Образец оформления акта о самовольном захвате земельного участка

Иногда возникают такие ситуации, когда владелец соседнего участка либо иные лица производят самовольный захват земли, которая им не принадлежит. Как быть, если подобные обстоятельства коснулись вашего имущества?

Наиболее эффективный вариант – обратиться в органы земельного контроля. В этой статье речь пойдет о том, какой порядок следует соблюсти при самозахвате вашей земли и как надлежащим образом оформить заявление.

Что такое самовольное занятие земельного участка

Нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях только дает понятие правонарушений, но не раскрывает их сути. Подробно ее освещает Определение основных понятий видов нарушений земельного законодательства, официально не опубликованное, а также Приложение 1 к Инструкции по организации и осуществлению госземконтроля органами Минприроды России.

Исходя из содержания указанных актов, самовольное занятие землевладения является наиболее распространенным правонарушением земельных правоотношений, и предполагает эксплуатацию земли лицом, не обладающим какими-либо правомочиями в отношении данной недвижимости. 

Законодатель устанавливает, что указанный термин может пониматься с двух позиций:

  • самозахват участка и его эксплуатация;
  • эксплуатация объекта недвижимости при отсутствии на это прав.

Ситуации могут быть различными. Одно лицо самовольно захватывает большую территорию рядом с домом и начинает там строительство с целью быстрого узаконения, а другое устанавливает ограждение в неположенном месте, не согласовав свои действия с владельцем земли. Может быть и так, что строение нарушитель не возводит, но при этом складирует на земле соседа отходы, надеясь на то, что негативных последствий такие действия не порождают.

Также бывают ситуации, когда определенный гражданин после ознакомления с кадастровой схемой приходит к выводу о том, что если у земли нет собственника, он вправе эксплуатировать такой участок в своих интересах. Однако действия, направленные на ведение определенной деятельности на чужом участке или ограждение чужой территории, являются нарушениями.

Ответственность за самовольное занятие земельного участка

Любой вариант самозахвата считается правонарушением, поэтому подобные действия являются основанием для возникновения определенных правовых последствий. Указанное нарушение характеризуется нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На вид наказания оказывают влияние следующие факторы:

  • кто выступает в качестве правонарушителя (гражданин, организация либо должностное лицо);
  • наличие информации о кадастровой оценке участка.

Кроме штрафных санкций, при рассмотрении спора, потерпевший вправе выдвигать к правонарушителю различные требования.

Отсюда следует, что нарушившее закон лицо может привлекаться:

  • к выплате штрафа;
  • выполнению заявленных истцом требований, включая требование об изъятии недвижимости, расположенной на конкретном участке;
  • возмещению судебных расходов (если требования истца удовлетворены в полной мере).

Данное правонарушение описано в КоАП РФ.

Наказание зависит от того:

  • кем является нарушитель (физическое, должностное или юридическое лицо);
  • есть ли данные о кадастровой оценке землевладения.

Сумма штрафа

Каков будет размер штрафной санкции для нарушителя, зависит от следующих моментов.

В случае, когда данных о кадастровой оценке недвижимости нет:

  • физическим лицам – до 10000 рублей;
  • должностным лицам – до 50000 рублей;
  • юридическим лицам – от 100000 до 200000 тысяч рублей.

Если кадастровая стоимость землевладения известна:

  • гражданам – 1 – 1,5% от оценки по кадастру. Минимум – 5000 рублей;
  • должностным лицам – 1,5 – 2% от кадастровой оценки. Минимально – 20000 рублей;
  • организациям – 2 – 3% от стоимости по кадастру. Минимум – 100000 рублей.

Если в судебном процессе подтвердится факт захвата территории должностным лицом для ведения предпринимательской деятельности, размер штрафа для такого нарушителя определяется исходя из суммы, установленной для организаций.

Кроме того, сумма штрафа может быть увеличена в случае признания того, что ввиду совершенного деяния участок стал непригодным, либо его собственнику причинен ущерб. Из сказанного следует, что самовольный захват земли – существенное правонарушение, и его последствия могут быть довольно серьезными.

Куда обращаться при самовольном захвате земли

При обнаружении землевладельцем незаконного деяния в отношении его земли или ее части, он вправе воспользоваться такими способами устранения нарушений своих правомочий:

  • направить правонарушителю письмо с требованием прекратить незаконные действия и устранить их последствия (к примеру, переместить забор или освободить территорию);
  • обратиться в суд с надлежащим исковым заявлением для защиты своих прав и предъявления требований о возмещении убытков, а также упущенной вследствие нарушения прав выгоды;
  • написать жалобу в службу Госземконтроля (надзора) – на ее основании будет проведена проверка, по результатам которой правонарушителю выносят предписание, обязывающее устранить нарушения либо на него возлагается административная ответственность.

Выявление самозахвата земель, принадлежащих государству или муниципалитету, относится к полномочиям земельных инспекторов, являющихся должностными лицами Госземнадзора. Перед тем, как привлечь правонарушителя к административной ответственности, инспектор выносит предписание, указывающее на необходимость освобождения чужого землевладения и приведения его в первоначальное состояние. Если на захваченной территории построена какая-либо недвижимость, ее необходимо перенести либо снести.

Расходы при этом возлагаются на правонарушителя (возможно исполнение процедуры через суд, если виновное лицо не исполняет вынесенное предписание).

Подавая судебный иск, собственник земель может предъявить требование о возмещении понесенных убытков (фактически понесенных расходов либо упущенной выгоды). К примеру, незаконный захват чужого участка привел к лишению законного собственника права на эксплуатацию землевладения в целях разведения сельскохозяйственных культур. В таких обстоятельствах возможно определить упущенную выгоду при помощи данных о рыночной цене на сельхозпродукцию.

Земельный контроль самовольного захвата земли

Осуществление надзора в области земельных правоотношений относится к компетенции органов Росреестра и его территориальных отделов. Вопросы самозахватов отнесены к деятельности государственных инспекторов по использованию и охране земель соответствующего территориального образования.

Проведение проверок обычно происходит на основании планов, подлежащих согласованию с органами прокуратуры. Это касается не только организаций и индивидуальных предпринимателей, но и физических лиц, являющихся собственниками земли.

Проведение проверок вызвано необходимостью подтверждения наличия в муниципальном образовании правонарушений в земельной сфере. На определенных физических и должностных лиц возлагается соответствующая административная ответственность за эксплуатацию чужой земли при неимении необходимой правоустанавливающей документации на участок.

Самовольный захват территорий, как правило, возникает вследствие отсутствия надлежащих мероприятий по земельному контролю от муниципалитета, и приводит к административной ответственности. Во избежание штрафных санкций обратитесь в местную администрацию и оформите права на эксплуатируемую землю в установленном законом порядке. 

Образец заявления в земельный контроль о самовольном захвате земельного участка

Чтобы организовать внеплановый контроль в отношении правонарушений в сфере землепользования, подготовьте и представьте земельному контролю заявление, которое должно отражать следующие сведения:

  • о землевладениях (о вашей земле – если участок является соседним и о земле, принадлежащей лицу, в отношении которого планируется проверка): данные об адресе, кадастровом номере (если он имеется), сведения о правах за земли (если имеются), схему с отображением места расположения захваченного землевладения;
  • о правонарушителе: ФИО, место жительства – при отсутствии таких данных издание распоряжения о проверки не представляется возможным;
  • о заявителе (ФИО, место проживания, номер телефона – для связи);
  • обстоятельства произошедшего с обозначением нарушений прав и интересов.

Документы для подачи заявления в земельный контроль о самозахвате земли

Приобщите к заявлению ксерокопии документации, подтверждающей переписку с прочими органами, в отношении возникших обстоятельств, другие сведения, которые имеют значение для рассмотрения поданной бумаги (например, материалы фото- и видеосъемки).

Документы, которые следует приобщить к заявлению в обязательном порядке, состоят из:

  • копии документа, удостоверяющего вашу личность;
  • копии кадастрового паспорта на землевладение;
  • документов, являющихся основаниями получения прав на земельный участок.

Основания для проведения земельным контролем проверки земельного участка

Проведение государственного земельного контроля в области земельных правоотношений возможно при наличии таких оснований:

  • самовольный захват землевладения либо его части, включая осуществление землепользования субъектом, не располагающим соответствующими правомочиями, закрепленными в положениях действующего отечественного законодательства на данную территорию, в соответствии со статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • эксплуатация земли не в соответствии с целевым назначением, неисполнение обязательств по обеспечению состояния участка, пригодного для землепользования в соответствии с целевым назначением, неиспользование землевладения, согласно статье 7.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • неисполнение в обозначенные нормами федерального законодательства сроки обязательств в отношении переоформления права на постоянное бессрочное пользование на право аренды землевладения или оформлению права собственности на данную недвижимость, в соответствии с частями 1,3,4 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок проведения проверки земельным контролем

В качестве основания для проведения проверки органами земельного контроля выступает заявление о самозахвате землевладения, не принадлежащего нарушителю.

Распоряжение о проведении проверки должно содержать следующую информацию:

  • нарушитель, место его проживания;
  • местоположение земли и ее уникальный номер по кадастру;
  • кто уполномочен на данную проверку;
  • цель процедуры. В указанных обстоятельствах – государственный земельный надзор за эксплуатацией землевладения конкретным лицом на основании полученного от гражданина заявления;
  • задачи мероприятия – соблюдение норм земельного права, предписаний по охране земельных участков и землепользованию;
  • предмет процедуры – исполнение предписаний по эксплуатации землевладений, закрепленных в нормах государственного и муниципального законодательства;
  • сроки исполнения проверки;
  • обозначение правовых оснований мероприятия.

Извещение лица, в отношении которого планируется процедура, о проведении проверки

Главный государственный инспектор по использованию и охране земель либо лицо, его замещающее, обязаны уведомить гражданина, в отношении которого будет проведена проверка, о предстоящем мероприятии. Извещение и копия распоряжения в отношении планируемой проверки направляют по месту проживания соответствующего лица заказным письмом с уведомлением о вручении либо другим возможным путем.

Государственный земельный надзор состоит из нескольких этапов, заключающихся в следующем:

  • планировании мероприятия на основании поданного гражданином заявления;
  • оформлении распоряжения на проведение проверки соблюдения лицами требований земельного законодательства;
  • согласовании мероприятия по внеплановой проверке с органами прокуратуры (если это необходимо);
  • исполнение процедуры, подготовка итогов проверки.

Результат проверки участка земельным контролем

По итогам проведения соответствующей проверки, должностное лицо компетентного в данном вопросе органа, осуществляет подготовку акта о проверке соблюдения требований закона.

Указанный документ включает в себя информацию в отношении:

  • даты, времени, места оформления данного документа;
  • соответствующего органа по земельному контролю;
  • даты и номера распоряжения, согласно которому осуществлялось мероприятие;
  • ФИО гражданина;
  • данные об итогах процедуры, включая обнаруженные правонарушения и виновных в их возникновении лиц;
  • мер по ликвидации обнаруженных правонарушений (оформлялись ли предписания об их устранении), в какой срок нарушитель обязан их устранить.

Пример проверки земельного участка земельным контролем

Стоит детально рассмотреть ситуацию самозахвата землевладения. Например, проверка по соблюдению норм земельного права относительно участка, находящегося по адресу: Новосибирская область, Северный район, село Вольное, улица Дружбы, дом 3.

При проведении проверки, проводимой главным государственным инспектором 23 мая 2016 года Северного района в отношении данного землевладения, было выявлено, что на его территории возведено строение, состоящее из двух этажей, также имеется двухэтажная пристройка. Оно находится в собственного у лица, в отношении которого проводилась проверка.

По итогам замеров размер землевладения равен 150 квадратным метрам, площадь домовладения – 55 квадратных метров, что аналогично информации, указанной в правоустанавливающей документации на объект недвижимости, а площадь пристройки – 45 квадратных метров.

Правоустанавливающей документации на землевладение, на котором расположена пристройка, не имеется. По результатам проведенного мероприятия было установлено нарушение норм действующего законодательства, заключающееся в эксплуатации землевладения размеров в 55 квадратных метров, отнесенного к землям поселений по адресу: село Вольное, улица Дружбы, дом 3, самовольным путем.

Данное правонарушение предусматривается статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Пристройку проверяемый возвел на земле, принадлежащей соседке – Петровой Т.А., которая и потребовала проведения проверки.

В качестве приложений к акту выступают разъяснения лица, в отношении которого проводилась проверка, и являющегося правонарушителем предписаний закона, результаты замеров землевладения, правоустанавливающая документация на домовладение.

Одной из обязанностей владельцев земельных наделов принято считать защиту от притязаний со стороны иных лиц.

В случае выявления факта самозахвата либо же части российским законодательством предусмотрены меры воздействия на противозаконные действия сторонних лиц, которые распоряжаются чужим объектом недвижимости.

Что это такое?

Согласно российскому законодательству, собственность находится под защитой ст. 35 Конституции РФ.

Владелец участка имеет право:

  • распоряжаться землей на свое усмотрение (дарить, продавать, сдавать в аренду и так далее);
  • осуществлять санкционированные работы, которые в полной мере соответствует целевому назначению;
  • извлекать выгоду и так далее.

На имеющийся участок могут быть допущены все без исключения члены семьи владельца по его собственному желанию.

Под самовольным захватом земельного участка подразумевается недобросовестное умышленное действие, которое направлено исключительно захват чужой собственности, в частности земли.

Законодательная база

Основным нормативным документом принято считать ст. 35 Конституции РФ, в которой дается определение самозахвата земельного участка.

В случае неправомерного захвата чужого имущества наступает ответственность согласно ст. 7.1 КоАП РФ.
В ст
. 60 и 76 Земельного Кодекса РФ отображены критерии действий, которые могут быть признаны противоправными.

Захват земельного участка

Захват земельного надела обладает различными разновидностями. Рассмотрим каждый их них по отдельности.

Незаконный

Нередко граждане считают, что неиспользуемый земельный участок считается таковым как заброшенный и его вполне можно использовать в реализации своих целей. Однако такое мнение считается ошибочным.

Признание земли бесхозной требует к себе осуществления специализированной процедуры, по завершению которой будут регламентированы действия по обработке и применению.

Более того, установлен временной период в 3 года, который предусматривает перерыв либо отсутствия работ на участке, без каких-либо объяснений.

Некоторые ситуации предусматривают промедление на получение наследственной массы, которой выступает земля. Но и в такой ситуации обязательно нужно соблюдать регламент, который защищает интересы собственника.

Из-за этого совершать захват земли, которая обладает статусом безхозной – запрещается. В случае незаконного захвата нарушителю грозит административная и уголовная ответственность.

Самовольный

На основании ст. 235 Гражданского Кодекса РФ “Приобретательная давность”, собственник надела, у которого отсутствуют юридические права, но при этом он добросовестно, непрерывно и открыто пользуется участком в течении последних 15 лет, имеет законное право стать собственником.

Правило распространяется как на физических, так и на юридических лиц.

Важно помнить: субъектами правомочий не могут быть федеральные либо местные органы самоуправления. Исходя из этого, в собственность могут быть оформлены исключительно захваченные наделы.

В российском законодательстве предусмотрено всего 5 критериев, без которых невозможно оформить право собственности на земельный надел:

  • пользование участком в течении последних 15 лет, период начинает отсчет с начала использования земли;
  • пользование наделом было непрерывным, это означает, что участок не выходил из использования в течении последних 15 лет и не передавался третьим лицам;
  • пользование осуществлялось как непосредственным собственником, иными словами, земля была использована по целевому назначению;
  • был факт открытого пользования, в частности имеются свидетели, которые способны подтвердить данный факт;
  • пользование было исключительно на добровольной основе.

Важно: право собственности устанавливается исключительно через судебный орган.

Если условия полностью соблюдены, необходимо обратиться к квалифицированному юристу для верного составления искового заявления.

Соседом

При незаконном использовании земли соседом, изначально необходимо сделать попытку решить спор мирным путем. Если этого не удалось достичь, ничего не остается, как обратиться в уполномоченный орган.

Наиболее оптимальным вариантом станет обращение в кадастровую палату, уполномоченные лица которого выпишут правонарушителю штраф. Однако это возможно при наличии документов о границах надела.

В случае отсутствия необходимой документации, необходимо обращаться в судебный орган. В него подается исковое заявление относительно истребования собственной земли из незаконного пользования.

Иск подается в 3 экземплярах:

  • один передается стороне ответчика;
  • второй остается в судебном органе;
  • третий должен быть у истца.

На основании поданного иска инициируется судебное заседание.

В период рассмотрения спора рассматриваются вопросы относительно:

  • законности права собственности недвижимостью;
  • наличие спорных границ;
  • было ли надлежащее использование земельного участка;
  • свидетельские показания.

Необходимо помнить, что каждая ситуация рассматривается в индивидуальном порядке и не обладает аналогов.

В случае наличия каких-либо сомнений рекомендуется обратиться за помощью к квалифицированным юристам.

Части надела

В случае незаконного использования части земли, собственнику рекомендуется обратиться по вопросу восстановления границ надела.

С этой целью нужно идти в геодезическую организацию и составить соответствующее заявление об осуществлении кадастровых работ.

Межевые границы должны быть зафиксированы специальными знаками, а сами координаты подлежат внесению в учетную запись территориального представительства Росреестра.

На основании проведенных работ формируется соответствующий акт с соседями. В случае отказа в согласовании акта и не освобождения занимаемой части территории, следует составить претензию и направить ее правонарушителю.

Если спустя месяц ситуация осталась неизменной необходимо обращаться в судебный орган путем подачи искового заявления.

Подача претензии

До периода подачи претензии каждый обладает правом на проявление инициативы по вопросу получения права собственности на неузаконенное использование части муниципального надела.

Если оформление не нарушает российское законодательство, местный орган самоуправления может пойти навстречу обратившимся гражданам.

После принятия претензии исполнительной властью, обязательно следует процесс ее рассмотрения.
На базе предоставленных сведений осуществляется проверка на факт наличия либо отсутствия правонарушений. С этой целью подлежит формирование специализированной комиссии, в число которых входят компетентные специалисты. Обязательно состав утверждается Приказом.

По результатам проверки формируется соответствующий акт, который подписан всеми членами комиссии.

Образец претензии при захвате земельного участка здесь.

Ответственность

Частная собственность находится под защитой статьи 35 Конституции РФ. Кроме того, ее можно лишиться исключительно по решению судебного органа.

В случае изъятия земельного надела государством в 2020 году, последнее обязано предоставить компенсацию.

Защита прав собственности на земельные наделы регулируется Гражданским Кодексом, в частности ст. 209.
Наиболее лояльным наказанием за противоправные действия считается возврат надела законному собственнику в полном объеме, а также прибыли, которая была получена по результатам пользования.

Более того, участок подлежит возврату в изначальном виде. К примеру, если за период незаконного пользования были возведены какие-либо строения, то они должны быть снесены.

Важно помнить: наказание обладает юридической силой с периода выявления незаконного пользования после обращения в судебный орган.

Меры наказания

Административное нарушение предусматривает имущественную ответственность по отношению к правонарушителю в виде штрафа.

В частности, размер штрафа составляет:

  • не больше 1 тысячи рублей – устанавливается для физических лиц;
  • не больше 2 тысяч рублей – для должностных лиц;
  • до 20 тысяч рублей – для организаций (юридических лиц).

Помимо самого штрафа, правонарушителям предоставляют предписание с резолюцией относительно освобождения занятого самовольно земельного надела. Причем участок подлежит возврату в первоначальном виде.

Иными словами, все без исключения работы подлежат ликвидации. Такую процедуру проводит правонарушитель за счет собственных средств.

В случае нанесения имущественного вреда дополнительно необходимо будет полноправному собственнику выплатить материальный и моральный ущерб.

Судебная практика

В Арбитражный судебный орган Воронежа обратилась охранная компания, которая использовала муниципальные наделы в качестве платной автомобильной парковки.

После вынесения в его адрес административного (непосредственно со стороны ГКН) признания противоправного применения земельного участка, оно было опротестовано решением судебного органа.

Представитель охранной компании заверял, что они не вносили каких-либо поправок в надел, из-за чего можно говорить об отсутствии факта незаконного использования. Однако судебный орган принял решение о привлечении к административной ответственности.

Весьма актуальны ситуации обращения населения о правонарушении границ со стороны соседей. При условии установления захвата части надела со стороны межевых границ либо правонарушения норм строительства, судебные органы обязуются устранить имеющиеся правонарушения и вменяют к выплате штраф.

Ситуации с самовольным захватом земли либо же их части считается грубым правонарушением, за которое предусматривается ответственность.

Избежать наказания можно освободив незаконный надел до решения судебного органа и оставив его в первоначальном виде.

На видео о последствиях незаконного захвата

Покупка собственного дачного участка – затратное мероприятие. Чтобы сэкономить, граждане идут на хитрость: расширяют имеющиеся наделы, путем присоединения к ним бесхозных, заброшенных участков. Подобное поведение квалифицируется как правонарушение и носит название «самовольный захват земли». Чтобы пользоваться угодьями легально, нужно оформить новую собственность.

Что такое несанкционированное присвоение территории?

Захватом называется присвоение «бесхозного» надела или участка, оформленного в собственность другого лица или компании, без оплаты и заключения договора. На практике нередкое явление, что граждане без каких-либо договоров начинают осваивать пустующий соседний надел, высаживая на нем сельхозкультуры или возводя постройки.

Самовольный захват земли проявляется в следующих формах:

  1. Захват физическим лицом. Например, владелец дачного участка долгое время не появляется, и соседи начинают высаживать на нем овощи, переносят забор.
  2. Несанкционированное использование земли, принадлежащей гражданину, организацией. На практике компании часто используют наделы физических лиц, чтобы расположить на них производственное оборудование или складировать мусор.
  3. Захват земель компании гражданином-дачником. Эта ситуация на практике возникает редко. Как правило, организации окружают свои пустующие наделы заборами.
  4. Использование угодий, не принадлежащих никому. Видя пустующие участки, граждане начинают строиться на них или сеять сельхозкультуры. Эта линия поведения противоправна: бесхозных земель не бывает, они находятся в собственности у государства (ст. 16 ЗК РФ). Для их использования нужно получить соответствующие разрешения.

Орган, на который возложена обязанность правомерности использования земель, – Кадастровая палата. Если гражданин претендует на государственные угодья, он предварительно должен пройти платную процедуру регистрации.

Покушаться на наделы физлиц и компаний запрещено. В ст. 60 ЗК РФ говорится, то гражданин, нарушивший закон, обязан возместить вред собственнику территории из собственного кармана.

Как легально расширить земельный надел?

Чтобы легализовать присвоенную землю, нужно оформить кадастровый паспорт. В процессе может выясниться, что надел не бесхозный, у него есть собственник – фирма или гражданин. Единственный законный способ присоединить его к своим угодьям – договориться с собственником и приобрести участок.

Процедура узаконивания отличается в разных субъектах РФ, потому что ее регламентация отдана на откуп местным властям. Общей остается последовательность шагов:

  • Привлечение специалистов для определения границ надела, формирование межевого дела.
  • Написание заявления в местную администрацию с просьбой определить владельца интересующих гражданина земель.
  • Подача заявления в Кадастровую палату, сопровождаемого документами-подтверждениями фактического использования территории. Подойдут чеки, показания свидетелей и т.д.
  • Выкуп земли у государства по цене, определенной оценщиками, и оформление угодий в собственность в Росреестре.

Как оформить самозахват земли в собственность? Если у нее имеется собственник, можно подписать договор дарения. Как правило, с регистрацией подобной сделки не возникает проблем.

Проблемы с оформлением участка возникают, если угодья принадлежат государству и предназначаются для прокладки коммуникаций, строительства трасс. Нелегальному владельцу откажут в оформлении права собственности и обяжут привести надел в исходное состояние.

Еще одна сложность в оформлении – наличие на участке зданий и сооружений. Если они имеются, ситуация выходит за рамки ЗК РФ. Чтобы перевести землю в собственность на законных основаниях, самовольные постройки придется убрать, что означает дополнительные расходы для физического лица.

Ответственность за самозахват

Согласно действующему законодательству, самовольный захват земельного участка – это физическое воздействие в формах:

  • высаживание сельскохозяйственных культур;
  • возведение зданий и сооружений;
  • добыча ископаемых;
  • размещение оборудования, материалов;
  • вывоз мусора.

Судебная практика демонстрирует, что самовольно захваченный земельный участок не обходится новому владельцу бесплатно. За самоволие приходится рассчитываться штрафами по КоАП РФ и (или) возмещением убытков согласно ГК РФ.

Нелегальные действия караются по ст. 7.1 КоАП РФ. Для физических лиц предусмотрен штраф:

  • если исчислена кадастровая стоимость надела – до 1,5% от нее, min – 5000 руб.;
  • если стоимость не определена – 5-10 тыс. руб.

Важно! Кадастровая стоимость исчисляется исходя из площади фактически захваченного надела.

В соответствии со ст. 76 ЗК РФ, если земля была фактически захвачена, нелегальный владелец обязан:

  • вернуть ее законному владельцу;
  • возместить причиненный ущерб;
  • снести возведенные постройки, восстановить плодородный слой или принять другие меры для приведения угодий к исходному состоянию.

Вне зависимости от того, понес ли нарушитель административную ответственность, владелец надела вправе взыскать с него причиненные убытки в судебном порядке.

Важно! Практика показывает, что наибольшие трудности возникают при захвате и

оформлении земли

, принадлежащей юридическим лицам. Попытки присвоить их наделы оканчиваются длительными судебными тяжбами и возмещением нанесенного вреда.

Что такое земельный контроль?

Чтобы избежать нелегального узаконивания захватов, существует земельный контроль. Он предполагает, что уполномоченные структуры проверяют:

  • используются ли угодья по назначению (например, не возводятся на ли на сельхозугодьях здания и сооружения);
  • не захвачены ли государственные наделы;
  • не нарушаются ли положения ЗК РФ на конкретных территориях.

Органы, уполномоченные контролировать ситуацию, – земельные комитеты при муниципальных администрациях. Они проводят проверки, выявляют факты нарушений и возбуждают административные производства, грозящие виновным лицам штрафными санкциями.

Незаконный захват земли – рискованное мероприятие. Ничейных участков не бывает, у них есть собственник – гражданин, компания или государство. В любом из перечисленных случаях новому владельцу придется оплатить присоединенные угодья, а при непримиримой позиции второй стороны – принять участие в судебных разбирательствах, влекущих штрафы и обязанность по возмещению причиненного вреда.

Главная Земля Образец заявления в земельный контроль о самовольном занятии земли

Иногда возникают такие ситуации, когда владелец соседнего участка либо иные лица производят самовольный захват земли, которая им не принадлежит. Как быть, если подобные обстоятельства коснулись вашего имущества?

Наиболее эффективный вариант – обратиться в органы земельного контроля. В этой статье речь пойдет о том, какой порядок следует соблюсти при самозахвате вашей земли и как надлежащим образом оформить заявление.

Нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях только дает понятие правонарушений, но не раскрывает их сути. Подробно ее освещает Определение основных понятий видов нарушений земельного законодательства, официально не опубликованное, а также Приложение 1 к Инструкции по организации и осуществлению госземконтроля органами Минприроды России.

Исходя из содержания указанных актов, самовольное занятие землевладения является наиболее распространенным правонарушением земельных правоотношений, и предполагает эксплуатацию земли лицом, не обладающим какими-либо правомочиями в отношении данной недвижимости.

Законодатель устанавливает, что указанный термин может пониматься с двух позиций:

  • самозахват участка и его эксплуатация;
  • эксплуатация объекта недвижимости при отсутствии на это прав.

Ситуации могут быть различными. Одно лицо самовольно захватывает большую территорию рядом с домом и начинает там строительство с целью быстрого узаконения, а другое устанавливает ограждение в неположенном месте, не согласовав свои действия с владельцем земли. Может быть и так, что строение нарушитель не возводит, но при этом складирует на земле соседа отходы, надеясь на то, что негативных последствий такие действия не порождают.

Также бывают ситуации, когда определенный гражданин после ознакомления с кадастровой схемой приходит к выводу о том, что если у земли нет собственника, он вправе эксплуатировать такой участок в своих интересах. Однако действия, направленные на ведение определенной деятельности на чужом участке или ограждение чужой территории, являются нарушениями.

Ответственность за самовольное занятие земельного участка

Любой вариант самозахвата считается правонарушением, поэтому подобные действия являются основанием для возникновения определенных правовых последствий. Указанное нарушение характеризуется нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На вид наказания оказывают влияние следующие факторы:

  • кто выступает в качестве правонарушителя (гражданин, организация либо должностное лицо);
  • наличие информации о кадастровой оценке участка.

Кроме штрафных санкций, при рассмотрении спора, потерпевший вправе выдвигать к правонарушителю различные требования.

Отсюда следует, что нарушившее закон лицо может привлекаться:

  • к выплате штрафа;
  • выполнению заявленных истцом требований, включая требование об изъятии недвижимости, расположенной на конкретном участке;
  • возмещению судебных расходов (если требования истца удовлетворены в полной мере).

Данное правонарушение описано в КоАП РФ.

Наказание зависит от того:

  • кем является нарушитель (физическое, должностное или юридическое лицо);
  • есть ли данные о кадастровой оценке землевладения.

Каков будет размер штрафной санкции для нарушителя, зависит от следующих моментов.

В случае, когда данных о кадастровой оценке недвижимости нет:

  • физическим лицам – до 10000 рублей;
  • должностным лицам – до 50000 рублей;
  • юридическим лицам – от 100000 до 200000 тысяч рублей.

Если кадастровая стоимость землевладения известна:

  • гражданам – 1 – 1,5% от оценки по кадастру. Минимум – 5000 рублей;
  • должностным лицам – 1,5 – 2% от кадастровой оценки. Минимально – 20000 рублей;
  • организациям – 2 – 3% от стоимости по кадастру. Минимум – 100000 рублей.

Если в судебном процессе подтвердится факт захвата территории должностным лицом для ведения предпринимательской деятельности, размер штрафа для такого нарушителя определяется исходя из суммы, установленной для организаций.

Кроме того, сумма штрафа может быть увеличена в случае признания того, что ввиду совершенного деяния участок стал непригодным, либо его собственнику причинен ущерб. Из сказанного следует, что самовольный захват земли – существенное правонарушение, и его последствия могут быть довольно серьезными.

При обнаружении землевладельцем незаконного деяния в отношении его земли или ее части, он вправе воспользоваться такими способами устранения нарушений своих правомочий:

  • направить правонарушителю письмо с требованием прекратить незаконные действия и устранить их последствия (к примеру, переместить забор или освободить территорию);
  • обратиться в суд с надлежащим исковым заявлением для защиты своих прав и предъявления требований о возмещении убытков, а также упущенной вследствие нарушения прав выгоды;
  • написать жалобу в службу Госземконтроля (надзора) – на ее основании будет проведена проверка, по результатам которой правонарушителю выносят предписание, обязывающее устранить нарушения либо на него возлагается административная ответственность.

Выявление самозахвата земель, принадлежащих государству или муниципалитету, относится к полномочиям земельных инспекторов, являющихся должностными лицами Госземнадзора. Перед тем, как привлечь правонарушителя к административной ответственности, инспектор выносит предписание, указывающее на необходимость освобождения чужого землевладения и приведения его в первоначальное состояние. Если на захваченной территории построена какая-либо недвижимость, ее необходимо перенести либо снести.

Расходы при этом возлагаются на правонарушителя (возможно исполнение процедуры через суд, если виновное лицо не исполняет вынесенное предписание).

Подавая судебный иск, собственник земель может предъявить требование о возмещении понесенных убытков (фактически понесенных расходов либо упущенной выгоды). К примеру, незаконный захват чужого участка привел к лишению законного собственника права на эксплуатацию землевладения в целях разведения сельскохозяйственных культур. В таких обстоятельствах возможно определить упущенную выгоду при помощи данных о рыночной цене на сельхозпродукцию.

Что делать, если сосед захватил часть участка?

О самовольном занятии земельных участков читайте тут.

Осуществление надзора в области земельных правоотношений относится к компетенции органов Росреестра и его территориальных отделов. Вопросы самозахватов отнесены к деятельности государственных инспекторов по использованию и охране земель соответствующего территориального образования.

Проведение проверок обычно происходит на основании планов, подлежащих согласованию с органами прокуратуры. Это касается не только организаций и индивидуальных предпринимателей, но и физических лиц, являющихся собственниками земли.

Проведение проверок вызвано необходимостью подтверждения наличия в муниципальном образовании правонарушений в земельной сфере. На определенных физических и должностных лиц возлагается соответствующая административная ответственность за эксплуатацию чужой земли при неимении необходимой правоустанавливающей документации на участок.

Самовольный захват территорий, как правило, возникает вследствие отсутствия надлежащих мероприятий по земельному контролю от муниципалитета, и приводит к административной ответственности. Во избежание штрафных санкций обратитесь в местную администрацию и оформите права на эксплуатируемую землю в установленном законом порядке.

Образец заявления в земельный контроль о самовольном захвате земельного участка

Чтобы организовать внеплановый контроль в отношении правонарушений в сфере землепользования, подготовьте и представьте земельному контролю заявление, которое должно отражать следующие сведения:

  • о землевладениях (о вашей земле – если участок является соседним и о земле, принадлежащей лицу, в отношении которого планируется проверка): данные об адресе, кадастровом номере (если он имеется), сведения о правах за земли (если имеются), схему с отображением места расположения захваченного землевладения;
  • о правонарушителе: ФИО, место жительства – при отсутствии таких данных издание распоряжения о проверки не представляется возможным;
  • о заявителе (ФИО, место проживания, номер телефона – для связи);
  • обстоятельства произошедшего с обозначением нарушений прав и интересов.

Документы для подачи заявления в земельный контроль о самозахвате земли

Приобщите к заявлению ксерокопии документации, подтверждающей переписку с прочими органами, в отношении возникших обстоятельств, другие сведения, которые имеют значение для рассмотрения поданной бумаги (например, материалы фото- и видеосъемки).

Документы, которые следует приобщить к заявлению в обязательном порядке, состоят из:

  • копии документа, удостоверяющего вашу личность;
  • копии кадастрового паспорта на землевладение;
  • документов, являющихся основаниями получения прав на земельный участок.

Основания для проведения земельным контролем проверки земельного участка

Проведение государственного земельного контроля в области земельных правоотношений возможно при наличии таких оснований:

  • самовольный захват землевладения либо его части, включая осуществление землепользования субъектом, не располагающим соответствующими правомочиями, закрепленными в положениях действующего отечественного законодательства на данную территорию, в соответствии со статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • эксплуатация земли не в соответствии с целевым назначением, неисполнение обязательств по обеспечению состояния участка, пригодного для землепользования в соответствии с целевым назначением, неиспользование землевладения, согласно статье 7.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • неисполнение в обозначенные нормами федерального законодательства сроки обязательств в отношении переоформления права на постоянное бессрочное пользование на право аренды землевладения или оформлению права собственности на данную недвижимость, в соответствии с частями 1,3,4 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В качестве основания для проведения проверки органами земельного контроля выступает заявление о самозахвате землевладения, не принадлежащего нарушителю.

Распоряжение о проведении проверки должно содержать следующую информацию:

  • нарушитель, место его проживания;
  • местоположение земли и ее уникальный номер по кадастру;
  • кто уполномочен на данную проверку;
  • цель процедуры. В указанных обстоятельствах – государственный земельный надзор за эксплуатацией землевладения конкретным лицом на основании полученного от гражданина заявления;
  • задачи мероприятия – соблюдение норм земельного права, предписаний по охране земельных участков и землепользованию;
  • предмет процедуры – исполнение предписаний по эксплуатации землевладений, закрепленных в нормах государственного и муниципального законодательства;
  • сроки исполнения проверки;
  • обозначение правовых оснований мероприятия.

Извещение лица, в отношении которого планируется процедура, о проведении проверки

Главный государственный инспектор по использованию и охране земель либо лицо, его замещающее, обязаны уведомить гражданина, в отношении которого будет проведена проверка, о предстоящем мероприятии. Извещение и копия распоряжения в отношении планируемой проверки направляют по месту проживания соответствующего лица заказным письмом с уведомлением о вручении либо другим возможным путем.

Государственный земельный надзор состоит из нескольких этапов, заключающихся в следующем:

  • планировании мероприятия на основании поданного гражданином заявления;
  • оформлении распоряжения на проведение проверки соблюдения лицами требований земельного законодательства;
  • согласовании мероприятия по внеплановой проверке с органами прокуратуры (если это необходимо);
  • исполнение процедуры, подготовка итогов проверки.

По итогам проведения соответствующей проверки, должностное лицо компетентного в данном вопросе органа, осуществляет подготовку акта о проверке соблюдения требований закона.

Указанный документ включает в себя информацию в отношении:

  • даты, времени, места оформления данного документа;
  • соответствующего органа по земельному контролю;
  • даты и номера распоряжения, согласно которому осуществлялось мероприятие;
  • ФИО гражданина;
  • данные об итогах процедуры, включая обнаруженные правонарушения и виновных в их возникновении лиц;
  • мер по ликвидации обнаруженных правонарушений (оформлялись ли предписания об их устранении), в какой срок нарушитель обязан их устранить.

Пример проверки земельного участка земельным контролем

Стоит детально рассмотреть ситуацию самозахвата землевладения. Например, проверка по соблюдению норм земельного права относительно участка, находящегося по адресу: Новосибирская область, Северный район, село Вольное, улица Дружбы, дом 3.

При проведении проверки, проводимой главным государственным инспектором 23 мая 2016 года Северного района в отношении данного землевладения, было выявлено, что на его территории возведено строение, состоящее из двух этажей, также имеется двухэтажная пристройка. Оно находится в собственного у лица, в отношении которого проводилась проверка.

По итогам замеров размер землевладения равен 150 квадратным метрам, площадь домовладения – 55 квадратных метров, что аналогично информации, указанной в правоустанавливающей документации на объект недвижимости, а площадь пристройки – 45 квадратных метров.

Правоустанавливающей документации на землевладение, на котором расположена пристройка, не имеется. По результатам проведенного мероприятия было установлено нарушение норм действующего законодательства, заключающееся в эксплуатации землевладения размеров в 55 квадратных метров, отнесенного к землям поселений по адресу: село Вольное, улица Дружбы, дом 3, самовольным путем.

Данное правонарушение предусматривается статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Пристройку проверяемый возвел на земле, принадлежащей соседке – Петровой Т.А., которая и потребовала проведения проверки.

В качестве приложений к акту выступают разъяснения лица, в отношении которого проводилась проверка, и являющегося правонарушителем предписаний закона, результаты замеров землевладения, правоустанавливающая документация на домовладение.

Главная Земля Образец заявления в земельный контроль о самовольном занятии земли

Иногда возникают такие ситуации, когда владелец соседнего участка либо иные лица производят самовольный захват земли, которая им не принадлежит. Как быть, если подобные обстоятельства коснулись вашего имущества?

Наиболее эффективный вариант – обратиться в органы земельного контроля. В этой статье речь пойдет о том, какой порядок следует соблюсти при самозахвате вашей земли и как надлежащим образом оформить заявление.

Нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях только дает понятие правонарушений, но не раскрывает их сути. Подробно ее освещает Определение основных понятий видов нарушений земельного законодательства, официально не опубликованное, а также Приложение 1 к Инструкции по организации и осуществлению госземконтроля органами Минприроды России.

Исходя из содержания указанных актов, самовольное занятие землевладения является наиболее распространенным правонарушением земельных правоотношений, и предполагает эксплуатацию земли лицом, не обладающим какими-либо правомочиями в отношении данной недвижимости.

Законодатель устанавливает, что указанный термин может пониматься с двух позиций:

  • самозахват участка и его эксплуатация;
  • эксплуатация объекта недвижимости при отсутствии на это прав.

Ситуации могут быть различными. Одно лицо самовольно захватывает большую территорию рядом с домом и начинает там строительство с целью быстрого узаконения, а другое устанавливает ограждение в неположенном месте, не согласовав свои действия с владельцем земли. Может быть и так, что строение нарушитель не возводит, но при этом складирует на земле соседа отходы, надеясь на то, что негативных последствий такие действия не порождают.

Также бывают ситуации, когда определенный гражданин после ознакомления с кадастровой схемой приходит к выводу о том, что если у земли нет собственника, он вправе эксплуатировать такой участок в своих интересах. Однако действия, направленные на ведение определенной деятельности на чужом участке или ограждение чужой территории, являются нарушениями.

Ответственность за самовольное занятие земельного участка

Любой вариант самозахвата считается правонарушением, поэтому подобные действия являются основанием для возникновения определенных правовых последствий. Указанное нарушение характеризуется нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На вид наказания оказывают влияние следующие факторы:

  • кто выступает в качестве правонарушителя (гражданин, организация либо должностное лицо);
  • наличие информации о кадастровой оценке участка.

Кроме штрафных санкций, при рассмотрении спора, потерпевший вправе выдвигать к правонарушителю различные требования.

Отсюда следует, что нарушившее закон лицо может привлекаться:

  • к выплате штрафа;
  • выполнению заявленных истцом требований, включая требование об изъятии недвижимости, расположенной на конкретном участке;
  • возмещению судебных расходов (если требования истца удовлетворены в полной мере).

Данное правонарушение описано в КоАП РФ.

Наказание зависит от того:

  • кем является нарушитель (физическое, должностное или юридическое лицо);
  • есть ли данные о кадастровой оценке землевладения.

Каков будет размер штрафной санкции для нарушителя, зависит от следующих моментов.

В случае, когда данных о кадастровой оценке недвижимости нет:

  • физическим лицам – до 10000 рублей;
  • должностным лицам – до 50000 рублей;
  • юридическим лицам – от 100000 до 200000 тысяч рублей.

Если кадастровая стоимость землевладения известна:

  • гражданам – 1 – 1,5% от оценки по кадастру. Минимум – 5000 рублей;
  • должностным лицам – 1,5 – 2% от кадастровой оценки. Минимально – 20000 рублей;
  • организациям – 2 – 3% от стоимости по кадастру. Минимум – 100000 рублей.

Если в судебном процессе подтвердится факт захвата территории должностным лицом для ведения предпринимательской деятельности, размер штрафа для такого нарушителя определяется исходя из суммы, установленной для организаций.

Кроме того, сумма штрафа может быть увеличена в случае признания того, что ввиду совершенного деяния участок стал непригодным, либо его собственнику причинен ущерб. Из сказанного следует, что самовольный захват земли – существенное правонарушение, и его последствия могут быть довольно серьезными.

При обнаружении землевладельцем незаконного деяния в отношении его земли или ее части, он вправе воспользоваться такими способами устранения нарушений своих правомочий:

  • направить правонарушителю письмо с требованием прекратить незаконные действия и устранить их последствия (к примеру, переместить забор или освободить территорию);
  • обратиться в суд с надлежащим исковым заявлением для защиты своих прав и предъявления требований о возмещении убытков, а также упущенной вследствие нарушения прав выгоды;
  • написать жалобу в службу Госземконтроля (надзора) – на ее основании будет проведена проверка, по результатам которой правонарушителю выносят предписание, обязывающее устранить нарушения либо на него возлагается административная ответственность.

Выявление самозахвата земель, принадлежащих государству или муниципалитету, относится к полномочиям земельных инспекторов, являющихся должностными лицами Госземнадзора. Перед тем, как привлечь правонарушителя к административной ответственности, инспектор выносит предписание, указывающее на необходимость освобождения чужого землевладения и приведения его в первоначальное состояние. Если на захваченной территории построена какая-либо недвижимость, ее необходимо перенести либо снести.

Расходы при этом возлагаются на правонарушителя (возможно исполнение процедуры через суд, если виновное лицо не исполняет вынесенное предписание).

Подавая судебный иск, собственник земель может предъявить требование о возмещении понесенных убытков (фактически понесенных расходов либо упущенной выгоды). К примеру, незаконный захват чужого участка привел к лишению законного собственника права на эксплуатацию землевладения в целях разведения сельскохозяйственных культур. В таких обстоятельствах возможно определить упущенную выгоду при помощи данных о рыночной цене на сельхозпродукцию.

Что делать, если сосед захватил часть участка?

О самовольном занятии земельных участков читайте тут.

Осуществление надзора в области земельных правоотношений относится к компетенции органов Росреестра и его территориальных отделов. Вопросы самозахватов отнесены к деятельности государственных инспекторов по использованию и охране земель соответствующего территориального образования.

Проведение проверок обычно происходит на основании планов, подлежащих согласованию с органами прокуратуры. Это касается не только организаций и индивидуальных предпринимателей, но и физических лиц, являющихся собственниками земли.

Проведение проверок вызвано необходимостью подтверждения наличия в муниципальном образовании правонарушений в земельной сфере. На определенных физических и должностных лиц возлагается соответствующая административная ответственность за эксплуатацию чужой земли при неимении необходимой правоустанавливающей документации на участок.

Самовольный захват территорий, как правило, возникает вследствие отсутствия надлежащих мероприятий по земельному контролю от муниципалитета, и приводит к административной ответственности. Во избежание штрафных санкций обратитесь в местную администрацию и оформите права на эксплуатируемую землю в установленном законом порядке.

Образец заявления в земельный контроль о самовольном захвате земельного участка

Чтобы организовать внеплановый контроль в отношении правонарушений в сфере землепользования, подготовьте и представьте земельному контролю заявление, которое должно отражать следующие сведения:

  • о землевладениях (о вашей земле – если участок является соседним и о земле, принадлежащей лицу, в отношении которого планируется проверка): данные об адресе, кадастровом номере (если он имеется), сведения о правах за земли (если имеются), схему с отображением места расположения захваченного землевладения;
  • о правонарушителе: ФИО, место жительства – при отсутствии таких данных издание распоряжения о проверки не представляется возможным;
  • о заявителе (ФИО, место проживания, номер телефона – для связи);
  • обстоятельства произошедшего с обозначением нарушений прав и интересов.

Документы для подачи заявления в земельный контроль о самозахвате земли

Приобщите к заявлению ксерокопии документации, подтверждающей переписку с прочими органами, в отношении возникших обстоятельств, другие сведения, которые имеют значение для рассмотрения поданной бумаги (например, материалы фото- и видеосъемки).

Документы, которые следует приобщить к заявлению в обязательном порядке, состоят из:

  • копии документа, удостоверяющего вашу личность;
  • копии кадастрового паспорта на землевладение;
  • документов, являющихся основаниями получения прав на земельный участок.

Основания для проведения земельным контролем проверки земельного участка

Проведение государственного земельного контроля в области земельных правоотношений возможно при наличии таких оснований:

  • самовольный захват землевладения либо его части, включая осуществление землепользования субъектом, не располагающим соответствующими правомочиями, закрепленными в положениях действующего отечественного законодательства на данную территорию, в соответствии со статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • эксплуатация земли не в соответствии с целевым назначением, неисполнение обязательств по обеспечению состояния участка, пригодного для землепользования в соответствии с целевым назначением, неиспользование землевладения, согласно статье 7.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • неисполнение в обозначенные нормами федерального законодательства сроки обязательств в отношении переоформления права на постоянное бессрочное пользование на право аренды землевладения или оформлению права собственности на данную недвижимость, в соответствии с частями 1,3,4 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В качестве основания для проведения проверки органами земельного контроля выступает заявление о самозахвате землевладения, не принадлежащего нарушителю.

Распоряжение о проведении проверки должно содержать следующую информацию:

  • нарушитель, место его проживания;
  • местоположение земли и ее уникальный номер по кадастру;
  • кто уполномочен на данную проверку;
  • цель процедуры. В указанных обстоятельствах – государственный земельный надзор за эксплуатацией землевладения конкретным лицом на основании полученного от гражданина заявления;
  • задачи мероприятия – соблюдение норм земельного права, предписаний по охране земельных участков и землепользованию;
  • предмет процедуры – исполнение предписаний по эксплуатации землевладений, закрепленных в нормах государственного и муниципального законодательства;
  • сроки исполнения проверки;
  • обозначение правовых оснований мероприятия.

Извещение лица, в отношении которого планируется процедура, о проведении проверки

Главный государственный инспектор по использованию и охране земель либо лицо, его замещающее, обязаны уведомить гражданина, в отношении которого будет проведена проверка, о предстоящем мероприятии. Извещение и копия распоряжения в отношении планируемой проверки направляют по месту проживания соответствующего лица заказным письмом с уведомлением о вручении либо другим возможным путем.

Государственный земельный надзор состоит из нескольких этапов, заключающихся в следующем:

  • планировании мероприятия на основании поданного гражданином заявления;
  • оформлении распоряжения на проведение проверки соблюдения лицами требований земельного законодательства;
  • согласовании мероприятия по внеплановой проверке с органами прокуратуры (если это необходимо);
  • исполнение процедуры, подготовка итогов проверки.

По итогам проведения соответствующей проверки, должностное лицо компетентного в данном вопросе органа, осуществляет подготовку акта о проверке соблюдения требований закона.

Указанный документ включает в себя информацию в отношении:

  • даты, времени, места оформления данного документа;
  • соответствующего органа по земельному контролю;
  • даты и номера распоряжения, согласно которому осуществлялось мероприятие;
  • ФИО гражданина;
  • данные об итогах процедуры, включая обнаруженные правонарушения и виновных в их возникновении лиц;
  • мер по ликвидации обнаруженных правонарушений (оформлялись ли предписания об их устранении), в какой срок нарушитель обязан их устранить.

Пример проверки земельного участка земельным контролем

Стоит детально рассмотреть ситуацию самозахвата землевладения. Например, проверка по соблюдению норм земельного права относительно участка, находящегося по адресу: Новосибирская область, Северный район, село Вольное, улица Дружбы, дом 3.

При проведении проверки, проводимой главным государственным инспектором 23 мая 2016 года Северного района в отношении данного землевладения, было выявлено, что на его территории возведено строение, состоящее из двух этажей, также имеется двухэтажная пристройка. Оно находится в собственного у лица, в отношении которого проводилась проверка.

По итогам замеров размер землевладения равен 150 квадратным метрам, площадь домовладения – 55 квадратных метров, что аналогично информации, указанной в правоустанавливающей документации на объект недвижимости, а площадь пристройки – 45 квадратных метров.

Правоустанавливающей документации на землевладение, на котором расположена пристройка, не имеется. По результатам проведенного мероприятия было установлено нарушение норм действующего законодательства, заключающееся в эксплуатации землевладения размеров в 55 квадратных метров, отнесенного к землям поселений по адресу: село Вольное, улица Дружбы, дом 3, самовольным путем.

Данное правонарушение предусматривается статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Пристройку проверяемый возвел на земле, принадлежащей соседке – Петровой Т.А., которая и потребовала проведения проверки.

В качестве приложений к акту выступают разъяснения лица, в отношении которого проводилась проверка, и являющегося правонарушителем предписаний закона, результаты замеров землевладения, правоустанавливающая документация на домовладение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: