Как совершается передача земельного участка

Процедура перераспределения земель между несколькими владельцами происходит в соответствии с нормами земельного законодательства, которые регулируют указанный вопрос. В процессе перераспределения можно как увеличить размер участка путем принятия дополнительной площади, так и уменьшить его при помощи изменения земельных границ посредством передачи другому лицу.

С 01.01.2020 правовые нормы, регламентирующие порядок такой корректировки и аспекты, влияющие на возможность ее осуществления, претерпели некоторые изменения.

Что такое перераспределение земельных участков

Какова суть перераспределения землевладений?

Она характеризуется следующими моментами:

  • смена установленных ранее границ соседних земель (такие изменения возможны в отношении двух объектов и более);
  • формирование новых участков с обновленными границами, зафиксированными надлежащей кадастровой документацией;
  • изменение ранее установленных земельных границ и их эксплуатация согласно новому назначению (при его изменении).

Статья 11.7 ЗК РФ Перераспределение земельных участков

Нормами статьи 11.7 Земельного кодекса РФ устанавливается следующее:

  • в случае перераспределения нескольких соседних землевладений создается несколько других соседних участков, а первоначально образованные земли перестают существовать. Если перераспределение происходит в отношении землевладений и участка, изначально сформированные землевладения прекращают существовать, и формируется новое землевладение;
  • если перераспределению подвергаются земли, оформленные на частного землевладельца, их собственники получают соответствующие правомочия на создаваемые землевладения на основании заключенных соглашений между этими владельцами об формировании новых участков земли;
  • при перераспределении землевладений и участков, владельцами которых выступают государство или муниципалитет, между собой либо с частными землевладениями и земельными участками, применяется глава V.4 Земельного кодекса РФ;
  • если вышеуказанный вид перераспределения происходит между частными землевладельцами и органами исполнительной власти государства либо местными органами власти, процедура осуществляется посредством заключения соответствующих соглашений, в соответствиями с условиями которых возникает право частной, государственной, либо муниципальной собственности на формируемые землевладения.

Изменения в порядке перераспределения земельных участков с 1 января 2020 года

После вступления в силу Федерального закона от 03 июля 2016 года № 334, существенные изменения коснулись компетентных органов, выдающих разрешительную документацию по вопросу перераспределения земель. Подобные корректировки относятся к участкам с неразграниченной государственной собственностью.

Суть их состоит в таких положениях:

  • любые вопросы касаемо земель сельских поселений рассматриваются местной властью;
  • в случае, если необходимо уточнение границ земельного участка сельскохозяйственного поселения, подавайте соответствующее заявление в администрацию по месту нахождения данного объекта недвижимости;
  • после того, как перераспределение завершится, установленные законодателем правомочия по эксплуатации таких земель, предоставляются их собственнику.

На сегодняшний день Земельный кодекс РФ претерпел еще ряд существенных изменений по вопросу перераспределения участков земли. Чаще всего заявители высказывают желание о прирезке какой-либо части муниципального участка к своей земле. Такие части, передающиеся частным собственникам, называются «прирезки».

Законодательно разрешенное мероприятие такого рода дает возможность увеличения территории принадлежащей вам земли. Также произошло фактическое узаконение самозахватов соседних земель некоторыми гражданами. Однако существуют и другие основания, ввиду которых может потребоваться такая процедура.

Условия перераспределения земельных участков

В целях исполнения указанной процедуры придерживайтесь таких условий:

  • землевладения должны быть соседними, то есть соприкасаться минимум в одной точке;
  • такие земли не должны иметь ограничений и арестов;
  • заранее обратитесь к собственникам смежных земель и договоритесь с ними об указанной процедуре;
  • соберите необходимый пакет документации;
  • представьте в территориальное отделение Росреестра заявление в отношении процедуры перераспределения;
  • закажите услуги по исполнению требуемых работ кадастровым инженером.

Классификация перераспределения земель

Сегодня законодатель предусматривает такие типы возможной смены земельных границ, которые определяются исходя из их владельцев:

  • при перераспределении участков, собственниками которых являются граждане и организации. В подобных обстоятельствах изменения границ регулируются посредством оформления специального соглашения о перераспределении земель между их владельцами. В это же время государственными органами подготавливается соответствующая разрешительная документация;
  • перераспределение касается только землевладений, находящихся в собственности муниципалитета. Такое возможно в случаях, когда государственные земли переходят от одного ведомства к другому;
  • корректировка границ двух соседних землевладений, когда одним из них владеет частное лицо, а второй является собственностью государства. Этот момент четко регулируется законодателем, предусматривающим возможность проведения необходимых межевальных работ. Также важное значение несет назначение муниципальных земель и вид целевого использования земли владельца.

Запрет на перераспределение земельных участков с 1 января 2020 года

С обновлением положений российского законодательства поменялись также главные условия, наличие которых может привести к отказу в исполнении вышеуказанной процедуры:

  • при выставлении земли, находящейся в собственности государства и рассматриваемой в качестве объекта межевальных работ, на аукционные торги;
  • если участки земли, которые нужно перераспределить, не являются соседними (на графической схеме их местонахождения они должны соприкасаться хотя бы в одной точке);
  • участки, требующие смены имеющихся границ путем перераспределения не были отмежеваны. В таком случае обязательно проведите предварительное установление земельных границ;
  • когда участки, требующие перераспределения, имеют различные виды разрешенного использования. Например, один из них относится к сельскохозяйственным землям, а другой отведен под жилую застройку. В таких обстоятельствах попробуйте сменить назначение участка посредством получения надлежащего распоряжения уполномоченного органа. Но помните, что это займет определенное время и вам потребуется собрать пакет необходимой документации;
  • когда землевладения располагаются в пределах различных территориальных образований.

Порядок процедуры перераспределения земельных участков с 1 января 2020 года

Если перераспределяемые земли не относятся к категориям, в отношении которых процедура перераспределения запрещена, совершите следующие действия:

  • заранее в устной форме договоритесь с собственниками смежных земель;
  • посетите компетентный орган муниципалитета и подайте заявление о выдаче разрешения;
  • пригласите кадастрового инженера для изменения земельных границ;
  • составьте и подпишите соответствующее соглашение и представьте его в муниципальный орган;
  • при положительном исходе получите решение по утверждению плана землевладений с зафиксированными изменениями;
  • поставьте землю с измененными границами на кадастровый учет;
  • обратитесь за получением кадастрового паспорта с новыми утвержденными границами.

Обратитесь в геодезическую компанию или к компетентному кадастровому инженеру и закажите необходимые кадастровые работы. Геодезическая компания должна обладать соответствующей лицензией, разрешающей проведение межевальных работ, а для кадастрового инженера предусмотрено специальное правило, в соответствии с которым он обязан числиться в федеральном списке соответствующих специалистов, который содержит официальный сайт Росреестра.

Утверждение кадастровых планов новообразованных земель входит в компетенцию Земельного департамента. Это возможно в лишь в том случае, если не нарушаются требования сервитутов для всех перераспределяемых объектов, и при соответствии установлений в отношении предельно допустимых размеров землевладений, которые установлены в конкретном субъекте государства.

Чтобы зарегистрировать свое право на участок, предоставьте имеющуюся документацию, подтверждающую ваше право собственности на данное имущество, кадастровый паспорт на новые земельные участки, документы, удостоверяющие ваши личности, а также платежную бумагу по госпошлине.

Документы, необходимые для перераспределения земельных участков

Для того, чтобы подать заявление на перераспределение, соберите надлежащий пакет документации, состоящий из:

  • заявления, составленное от вашего имени либо от имени организации;
  • приобщите к указанному заявлению такие бумаги:
  • копии документации, являющейся подтверждением права собственности на ваше землевладение, если она не регистрировалась в ЕГРН;
  • карту местоположения объекта недвижимости при отсутствии проекта по его межеванию, согласно которому происходит процедура перераспределения;
  • доверенность, подтверждающую ваши полномочия, в случае, если вы подаете документы от имени собственника земли;
  • нотариально удостоверенный перевод документации, подтверждающие проведенную государственную регистрацию, если это заграничная организация.

Заявление о перераспределении земельных участков

Согласно пункту 2 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ, текст заявления о перераспределении земли должен включать информацию в отношении:

  • заявителя (ФИО, данные паспорта, место проживания);
  • кадастрового номера землевладения, который будет увеличен;
  • кадастрового номера участка, который будут прирезать;
  • проекта межевого дела на землевладение.

Проект межевого дела для участков, входящих в садовые либо дачные товарищества, хранит правление объединения либо исполнительный орган, выделивший объекты недвижимости указанным товариществам.

Соглашение о перераспределении земельных участков

Оформление соглашения требует оформления в письменном виде. В качестве субъектов данной процедуры выступает компетентный в земельных правоотношениях орган и заявитель.

Процедура перераспределения земель, принадлежащих муниципалитету либо частным собственникам, осуществляется согласно межеванию. Иногда землевладельцем и заинтересованным лицом является один и тот же субъект. В таком случае принятие решения возлагается на уполномоченный орган.

Содержание соглашения о перераспределении подразумевает указание таких сведений:

  • личной информации в отношении собственников соответствующих землевладений;
  • подробного описания перераспределяемой недвижимости;
  • обоснования необходимости перераспределения территорий.

В качестве основания для проведения регистрации Земельной палатой созданных землевладений выступает подписанный сторонами процедуры договор, а также выдел соответствующих территорий. Землевладения, которые не прошли процедуру регистрации в органах Росреестра, не относятся к кадастровым, и, соответственно, не могут эксплуатироваться в соответствии с назначением.

Стоимость перераспределения земельных участков

Расширение изначально установленных размеров частных землевладений, в итоге проведения мероприятий по перераспределению данных объектов и участков, являющихся собственностью государства или муниципалитета, происходит на возмездной основе.

Размер оплаты при этом устанавливается:

  • согласно предписаниям Правительства нашего государства, относительно землевладений, являющихся федеральной собственностью;
  • согласно установлениям государственных органов субъекта Российской Федерации, касаемо земель, являющихся собственностью субъекта государства, участков с неразграниченной собственностью;
  • в соответствии с указаниями муниципальных органов, касаемо территорий, являющихся собственностью муниципалитета.

Данные о стоимости прирезаемой земли определяются исходя из ее оценки по кадастру.

Сумма будет равна:

  • 15%, если габариты вашего участка не выходят за пределы установленных нормами законодательства нормативов;
  • кадастровой стоимости, если размер земли выше норматива более, чем на 10%.

Земельные участки сегодня относятся к частной или государственной собственности и эксплуатируются соответствующим образом. Существует и отдельная группа наделов, которые не используются никак и, по сути, являются бесхозными. Такие территории по закону могут быть переданы компаниям или гражданам в аренду, в собственность или для строительства.

Предоставление земельного участка — это возможность, которая прописана в ст. 39.5 ЗК РФ. Некоторые организации могут получить надел бесплатно, а некоторые обязаны уплатить оговоренную сумму денег. Сегодня мы рассмотрим вопрос, касающийся передачи бесплатных земельных территорий в распоряжение населения, расскажем о порядке проведения такого мероприятия, а также о его особенностях.

Можно ли получить надел от государства?

Как мы уже отметили ранее, земли по большей части находятся в распоряжении муниципальных органов власти или государства. Часто сложности в процессе эксплуатации возникают в связи с категорией надела. К примеру, земли зельхозназначения подходят только для организации соответствующей деятельности, а вот на участках ИЖС можно возвести жилое строение и в дальнейшем получить на него все права.

По закону, территории могут быть отданы определенным группам населения и юридическим лицам, а именно:

  • общественным фондам, занимающимся благотворительностью, религиозным объединениям бесплатно;
  • дачным, садовым и огородническим кооперациям;
  • физ. лицам, нуждающемся в соцзащите и в финансовой поддержке;
  • некоммерческим предприятиям и другим группам граждан при условии внесения установленной платы.

Мероприятие носит заявительный характер, а также обратившееся лицо обязано подтвердить свое право на бесплатное предоставление надела.

Кто может рассчитывать на получение надела безвозмездно?

Земельное законодательство РФ предусматривает тот факт, что некоторые лица вправе рассчитывать на безвозмездное получение надела. В целом, можно отметить следующих граждан:

  • люди, которые фактически эксплуатируют землю и распоряжаются размещенной на ней постройкой. Здесь речь идет о так называемой дачной амнистии;
  • льготники, перечень которых определен группой федеральных законов.

Изначально право пользования строением должно возникнуть по одной из двух причин. Во-первых, до момента вступления в законную силу ЗК РФ (до 2001 года). Во-вторых, перейти в порядке наследования от лица, у которого право возникло в это период.

Что касается льготников, то в список включены следующие лица:

  1. Многодетные семьи, которые нуждаются в улучшении условий проживания.
  2. Молодые специалисты, список которых определен для каждого конкретного региона индивидуально.
  3. Граждане, имеющие определенный статус в РФ – герои, ветераны или полные кавалеры ордена Славы.
  4. Другие группы населения при наличии решения муниципалитета. К примеру, здесь речь может идти речь о гражданах с детьми-инвалидами, о молодоженах или о лицах, работающих на благо региона.

Важным правилом является то, что земельный надел обратившееся лицо вправе получить лишь раз и на определенных условиях.

На каких условиях можно получить надел?

Для каждого региона правила и требования по выделению земли могут различаться, хотя регулируется все общими положениями законодательства. В этой связи людям, желающим получить землю, стоит заранее обратиться в администрацию и выяснить, на каких условиях может быть выделен надел.

Помимо условий получения, заранее требуется навести справки о самой территории, а именно к какой категории она относится и подойдет ли для определенного вида деятельности, например, для дачного строительства или для организации ЛПХ. По закону, использовать полученный надел можно только по его прямому назначению и для некоммерческих целей.

В какой орган следует обращаться и какая документация для этого может потребоваться?

Чтобы воспользоваться законным правом и получить земельный надел, необходимо обратиться со стандартным заявлением в муниципалитет. Именно этот орган занимается распределением территорий. Не запрещено подавать обращение и напрямую в департамент имущества и земельных отношений. Также можно подать заявление через МФЦ или направить его по почте. Удобным вариантом является оформление заявления в электронном формате через портал Госуслуги.

Важным документом является стандартное заявление. В документе должна обязательно содержаться следующая информация:

  • личные реквизиты заявителя, включая данные его паспорта, прописки. Обязательно нужно указать номер телефона;
  • суть просьбы, а именно необходимость и обоснованность получения надела;
  • описание земельной территории, которую гражданин хотел бы получить в пользование или во владение;
  • если надел уже находится в распоряжении гражданина и на нем возведен дом ил иные строения, то необходима информация о данном строении;
  • список приложений, которые могут потребоваться для получения участка.

Приложения – это тоже очень значимая часть заявления, поскольку без необходимой документации получить землю не получится. В качестве дополнительных бумаг потребуются:

  1. Паспорт соискателя.
  2. Выписка из ЕГРП, что ранее заявитель землю бесплатно не получал.
  3. Бумаги, удостоверяющие право обратившегося на землю.
  4. Свидетельства о рождении детей и справка о совместном проживании.
  5. Акт о заключении брачных отношений.
  6. Справка о признании семьи испытывающей потребность в улучшении условий проживания.

Поступивший документ рассматривается в течение месяца, после чего выносится окончательное решение. Гражданина могут внести в очередь на получение земли и выдать соответствующий сертификат или отказать в предоставлении территории.

Заключение

Законом установлено, что некоторые группы граждан, особенно нуждающихся в поддержке государства, могут обратиться в администрации по месту жительства и подать заявление на получение земли. Такое право предоставляется только при наличии определенных оснований, а процедура носит заявительный характер.

3417

Основания бесплатной передачи земель государственной и муниципальной собственности

Для реализации программы более продуктивного использования определенных земель, принадлежащих государству или муниципалитету, некоторые участки могут быть отчуждены в пользу граждан и организаций на бесплатной основе. Эта возможность регламентирована Земельным кодексом Российской Федерации (ЗК РФ) в ст. 39.5, 39.10 и 39.19.

Внимание, акция! Получите консультацию юриста по земельным вопросам!

Бесплатная передача в собственность земельного участка используется при соблюдении следующих условий:

  • Передача участка осуществляется тому лицу, с которым оформлен договор об освоении и развитии этой территории.
  • Предоставление земли организации, осуществляющей деятельность на религиозной основе для сельскохозяйственных или иных целей, регламентированных нормативами субъектов РФ.
  • Делегирование земельных правомочий некоммерческой организации на участок, где находятся здания, принадлежащие этой организации.
  • Передача в безвозмездное пользование участков с объектами недвижимости, находящихся в ведение фондов инвалидов.
  • Предоставление земли на праве совместного владения гражданам при образовании садоводческого товарищества.
  • Передача земли в собственность бесплатно после обработки. Применяется для ведения сельского хозяйства на наделах, подвергшихся радиоактивному или химическому загрязнению и последующей очистке.
  • Выделение государственного надела для многодетных семей. При этом основания и порядок оформления участка регулируются отдельными нормативами региональных властей.
  • Передача арендуемой территории ее нанимателю по истечении 5 лет надлежащего использования.

Особенности бесплатной передачи земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности

Согласно земельному праву для многодетных семей и арендаторов муниципальной собственности, которым отчуждается определенная территория на бесплатной основе, такая возможность предоставляется однократно. Если указанные лица обладают правом на получение участка по нескольким причинам – оформление недвижимости происходит только по одному основанию.

В случаях, когда порядок оформления территорий на бесплатной основе не регламентирован федеральными законами, процедура постановки на учет и предоставления регулируется законодательными актами субъектов Федерации.

Если порядок предоставления участка в каком-либо регионе не установлен – оформление земли осуществляется по этапам, регламентированным ЗК РФ в ст. 39.14-39.17 и аналогично передаче участка без проведения торгов.

Порядок бесплатной передачи земельного участка государственной или муниципальной собственности

Процедура передачи прав на землю на бесплатной основе регламентируется отдельными нормативами региональных властей, а при их отсутствии – ЗК РФ. Поэтапный порядок оформления территории в частное ведение:

  1. Подготовка технической документации в случае ее отсутствия. Подача заявления для предварительного соглашения с заинтересованной стороной.
  2. Рассмотрение заявки и приложенной документации уполномоченным органом. Если выявлены несоответствия – в течение 10 дней заявитель уведомляется об этом, с последующим возвратом заявления и указанием пунктов для исправления.
  3. Если бумаги оформлены правильно – заявка рассматривается в порядке очередности и в течение одного месяца будет принято решение об одобрении или отказе в заявлении.
  4. В случае согласия компетентного органа в предоставлении земли, необходимо обратиться в госучреждение и заполнить образец заявления (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец заявления о предоставлении земельного участка]) для передачи участка в личное ведение.
  5. Оформление правоустанавливающих документов и передаточного акта на имущество.
  6. Регистрация перехода вещного права в службе кадастра и картографии.

Перечисленные заявления можно подавать путем личного посещения уполномоченного органа, реализующего государственное (или муниципальное) имущество, через отделение почты заказным письмом или посредством коммуникационной сети Интернет, оформив соответствующую заявку на официальном портале.

Если претендент на получение земли является одновременно ее арендатором, то подача заявления производится до момента прекращения его правомочий. В случае предоставления территорий, находящихся в бессрочном пользовании, при оформлении заявки нужно составить документ, свидетельствующий о прекращении таких полномочий. Исключением являются муниципальные и казенные организации, обладающие исключительным правом на постоянное пользование государственной землей.

Необходимые документы, прикладываемые к основному заявлению:

  • Документ, подтверждающий личность заявителя для физического лица. Копии учредительных документов – для организации.
  • Правоустанавливающий документ на имущество или бумага, подтверждающая право на его получение.
  • Техническая документация. В случае ее отсутствия – схема расположения надела.
  • Проектные бумаги на лесную делянку (при необходимости).
  • Доверенность, заверенная через нотариуса или скрепленная штампом организации (при представительстве интересов физического или юридического лица).
  • Список членов некоммерческой организации (например, дачного кооператива).

Заключение

Муниципальная недвижимость передается заинтересованным лицам на безвозмездной основе согласно положениям земельного кодекса. Особенности передачи земли в собственность бесплатно:

  1. Наличие законных оснований, подтвержденных документально.
  2. Подача соответствующего заявления в компетентный орган власти и его одобрение.
  3. Оформление правоустанавливающих документов и регистрация перехода вещного права.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по особенностям бесплатной передачи земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности

Вопрос: Здравствуйте. Меня зовут Николай. Я арендатор муниципальной земли на долгосрочной основе. Могу ли я претендовать на переоформление этого участка в личное пользование?

Ответ: Добрый день, Николай. Согласно ЗК РФ вы можете претендовать на получение арендуемой территории по истечении 5 лет пользования в случае надлежащего применения надела и отсутствия задолженностей по налогам.

Список законов

  • Статья 39.5 ЗК РФ
  • Статья 39.10 ЗК РФ
  • Статья 39.19 ЗК РФ
  • Статьи 39.14-39.17 ЗК РФ

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам прямо сейчас

Позвоните по телефонам горячих линий и получите юридическую консультацию:

Приватизация является распространенным
средством приобретения гражданами права собственности на землю. Она осуществляется
путем передачи гражданам земельных участков из земель государственной и коммунальной
собственности в пределах норм бесплатной приватизации.

Приватизация как
способ приобретения права собственности составляет передаче объектов права государственной
собственности в частную собственность граждан. А законодательная регламентация порядка
бесплатной приватизации земли является средством реализации гражданами своего конституционного
права на землю и обеспечения правопорядка в этой сфере.

В ст. 118 ЗК, вполне
посвященной порядке бесплатной приватизации земельных участков гражданами, прежде
всего, речь идет о приватизации ими участков земли, которые уже находятся в их пользовании.

Гражданин, желающий
приватизировать земельный участок, который находится в его пользовании, должен подать
заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную
администрацию или сельский, поселковый или городской совет по местонахождению земельного
участка. В пределах установленных норм приватизация
земельного участка осуществляется бесплатно
. Часть участка, размеры которой превышают
нормы бесплатной приватизации, может передаваться в частную собственность за плату.

В ч. 2 ст. 118 ЗК
предусмотрен срок рассмотрения заявлений граждан и принятия соответствующих решений
по приватизации указанных земельных участков
. Органы исполнительной власти и местного
самоуправления принимают такие решения в месячный срок на основании соответствующих
технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка. Такими
техническими материалами могут быть схемы расположения земельного участка, план-проект
размещения дома, а документами — государственный акт на право постоянного землепользования,
справки о регистрации договора временного или арендного землепользования, выдержки
из бывших земельно-шнуровых или похозяйственных книг местных советов
. Подготовка,
сбор и предоставление технических материалов и необходимых документов является обязанностью
гражданина.

Органы исполнительной
власти непосредственно принимают решение о приватизации земельных участков.

Несколько иной порядок
приватизации земельных участков гражданами предусмотрен в ч. ст. 118 ЗК. Так, граждане — работники государственных и коммунальных
сельскохозяйственных предприятий
, учреждений и организаций, а также пенсионеры из их числа, заинтересованные
в получении бесплатно в собственность земельных участков, находящихся в постоянном
пользовании этих предприятий, учреждений и организаций, обращаются с ходатайством
о приватизации этих земель соответственно в сельский, поселковый и городской совет
или районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию.
Эти земли не находятся в постоянном пользовании граждан, а предоставленные в постоянное
пользование государственным или коммунальным сельскохозяйственным предприятиям,
учреждениям и организациям. Поэтому для граждан — работников государственных и коммунальных
сельскохозяйственных предприятий, а также пенсионеров из их числа, предполагается
обращение в указанные органы местного самоуправления или местные администрации не
с заявлением, а с ходатайством о безвозмездной передаче земельных участков в частную
собственность.

Ходатайство граждан
о бесплатной приватизации земельных участков, равно как и заявления, подлежат рассмотрению
органами местного самоуправления или органами исполнительной власти в течение месячного
срока. В случае принятия положительного решения соответствующий орган местного самоуправления
или исполнительной власти по ч
. 4 ст. 118 ЗК предоставляет разрешение на разработку
проекта приватизации земель.

Разрешения на разработку
проектов приватизации указанных земель являются самостоятельными решениями органов
местного самоуправления и исполнительной власти. Они реализуются сельскохозяйственными
предприятиями самостоятельно и за счет собственных средств
. В проектах приватизации
должны содержаться сведения о целевом назначении земель и их расположение, о том,
какие площади подлежат приватизации, а какие из них остаются в государственной или
коммунальной собственности, установления их размеров за сельскохозяйственными угодьями
и стоимости в условных кадастровых гектарах, количество работников и пенсионеров
из их числа, которые имеют право на приватизацию и т.д..

Проект приватизации
земли предоставляется на рассмотрение и утверждение органа местного самоуправления
или исполнительной власти. Передача земельных участков в собственность граждан —
работников государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений
и организаций, а также пенсионерам из их числа, производится после утверждения проекта
приватизации их земель, что предусмотрено ч
. 5 ст. 118 ЗК.

По ч. 6 ст. 118 ЗК
граждане, заинтересованные в получении бесплатно
в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности 
для ведения фермерского хозяйства, ведения личного крестьянского хозяйства, ведения
садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений
(приусадебный участок), индивидуального дачного строительства, строительства индивидуальных
гаражей в пределах норм бесплатной приватизации, подают заявление в соответствующую
районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или
сельский, поселковый и городской совет по местонахождению земельного участка. В
заявлении указываются желаемые размеры и цель его использования. Содержание приведенной
нормы достаточно сложным не только в связи с тем, что в нем закреплено приобретения
прав для 6 видов использования земли гражданами на основании частной собственности,
но и усложняется условиями передачи земельных участков из разных категорий земель
и для различных целей, существенно отличаются друг от друга своим правовым регулированием.

Граждане — члены
фермерского хозяйства имеют право на получение бесплатно в собственность из земель
государственной и коммунальной собственности земельных участков в размере земельной
доли (пая). Согласно ст. 32 ЗК гражданам Украины — членам фермерских хозяйств передаются
бесплатно в частную собственность предоставленные им в пользование земельные участки
в размере земельной доли (пая) члена сельскохозяйственного предприятия, расположенного
на территории соответствующего совета.

Статья 121. Нормы бесплатной
передачи земельных участков гражданам

1. Граждане Украины
имеют право на бесплатную передачу им земельных участков из земель государственной
или коммунальной собственности в таких размерах:

а) для ведения фермерского
хозяйства — в размере земельной доли (пая), определенной для членов сельскохозяйственных
предприятий, расположенных на территории сельского, поселкового, городского совета,
где находится фермерское хозяйство. Если на территории сельского, поселкового, городского
совета расположено несколько сельскохозяйственных предприятий, размер земельной
доли (пая) определяется как средний по этим предприятиям. В случае отсутствия сельскохозяйственных
предприятий на территории соответствующего совета размер земельной доли (пая) определяется
как средний по району;

б) для ведения личного
крестьянского хозяйства — не более 2,0 гектара;

в) для ведения садоводства
— не более 0,12 гектара;

г) для строительства
и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок)
в селах — не более 0,25 гектара, в поселках — не более 0,15 гектара, в городах —
не более 0,10 гектара;

г) для индивидуального
дачного строительства — не более 0,10 гектара;

д) для строительства
индивидуальных гаражей — не более 0,01 гектара.

2. Размер земельных
участков, которые передаются безвозмездно гражданину для ведения личного крестьянского
хозяйства, может быть увеличен в случае получения в натуре (на местности) земельной
доли (пая).

3. Размер земельного
участка, передаваемого бесплатно гражданину в собственность в связи с приобретением
им права собственности на жилой дом, не может быть меньше, чем максимальный размер
земельного участка соответствующего целевого назначения, установленный частью первой
настоящей статьи (кроме случаев, если размер земельного участка, на котором расположен
дом, меньше).

Статья 124. Порядок
передачи земельных участков в аренду

1. Передача
в аренду земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной собственности,
осуществляется на основании решения соответствующего органа исполнительной власти
или органа местного самоуправления согласно их полномочиям, определенным статьей
122 настоящего Кодекса, или договора купли-продажи права аренды земельного участка
(в случае продажи права аренды) путем заключения договора аренды земельного участка
или договора купли-продажи права аренды земельного участка.

2.
Передача в аренду земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной
собственности, осуществляется по результатам проведения земельных торгов, кроме
случаев, установленных частями второй , третьей статьи 134 настоящего Кодекса.

3. Передача
в аренду земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной собственности,
гражданам, юридическим лицам, определенным частями второй, третьей статьи 134 настоящего
Кодекса, осуществляется в порядке, установленном статьей 123 настоящего Кодекса.

4. Передача в аренду
земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, осуществляется
по договору аренды между собственником земельного участка и арендатором
. Основанием
для заключения договора аренды может быть гражданско-правовой договор об отчуждении
права аренды.

С 2020 года невозможно будет совершать какие-либо сделки, предметом которых выступает земельный участок без межевания. Данный термин юридически никак не подкреплен и законодательно не обозначен. Тем не менее, под межеванием принято понимать точное указание границ земельного участка. Так для чего же оно нужно и как проводится данная процедура? В этой статье мы проведем полный и детальный обзор межевания.

Правовой аспект

Интерес в межевании имеет как будущий землевладелец, намеревающийся выкупить в собственность, получить в аренду земельный участок (так как без этой процедуры дело до передачи земли от муниципалитета/государства к гражданину не дойдет), так и действующий собственник (если сведения об участке не приведены в полное соответствие с требованиям закона о госрегистрации недвижимости, что не дает возможность полноценно распоряжаться недвижимостью или имеются споры с соседями и пр.).

Законодательством предусмотрены случаи бесплатного межевания:

  • При выкупе или заключении аренды через аукцион (то есть кадастровые работы, в частности межевание, проводятся государством/муниципалитетом-собственником за свой счет);
  • В рамках, так называемых, комплексных кадастровых работ. Когда межевание проводится одновременным охватом крупных территорий (кадастровых кварталов). В процессе таких работ осуществляется и индивидуальное межевание участков в пределах этих обследуемых территорий.

Под комплексные кадастровые работы разработана финансовая федеральная программа. Ожидается, что оптовое межевание уменьшит число неучтенной земли, и, следовательно, пополнит налогооблагаемую базу. Землепользователи же получат бесплатную возможность оформить учетную документацию на участки.

Право провести межевание земельного участка в рамках комплексных кадастровых работ бесплатно дано вплоть до 2020 года (срок действия федеральной программы). До начала земельных работ и местная власть, и территориальный отдел Росреестра, и непосредственный исполнитель кадастровых работ информирует об этом граждан, публикуя соответствующие уведомления в СМИ, на своих официальных сайтах, на публичных стендах, а также высылаются персональные письма собственникам (если есть соответствующие адреса в госреестре).

Если же владельцы по каким-либо причинам не узнали об этом, то это не является поводом для отказа в проведении межевания. Для решения спорных моментов относительно проведения работ можно обратиться в комиссию по решению земельных вопросов, которая создана при муниципалитете, но в пределах срока её действия (такие комиссии являются временными, они формируются и функционируют в период проведения комплексных работ). Также действия властей можно обжаловать как в административном, так и судебном порядке. Закон для этого отводит 15 лет.

Процедура является обязательной. Но у многих возникает вопрос, нужно ли межевание земельного участка? Дело в том, что с 2020 года невозможно будет совершать сделки, предметом которых выступает земля без межевания. Это означает, что участок невозможно будет продать, купить, принять в дар и наследство или еще каким-либо образом распорядиться ею. Поэтому мы настоятельно рекомендуем воспользоваться своим правом провести межевание земельной собственности бесплатно.

Понятие межевания

Межевание представляет собой определение границ земельного участка на местности, обозначение данных границ специальными опорными знаками и подготовка плана межевания земельного участка (иначе-чертежей).

Понятия «межевание» и «кадастровая деятельность» тесно связаны друг с другом, но их следует различать. Кадастровая деятельность подразумевает выполнение работ по подготовке документов, которые необходимы для совершения кадастрового учета недвижимого имущества. Межевание – это часть кадастровой деятельности. То есть все кадастровые работы, сюда включается и составление межевого плана, проводятся с целью проведения кадастрового учета участков. Процедуру проводят кадастровые инженеры, обладающие соответствующим квалификационным аттестатом.

Для чего нужно межевание? Итак, оно обязательно:

  • при образовании участков из земель муниципальной и государственной собственности (к примеру, для сдачи в аренду, приватизации, предоставления земли в собственность или постоянное безвозмездное пользование);
  • при разделе земли;
  • при объединении двух и более земельных участков;
  • при выделе участка (к примеру, в счет земельной доли);
  • при перераспределении земель.

После проведения процедуры на руки выдается межевой план.

Образец межевого плана земельного участка

Межевой план земельного участка выглядит так:

образец межевого плана земельного участка

С помощью данного документа можно просто ознакомиться с тем, где проходят границы вашего законного владения, или подать в суд вместе со всеми документами, если есть споры с соседями. Если вашей целью является постановка на кадастровый учет, то нужно идти в Федеральную кадастровую палату Росреестра или же в МФЦ.

Межевой план необходим для уточнения границ земельного участка. Как показывает практика, большинство заказов на межевание приходит от собственников соседних участков, когда происходит спор о проведении границ. При этом многие полагают, что кадастровый инженер все измерит и разрешит спор. Это совсем не так. Инженер только фиксирует положение границ, а соседи должны сами договориться между собой или обратиться в суд.

Достоинства и недостатки процедуры

К плюсам межевания можно отнести:

  1. Полное документальное отображение границ земельного участка. При этом соседи в обязательном порядке подтверждают свое согласие с установленными границами.
  2. Совершение всевозможных сделок с наделом (купля-продажа, аренда, дарение, передача в наследство и т.д.).
  3. Проводится бесплатно от муниципалитета.

Среди минусов можно выделить:

  1. Занимает достаточно много сил и времени (в среднем – полтора месяца).
  2. Законодательство постоянно меняется и редактируется, поэтому многие землевладельцы оттягивают момент.
  3. Нет необходимости провести межевание, если есть регистрация и размежевка в бумагах, которые устанавливают право собственности на землю.
  4. Специалисты, которые представляют муниципалитет, не всегда бывают компетентны.

Этапы проведения межевания земельного участка

Работы по установлению границ проводятся согласно Инструкции по межеванию земельных участков, которая утверждена Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 08.04.1996 г. Она определяет основное содержание, условия к точности, порядок проведения, контроля, приема и оформления исхода работ по межеванию участков. Данный акт предназначен для физических и юридических лиц, которые проводят межевые работы независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.

В Инструкции подробно описывается очередность работ и указаны рекомендации по их проведению. Для заказчика процедуру межевания условно можно разбить на 5 этапов.

1 этап – заключение с межевой организацией договора

Можно обратиться как к кадастровым инженерам от муниципалитета, так и в частную фирму. Только в последнем случае за услуги придется заплатить. Для проведения работ требуется как минимум 2 кадастровых инженера, которые обладают действующими квалификационными аттестатами.

2 этап – процесс межевания земли

Все работы производит инженер. Заказчик должен только предоставить необходимые документы, показать земельный надел и согласовать границы с соседями.

Проведение межевания включает в себя:

  • обработку правоустанавливающих документов на участок и сведений о нем;
  • подготовку проекта межевания земли;
  • информирование соседей;
  • установление границ надела и оформление акта согласования с соседями;
  • проведение геодезических работ (съемка и указание координат межевых знаков);
  • установление площади земельного надела и подготовка плана с указанием точных границ;
  • оформление плана по межеванию.
3 этап – получение плана по межеванию

Это и есть результат работ кадастрового инженера. Межевой план состоит из двух частей – текстовой и графической. В нем отображаются результаты выполненных измерений, сведения для внесения в кадастр и акты согласования спорных вопросов.

Образец заполнения межевого плана земельного участка можно посмотреть здесь — …… (нужно вставить заполненный образец межевого плана, лучше, наверное через кнопочку «скачать», он очень большой)

4 этап – внесение сведений в госкадастр недвижимости

То есть необходимо осуществить кадастровый учет. Для постановки на учет необходимо предоставить следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт;
  • документ, которые подтверждает ваши полномочия представителя другого лица (к примеру, доверенность);
  • план межевания в бумажном или цифровом виде (к примеру, на дискете, флешке, диске).

Кадастровый учет также проводится безвозмездно и составляет 10 рабочих дней. После выдается кадастровый паспорт участка, в котором указаны все его характеристики, кадастровый номер и кадастровая цена.

5 этап – подача пакета документов на регистрацию права собственности

Имея кадастровый паспорт, документ на землю, СНИЛС, паспорт можно обратиться в МФЦ или отделение Росреестра с целью регистрации права собственности. Предварительно нужно написать заявление и заплатить госпошлину (на данный момент – 350 руб.). Информация о земельном наделе вносится в ЕГРП в течение 10 рабочих дней и после этого на руки выдается свидетельство о праве собственности. Оно делает владельца единоличным собственником участка.

Как составить план межевания многоконтурного участка

Отдельно стоит рассмотреть, как происходит межевание многоконтурного земельного участка. Это такой участок, который состоит их двух и более замкнутых частей. Есть 2 вида многоконтурных участков:

  • несколько разделенных контуров;
  • земли с вкраплениями, то есть с «дырками» внутри.

К примеру, у сельских жителей часто встречается такое. Дом и хозяйственные постройки стоят на участке площадью 500 кв. м., а через дорогу есть огород, огороженный забором, площадью 600 кв. м. По факту – это 2 надела, разделенных дорогой, но документ выдается один на 1100 кв. м.

В межевом плане это должно быть указано. Также план должен содержать сведения как образовался такой участок и все исходные данные. Кадастровый номер присваивается всему многоконтурному земельному участку. То есть здесь нет такого, чтобы каждый надел получил отдельный номер.

Документы, необходимые для межевания

Кадастровому инженеру необходимо предоставить:

  • документы на участок (договор дарения, купчую, свидетельство о наследстве и др.);
  • техническую документацию (справка из БТИ, кадастровый паспорт и др.);
  • паспорт владельца — физического лица, учредительные документы владельца — организации.

Перечень необходимо уточнить у специалистов. Все остальные сведения кадастровый инженер самостоятельно запросит из ЕГРП или ГКН.

Стоимость межевания в частном порядке

Если вас по каким-то причинам не устроят специалисты, выделенные муниципалитетом, то можно провести данную процедуру в частном порядке. В этом случае, оно не будет бесплатным. Стоимость межевания земельного участка может быть разной, на ценообразование влияет много факторов. Конечная сумма зависит от проведенных услуг:

  1. Стоимость межевания колеблется от 2 000 до 15 000 руб. Зависит от вида работ. Самая дорогая услуга – выдел участка.
  2. Составление технического плана – примерно 4 000 руб.
  3. Топографическая съемка – около 1 000 руб.

Приведенные цены являются средними по стране.

Фирма, предоставляющая услуги по установлению границ, сама составляет прайс-лист в соответствии с рынком спроса и предложения. Также на стоимость влияет категория земель, регион, местоположение, площадь надела, конфигурация (простая, геометрически сложная, усложненная и пр.).

Обращаясь в частную организацию следует внимательно изучить цены на услуги по межеванию.

Мы настоятельно вам советуем при выборе кадастрового инженера руководствоваться не низкой стоимостью, а качеством. В случае ошибки специалиста, организация возместит убытки в законном порядке, но на это опять уйдут время и нервы. В результате все кадастровые работы придется проводить заново.

Соседи и межевание: как решить спор

До начала межевания, необходимо предупредить соседей о приезде кадастровых инженеров для установления границ земли. Известить соседей можно через социальные сети или по телефону. Но мы рекомендуем отправить заказное письмо через почту. Так будет надежней.

Соседи необходимы для подтверждения прохождения границ вашего надела, также при составлении акта о согласовании межевания потребуются их паспорта. Таким образом будет документально подтверждено, что никаких споров насчет границ земли нет.

Если надел находится в дачном или садовом товариществе, то дополнительно нужно согласие председателя Правления.

При межевании земельного участка часто происходят споры между соседями. Причины разные – «он высадил огурцы в моем огороде», «15 лет назад пограничная межа проходила в другом месте» и т.д. Наш совет – все отказы фиксируйте документально. С соседями придется идти на компромисс. Если же это невозможно, то спор можно решить в судебном порядке.

Если дело дошло до суда, то необходимо предпринять следующие действия:

  • заказать на свой и соседский участки выписку из ЕГРП (получить ее можно в Росреестре, но проще и быстрее здесь);
  • получить документацию на линии электропередач, коммуникации и выяснить границы природоохранных зон;
  • поднять историю своего земельного надела: как был получен, от кого передавался и в какой площади и т.д.

Как видите, весь процесс достаточно трудоемкий и долгий. К тому же для суда может потребоваться землеустроительная экспертиза. Ценник на него составляет 30-40 тысяч. На юридические услуги и судебные издержки придется потратиться отдельно. Поэтому в некоторых моментах можно пойти на уступки несговорчивому соседу. Так сказать, пожертвовать меньшим, чтобы обрести большее.

Итак, чтобы провести межевание бесплатно, необходимо внимательно следить за местными новостями и на сайте администрации. Оно необходимо для того, чтобы стать полноправным собственником земельного участка и распоряжаться им по своему усмотрению. Процедура проводится безвозмездно только до 2020 года.

Как реализовать право на бесплатное межевание

Право на безвозмездное межевание имеет:

  • собственник;
  • пользователь земли на праве пожизненного наследуемого владения или бессрочного пользования;
  • арендатор, заключивший договор на длительный срок.

Когда землевладелец узнал о проводимых комплексных работах, он может обратиться к кадастровой организации (исполнителю работ) с заявлением о проведении межевания своего участка. Заявление пишется в свободной форме, в нем указывается адрес, технические характеристики земли, а также данные о собственнике (Ф.И.О., паспортные данные, место прописки, телефон, адрес электронной почты и пр.).

Поводом для обращения к исполнителю кадастровых работ могут быть следующие ситуации:

  • Сведение о земле не значатся в Едином государственном реестре недвижимости, хотя право собственника было оформлено по старым законам (до 1998 года), когда был создан современный регистрационный орган. Например, регистрация недвижимости осуществлена по старым правилам органами БТИ.
  • Данные об участке имеются в госреестре, но объект не поставлен на кадастровый учет (об этом может свидетельствовать наличие у объекта условного номера, а не кадастрового) или кадастровый учет произведен, но по устаревшим стандартам (до 2007 года).
  • Проведено межевание (и с момента этого мероприятия прошел значительный период времени), но кадастровый учет не произведен. Лучше исполнителю комплексных работ представить имеющийся межевой план, так как возможно данные старого межевого плана устарели. Кадастровый инженер на основе имеющихся данных может актуализировать результаты межевания. И соответственно обеспечить безошибочный кадастровый учет
  • Имеется реестровая (кадастровая)ошибка. Исполнитель комплексных работ может на месте устранить неточность и представить в Росреестр точные данные, обеспечив, устранение ошибки.

Кадастровый инженер принимает обращение землепользователя и на основе полученных от собственника документов проводит межевание. В последующем данные о результатах межевания исполнитель кадастровых работ представляет в Росрееств для внесения сведений в Единый государственный кадастр недвижимости или указанные сведения самостоятельно представляются муниципалитетом в Росреестр в виде карты-плана (итоговый документ комплексных работ). В любом случае необходимые сведения в кадастр будут внесены без участия собственника, при условии его обращения к исполнителю комплексных работ и предоставления необходимых данных.

У собственника, кроме указанных ситуаций, имеется возможность также разрешить спор о земельных границах с соседями (спор не связанный с реестровой ошибкой).

Для этого следует обратиться в земельную (согласительную) комиссию, созданную под комплексные работы, с возражением. В возражении излагается суть спора и прилагаются документы, подтверждающие правомочность возражающего лица.

Если комиссия придет к выводу об обоснованности возражений (при этом все заинтересованные соседи должны согласиться с возражениями), то акт комиссии и карта-план будет основанием для изменения границ (без дополнительных межеваний и пр.). Если же будет разнобой во мнениях, то вопрос остается не разрешенным и подлежит урегулированию в судебном порядке.

Важно знать, если проводить межевание в индивидуальном порядке до комплексных работ или после них, то потом возместить расходы на такое межевание у муниципалитета нельзя.

Безвозмездность заключается в том, что кадастровые работы за собственника проводит кадастровый инженер, осуществляющий выполнение комплексных работ, за счет государственных/муниципальных денег.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: