О чем говорит закон о биометрических паспортах в России

Анализ законопроекта ФЗ № 157752-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о создании механизма интерактивной удаленной аутентификации и идентификации клиента кредитной организации)

Настоящее заключение выполнено по запросу общественных организаций в связи с принятием Государственной Думой РФ закона о создании единой биометрической базы данных населения России.

Предметом исследования является законопроект ФЗ № 157752-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о создании механизма интерактивной удаленной аутентификации и идентификации клиента кредитной организации).

 Цель исследования: определить последствия принятия закона ФЗ № 157752-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о создании механизма интерактивной удаленной аутентификации и идентификации клиента кредитной организации) в Российской Федерации для жизни граждан, безопасности личности и суверенитета государства.

Задачи исследования: определить, какими причинами вызвано создание в России единой базы биометрических и персональных данных населения России; кто является выгодополучателем в случае принятия законопроекта ФЗ № 157752-7; какие правовые нормы нарушает создание в России единой базы биометрических и персональных данных населения России; имеются в законопроекте № 157752-7 признаки коррупциогенности и угроз национальной безопасности.

В работе принимали участие специалисты в сфере экономики, социологии, информационных технологий, юриспруденции.

Аналитическая записка является коллективным результатом, включающим в себя ряд исследований и заключений, под маркой Независимого экспертно-аналитического центра «VERITAS» без указания конкретного авторства.

Анализ законопроекта

Для анализа представлен законопроект ФЗ № 157752-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о создании механизма интерактивной удаленной аутентификации и идентификации клиента кредитной организации).

Законопроект был внесён в Государственную Думу  депутатом Государственной Думы РФ А.Г. Аксаковым и членом Совета Федерации РФ Н.А. Журавлевым 24 апреля 2017 г. первоначально под названием «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» (о создании механизма интерактивной удалённой аутентификации и идентификации клиента кредитной организации — физического лица).

Законопроект принят Госдумой РФ в 3 чтении 20 декабря 2017 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2017 г.

Среди целей законопроекта в «Пояснительной записке» указано «обеспечение надлежащего нормативного правового регулирования использования механизма удаленной аутентификации и идентификации клиента с использованием его биометрических персональных данных».

Необходимость внесения инициативы в «Пояснительной записке» обоснована «мировым трендом, повышением спроса на цифровые финансовые услуги, появлением высокоточных и стабильно функционирующих технологий биометрической идентификации, необходимостью введения дополнительных сервисов в целях увеличения спроса на услуги российских банков и на поддержание, таким образом, стабильности банковской системы».

Правом создания единой биометрической системы России, которая будет объединена с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА), закон наделяет Центральный банк РФ.

Оперативное управление базой биометрических данных возложено на оператора единой биометрической системы, который «занимает существенное положение в сети связей общего пользования на территориях не менее чем двух третей субъектов РФ» (п.17 ст. 8).

Оператор единой биометрической системы проверяет достоверность биометрических сведений гражданина (пп.1 п.16 ст.8), а также предоставляет сведения, содержащиеся в единой биометрической системе, в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие выработку и реализацию государственной политики в сфере внутренних дел, области обеспечения безопасности, обороны страны, безопасности государства, охраны правопорядка и противодействия экстремизму (пп.2 п.16 ст. 8).

Оператор единой биометрической системы предоставляет биометрические данные граждан уполномоченному органу и Центральному банку РФ и непрерывно обновляет их  на основе поступающей из банков информации в порядке, определённом федеральным органом исполнительной власти в сфере информационных технологий  (п. 3 ст.4).

Состав и вид биометрических сведений определяется Правительством РФ (п.8 ст.8), контроль и надзор за обеспечением мер безопасности, за исключением контроля банков, осуществляет федеральный орган (п.10 ст.8).

Центральный банк РФ определяет перечень банков, которые получат право пользоваться данными ЕСИА и единой биометрической системы, устанавливает требования по раскрытию информации, обязательные для выполнения другими банками (п.2 ст.4), определяет состав сведений, размещаемых в ЕСИА и в единой биометрической системе (п.2 ст.4), а также устанавливает перечень угроз при обработке данных и согласовывает его с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п.14 ст. 8); осуществляет контроль за порядком размещения и обновления банками сведений и за исполнением банками мер по обеспечению безопасности персональных данных (п.11 ст. 8).

Банки должны соответствовать критериям: участвовать в системе страхования вкладов, не находиться в процедуре банкротства, не находиться под запретом Центрального банка  РФ (п.2 ст.4). Список банков ежемесячно размещается Центральным банком РФ на своём официальном сайте, в случае несоответствия банка критериям  Центральный банк РФ исключает банк из перечня не позднее одного рабочего дня (п.2 ст.4).

Правительство РФ определяет список случаев и лиц, когда закон позволяет не раскрывать информацию другим структурам (п.1 ст.1), в который входят: акционеры специализированных депозитариев (п.1 ст.2), страховщики (п.2 ст.2), негосударственные пенсионные фонды (п.1 ст.3), управляющие компании, инвестирующие средства пенсионных накоплений (п.2 ст.3), небанковские кредитные организации (ст.6), банки (ст.7), «лица, под контролем либо значительным влиянием которых они находятся» (ст.5, 6), а также иные  организации и физические лица (п.11 ст.5).

Допущенные к единой биометрической системе банки будут оказывать услуги физическим лицам, отвечающим установленным критериям: не быть причастным к экстремистской деятельности и не вызывать «подозрений в легализации (отмывании) средств, полученных преступным путём или финансированием терроризма» (п.2 ст.4).

Информацию о физическом лице для размещения в единой биометрической системе должен будет при открытии счёта в банке предоставлять на безвозмездной основе сам гражданин: фамилия, имя, отчество, гражданство, дата рождения, реквизиты паспорта, номер миграционной карты, адрес места жительства, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС), номер личного телефона; сведения о биометрических персональных данных; сведения о согласии на обработку персональных биометрических данных (п.1, 2 ст.8).

Государственные органы, банки и иные организации при проведении идентификации гражданина имеют право для подтверждения достоверности этих сведений использовать информацию из информационных систем МВД, Пенсионного фонда, Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС).

Для идентификации гражданина (п.2 ст.1), а также заполнения утверждённой Правительством РФ формы согласия гражданина на обработку биометрических данных (п. 23 ст.8),  предусмотрено использование простой электронной подписи.

Уполномоченное лицо, размещающее сведения в ЕСИА и единой биометрической системе, заверяет их усиленной квалифицированной электронной подписью (п.4 ст.8).

Для обеспечения безопасности своих данных при передаче по каналам связи при удалённой идентификации гражданин обязан самостоятельно воспользоваться «шифровальными (криптографическими) средствами», адрес размещения которых в интернете ему сообщит в неустановленном законом порядке представитель государственного органа, банка или иной организации (п.19 ст. 8).

В случае если гражданин «использует мобильный телефон, смартфон или планшетный компьютер и отказывается от использования шифровальных (криптографических) средств», банк отказывает ему проведении указанной идентификации (п.20 ст. 8).

Если гражданин «использует иные устройства, в том числе персональный компьютер, и отказывается от применения шифровальных (криптографических) средств», банк уведомляет его о рисках и проводит соответствующую идентификацию (п. 21 ст.8).

Банки получают право  предоставлять биометрические данные граждан за плату коммерческим и государственным структурам, в том числе, силовым (пп. 2 п.16 ст. 8), а также другим банкам и фондам (пп. 1 п. 16 ст.8).

 Порядок и размер взимания платы оператором единой  биометрической системы за предоставление биометрических данных граждан банкам будет определять федеральный орган исполнительной власти по согласованию с Центральным банком РФ и оператором единой  биометрической системы (п.2 ст.4).

Размер платы за  предоставление оператором единой  биометрической системы биометрических данных граждан государственным структурам определяется федеральным органом исполнительной власти по согласованию оператором единой биометрической системы (п.24 ст.8).

Контроль и надзор за выполнением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных осуществляет уполномоченный Правительством федеральный орган исполнительной власти (п.10, 12 ст.8), который определяет и утверждает порядок обработки данных, формы подтверждения, методики проверки (п.13 ст.8).

Ответственность за сбор, обработку и передачу данных определяется законом ФЗ № 157752-7 в рамках административной, гражданской и уголовной ответственности (п. 24  ст.8).

Консолидированное мнение экспертов

На основании анализа закона ФЗ № 157752-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о создании механизма интерактивной удаленной аутентификации и идентификации клиента кредитной организации) можно сделать вывод, что он кардинально повлияет на жизнь граждан, суверенитет личности и безопасность государства.

Закон принимается с целью поддержания стабильности банковской системы, то есть формирования новых клиентских баз, для чего в интересах банковского капитала создаётся единая база биометрических данных населения России, объединённая с единой базой персональных данных ЕСИА, которая будет максимально полно отображать «профиль личности», позволит моментально перспективы потенциальных клиентов и сократит расходы на их  поиск.

Владельцем объединённой базы данных на всех граждан страны станет Центральный банк РФ, который создаст правила для владения ею, определит порядок и правила её использования и обозначит санкции за их нарушения. Он станет осуществлять ежемесячный рейтинг российских банков, которые будут допущены к единой биометрической системе, а значит, получат конкурентное преимущество.

В законе многократно указывается, что контроль над действиями банковских структур в отношении единой базы данных населения страны будет осуществлять не государство, а Центральный банк РФ, с которым государство, в свою очередь, должно будет согласовывать свои планы в отношении данной базы.

Закон создаёт монопольное право и передаёт властные полномочия банковской структуре — Центральному банку РФ, что можно характеризовать как механизм создания в России нового, неконституционного (ст. 10 Конституции РФ) института власти — власти частных структур — Центрального банка РФ и аффилированных с ним структур, которые получат доступ к уникальной информации о человеке и право капитализировать её.

Предлагаемая законом характеристика оператора данных прямо указывает на Ростелеком, который также многократно озвучивал своё намерение создать Национальную биометрическую платформу, что указывает на  создание преференций для конкретного субъекта правовых отношений с целью получения им материальной выгоды.

Закон, наделяющий одну структуру неограниченной властью и монопольным правом на новый рынок, а другую вписывающий в рамки создаваемого субъекта коммерческих отношений, содержит в себе выраженные признаки коррупциогенности и несёт прямую угрозу государственной безопасности.

Закон прямо указывает, что биометрическая информация представителей банковского капитала, крупного бизнеса и лиц, их контролирующих, вноситься в базы данных не будет, что можно расценивать, как выраженные  признаки дискриминации граждан по социальному признаку (п.2 ст. 6, ст.19 Конституции РФ).

Оператор единой биометрической системы станет наполнять базы данных,  предоставлять их силовым структурам, а также получать для проверки данных граждан информацию из МВД, Пенсионного фонда, ФОМС и других государственных структур. Информация будет обновляться в режиме реального времени, создавая ситуацию полной «прозрачности» гражданина.

В законе также прописан сбор информации о гражданине в единую базу биометрических данных из государственных, в том числе, силовых структур. Это лишит гражданина возможности выбора и поставит его перед фактом обязательности повсеместного предоставления своих уникальных данных под угрозой лишения доступа к госуслугам, образованию, здравоохранению, социальной помощи.

Чтобы снять правовые препятствия, гражданину предписывается заполнить бланк добровольного согласия на обработку биометрических данных. Возможность отказа и механизм отзыва гражданином своего «согласия» законом не предусмотрены.

При этом гражданин должен будет сам обеспечить безопасность своих биометрических данных, передаваемых в единую базу, обратившись для этого на указанный банком ресурс в Интернете. Его данные будут заверяться простой электронной подписью в отличие от усиленной квалифицированной электронной подписи уполномоченного представителя оператора.

Биометрические данные являются уникальной информацией о человеке, открывающей доступ к нему и к его жизни. Законом не предусмотрена конкретная ответственность банков и оператора единой базы за нанесение ему ущерба, в том числе, в случае т.н. «кражи личности», наступающей в результате криминального использования его персональных и биометрических данных.

Сбор у законопослушных граждан в принудительном порядке данных, которые собирают у преступников (отпечатки пальцев, слепок голоса, цифровой профиль клиента и др.), предусмотренная законом передача информации о человеке в силовые структуры противоречат принятой в России презумпции невиновности (ст. 49 Конституции РФ), лишает гражданина приватности, унижает его, ущемляет права личности и нарушает ст.21, 23, 24, п.2 ст. 55 Конституцию РФ.

Мировая практика применяет такой механизм только в отношении лиц, совершивших преступления или подозреваемых в них. С принятием законопроекта ФЗ № 157752-7, в России под предлогом «борьбы с терроризмом и коррупцией» начнётся беспрецедентное нарушение прав человека.

Закон наделяет оператора единой биометрической системы правом продавать данные государству и коммерческим структурам. Капитализация данных о человеке приводит к капитализации самого человека, и специалисты уже называют это явление «цифровым феодализмом». В результате будет создан новый товар — цифровая копия человека, о чем уже открыто говорят люди, продвигающие новый цифровой проект, появится новый рынок — торговли цифровыми копиями (нарушение ст. 17 Конституции). Легитимированная законом продажа биометрических данных различным структурам создаст ситуацию беспрецедентного риска не только для гражданина, но и для государства в целом.

Решение о введении биометрической регистрации населения всей страны с обществом не обсуждалось, а безальтернативность вводимого механизма игнорирует интересы граждан, несёт угрозу их личной безопасности, игнорирует Конституцию РФ (ст. 6, 10, 17, 21, 23, 24, 49, 55).

Создание единой базы данных нарушает п.3 ст.5 закона №152-ФЗ «О персональных данных» по причине прямой угрозы суверенитету и безопасности страны создание единых баз данных ни в одной стране мира не осуществляется, а в Германии и вовсе запрещено отдельным законом.

Развитие современных информационных технологий позволяет успешно фальсифицировать любые личные данные, в том числе, биометрическую информацию, что остро ставит вопрос, к примеру, об уязвимости работников, имеющих доступ к закрытым объектам стратегического значения, и актуализирует вопрос безопасности самих объектов и страны в целом.

Также по-прежнему не решён вопрос с заменой иностранного программного обеспечения отечественным, а имеющиеся разработки российских специалистов наталкиваются на ожесточённое сопротивление крупного профильного бизнеса и не находят применения в своей стране.

Это наносит удар по обороноспособности страны и позволяет говорить об угрозе национальной безопасности.

Выводы

Законопроект ФЗ № 157752-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о создании механизма интерактивной удаленной аутентификации и идентификации клиента кредитной организации) создан в рамках глобального проекта т.н. «цифровой экономики», являющегося новым инструментом наднационального контроля государств.

В случае принятия законопроекта ФЗ № 157752-7 в России произойдёт перехват государственной власти банковским капиталом в лице  Центрального банка РФ и связанных с ним структур.

Законопроект  № 157752-7 нарушает нормы Конституции РФ: п.2 ст. 6, ст. 10, ст. 17, ст.19,  ст.21, ст. 23, ст.24, ст.49, п.2 ст. 55, а также п.3 ст. 5 закона №152-ФЗ «Закон о персональных данных».

В законопроекте № 157752-7 отчётливо определяются признаки  коррупциогенности и антиконституционности, а также признаки дискриминации группы граждан по социальному признаку.

Законопроект ФЗ № 157752-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о создании механизма интерактивной удаленной аутентификации и идентификации клиента кредитной организации) нарушает права личности, создаёт угрозу социальной нестабильности, подрывает  государственную безопасность и ведёт к утрате национального суверенитета.

http://ruskline.ru/analitika/2020/01/03/analiz_zakonoproekta_o_vseobwej_biometricheskoj_registracii_naseleniya_rossii/

————————————————————————————

          Поддержка сайта Protivkart.org

          Яндекс-деньги 410011074881635

  • Происшествия Политика Общество

Пишет planetcool

В то время как развитые демократические страны отказались от введения единых сквозных идентификаторов личности и создания единых баз данных, то Россия идет полным ходом по другому пути: 1) создание единой базы данных Минздрава на всех детей; 2) закон о биометрической идентификации граждан подписан президентом накануне нового 2020 года.

ИНТЕРНЕТ ПОРТАЛ МИНЗДРАВА НА ДЕТЕЙ

Сегодня оцифровываются детские медицинские карты, и результаты всех медосмотров — все это будет внесено в единую электронную базу.

Так с 1 января 2020 года вступает в силу приказ Минздрава N 514н, О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних . Чем же примечателен этот приказ?

А тем, что данные о каждом ребёнке, о его здоровье, динамике развития будут внесены в единую электронную базу данных. Также все данные детских медосмотров будут в обязательном порядке передаваться школе, в которой учиться ребёнок. Все это будет делаться в обход родителей, и без их согласия. А в случае прохождения профилактического осмотра в платной клинике копия медкарты будет передана в государственную поликлинику.

Приказ интересен и тем, что теперь для медицинского вмешательства (УЗИ, рентген, иммунологические исследования и т.д.) больше не нужно присутствия родителей, достаточно письменного разрешения.

Сам по себе приказ нарушает огромное количество законов РФ и Конституцию РФ. Например, ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ он закрепляет принцип врачебной тайны (ст. 13). ФЗ РФ от 27.07.2006 N 152-ФЗ О персональных данных и т.д. Нарушает ст. 2, часть 1 статьи 23 и часть 1 статьи 24 Конституции РФ и т.д.

Стоит обратить внимание и на то, что приказ вступает в силу с 1 января 2020 года, с этого же дня вступает в силу и ювенальное Десятилетие детства . Не трудно догадаться, что единая база данных на всех детей, нужна прежде всего чиновникам, потому что создает условия для сбора и распространения среди субъектов межведомственного взаимодействия (поликлиника, садик, школа, органы опеки и т.д.) данных о ребенке, в целях вмешательства в семью.

Чтобы забрать ребенка все-таки нужна какая-то «доказательственная» база. И чем ее больше, тем лучше для ювеналов. Ну и название самого интернет-портала на котором буде размещена информация о детях звучит многообещающи ORPH.ROSMINZDRAV.RU (п. 2 Прил. № 3 к Приказу). Знаете, что такое ORPH. ? Это сокращение от «orphan», что в переводе на русский означает СИРОТА ! Портал ORPH.ROSMINZDRAV.RU уже существует и туда вносят данные о детях -сиротах и детях в трудной жизненной ситуации (см, напр, http://old.kmiac.ru/kategoriya-1/).

С точки зрения внутринациональной преступности, и для внешних угроз создание единой базы данных это опасно и не рзумно. К тому же база Минздрава — лишь часть единой системы, в которой о каждом человеке планируют получать всю детальную информацию.

ЗАКОН О БИОМЕТРИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ГРАЖДАН

Президент Путин накануне Нового года подписал проект закона, против которого яростно билась российская патриотическая общественность. Само название закона подобрано лукаво и не соответствует содержанию: О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Новым законопроектом создается единая электронная база биометрических данных граждан России для банковской системы, которая увязывается с органами государственной власти (со сферой оказания госуслуг) и другими организациями с передачей обширных полномочий Правительству, министерствам.

Контроль и надзор за работой системы будут осуществлять ФСБ, СВР и Центробанк РФ. Здесь хочется отметить то, что ЦБ не подчиняется российским органам власти, а подчиняется международным финансовым структурам Мирового Правительства — Всемирному Банку и МВФ. Так почему же надзор за биомтрическими данными россиян доверили ЦБ? Более подробно о том, что ЦБ связан с США и Западом и о том кому принадлежит ЦБ можно прочитать здесь

В первоначальном варианте проекта закона говорилось исключительно о потенциальных клиентах коммерческих банков-ростовщиков. Теперь сюда входят государственные органы, банки и иные организации , которые вправе подтверждать достоверность сведений .

Как отметил председатель комитета Думы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, после успешного внедрения в банковском секторе механизм удаленной идентификации может быть распространен на многие другие сектора экономики (государственные, страховые, пенсионные, микрофинансовые и иные виды услуг) .

То есть речь фактически идет о постепенном распространении действия системы на все сферы человеческой жизнедеятельности. Куда бы ни обратился человек, везде он должен предъявить свои биометрические данные. Хочешь работать, учиться, совершать какие-либо социально-значимые действия — отдай в полное распоряжение анонимных операторов системы подробные данные о своих индивидуальных физических и физиологических особенностях, заключенных в уникальных характеристиках твоего тела.

Состав биометрических параметров человека, используемых системой, будет определяться правительством РФ . На данный момент не определен ни порядок этой самой идентификации, ни перечень организаций, которые смогут ее проводить, ни даже сам набор биометрических данных россиян, необходимых для идентификации. Закон вступит в силу через полгода, но уже сейчас совершенно очевидно, что в нем не оставлено лазеек для отказа от сдачи биометрии или альтернативных вариантов работы с госорганами, ростовщиками (банками) и прочими загадочными иными организациями .

Регистрация в ЕСИА и Единой биометрической системе для физического лица бесплатная и осуществляется на добровольной основе, с его согласия , — подчеркивает Аксаков. Но понятно, что это будет добровольно-принудительно, если человек откажется предоставлять свои биометрические данные, то ему будет отказано в получении тех или иных гос. услуг, кредитов и т.д.

Биометрическими параметрами могут стать: отпечатки пальцев, изображение лица, рисунок кровеносных сосудов сетчатки глаза (изображение кровеносных сосудов глазного дна) или структура радужной оболочки глаза, изображение кисти руки, ладони, пальца, уха и т.д. Пока говорится об использовании двух биометрических параметров человека, но в любой момент список может быть расширен...

По словам Аксакова, физическому лицу необходимо будет один раз прийти в любой банк, обладающий правом проводить регистрацию физических лиц в ЕСИА и ЕБС. Банк проведет идентификацию физического лица при личной явке и зарегистрирует его в ЕСИА, (при отсутствии учетной записи в этой системе) снимет биометрические образцы (изображение лица и голос) и направит в ЕБС .

Уже не раз говорилось, что сбор биометрических параметров человека для помещения их в базы данных для последующей автоматической идентификации и аутентификации напрямую попирает целый ряд конституционных норм (ст.ст. 2, 3, 7, 15, 17, 18, 21, 22, 23, 24, 28, 29, 32, 33, 45, 51, 55 Конституции РФ). Эти права и свободы не подлежат ограничению даже в условиях чрезвычайного положения (пункт 3 статьи 56 Конституции РФ). Таким образом, внедрение электронной биометрической регистрации граждан является действием, направленным на полную ликвидацию конституционных прав и свобод граждан, которые являются базовой составляющей основ конституционного строя РФ.

Случай беспрецедентен — Россия может оказаться первой страной в мире, где все общение физических и юрлиц с государством и банками будет возможно только после получения биометрических образцов жителей государства.

Удивительно, что федеральные СМИ дружно возмущаются введением киевской хунты биометрического контроля на границе с Россией, но все аналитические способности штатных журналистов-патриотов мигом испаряются при попытках проанализировать аналогичные события в собственной стране.

И стоит напомнить то, что биометрия является последним этапом перед переходом к технологиям непосредственного нанесения идентификационного кода на тело человека. Для этих целей и существуют так называемые человеческие штрих-коды — идентификационные микрочипы, вживляемые в тело человека, а также другие метки, видимые и невидимые, наносимые на тело и неотделимые от него. Представители элиты уже заявляют о плюсах чипа, да по ТВ мелькает реклама. При этом чипирование было одобрено на международном уровне еще в 2005 году. 16 марта 2005 года Комиссия Евросоюза приняла Заключение №20 Европейской группы по этике в науке и новых технологиях Этические аспекты имплантации в человеческое тело средств информационно-коммуникационных технологий , согласно которому: Современное общество встало лицом к лицу с изменениями, которым необходимо подвергнуть человеческую сущность…»

Насколько серьезен закон, и чем опасна биометрия можно прочитать в следующих материалах:

Госуслуги и кредиты только через биометрию Антигосударственный закон о биометрической идентификации граждан читать здесь

Сбербанк планирует не только выдавать паспорта, но стать частью пенитенциарной системы (уголовно-исполнительной) читать здесь

Людей скоро можно будет идентифицировать без паспортов, считает Сбербанк читать здесь

Биометрические документы и единый реестр. В чем опасность? видео

—>

18 января, 2020

1 января2020 года президент РФ Путин подписал закон о внесении биометрических данных ВСЕХ граждан России в ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации). Название закона: «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», уводит от его сути. Под предлогом борьбы с терроризмом, РФ сделала большой шаг в сторону установления глобального контроля над законопослушным населением страны.

Сторонники закона говорят о том, что после сдачи своих биометрических данных людям станет легче работать с банками, брать кредиты, открывать счета, делать вклады.«Открыть вклад или получить кредит можно будет практически в любом российском банке, ни разу его не посетив. Потребуется всего один раз прийти с паспортом в ближайший банк, который запишет видеоизображение и голос клиента», — сообщает читателям «Российская газета».

Однако вся соль закона о биометрии как раз в том, что он дает возможность правительству РФ по согласованию с Центробанком устанавливать порядок для биометрической идентификации гражданина госорганами (!), банками и иными организациями (!). Банки здесь – только повод. Главное – создание ЕДИНОЙ системы биометрики для ВСЕХ граждан России.

При этом не определен ни порядок этой идентификации, ни перечень организаций, которые смогут ее проводить, ни перечень биометрических данных, необходимых для идентификации. Закон вступит в силу через полгода, но уже сейчас совершенно очевидно, что в нем не оставлено лазеек для отказа от сдачи биометрии или альтернативных вариантов работы с госорганами, ростовщиками (банками) и прочими загадочными «иными организациями».

Случай безпрецедентен — Россия может оказаться первой страной в мире, где все общение людей и организаций с государством и банками будет возможно только после получения биометрических образцов человека. Об этом сайт РОНС уже писал: http://ronsslav.com/elektronnyy-kontslager-yanvar-2020/

Как пример двойной морали можно привести тот факт, что провластные СМИ РФ дружно возмущаются введением властями Украины биометрического контроля на границе с Россией, но словно в рот воды набирают, когда всеобщая тотальная биометризация провозглашается в РФ.

Тэги:  Банки, биометрия, Закон, идентификация, Путин

Внимание! 20
декабря в Госдуме планируется принятие в третьем чтении опасного
законопроекта № 157752-7 (о биометрической идентификации).

Особую обеспокоенность вызывают поправки, внесенные ко второму
чтению. Изначально, в первом чтении, законопроект был предназначен для
биометрической идентификации исключительно клиентов банков
. После
принятия поправок (на 43 страницах) объем законопроекта вырос в 4,5 раза
преимущественно за счет норм, существенно расширяющих применение к
гражданам ЕСИА, а также

легализующих создание и функционирование единой
биометрической системы

, которая будет распространена уже на любые иные
сферы деятельности (в том числе на государственные услуги, пенсионное
обеспечение, различные виды страхования и пр.)

Принятие поправок на пленарном заседании 15.12.2017 произошло за
несколько минут без всякого обсуждения
. В спешке не было получено
обязательное по Конституции заключение правительства: в соответствии с
поправками оператор биометрической системы (видимо, «Ростелеком») будет
взимать плату не только с банков, но и с государственных структур, то
есть запланированы бюджетные расходы
. Не учли даже замечания,
содержавшиеся в правительственном отзыве, например, о необходимости
определения мер ответственности за его нарушение.

В законопроекте содержится множество антиконституционных норм

, в
частности, вся регламентация, включая состав размещаемых в единой
биометрической системе сведений (фотография, голос, дактилоскопические
данные, снимок роговицы глаза или что другое), опускается на
правительственный и ведомственный уровень, в то время как именно такое
положение дел послужило основанием для отклонения Президентом РФ закона о
создании информационной системы «Контингент обучающихся». 

Нет никаких гарантий соблюдения добровольности использования системы

:
исключительно с согласия планируется осуществлять только первоначальный
ввод информации в систему; возможность отзыва согласия с последующим
удалением данных не предусмотрена; такой оговорки (о необходимости
согласия) нет в случаях использования системы, в том числе, в целях
идентификации. 

Реальная практика внедрения электронных технологий, в том числе,
истребования подписать согласие на обработку персональных данных при
получении той или иной помощи, свидетельствует об его фактически
добровольно-принудительном характере. Достаточно назвать толкование со
стороны всех государственных органов подпункта «в» пункта 1 Указа
Президента РФ от 7 мая 2012 года № 601, согласно которому к 2020 году не
менее 70% россиян должны использовать ЕСИА.

В этой связи не вызывают оптимизма сообщения СМИ о том, что, в странах
(в частности, в Индии), в которых биометрическая идентификация
изначально была добровольной, она постепенно стала необходимой для
получения государственных услуг и мер социальной поддержки, оплаты
налогов, открытия счёта в банке и т.д.

Считая недопустимой практику принятия фундаментальных изменений
законодательства как поправок к законопроектам, регулирующих иные
вопросы, общественность, входящая в «Координационный Совет общественных
организаций Алтайского края по вопросам семейной политики и социальной
безопасности», обратилась к депутатам, иным руководителям с требованием
отклонить опасный законопроект, рассматривать его и любые подобные
новшества только при условии всестороннего общественного обсуждения. 

Кроме того, обращаем внимание на вступающую в силу 01.01.2020 главу
«Единая государственная информационная система социального обеспечения
(ЕГИССО)» закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной
помощи», реализация которой также приведет к массовым нарушениям
прав и свобод граждан. 
 
Прежде всего, данная глава содержит чрезвычайно широкий и неопределенный
перечень случаев, в которых должны аккумулироваться персональные
данные. Согласно части 2 статьи 6.9 закона объединению подлежат сведения
из информационных систем органов и организаций, предоставляющих меры
социальной защиты (поддержки), социальные услуги, иные социальные
гарантии и выплаты.

Мало того, что положения об обработке этой
информации введены в закон, предмет которого существенно уже
(государственная социальная помощь) (то есть аналогично законопроекту о
биометрической идентификации), так и понятие «социальные гарантии» не
определено ни этом законе, ни в законодательстве в целом. Что позволяет
исполнителю применять его на практике по своему усмотрению
, в том числе
произвольно формировать классификатор таких социальных мер и перечень
категорий их получателей.

В результате, например, в ЕГИССО попадет даже
бесплатное (или с 50-ти процентной оплатой) обеспечение больных, страдающих
определенными заболеваниями, необходимыми лекарственными препаратами,
являющееся частным случаем бесплатной медицинской помощи. Как говорится,
еще хорошо, что в систему не вводят обеспечение бесплатными учебниками и
учебными пособиями, это ведь тоже можно назвать социальной гарантией.
 
Во-вторых, из текста закона непонятно, будет ли обусловлена реализация
конституционных прав граждан на создание государством условий,
обеспечивающих их достойную жизнь и свободное развитие (статья 7
Конституции РФ) согласием на обработку персональных данных в
централизованной системе, обязательным наличием и использованием СНИЛС
.

С
одной стороны внушают надежду пункты 26 и 27 Положения о ЕГИССО,
утвержденного постановлением правительства от 14.02.2017 г. № 181.
Согласно этим пунктам, обработка информации, подлежащей размещению в
информационной системе, осуществляется в соответствии с требованиями
закона «О персональных данных»; согласие гражданина на обработку его
персональных данных подтверждается заявлением, поданным гражданином в
орган, предоставляющий меры социальной защиты (поддержки).

С другой
стороны, такая формулировка и практика говорят о том, что отсутствие
этого согласия может означать отказ в оказании помощи
. То же самое можно
сказать о СНИЛС, который должен содержаться в системе согласно части 4
статьи 6.9 закона
. Уже сейчас государственные и муниципальные органы и
организации на местах, обязывая граждан получать и предъявлять СНИЛС,
ссылаются на то, что с 1 января наличие СНИЛС для оказания всей этой
государственной помощи будет обязательным.

Вместе с тем основания, условия, объемы предоставления социальных
гарантий, их виды, круг получателей, обязанности по использованию ЕГИССО
при предоставлении социальных гарантий и представлению в нее сведений
должны быть урегулированы в федеральных законах, которыми эти гарантии
установлены.
 
Об этом говорится в пояснительной записке к законопроекту № 287873-7,
который принят в первом чтении 13.12.2017 и который предусматривает
внесение изменений в 37 федеральных законов, в части установления
обязанности по размещению персональной информации в ЕГИССО.
 
В связи с изложенным, наши общественные организации обратились в органы
власти с требованием признания утратившим силу законодательных норм об
ЕГИССО, отклонения законопроекта №287873-7.
 
Предлагаем неравнодушным согражданам, общественным деятелям и организациям выразить свою позицию по данным вопросам.

АКОО «Общественный родительский комитет», «Общество православных врачей
Алтайского края», АКОО опекунов и детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, «Доброе сердце», фракция «За семью!» ВПП «Партия
Великое Отечество», АКОД «Много деток — это хорошо», видеостудия клуба
«Поиск», АКО МОД «Межрегиональное родительское собрание», Алтайская
инициатива за бесплатное образование, АКО ООД «Всероссийский Женский
Союз — Надежда России».

На данный момент любой гражданин России может получить два типа паспорта — старого и нового образца.

Оба документа будут иметь равную юридическую силу, при этом каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.

Паспорт нового образца дополнительно содержит биометрические данные владельца, но оформляется практически в том же порядке, что и классический вариант документа, с соблюдением установленных законодательных требований.

Когда введется законодательно

Действующее законодательство позволяет гражданину оформлять оба варианта паспорта, старого и нового образца, на выбор.

Гражданин самостоятельно принимает решение, основываясь на преимуществах и недостатках каждого варианта.

При этом оба документа будут иметь абсолютно одинаковую юридическую силу, они будут удостоверять личность.

Планировалось, что биометрический паспорт можно будет получить с марта 2020 года в любом отделении ФМС. Также можно будет обратиться в МФЦ или заполнить заявление через портал государственных услуг.

За получением документа и для фиксирования биометрических данных нужно будет обратиться непосредственно в ФМС.

Окончательного решения принято не было, проект снова был отложен, но находится на доработке. Законопроект о введении такого типа паспортов впервые рассматривался ещё в 2012-м году.

Практическая реализация закона в тот момент казалась сложновыполнимой — отсутствовала нужная законодательная база, не хватало финансов на реализацию идеи. Реализация была наиболее близка к реальности в 2015-м, но и тогда закон пришлось отложить.

Окончательной датой начала реализации программы считался март 2020-го года, однако переход на новый тип документации будет постепенным.

На данный момент граждане могут оформить классический вариант паспорта или получить биометрический загранпаспорт.

Очевидно, что введение такого рода паспортов или удостоверений личности рано или поздно должно произойти. Он представляется удобным, позволит использовать сразу несколько документов в одном.

Но также требуется тщательное правовое регулирование, а также работа над обеспечением безопасности размещаемых данных.

Как получить документ

Новый вариант паспорта позволит включать в документ больше сведений о гражданине. Речь идёт о биометрических данных, а также о включении на электронный носитель сведений о СНИЛС, сведений о водительских правах и так далее.

Оформить документ можно будет в любом из отделений ФМС. Потребуется предоставить все необходимые документы, а также заполнить заявление по установленной форме.

Ещё один необходимый шаг — снятие отпечатков пальцев, сведения об этом будут вноситься на электронный носитель информации.

Подать документы на выдачу паспорта нового образца можно будет как по месту жительства, так и по месту пребывания. В первом случае срок изготовления составить один месяц, а во втором — в четыре раза дольше.

Однако окончательной информации ещё нет, процедура может существенно измениться, как и сроки выдачи.

Вероятно, что срок выдачи может быть увеличен, так как процедура изготовления документа представляется более сложной.

Стоимость оформления

Биометрический паспорт в России сможет оформить любой гражданин, но в данном случае речь идёт об оформлении биометрического загранпаспорта, так как окончательного решения о введение биометрического паспорта гражданина России ещё не принято, механизм не отработан.

Данная услуга не бесплатна, в связи с дороговизной его изготовления. Размер платежа (госпошлины) определяется действующий Налоговым кодексом РФ и составлять три с половиной тысячи рублей.

При этом имеются некоторые послабления. Так, граждане, которые не достигли четырнадцатилетнего возраста должны будут заплатить полторы тысячи, а проживающие в Калининградской области платить не будут вовсе.

Реквизиты для оплаты пошлины можно найти в сети интернет, на официальном сайте ГУВМ МВД (именно этот орган на данный момент обладает полномочиями, которые ранее имелись у ФМС РФ). Можно уточнить реквизиты в конкретном отделении.

Если пошлина будет оплачена, а реквизиты изменятся, необходимо будет заплатить средства на новые реквизиты.

При этом важно помнить, что ранее уплаченные средства можно будет вернуть. Для этого нужно обратиться в отделение ГУВМ МВД и подать соответствующее заявление на возврат пошлины.

Как выглядит образец (фото)

Паспорт нового образца будет содержать специальный чип, на котором располагаются биометрические данные его владельца — данные отпечатков пальцев, зашифрованная информация о владельце, а также рисунок радужной оболочки, то есть все данные, которые в полной мере позволят идентифицировать гражданина.

Данная информация не будет видна, если её специальным образом не считать с чипа, с помощью специальных электронных средств.

По сути, новый документ будет содержать те же данные, плюс биометрию гражданина, только в электронном виде.

Он также будет включать в себя данные иных документов, например, СНИЛС, а также, возможно, средства, которые позволят производить платежи.

Данный шаг представляется удобным, так как позволит пользоваться одним документом вместо нескольких.

Размер государственной пошлины

Механизм оформления внутреннего паспорта ещё не был отработан, так как законопроект в очередной раз не был принят окончательно. Бланк квитанции на оплату госпошлины можно скачать здесь.

На данный момент можно оформить лишь загранпаспорт с биометрическими данными, размер пошлины составить три с половиной тысячи для граждан с четырнадцати лет и полторы для тех, кто младше.

Дополнительно можно сэкономить, если оформлять документ через портал государственных услуг. Экономия составить тридцать процентов.

Таким образом государство стимулирует использование данного портала, что позволяет существенно сокращать очереди в государственных структурах.

Предполагается, что размер госпошлины за получение нового паспорта гражданина РФ будет несколько выше.

Документ будет представлять собой пластиковую карточку, её изготовление будет обходиться относительно дорого, особенно учитывая необходимость размещения электронного чипа, на котором будет находиться вся биометрическая информация.

Преимущества и недостатки

Паспорт старого образца, то есть классический вариант, который оформляется сейчас, будет иметь существенные отличия от документа, который планируется выпускать в будущем.

Каждый из вариантов будет иметь свои преимущества и недостатки:

Паспорт старого образца будет стоит несколько дешевле, так как технология его производства уже отлажена и он не требует каких-то технических нововведений Фактически, старый вариант представляет собой лишь бумажный документ на нескольких листах, тогда как новый, как планируется, будет выполнен на пластиковой карточке
Процесс оформления старого паспорта также отлажен, что позволит упростить процедуру его получения Первое время получение документа нового образца может быть несколько осложнено, но процедура быстро наладится. По сути, биометрические документы уже выпускаются в России. Речь идёт о загранпаспорте нового образца, в котором также присутствует биометрический чип. Однако он изготавливается на бумаге, а новый общегражданский паспорт будет выполняться в виде пластиковой карточки
Новый документ может содержать такие биометрические данные гражданина, как отпечатки пальцев и снимок радужной оболочки глаза С одной стороны, это позволит лучше идентифицировать владельца, но некоторые граждане переживают за свои личные данные. Методы защиты информации должны быть надёжными. С другой стороны, бумажный паспорт подделать ещё проще, что ставит под сомнение доводы таких граждан
Биометрический паспорт также может содержать информацию о СНИЛС, водительском удостоверении, индивидуальном налоговом номере и так далее Это представляется достаточно удобным вариантом, так как позволит использовать один документ вместо нескольких сразу
Использование нескольких документов в одном можно расценить и с негативной стороны, так как в случае утери лицо потеряет сразу несколько важных документов Но предполагается, что у лица также будет иметься бумажный вариант таких документов, которые можно будет хранить дома
Также планируется использовать паспорт и в качестве платёжного средства, то есть такая карта одновременно будет выступать в роли банковской Это также представляется достаточно спорным решением

С одной стороны — несомненное удобство, с другой — возможность получения доступа злоумышленниками.

Всё будет зависеть от того, какую безопасность смогут обеспечить для нового документа, какие механизмы его защиты будут использованы.

Новый тип документа имеет как плюсы, так и минусы. Несомненно, его введение — логичный шаг, который рано или поздно должен осуществиться.

Видео: стоит ли оформлять документ

При этом государству необходимо внимательно изучить возможные негативные моменты и подумать над защитой информации и безопасности сведений.

Биометрический паспорт — это документ нового образца, который однажды в будущем заменит действующие бумажные паспорта.

Предполагается, что он будет содержать биометрические данные владельца на специальном чипе.

Введение биометрических паспортов — логичный шаг в развитии документооборота, при правильной реализации он позволит упростить многие моменты и объединит ряд документации в одном паспорте.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: