

Платежи за квартиру включают все потребляемые коммунальные ресурсы.

В довесок потребитель обязан платить за следующие траты управляющей кампании:

  • Вода — в квитке ставятся две графы, учитывающие отдельно собственные затраты и объемы на мытье полов, полив растений в летнее время, технологические нужды на сантехнические работы;
  • Счетчик отопления часто включается в расчет на коммунальные услуги, но этот пункт вызывает спорные ситуации. Потребители обязаны платить за отапливаемый чердак или подвал, но что делать, когда там размещены магазины или сторонние организации? Этим вопросом теперь занимаются юристы, а нововведения дают шанс управляющим компаниям списывать чужие расходы на жильцов;
  • Свет — самая излюбленная графа квитанции на коммунальные услуги. Часто там образуются неправдоподобные показатели, не имеющие с реальными расходами ничего общего. Расчет общедомовых нужд заведомо завышен, но его объемы жильцы могут ограничить на общем собрании потребителей.

Квитанции потребителя содержат суммы на капитальный ремонт жилья. Они рассчитываются по общей квадратуре собственника помещения.

Вынужденная мера значительно повысила плату за коммунальные услуги.

Как действовать при ошибке управляющей кампании?

Управляющие кампании стараются найти все способы завысить итоговый результат по ОДН. Механизмов для этого достаточно много.

Так, можно увеличить квадраты проходов, лестничных клеток, придомовой территории. Освещение требуется учитывать, весь расчет задуман на том факторе, что проверять показатели никто не будет.

Потребляемую общую воду проконтролировать намного сложнее, а тепло и вовсе невозможно по инициативе потребителей. Чтобы найти доказательства лживых сведений от управляющей кампании придется привлечь опытных специалистов.

Потребитель вправе запросить от управляющей кампании устроить перерасчет услуги, в правильности которой он сомневается. Ответ должен быть предоставлен в виде официального документа.

Затребовать можно следующие сведения:

  • Пересмотр начисленных показателей за текущие услуги. Можно потребовать новый расчет, если будет обнаружена ошибка;
  • Информация по размеру задолженностей;
  • Сумма переплат;
  • Текущие неустойки, количество штрафов, пени.

Если остаются сомнения по поводу правильности составленной платежки, не рекомендуется вносить деньги за услуги коммуналки. Лучше прибегнуть к судебным разбирательствам в поисках правды.

В органы правосудия потребуется предоставить свидетельства проведенной проверки либо отказную бумагу с подписью руководителя УК и заверенной печатью.

Для проверки деятельности управляющих кампаний нужно привлекать государственный орган по надзору за работой организаций ЖКХ. Жилищная инспекция занимается рассмотрением жалоб от собственников многоквартирных домов в установленные законом сроки.

Работники ведомства отмечают, что количество жалоб постоянно растет. Постановление правительства нуждается в доработке, чтобы исключить неправомерные действия.

На управляющие компании будет наложен огромный штраф при неправильно начисленных показателях ОДН и заполнение графы на капитальный ремонт. Однако, из практических разбирательств следует, что для УК не существует преград в поисках очередной лазейки для повышения своих доходов за счет потребителей.

Принципы определения показателей за домовые ресурсы

Расчет за коммунальные услуги проводится в строгом соответствии с постановлением федерального правительства. Тарифы на воду, тепло, электроэнергию корректируют региональные власти на основании районных коэффициентов. В квитанцию заносятся цифры ежемесячно.

Квартирная плата строится из суммы платежей на следующие расходы:

  • Итог по показателям счетчиков на воду, газ, свет, тепло, водоотведение, вывоз мусора;
  • Траты на обслуживание общедомовых систем, снабжающих ресурсами потребителей. Сюда входят услуги электриков, сантехников и уборщиц;
  • Включаются расходы на информационное обеспечение: сбор сведений, предоставление квитанций на бумажных носителях, ежемесячная обработка данных;
  • Аварийные ситуации оплачиваются согласно договору при форме управления ТСЖ.

С подсчетом сумм по объему ресурсов разобраться просто — показания счетчиков перемножаются с нормативными цифрами. Проблемы начинаются при отсутствии таковых более чем у половины жильцов. Тогда помочь может полное понимание тарифных расчетов коммунальных услуг.

Объемы потребляемых ресурсов можно определять:

  • По нормативам, при отсутствии счетчиков на одного проживающего жителя;
  • Корректировка показаний по общедомовому счетчику;
  • Введение ОДН для потребителей домов с коллективным и индивидуальным счетчиками.

На каждый случай установленного типа оборудования в доме, правительством предусмотрена своя формула расчета (в постановлении 354 приложения 2).

ОДН распределяется на каждого жителя при отсутствии индивидуальных приборов учета. Нежилые помещения оплачиваются по иным нормативам и пунктам закона.

Оплата отопления осуществляется по показателю, умноженному на общую занимаемую площадь. Если же ориентируются по приборам учета, то берется установленный норматив. Расчет итогового результата зависит от всех вышеперечисленных факторов.

Однако, УК умудряются использовать свои нововведения, которые может устранить только постоянный контроль над своими расходами.

Последние изменения в законодательстве предусматривают оплату жилья вне зависимости от количества прописанных жильцов. Нормативы базируются на показателях установленных счетчиков. Общедомовыми приборами обязали заниматься снабжающие организации.

Коммунальные услуги представлены деятельностью, благодаря которой гражданам создаются комфортные условия проживания. Перечень предоставляемых коммунальных услуг обязательно отображается в договоре между жильцами и ЖКХ, управляющей компанией, ТСЖ или прочим ответственным органом. Однако не у каждого человека имеется такой экземпляр дома, поэтому многие задаются вполне логичным вопросом, что же входит в обязанности управдома и за что именно нужно вносить оплату.

С течением последних лет в российское законодательство были внесены некоторые изменения относительно сферы коммунальных хозяйств. Согласно с правительственными постановлениями, поставщиками коммунальных услуг может быть либо юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель. Это лицо несёт ответственность за приобретение необходимых ресурсов, проведение оговоренных работ, исправность всех систем коммуникаций.

По последним изменениям право на пользование коммунальными услугами имеет:

  • Собственник квартиры или прочего жилого помещения со своей семьёй;
  • Граждане, которые получили жилплощадь от кооператива;
  • Наниматели жилья в многоквартирном доме;
  • Арендаторы помещений многоквартирного дома.

Основные пункты

Прежде всего, следует отметить, что входит в перечень предоставляемых коммунальных услуг:

Наименование коммуникации
Пояснение
Холодное водоснабжение Круглосуточная подача центральной или внутридомовой сетью в надлежащем для бытовых нужд количестве и качестве. Если система водоснабжения отсутствует, должна быть подача воды к уличной колонке.
Горячее водоснабжение Круглосуточная подача по центральной сети водоснабжения.
Канализационный водоотвод Отвод бытовых стоков по внутридомовой и центральной канализационной системе. Такими системами оборудуется большая часть имеющихся помещений многоквартирного дома.
Электроснабжение Бесперебойная круглосуточная подача электроэнергии в достаточных объёмах
Газоснабжение Круглосуточная подача по сети газоснабжения. Допустима реализация подачи с помощью газовых баллонов.
Отопление Подача теплоэнергии по централизованным сетям, а также системам теплоснабжения с поддержкой надлежащего температурного режима в отопительный сезон.

Разумеется, к коммунальным услугам не может относиться пункт, который к конкретному дому фактически не относится. Например, если отсутствует система канализации или горячее водоснабжение, они не должны входить в оплату и, соответственно, отсутствуют в договоре с управляющей компанией.

Обязательства управляющих компаний и ЖКХ

Общие домовые нужды, которые удовлетворяют управляющие компании, ЖКХ и прочие соответствующие структуры, также относятся к статье расходов за коммунальные услуги. Каждый проживающий должен знать, за что именно он платит и получает ли он то, за что платит. В коммунальные услуги общего назначения входит:

  • Оптимальное поддержание температуры и освещение помещений общего пользования;
  • Уборка придомовой территории, вывоз мусора, поддержание санитарных норм;
  • Слежение за нормами пожарной безопасности;
  • Озеленение и благоустройство придомового участка;
  • Проведение текущих и капитальных ремонтов помещений общего пользования, в том числе крыши;
  • Подготовительные сезонные работы;
  • Расходы содержания общей собственности;
  • Проведение мероприятий осмотра помещений общего пользования.

Дополнительно могут быть и другие пункты, которые вносятся в договор индивидуально. При необходимости узнать, какие именно это дополнительные коммунальные услуги и что в них входит ещё, можно обратившись в управляющую компанию или ЖКХ. Зачастую такая потребность возникает у слишком бдительных граждан или в случаях недобросовестного исполнения управляющими органами своих обязанностей.

Действующие нормативы

Изменения, которые затронули правила предоставления коммунальных услуг, включают в себя не только разнесение обязанностей по пунктам, но и порядок расчета и оплаты по квитанциям. Не считая отопления, оплата поделена на общую домовую и индивидуальную для каждого владельца квартиры. Квитанции приходят тоже раздельные.

Новшества затронули и нормативные коэффициенты. Сделано это было с целью подтолкнуть граждан к установке индивидуальных счётчиков в квартирах. Принцип оказался весьма прост: для тех, у кого есть техническая возможность установить учётный прибор, но не сделал этого, ввели повышенный норматив для всех видов коммунальных услуг. Далее для этой же категории населения тариф каждые полгода повышался на десять процентов до граничной отметки в шестьдесят процентов. Иными словами, дальнейший отказ от установки счётчиков чреват переплатой в шестьдесят процентов уже через два года после такого нововведения, которое утвердили ещё в 2013-м году.

В качестве преимущества такого изменения выступает разве что тот факт, что данная процентная переплата направлена на энергосбережение и повышение эффективности существующих систем.

Ненадлежащее выполнение условий договора

Если управляющая компания по-прежнему требует оплату в полном объёме с жильцов, учитывая все соответствующие повышения тарифов, но при этом выполняет свои обязательства недобросовестно или вовсе не выполняет, то законом предусмотрены определенные действия. Например, если мусор вывозится несвоевременно, не проводится уборка придомовой территории, в подъезде нет ламп и разбиты окна, то это и прочие нарушения должны быть зафиксированы соответствующим актом. Составить его может любой жилец данного дома вместе с двумя соседями и председателем товарищества собственников жилья.

Стоит учитывать, что периодом отсчета предоставления некачественных коммунальных услуг будет служить дата, когда акт был подписан. В случае выявленных нарушений и массовых недовольств жильцов, необходимо подготовить коллективную жалобу с конкретными претензиями. Жалоба обязательно содержит в себе фамилии, имена, отчества, адреса проживания и подписи каждого жильца, принимающего участие. Подаётся такой документ управляющей компании или ЖКХ. В жалобе следует четко указать дату, до которой жильцы требуют устранить недостатки. Ее копию необходимо сохранить у себя.

Далее аналогичное письмо направляется в Управление ЖКХ населённого пункта с просьбой о принятии соответствующих мер и привлечении нарушителей к ответственности. Делается это в том случае, если первая жалоба не возымела действия. Далее, если и второй вариант не подействовал, следует обратиться в суд.

bupum.ru
Особенности начисления коммунальных платежей
Особенности начисления коммунальных платежей

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: