Описание регистрации по месту жительства

Регистрация по месту жительства – это определение, заменившее собой понятие прописка, широко используемое в советское время и в 90-ые года. Сейчас есть 2 вида регистрации – по месту жительства (постоянная прописка) и по месту пребывания (временная прописка). Постоянная прописка подразумевает, что человек живет постоянно по одному адресу.

Регистрацию по месту жительства для граждан РФ чаще всего проходят собственники жилых помещений, прописывать на своей жилой площади посторонних лиц опасно, это влечет увеличение квартплаты и множество иных проблем с правами собственности. Регистрацией занимается Федеральная миграционная служба, нарушение правил регистрации приводит к административной ответственности.

Статья преследует целью описание правил регистрации по месту жительства граждан РФ, документов для подачи в органы регистрационного учета, порядок снятия с регистрации и тонкости законодательства в области постоянной прописки.

Документы для постоянной регистрации

Оформление прописки в регистрационных органах требует наличия следующих документов:

  1. Удостоверение личности заявителя, в качестве которого выступает паспорт гражданина РФ или свидетельство о рождении для лиц младше 14 лет. Может использоваться и паспорт гражданина СССР по образцу 1974 года, но в практике по понятным причинам используется крайне редко. Использование недействительного паспорта для постоянной регистрации невозможно, пока он не будет заменен.
  2. Заявление формы № 6 о регистрации по месту жительства (ссылка на скачивание в конце статьи). Если заявитель не является собственником жилья, то в графе подпись лица, предоставившего жилое помещение отображается согласие собственника или нанимателя жилья на вселение.
  3. Документ-основание для вселения и проживания в жилом помещении. Если прописываемый человек – не собственник жилья, таким основанием служит письменное заявление собственника о согласии на проживание в его квартире заявителя. Когда собственников несколько, требуется согласие каждого из них. Заявление пишется в свободной форме.

Какой паспорт признается недействительным?

  • Гражданин достиг возраста смены паспорта (20 и 45 лет);
  • Ошибочные записи о месте или дате рождения, иные ошибки;
  • Непригодность из-за плохого физического состояния паспорта;
  • Изменение имени, фамилии, отчества без отображения новых данных в паспорте.

Регистрация по месту жительства невозможна по загранпаспорту гражданина РФ и по временному удостоверению личности гражданина РФ формы 2П.

При регистрации по месту жительства в паспортном отделе ФМС должностные лица потребуют личное присутствие собственника (собственников). С собой им следует взять удостоверение личности (паспорт гражданина РФ) и документ на право пользования жилым помещением (свидетельство о регистрации прав собственности).

Основанием для вселения может служить договор, составленный у нотариуса и заверенный им, или решение суда о праве пользования жилым помещением.

Для собственников жилья основанием для регистрации служит документ о праве собственности на жилье (постановление суда, договор или свидетельство о праве собственности).

Для многих документов-оснований вселения в жилое помещение, если они прошли государственную регистрацию, действует право заявителя отказаться от их предоставления в орган регистрации (п. 30 Административного регламента). Сотрудники паспортного стола должны будут сами запросить сведения о них в течение 8 рабочих дней с момента подачи заявления

Если заявитель недавно снялся с регистрационного учета по другому адресу, он может предоставить листок убытия формы № 7. Заявления и копии документов, дающих право на вселение, могут быть отправлены в электронном виде через Единый портал госуслуг.

Куда обратиться для получения регистрации?

Регистрацию граждан по месту жительства проводят отделения Федеральной миграционной службы. С 5 апреля 2016 года функции ФМС переданы Министерству внутренних дел РФ. Полная передача прав закончится к 1 июня 2016 года. Административный регламент и приказ ФМС № 288 от 11.09.2012 года устанавливают обязанности лиц, принимающих документы на регистрацию. Среди них:

  • Первичный прием документов;
  • Подготовка документов для регистрации и передача в другие службы;
  • Снятие с учета по месту жительства или пребывания.

Функции регистрации предоставлены должностным лицам на местах:

  • Жилищные кооперативы;
  • Коммерческие организации и предприятия, владеющие жилым фондом;
  • Организации муниципальных и государственных жилищных фондов;
  • Иные организации, имеющие права управления хозяйственным и жилым фондом.

Собственники жилых помещений регистрирует себя или других людей в отделениях службы миграции (паспортных столах) по месту расположению жилого помещения.

При соблюдении правил по регистрации по месту жительства на всю процедуру уходит не более недели и осуществляется она бесплатно. Регламентом установлены сроки ожидания в очереди при различных процедурах:

  • Подача документов на первом этапе – 30 минут;
  • Подача документов по предварительной записи – 15 минут;
  • Подача дополнительных документов, запрос на информацию, получение документов – 10 минут;
  • Очередь на консультацию к должностному лицу – 30 минут.

Снятие с регистрационного учета

Основания для снятия с постоянной регистрации:

  • Собственник принудительно выселяет с жилой площади;
  • Квартира арестована за невыплаченные кредиты и другие долги;
  • Продажа жилья и покупка нового;
  • Выселение из квартиры по постановлению суда;
  • Переезд в другое жилое помещение.

Снятие с регистрации по собственному желанию предполагает поход в паспортный стол или отдел миграционной службы для написания заявления о снятии. К заявлению прикладывают паспорт и копии документов о праве проживания в жилом помещении (свидетельство на право собственности, договоры на аренду и пр.).

Графу причина снятия с учета в заявлении заполнять не обязательно. Сотрудник паспортного стола обязан принять заявление, даже если поле останется пустое.

Принудительное выселение предполагает прикладывание к стандартным документам основания для выселения (акт ареста, договоры продажи и пр.). Потребуется и письменное согласие на выселение иных собственников квартиры.

Ограничения на оформление постоянной регистрации

Государственные органы не имеют право отказать в регистрации по месту жительства гражданам РФ ни под каким предлогом (п. 35 Административного регламента). Тем не менее, право граждан на свободное перемещение и выбор места пребывания и жительства в пределах России ограничивается:

  • В зонах, граничащих с другими государствами;
  • В зонах экологических бедствий;
  • На закрытых административных территориях;
  • В закрытых военных городках;
  • В регионах распространения опасных инфекций и болезней;
  • В районах с военным или чрезвычайным положением.

Этот список на ограничение права постоянной регистрации полный и подлежит изменению и дополнению только на основании Федеральных законов. Он не подлежит вольной трактовке, любой иной повод в отказе от регистрации является незаконным и подлежит обжалованию в суде.

Скачайте бланк заявления о регистрации по месту жительства и снятии с регистрационного учета:

Опыт работы — с 2001 года. С 2005 является почетным членом Московской городской коллегии адвокатов. Эксперт в области миграционного права.

Если вам понравилась эта статья поделитесь ей в соц. сетях:

+7 (499) 653-56-97 — Москва

+7 (812) 407-22-74 — СПб

Работаем без выходных

«Гражданство в РФ»

Действующее российское законодательство, регулирующее миграционные процессы, предусматривает то, что граждане как РФ, так иностранных государств должны иметь на территории страны регистрацию по месту пребывания.

Это говорит о том, что лицо, проживающее на территории РФ на законных основаниях, должно в обязательном порядке оформить регистрацию. Виды регистрации по месту жительства могут быть двух видов: временная и постоянная.

Для ознакомления с данными видами необходимо учитывать разницу, принцип классификации, а также осуществить сравнение с пропиской и учесть вариант с пребыванием. Каждый вариант строго регулируется федеральными нормами и законодательными актами.

В чём разница

Осуществление регистрационного процесса проводится в местном отделении ФМС. Для этого определенная группа граждан должна обратиться в орган с соответствующим заявлением. Регистрация после получения вида на проживание должна быть осуществлена в течение 7 рабочих дней с даты выдачи соответствующего специального разрешения.

Стоит отметить, что несоблюдение указанных сроков может повлечь за собой наказание административного характера. В некоторых случаях, если лицо имеет иностранное гражданство, оно может быть депортировано с территории страны.

Что касается регистрация брака с видом на жительство, то оно подразумевает регистрацию по месту фактического проживания супруга. Процедура в данном случае осуществляется в отделении ФМС конкретного района. Для осуществления такой регистрации предварительно необходимо сняться с учета с прошлого места.

Постоянная регистрация граждан иностранных государств должна осуществляться уполномоченными представителями ФМС сразу в день подачи лицом соответствующего заявления. В данном случае размер государственной пошлины составляет 350 рублей.

Временная регистрация по виду на жительство идеально подходит для тех граждан, которые:

  • прибыли на территорию РФ для временного пребывания на территории оздоровительных комплексов с целью лечения;
  • прибыли в регион для осуществления сезонных работ вахтовым методом;
  • отбывают административное наказание.

Действующее миграционное законодательство исключает проживание без регистрации, а это обуславливается тем, что лицо без регистрации не сможет пройти миграционный учет, воспользоваться услугами системы здравоохранения или устроиться на работу на законных основаниях

Существующие виды регистрации по месту жительства

Временная и постоянная регистрация по факту отличается от прописки только своей терминологией. Прописка, в рамках действующего законодательства, довольно устаревший термин и чаще всего используется именно понятие «регистрация».

Закон о прописке ребенка дает исчерпывающие ответы на все вопросы, связанные с регистрацией ребенка по месту жительства.

Особенности временной регистрации без права проживания рассмотрены в статье по этой ссылке.

Постоянная регистрация предусматривает проживанию по определенному адресу. Соответствующая пометка о данном факте проставляется на гражданском паспорте.

Получение постоянной прописки дают гражданину определенные преимущества:

  • возможность быть претендентом на участие в процессе приватизации на муниципальное жилье;
  • возможность на выражение собственной позиции по наличию прописки в квартире других лиц;
  • возможность прописки родственников и знакомых по собственному адресу.

Что касается временной регистрации, то она представляет собой приобретение специального листа с определением начальной даты въезда и срока окончания. Данный тип регистрации предоставляет исключительно право на проживание.

Стоит также отметить, что при подаче заявления о временной регистрации по месту пребывания и при предоставлении полного пакета документации, заявителю не может поступить отказ.

Принцип классификации

Постоянная и временная

Разница в видах регистрации может принять на процесс принятия решения при оформлении факта проживания гражданина. Для понимания того, чем постоянная регистрация отличается от временной необходимо обратиться к действующему федеральному законодательству, регулирующему данный аспект.

Граждане России и резиденты иностранных государств могут осуществить оформление временной регистрации в следующих случаях:

  • в перерыве между продажей жилой площади и покупки новой;
  • в процессе командировки, когда невозможно осуществлять свою трудовую деятельность без регистрации;
  • в процессе санаторно-курортного лечения;
  • в процессе временного переезда по иным причинам.

Стоит отметить, что на временную прописку могут рассчитывать туристы, студенты, трудоустроенные граждане в рамках командировки и так далее.

Что касается постоянной регистрации, то она подразумевает наличие соответствующего штампа в паспорте.

Постоянный вид наделяет гражданина следующими правами:

  • на использование жилого помещения по назначению;
  • на защиту прав при передачи жилой площади в собственность третьего лица;
  • на прописку несовершеннолетних детей и прочих членов семьи.

Регистрация по месту пребывания не имеет установленного и строго регламентированного срока действия

Сравнение с пропиской

Гражданин обязан осуществить процедуру регистрации по месту жительства в течение 7 рабочих дней после фактического прибытия на новое место проживания. Для прописки на муниципальной жилой площади требуется получить согласие всех прописанных в помещении лиц.

Прописка осуществляется на основе рассмотрения соответствующего заявления собственником помещения. В качестве такого собственника может выступать, например, город.

Для регистрации по месту жительства необходимо согласие всех собственников. В данном случае согласие прописанных лиц не требуется. После оформления такого типа регистрации гражданину в паспорт проставляется специальный штамп.

Вариант с пребыванием

Виды регистрации по месту жительства включают в себя вариант с пребыванием. Регистрация по месту пребывания осуществляется без предварительного снятия с учета по месту фактического проживания.

Для оформления данного типа в регистрирующие органы необходимо предоставить следующую документацию:

  • гражданский паспорт заявителя;
  • само заявление;
  • документ, который может послужить основанием для проживания лица в помещении или специальный договор найма.

Стоит отметить, что в некоторых случаях может потребоваться специальный лист убытия.

Лица могут уведомить регистрирующий орган о пребывание и его сроке с помощью почтового отправления или в электронной форме. Регистрация лиц по месту пребывания, которое не является местом их фактического проживания осуществляется на тот срок, который устанавливается взаимным соглашением сторон.

Оформление пенсии без прописки может быть усложнено ввиду некоторых ограничений, поэтому перед процессом оформления следует позаботиться заранее.

Об основаниях отказа в регистрации по месту жительства можно узнать из этой статьи.

Читайте также тут о расчете минимального срока временной регистрации.

Учет граждан по адресу проживания

Место жительства — это место регистрации или проживания: в чем разница

Штрафы за проживание и пребывание в жилье без регистрации

Справка по форме 8: образец

Учет граждан по адресу проживания

 

Регистрацией по месту жительства и месту пребывания в соответствии со ст. 2 закона о свободе передвижения признается фиксация госорганом данных о месте соответственно регулярного или временного проживания граждан.

Ст. 2 закона о свободе передвижения содержит исчерпывающие понятия места жительства и места пребывания:

  1. Местом пребывания признаются гостиничные комплексы, пансионаты и т. п., а также тюрьмы, исправительные колонии либо любое другое место, не являющееся жильем и предназначенное для временного нахождения там граждан.
  2. Местом жительства считается помещение, пригодное для жилья, где граждане проживают большую часть времени. 

Ранее регистрация осуществлялась ФМС при участии МВД. Однако ФМС была упразднена Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 156, а ее функции в области регучета передали МВД России .

Кроме того, в соответствии с правилами регистрации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, принять документацию на регистрацию могут:

  • должностные лица жилищных инспекций;
  • собственники жилья, представители товариществ собственников жилья;
  • представители жилищно-строительных и жилищных кооперативов;
  • должностные лица МФЦ. 

Регистрация граждан РФ производится на основании Административного регламента, утв. приказом МВД РФ от 31.12.2017 № 984 (далее – Административный регламент).

Место жительства — это место регистрации или проживания: в чем разница 

Как уже было отмечено, определения места жительства и пребывания предлагаются в законе о свободе передвижения. Регучет же возможен, а в ряде случаев и обязателен, как по месту жительства, так и по месту пребывания (ст. 3 закона о свободе передвижения возлагает на граждан обязанность по регистрации по месту жительства и месту пребывания).

Соответственно, каждый из адресов — пребывания или жительства — может стать местом регистрации. Вместе с тем граждане могут проживать и в ином месте, нежели место их регистрации, например в квартире близких родственников. Формально это нарушение, однако административная ответственность за него согласно примечанию к ст. 19.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не наступает. Сама же регистрация является фиксацией данных о месте проживания.

Соответственно, говорить о разнице места жительства и места регистрации не совсем корректно: они соотносятся не как одноплановые понятия, а как форма (проживание в помещении) и содержание (фиксация этого факта в регучете). 

Штрафы за проживание и пребывание в жилье без регистрации 

Неисполнение обязанности по регистрации является административным правонарушением. Так, в соответствии со ст. 19.15.1 КоАП РФ проживание по адресу при отсутствии регистрации наказывается штрафом в размере:

  • 2 000–3 000 руб. на самих проживающих граждан;
  • 2 000–5 000 руб. на собственников соответствующих жилых помещений и их нанимателей;
  • 250 000–750 000 руб. на юридических лиц. 

Если же подобное нарушение совершается в пределах Москвы или Санкт-Петербурга, то размеры штрафа еще больше.

Помимо административной ответственности, за фиктивную регистрацию граждан и иностранцев ст. 322.2 Уголовного кодекса РФ предусмотрены денежный штраф, исправительные работы, а также лишение свободы. 

Справка по форме 8: образец

 

Регистрацию по месту жительства и месту пребывания в соответствии с п. 26.1 Административного регламента удостоверяют отметкой в паспорте. Вместе с тем регистрации подлежат все граждане вне зависимости от их возраста. Справка по форме 8 (точнее, свидетельство) согласно п. 26.1 Административного регламента выдается при осуществлении регистрации лиц, которым еще не исполнилось 14 лет, так как паспорт им еще не выдан.

Форма 8 утверждена в качестве приложения 2 к Административному регламенту.

В соответствии с положениями Административного регламента лица могут получить свидетельство по рассматриваемой форме 8 при личном посещении уполномоченного органа (п. 50), путем подачи документов в электронной форме (п. 52.5). Порядок обращения за получением данного свидетельства через почту не предусматривается.

Скачать образец формы 8 можно здесь: Свидетельство о регистрации по месту жительства согласно форме 8. 

*** 

Таким образом, путем регистрации по месту жительства и месту пребывания фиксируется юридический факт постоянного или временного выбора гражданином места для жизни. Регистрация граждан по месту жительства и месту пребывания во многих случаях является их обязанностью, а за ее игнорирование предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с Конституцией РФ каждый российский гражданин обладает правом свободы передвижения по территории России (ст. 1 ФЗ №5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ»). Но при этом, все эти передвижения отслеживаются посредством регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в соответствии с нормами российского миграционного законодательства. В отличие от прописки по месту жительства регистрация несет собой важное значение не только для реализации прав и исполнения обязанностей гражданина, но и для ведения государственной статистики касаемо положения на рынке труда, прогнозирования роста и убыли населения в конкретном регионе и другое. В соответствии со статьей 3 ФЗ № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», информирование о месте нахождения является для каждого российского гражданина обязательной нормой, требующей исполнения.

Нарушение сроков или отсутствие регистрации влечет за собой штрафные санкции (ст. 19.15 КоАП РФ), но при этом, гражданин, не имеющий прописки, не может быть лишен прав, гарантированных законами страны.

Виды регистрационного учета граждан

Регистрация граждан бывает двух видов: постоянная по месту жительства и временная по месту пребывания. Их главными отличиями являются временной промежуток и непосредственно место временного или постоянного проживания. Постоянная регистрация граждан предполагает регистрацию гражданина в определенном жилом помещении, которое и будет являться его официальным местом жительства (ст. 20 ГК РФ). В свою очередь, временная прописка является необходимым действием для возможности реализовать свои законные права, к примеру, получить патент для мигрантов, если фактический адрес не совпадает с официальным, указанным в паспорте.

Временная регистрация в РФ необходима в случае пребывания гражданина в определенном регионе свыше 90 дней.

В соответствии с Жилищным кодексом РФ постоянная и временная прописка допускается во всех видах жилых помещений, в частности, квартира, комната, жилой дом, часть дома или квартиры. Кроме того, временная регистрация в РФ допускается в местах временного пребывания, в частности, в гостиницах, санаториях, апартаментах, лечебных учреждениях. Как временная, так и постоянная регистрация граждан может быть осуществлена на жилой площади собственника с согласия последнего, на основании договора аренды. Арендаторы, временно проживающие в жилом помещении, не имеют права претендовать на обретение права собственности на какую-либо часть квартиры. Временная или постоянная регистрация граждан, а также членов их семей, допускается в муниципальном жилье на основании договора социального найма, при этом не требуется чьего-либо согласия. В приватизированной квартире имеют право на прописку все собственники жилого помещения, а также члены семьи, не участвующие в приватизации. Каждый владелец вправе прописаться сам и обеспечить место регистрации своего ребенка, не достигшего 18-ти летнего возраста. Кроме жилых помещений, постоянная или временная регистрация в РФ допускается в домах, расположенных в дачных обществах. Однако, при этом должны быть соблюдены некоторые условия:

  • дом должен быть официально признан жилым;
  • земельный участок должен располагаться в населенном пункте;
  • данный объект недвижимости должен являться частной собственностью;
  • если дача является единственным местом для проживания гражданина.

Регистрация по месту жительства ребенка меньше 18 лет и не имеющего паспорта допускается только вместе с одним из родителей (или обоими), никакого дополнительного согласия не требуется. Место регистрации ребенка выбирается по соглашению сторон или определяется судом. Для того, чтобы выписать несовершеннолетнего ребенка необходимо будет получить соответствующее разрешение в органах опеки и попечительства. В случае, если регистрация гражданина происходит в квартиру, принадлежащую третьему лицу на правах собственности, от владельца жилой недвижимости требуется предоставление письменного согласия, а в некоторых случаях и личное присутствие. Постоянная регистрация граждан по месту жительства или временного пребывания на территории РФ оформляется штампом в паспорте или отдельным документом с печатью ФМС России (органа государственной власти, отвечающего за регистрационный учет российских и иностранных граждан на территории РФ). Документы на прописку вместе с заявлением подаются:

  • в паспортный стол по месту проживания;
  • в территориальный орган ФМС;
  • в многофункциональный центр (МФЦ);
  • на официальном портале Госуслуг (зарегистрироваться на сайте, подать заявление и копии документов в электронном виде, далее явиться лично в ФМС для получения регистрации).

Документы для постоянной регистрации граждан по месту проживания

Необходимый пакет документов для оформления постоянной регистрации включает в себя:

  • заявление;
  • паспорт, действительный в период подачи документов на прописку;
  • листок убытия (необходим, если гражданин выписался с прежнего места жительства);
  • документ, подтверждающий право на владение жилым помещением (свидетельство о собственности, договор социального найма и т.д.);
  • согласие собственника (всех собственников), в письменном виде при личном присутствии.

Документы, необходимые для временной прописки по месту пребывания:

  • заявление (от имени ребенка, не достигшего 14-тилетия, заявление подписывается и подается законным представителем);
  • документ, удостоверяющий личность заявителя (действующий паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении, заграничный паспорт для проживающих за пределами РФ);
  • документ – основание для вселения в квартиру (договор аренды, заявление от имени лица, предоставляющее жилье, свидетельство о регистрации права собственности).

Заявление для получения постоянной или временной регистрации оформляется по стандартной форме №6, заполняется собственноручно заявителем, все поданные сведения должны быть заверены личной подписью.

Образец заявления регистрации по месту жительства

Регистрация по месту жительства или месту пребывания является государственной услугой и оформляется бесплатно.

Какие предусмотрены сроки для временной прописки?

Миграционное законодательство РФ устанавливает определенные сроки для исполнения гражданами обязанности по постановке на регистрационный учет:

  • для оформления постоянной регистрации – 7 дней с момента выписки с прежнего места жительства;
  • для оформления временной прописки – 90 дней с момента пребывания в определенном населенном пункте.

В случае, если гражданин заселяется в санаторий, гостиницу, пансионат и другие подобные учреждения, ответственность за его временную регистрацию по месту пребывания возлагается непосредственно на администрацию организации. Граждане иностранных государств обязаны пройти регистрационный учет в срок не более 7 дней с момента получения на руки гражданства РФ или вида на жительство.

Срок действия временной прописки составляет не более 5 лет.

Ответственность граждан за отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания

Согласно российскому законодательству отсутствие постоянной регистрации у граждан, длительно проживающих по определенному месту жительства, влечет за собой административную ответственность в отношении, как нарушителя миграционного законодательства, так и собственника жилого помещения, где проживает гражданин без прописки. Штраф без регистрации по месту жительства определяется п. 1 и 2 ст. 19.15.1. КоАП РФ и устанавливается в каждом отдельном случае индивидуально, например:

  •  от 3 до 5 тысяч рублей – в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь);
  • от 2 до 3 тысяч рублей — в других городах и регионах России.

Граждане, проживающие на территории чужого города без регистрации более 90 дней, могут быть оштрафованы на сумму от 2 до 5 тысяч рублей. Собственники жилых помещений, в которых проживают граждане с нарушением миграционного законодательства, также штрафуются на сумму от 3 до 5 тысяч рублей, нарушение закона в Москве и Санкт-Петербурге влечет за собой штраф для собственников квартир от 5 до 7 тысяч рублей. Большие штрафы без регистрации по месту жительства ожидают юридические лица, на чьей территории проживают граждане без прописки соответствующего вида. Так, штрафная сумма для регионов России составляет от 50 000 до 757 000 рублей, факт нарушения закона на территории Москвы и Санкт-Петербурга наказывается штрафом в размере от 300 000 до 800 000 рублей. Отсутствие регистрации по месту жительства/пребывания по закону не влечет за собой уголовной ответственности, однако, при обнаружении факта фиктивной прописки, нарушитель может быть наказан по ст. 322.2 УК РФ штрафом в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей, обязательными общественными работами либо лишением свободы сроком до 3-х лет. Российское законодательство также предусматривает случаи, когда штрафные санкции не могут быть наложены:

  • если гражданин имеет постоянную регистрацию в том же регионе, где он проживает по временному адресу;
  • если гражданин является близким родственником собственника жилого помещения (в частности родные и усыновленные дети).

Заявитель имеет право подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие) органа регистрационного учета и (или) его должностных лиц при предоставлении государственной услуги, в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации заявления о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование представления заявителем документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • требование внесения заявителем при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • отказ органа регистрационного учета и (или) его должностных лиц в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Предмет жалобы

Жалоба должна содержать:

  • наименование органа регистрационного учета, предоставляющего государственную услугу, либо фамилию, инициалы, специальное звание (классный чин) должностного лица, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю (за исключением случая, когда жалоба направляется посредством Единого портала);
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа регистрационного учета, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица;
  • доводы, на основании которых гражданин не согласен с решением и действием (бездействием) органа регистрационного учета, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица.

Органы государственной власти и уполномоченные на рассмотрение жалобы должностные лица, которым может быть направлена жалоба

Жалоба рассматривается органом регистрационного учета, предоставляющим государственную услугу, порядок предоставления которой был нарушен вследствие решений и действий (бездействия) органа регистрационного учета либо его должностного лица.

В случае, если обжалуется решение начальника или заместителя начальника органа регистрационного учета, предоставляющего государственную услугу, жалоба рассматривается вышестоящим должностным лицом соответствующего территориального органа МВД России на региональном или районном уровне.

Жалоба может быть направлена:

  • на решения, принятые подразделениями по вопросам миграции на районном уровне (в том числе подразделениями по вопросам миграции отдела (отделения, пункта) полиции в составе территориального органа МВД России на районном уровне), — руководителю территориального органа МВД России на районном уровне либо в соответствующий территориальный орган МВД России на региональном уровне;
  • на решения, принятые подразделениями по вопросам миграции на региональном уровне, — руководителю территориального органа МВД России на региональном уровне либо в Главное управление по вопросам миграции МВД России;
  • на решения, принятые руководителями территориальных органов МВД России на региональном уровне, руководством ГУВМ МВД России — Министру внутренних дел Российской Федерации, заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, который является ответственным за деятельность ГУВМ МВД России.

Порядок подачи и рассмотрения жалобы

Жалоба подается заявителем в письменной форме, в том числе при личном приеме заявителя, или в электронном виде в орган регистрационного учета либо в территориальный орган МВД России на региональном или районном уровне.

В территориальных органах МВД России и органах регистрационного учета определяются уполномоченные на рассмотрение жалоб должностные лица, которые обеспечивают:

  • прием и рассмотрение жалоб;
  • направление жалоб в уполномоченный на их рассмотрение орган.

В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае, если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя.

При подаче жалобы в электронном виде она должна быть подписана электронной подписью, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2012 № 634 «О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг». При этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

Жалоба может быть подана через подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — МФЦ). При поступлении жалобы МФЦ обеспечивает ее передачу в территориальный орган МВД России на региональном или районном уровне или орган регистрационного учета в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и территориальным органом МВД России.

В случае, если жалоба подана заявителем в территориальный орган МВД России на региональном или районном уровне или орган регистрационного учета, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации, территориальный орган МВД России на региональном или районном уровне или орган регистрационного учета направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет соответствующие материалы в органы прокуратуры.

Жалоба, поступившая в орган регистрационного учета, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа регистрационного учета либо должностного лица органа регистрационного учета в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

Основания для приостановления рассмотрения жалобы заявителя на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц отсутствуют.

По результатам рассмотрения жалобы выносится одно из следующих решений:

  • об удовлетворении жалобы полностью или частично;
  • об отказе в удовлетворении жалобы.

Основанием для отказа в удовлетворении жалобы являются:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, предусмотренного подпунктами 153.1‑153.2 пункта 153 административного регламента, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование государственного органа, предоставляющего государственную услугу, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае, если жалоба признана обоснованной — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Заявитель вправе обжаловать решение по жалобе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) должностных лиц осуществляется посредством размещения информации на официальном сайте МВД России, официальном сайте территориального органа МВД России на региональном или районном уровне, на Едином портале, в МФЦ, а также на информационных стендах органов регистрационного учета.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: