Как происходит передача земельного участка в муниципальную собственность

Так например, средний ценник на отдельные услуги составляет:

  • Определение границ участка с обязательным выездом специалистов в области геодезии, составлением технической документации будет стоить от 25 тысяч рублей;
  • Получение копии кадастрового паспорта обойдется в сумму от двух до трех тысяч рублей. При необходимости внесения корректировок в кадастр нужно приготовить еще 5 тысяч рублей.
  • Процедура регистрации может быть оценена в 5-8 тысяч рублей в зависимости от региональной системы тарифов;
  • Раздел или интеграция участков земли потребует затрат в сумме более 40 тысяч рублей.

Оформление участка может реализовываться как бесплатно, так и за плату. Второй вариант требует высоких финансовых вложений. Что касается форм собственности, наименьшее количество проблем возникает при единоличной собственности.

Земли муниципалитета — какие они?

Оформление земли в собственность является важной процедурой по закреплению своих прав на конкретный земельный участок. Без официальных правоустанавливающих документов нельзя реализовать участок, подарить его родственникам или завещать детям. Разберемся подробнее как оформить земельный участок в собственность.
Способы оформления земли в частную собственность На российской территории землю можно оформить следующими способами:

  • аренда земли, которая предполагает пожизненную эксплуатацию участка с возможностью дальнейшего наследования. При этом арендной платы не предусмотрено, владелец уплачивает только налоговые платежи, прописанные в соответствующем законодательстве;
  • бессрочное пользование, которое допускает использование участка в установленными нормативными актами целях;
  • передача участка в частную собственность.

Земельныйэксперт

Подготовка документов на земельный участок Для приобретения прав собственности понадобятся следующие документы:

  • удостоверение личности;
  • кадастровый паспорт на землю, в котором содержится полноценное описание имущественного объекта;
  • документы, иллюстрирующие права на пользование конкретным участком земельного фонда (например, актом о выделении земли, свидетельством о получении наследства, договором, подтверждающим сияние земельных участков, постановлением судебной инстанции; договором мены, договором купли продажи и т.д).

Заявителю необходимо передать полный пакет документации в регистрирующий орган, который обработает полученную информацию в течении месяца. При вынесении положительного решения гражданин получит специальное свидетельство, в котором будут прописаны права собственности на землю.

Как происходит передача земельного участка в муниципальную собственность

Основания для отказа Решение об отказе в передаче государственного имущества в пользу муниципалитетов принимается с учетом следующих оснований:

  • участок земли, характеристики которого прописаны в поданном заявлении, не подлежит передаче на основании пунктов статьи 39.30 Земельного Кодекса;
  • в заявительной документации не был прописан действующий кадастровый номер или к этому участку не был приложен специальный проект о межевании территорий, в рамках которых располагается конкретный участок земли;
  • к заявлению не была приложена схема земли, если планируется образование соответствующего участка;
  • имеются основания для закрытия процедуры, предусмотренные статьей 11.10 Земельного Кодекса РФ.

Статья 39.30.

Передача земельных участков в собственность

Приказом Минэкономразвития РФ от 13.07.2009 N 270 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 г. N 374 предусмотрен порядок передачи соответствующего земельного участка из собственности Российской Федерации в муниципальную собственность. Порядок передачи земельного участка из собственности Российской Федерации в муниципальную собственность на наш взгляд выглядит следующим образом.

  1. Школе необходимо обратиться к МО с ходатайством о предоставлении на праве постоянного (бессрочного) пользования дополнительного земельного участка, необходимого для нормального функционирования, эксплуатации и обслуживания здания школы.
  2. МО необходимо обратиться к Территориальному управлению Росимущества в субъекте с ходатайством о формировании и постановки на кадастровый учет земельного участка из земель, находящихся в собственности Российской Федерации.

Как оформить землю в собственность

Прием такого документа находится в компетенции территориального исполнительного органа власти, осуществляющего полномочия действующего собственника имущественного объекта. Скачать бланк передаточного акта земельного участка В заявлении в обязательном порядке прописывается актуальный кадастровый номер земли в случае, если соответствующие сведения об участке были ранее внесены в единый государственный реестр. В случае, если территориальный участок предстоит образовать, то к основной документации прикладывается проект межевания или схема расположения земли.
Стоит отметить, что представители компетентных органов не могут требовать прочих документов, за исключением тех бумаг, перечень которых предусматривается федеральным законодательством и Земельным Кодексом РФ. Например, это может быть свидетельство о внесении сведений о земле в Росреестр.

Глава v.5. безвозмездная передача земельных участков,

Важно

Также оценивается подлинность документов, анализируются данные о площади и расположении участка. Кроме основных документов, нужно представить справки о правах на использование инженерных коммуникаций, транспортной инфраструктуры, а также иллюстрирующие участие в товариществах собственников жилья, кооперативах и иных аналогичных организациях.

  • анализ документов, которые отражают факт официального выделения участка, отсутствие обременений, наличие прав на эксплуатацию земли.
  • оформление свидетельства.

Безвозмездная передача Участок может предоставляться на возмездной и безвозмездной основе. Правом бесплатного получения земли пользуются граждане, которые воздвигли загородные дома на участках ранее определенной даты.

В большинстве регионов точкой отсчета является 1990 год.

© 2017 федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Нежилое здание школы является муниципальной собственностью и передано школе на праве оперативного управления. Под зданием школы образован земельный участок, сформированный в границах здания. Площадь и границы земельного участка под зданием не позволяют полноценно эксплуатировать и обслуживать здание школы.
Для эксплуатации и обслуживания здания школы необходимо сформировать дополнительный земельный участок. Дополнительный земельный участок, необходимый для эксплуатации и обслуживания здания школы находится в собственности Российской Федерации в составе земельного участка, переданного на праве постоянного (бессрочного) пользования Учреждению Российской академии наук. Для нормального функционирования, эксплуатации и обслуживания здания школы, необходимо произвести предоставление соответствующего земельного участка из собственности Российской Федерации в муниципальную собственность.

Как федеральный земельный участок превратить в муниципальный

В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа. 6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, уведомляет в порядке, установленном этим органом, единый институт развития в жилищной сфере о поступлении заявления о передаче земельного участка, а также о принятом в соответствии с настоящей статьей решении о передаче земельного участка или решении об отказе в передаче земельного участка. (в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 221-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) КонсультантПлюс: примечание.

Внимание

Передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее в настоящей главе — заявление о передаче земельного участка). Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества. 2. В заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер земельного участка в случае, если сведения о земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 3.

Оставьте первый комментарий

Находящихся в федеральной собственности, в муниципальную

Собственность или в собственность субъектов

Российской федерации

(введена
Федеральным законом
от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

Статья
39.30. Случаи и основания безвозмездной
передачи земельных участков, находящихся
в федеральной собственности, в
муниципальную собственность или в
собственность субъектов Российской
Федерации

1.
Земельные участки, находящиеся в
федеральной собственности, за исключением
земельных участков, указанных в пункте
2
настоящей статьи, подлежат безвозмездной
передаче по заявлению предусмотренных
пунктом
1 статьи 39.31
настоящего Кодекса лиц:

1)
в собственность поселений, городских
округов, утвердивших генеральные планы
поселений, генеральные планы городских
округов, правила землепользования и
застройки, если такие земельные участки
расположены на территориях соответствующих
поселений, городских округов;

2)
в собственность муниципальных районов,
утвердивших схемы территориального
планирования муниципальных районов,
если такие земельные участки расположены
на межселенных территориях соответствующих
муниципальных районов;

3)
в собственность субъектов Российской
Федерации, если такие земельные участки
в соответствии с утвержденными документами
территориального планирования субъектов
Российской Федерации, проектами
планировки и межевания территории
предназначены для размещения объектов
регионального значения;

4)
в собственность субъектов Российской
Федерации — городов федерального значения
Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя,
если такие земельные участки расположены
на территориях указанных субъектов
Российской Федерации.

2.
Не подлежат передаче в муниципальную
собственность или в собственность
субъекта Российской Федерации в
соответствии с настоящей статьей:

1)
земельные участки, предоставленные
федеральным органам государственной
власти, их территориальным органам,
федеральным казенным предприятиям,
федеральным государственным предприятиям,
федеральным государственным учреждениям,
созданным Российской Федерацией
некоммерческим организациям, в случае,
если на таких земельных участках
расположены объекты недвижимого
имущества;

2)
земельные участки из состава земель
особо охраняемых природных территорий
федерального значения, лесного фонда,
а также в границах особых экономических
зон, созданных в соответствии с Федеральным
законом
от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых
экономических зонах в Российской
Федерации»;


ред. Федерального закона
от 05.10.2015 N 277-ФЗ)

3)
земельные участки, зарезервированные
для государственных нужд;

4)
земельные участки, занятые объектами
федерального значения или предназначенные
для размещения таких объектов в
соответствии с утвержденными документами
территориального планирования и (или)
документацией по планировке территории;

5)
земельные участки, предназначенные в
соответствии с утвержденными документами
территориального планирования и (или)
документацией по планировке территории
для размещения объектов регионального
значения, за исключением случаев, если
подано заявление о передаче земельного
участка в собственность субъекта
Российской Федерации;

6)
земельные участки, полномочия по
управлению и распоряжению которыми
переданы органам государственной власти
субъектов Российской Федерации;

7)
земельные участки, в отношении которых
межведомственным коллегиальным органом,
образованным в соответствии с Федеральным
законом
от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии
развитию жилищного строительства»
(далее — Федеральный закон «О содействии
развитию жилищного строительства»),
принято решение о целесообразности
передачи органам государственной власти
субъектов Российской Федерации полномочий
Российской Федерации по управлению и
распоряжению земельными участками,
иными объектами недвижимого имущества,
находящимися в федеральной собственности,
в целях, предусмотренных Федеральным
законом
«О содействии развитию жилищного
строительства», или о целесообразности
совершения Федеральным фондом содействия
развитию жилищного строительства
юридических и иных действий, в том числе
сделок, в отношении земельных участков,
иных объектов недвижимого имущества,
находящихся в федеральной собственности,
в качестве агента Российской Федерации
в целях, предусмотренных Федеральным
законом
«О содействии развитию жилищного
строительства»;


ред. Федерального закона
от 08.03.2015 N 48-ФЗ)

8)
земельные участки, которые на дату
поступления заявления о безвозмездной
передаче земельного участка включены
в перечень земельных участков,
подготовленный органом государственной
власти субъекта Российской Федерации
и поступивший в Федеральный фонд
содействия развитию жилищного
строительства, или в отношении которых
в Федеральный фонд содействия развитию
жилищного строительства поступили
ходатайства, предусмотренные статьей
11
Федерального закона «О содействии
развитию жилищного строительства»,
и (или) Федеральным фондом содействия
развитию жилищного строительства
осуществляется подготовка предложений
в соответствии со статьей
11
Федерального закона «О содействии
развитию жилищного строительства»,
если в отношении таких земельных участков
не приняты решения, предусмотренные
пунктом
3 части 1 статьи 12
Федерального закона «О содействии
развитию жилищного строительства»;

9)
земельные участки, предназначенные для
размещения объектов, предусмотренных
государственными программами или
инвестиционными программами субъектов
естественных монополий;

10)
земельные участки, в отношении которых
действует решение о предварительном
согласовании предоставления земельного
участка, принятое федеральным органом
исполнительной власти, либо на официальном
сайте размещено извещение о проведении
аукциона по продаже земельного участка
или аукциона на право заключения договора
аренды земельного участка;

11)
земельные участки, предоставленные в
аренду Государственной компании
«Российские автомобильные дороги»;

12)
земельные участки, предоставленные для
размещения ограничиваемых в обороте
объектов федерального железнодорожного
транспорта, а также земельные участки,
на которых размещены железнодорожные
станции и железнодорожные вокзалы;

13)
земельные участки из земель
сельскохозяйственного назначения,
предоставленные федеральным казенным
предприятиям, федеральным государственным
предприятиям, федеральным государственным
учреждениям, созданным Российской
Федерацией некоммерческим организациям,
за исключением таких земельных участков,
в отношении которых установлен факт
ненадлежащего использования земельного
участка.

3.
В случае, если в отношении земельных
участков, находящихся в федеральной
собственности, установлены иные основания
и (или) иной порядок их передачи в
муниципальную собственность или
собственность субъектов Российской
Федерации, передача земельных участков
из федеральной собственности в
муниципальную собственность или
собственность субъектов Российской
Федерации осуществляется в порядке,
установленном соответствующим федеральным
законом.

Статья
39.31. Порядок безвозмездной передачи
земельного участка, находящегося в
федеральной собственности, в муниципальную
собственность или в собственность
субъекта Российской Федерации

1.
Передача находящегося в федеральной
собственности земельного участка в
соответствии с настоящей статьей
осуществляется по заявлению о передаче
земельного участка, направляемому
главой муниципального образования,
высшим должностным лицом субъекта
Российской Федерации (руководителем
высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта
Российской Федерации) (далее в настоящей
главе — заявление о передаче земельного
участка). Заявление о передаче земельного
участка подается в федеральный орган
исполнительной власти, осуществляющий
полномочия собственника имущества.

2.
В заявлении о передаче земельного
участка указывается кадастровый номер
земельного участка в случае, если
сведения о земельном участке внесены
в государственный кадастр недвижимости.

3.
В случае, если земельный участок, который
предлагается передать в муниципальную
собственность или в собственность
субъекта Российской Федерации, предстоит
образовать, к заявлению о передаче
земельного участка прилагается
утвержденный проект межевания территории,
в границах которой расположен такой
земельный участок, или при отсутствии
этого проекта — схема расположения
земельного участка, а в заявлении о
передаче земельного участка указывается
кадастровый номер исходного земельного
участка (в случае образования земельного
участка из земельного участка, сведения
о котором внесены в государственный
кадастр недвижимости).

4.
Не допускается требовать от заявителя
иные документы, за исключением документов,
предусмотренных настоящей статьей.

5.
Федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий полномочия
собственника имущества, не позднее чем
в течение одного месяца со дня поступления
заявления о передаче земельного участка
обязан принять и направить заявителю
решение о безвозмездной передаче
земельного участка из федеральной
собственности в муниципальную
собственность или в собственность
субъекта Российской Федерации (далее
в настоящей главе — решение о передаче
земельного участка) или решение об
отказе в безвозмездной передаче
земельного участка из федеральной
собственности в муниципальную
собственность или в собственность
субъекта Российской Федерации (далее
в настоящей главе — решение об отказе в
передаче земельного участка). В решении
об отказе в передаче земельного участка
должны быть указаны все основания для
отказа в передаче земельного участка,
и к нему должны быть приложены копии
документов, подтверждающих наличие
оснований для такого отказа.

6.
Федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий полномочия
собственника имущества, уведомляет в
порядке, установленном этим органом,
Федеральный фонд содействия развитию
жилищного строительства о поступлении
заявления о передаче земельного участка,
а также о принятом в соответствии с
настоящей статьей решении о передаче
земельного участка или решении об отказе
в передаче земельного участка.

КонсультантПлюс:
примечание.

До
1 марта 2021 года основанием для отказа в
безвозмездной передаче земельного
участка, находящегося в федеральной
собственности, в муниципальную
собственность или в собственность
субъекта Российской Федерации в
соответствии со статьей 39.31 Земельного
кодекса РФ (в ред. Федерального закона
от 23.06.2014 N 171-ФЗ) наряду с основаниями,
установленными указанной статьей,
является наличие принятого до 1 марта
2015 года решения о предварительном
согласовании места размещения объекта
в отношении такого земельного участка,
срок действия которого не истек
(Федеральный закон
от 23.06.2014 N 171-ФЗ).

7.
Решение об отказе в передаче земельного
участка принимается при наличии следующих
оснований:

1)
земельный участок, предусмотренный
заявлением о передаче земельного
участка, не подлежит передаче в
соответствии с пунктом
2 статьи 39.30
настоящего Кодекса;

2)
в заявлении о передаче земельного
участка не указан кадастровый номер
земельного участка либо к этому заявлению
не приложены утвержденный проект
межевания территории, в границах которой
расположен такой земельный участок,
или схема расположения земельного
участка в случае, если такой земельный
участок предстоит образовать;

3)
имеются основания для отказа в утверждении
схемы расположения земельного участка,
предусмотренные пунктом
16 статьи 11.10
настоящего Кодекса;

4)
земельный участок, предусмотренный
заявлением о передаче земельного
участка, предоставлен федеральному
органу государственной власти, его
территориальному органу, федеральному
казенному предприятию, федеральному
государственному предприятию, федеральному
государственному учреждению, созданной
Российской Федерацией некоммерческой
организации и отсутствуют предусмотренные
статьями
45
— 47
настоящего Кодекса основания для
прекращения права постоянного
(бессрочного) пользования, права
безвозмездного пользования таким
земельным участком, расторжения договора
аренды такого земельного участка или
договора безвозмездного пользования
таким земельным участком.

8.
Отсутствие в государственном кадастре
недвижимости сведений о местоположении
границ земельного участка, который
предлагается передать, не является
основанием для принятия решения об
отказе в передаче земельного участка.

9.
Если земельный участок, который
предлагается передать, предстоит
образовать и соответствующий проект
межевания территории отсутствует,
решение об утверждении схемы расположения
земельного участка принимается
одновременно с решением о передаче
земельного участка.

10.
Решение о передаче земельного участка
является основанием для обеспечения
муниципальным образованием или субъектом
Российской Федерации за счет средств
соответственно местного бюджета, бюджета
субъекта Российской Федерации выполнения
кадастровых работ, необходимых для
уточнения границ передаваемых земельных
участков или образования земельного
участка, и государственной регистрации
права собственности муниципального
образования или субъекта Российской
Федерации.

Статья
39.32. Основания и порядок прекращения
прав третьих лиц на земельный участок,
безвозмездно передаваемый из федеральной
собственности

1.
В случае поступления заявления о передаче
земельного участка и отсутствия оснований
для принятия решения об отказе в передаче
земельного участка договор аренды
такого земельного участка или договор
безвозмездного пользования таким
земельным участком, предоставленным
федеральному органу государственной
власти, его территориальному органу,
федеральному казенному предприятию,
федеральному государственному
предприятию, федеральному государственному
учреждению, созданной Российской
Федерацией некоммерческой организации,
расторгается до принятия решения о
передаче земельного участка в муниципальную
собственность или в собственность
субъекта Российской Федерации.

2.
Для прекращения права аренды земельного
участка или права безвозмездного
пользования земельным участком в
соответствии с пунктом
1
настоящей статьи федеральный орган
исполнительной власти, осуществляющий
полномочия собственника имущества, в
течение двадцати дней со дня поступления
заявления о передаче земельного участка
направляет арендатору земельного
участка, пользователю земельного участка
уведомление о расторжении договора
аренды земельного участка или договора
безвозмездного пользования земельным
участком в одностороннем порядке в
течение пяти дней со дня получения
данного уведомления, которое в
одностороннем порядке подтверждает
прекращение соответствующих прав
указанных лиц и является основанием
для государственной регистрации
прекращения этих прав.

3.
В случае поступления заявления о передаче
земельного участка и отсутствия оснований
для принятия решения об отказе в передаче
земельного участка решение о прекращении
права постоянного (бессрочного)
пользования или права безвозмездного
пользования земельным участком,
предоставленным федеральному органу
государственной власти, его территориальному
органу, федеральному казенному
предприятию, федеральному государственному
предприятию, федеральному государственному
учреждению, созданной Российской
Федерацией некоммерческой организации,
принимается федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
полномочия собственника имущества, без
согласия этих органов, предприятий,
учреждений, организаций. При этом
возмещение убытков, в том числе упущенной
выгоды, в связи с прекращением права
постоянного (бессрочного) пользования
или права безвозмездного пользования
таким земельным участком и с досрочным
расторжением договора его аренды или
его безвозмездного пользования не
осуществляется. Указанное решение о
прекращении права на земельный участок
также должно предусматривать передачу
такого земельного участка в муниципальную
собственность или в собственность
субъекта Российской Федерации.

4.
Расторжение в порядке, установленном
настоящей статьей, договоров аренды
земельных участков, договоров
безвозмездного пользования земельными
участками осуществляется при наличии
оснований, предусмотренных соответственно
статьями
46,
47
настоящего Кодекса.

5.
Решение о прекращении права постоянного
(бессрочного) пользования, права
безвозмездного пользования земельными
участками в порядке, установленном
настоящей статьей, принимается только
при наличии оснований, предусмотренных
соответственно статьями
45,
47
настоящего Кодекса.

20.12.2017

6,377 Просмотры

Владелец может распоряжаться собственным имуществом согласно действующему законодательству РФ. Российские граждане имеют право оформлять на собственную недвижимость дарственную, осуществлять обмен, производить ее продажу или покупать новую, совершать с ней прочие действия. Кроме этого, возможна безвозмездная передача собственного имущества в муниципальную собственность. Подобное решение может запретить суд, основания прочих постановлений.

Процедура передачи в муниципальное владение федерального имущества

Чтобы получить заключение государственной инстанции о передаче недвижимого имущества в собственность субъектов российского государства, организаций МСУ, необходимо собрать соответствующий пакет документов, в который входят:

  • выписка из гос. перечня недвижимого имущества, куда заносятся сведения о переходящем имуществе; 
  • выписка на недвижимые объекты из ЕГРП, заключенные на него договорные соглашения о возможности передачи материальных ценностей в собственность муниципалитета (также о законных правах владения прилегающей территорией к передаваемой недвижимости, если данная территория обозначена в договоре отдельным пунктом). Бланк документа необходимо получить до передачи его ФАУФИ не менее чем за 30 дней; 
  • копии документов, которые подтверждают факт нахождения передаваемого недвижимого имущества в ГУП, прочей федеральной инстанции на основе ограниченного вещправа, хозяйственного ведения (экземпляры данных документов направляются также, если отсутствуют какие-либо сведения о законном владении недвижимостью и возможности ею распоряжаться в информационной базе ЕГРП); 
  • документы, подтверждающие факт правомочия российского государства на владение недвижимым имуществом, прилегающей к нему территорией, если такая обозначена в договорном соглашении отдельным пунктом (эти документы передаются в том случае, если отсутствуют какие-либо сведения о законном владении недвижимостью и возможности ею распоряжаться в информационной базе ЕГРП); 
  • разрешение ГУП, прочей государственной инстанции на передачу объектов в муниципальное владение, которые состоят на балансе этой организации на основе ограниченного хозяйственного ведения с подписью особы, которая оформила это разрешение; 
  • экземпляр (оригинальный) свода правил ГУП, прочей государственной организации, недвижимое имущество которой предается в муниципальную собственность на основе хозяйственного ведения, ограниченного вещправа. Устав также нужен в случае перехода во владение структур местного самоуправления самого предприятия;
  • справка ЕГРЮЛ про ГУП, прочую государственную организацию, недвижимые объекты которой передаются в муниципальное владение на основе хозяйственного ведения, ограниченного вещправа. Этот же документ понадобится при передаче во владение организаций местного самоуправления самого предприятия; 
  • справка из госструктуры, которая ведет отчетную документацию оборудования, контролирует наличие материальных ценностей, со сведениями об имущественных ценностях, которые переходят в муниципальное владение (наличие этого документа требуется в том случае, если, например, из целого здания в муниципалитет передается только несколько отдельных помещений). Это нужно для уточнения, описи такого недвижимого имущества;
  • схема прилегающего земельного участка к недвижимости как отдельного объекта владения, переходящего в собственность аппарата местного самоуправления; 
  • документы, подтверждающие правильность наименования аппарата местного самоуправления, с которым связана безвозмездная передача недвижимого имущества в муниципальную собственность;
  • документы, подтверждающие право использования передаваемого недвижимого имущества (документ необходимо представлять в том случае, если этим имуществом распоряжаются органы субъектов российского государства, ГУП, МСУ, прочих государственных инстанций). Данные документы предоставляют возможность организовать передачу имущественных ценностей в муниципальное владение на законных основаниях;
  • разрешение государственного органа исполнительной власти, который наделен полномочиями контроля ГУП, прочих структур, недвижимость которых передается в муниципальное владение на основе ограниченного вещправа, хозяйственного ведения. Подобный документ также нужен в случае передачи самого предприятия организации МСУ.

При передаче в муниципальное владение имущественных ценностей (если подобная собственность представляет ГУП, прочие государственные инстанции), кроме перечисленных выше документов, нужно представить дополнительно перечень таких образований, а также перечень недвижимого имущества, которым они распоряжаются на основе ограниченного вещ. права, хозяйственного ведения.

Для заключения о передаче в федеральное владение имущественных ценностей дополнительно нужно представить перечень переходящих недвижимых объектов. Для заключения о передаче в муниципальное владение имущества предложение необходимо направить в ФАУФИ. Это обязательство ложится на организации исполнительной власти российских субъектов.


Для внесения в государственный реестр организации местного самоуправления корректировок при заключении ФАУФИ нужно отметить в документации о том, что фактическая передача в муниципальное владение имущественных ценностей возможна только после того, как будет заверен соответствующий акт передачи.

Передача в муниципальное владение имущественных ценностей юридических, физических лиц

Процесс передачи имущественных ценностей юр/физлиц в муниципальное владение происходит следующим образом.

  • Для того чтобы произвести прием-передачу недвижимого объекта МСУ, физические и юридические лица обязаны подать запрос руководителю соответствующей организации. К запросу прилагается пакет установленной документации.

Юридические лица должны предоставить

  • паспорт, удостоверяющий особу, оформившую запрос; 
  • выписку из ЕГРЮЛ, копии документов, являющихся юридическим основанием для ведения деятельности и определяющих правовой статус организации; 
  • документы, подтверждающие правомочность доверенной особы (на тот случай, если запрос оформляет представитель юридического лица); 
  • справку ЕГРП на имущество, договорные соглашения на него в плане владения переходящим недвижимым имуществом. Обязательно представляются документы, подтверждающие регистрацию в госреестре, права собственности на передаваемые имущественные ценности; 
  • перечень недвижимого имущества, передаваемого в муниципальное владение (адреса, важные инженерные составляющие в том числе); 
  • перечень строительных объектов, дополнительно пристроенных, встроенных построек, которые были переданы, согласно арендному договору отдельных помещений или целых объектов, в пользование прочим юридическим лицам (необходимо представить копии таких документов); 
  • акт ОС, прочей структуры юридического лица, имеющей полномочия на заключение передачи имущественных ценностей в муниципальное владение; 
  • выписку балансовой принадлежности, в которой обязательно указывается первоначальная и конечная стоимость;
  • выписку из госкадастра недвижимости, в которой содержатся данные, требующиеся для госрегистрации прав на недвижимость, проведения с ней операций; 
  • документы, подтверждающие права владения прилегающим к недвижимому имуществу земельным участком, которые также подлежат передаче в собственность муниципалитета;  
  • документацию, содержащую инженерную характеристику недвижимого объекта, схему бюро техинвентаризации (максимум 6 месяцев до завершения срока действия документа); 
  • документация, подтверждающая балансовую принадлежность имущественных ценностей; 
  • планы инженерно-технических систем, подлежащих переходу;  
  • выписку, подтверждающую полное отсутствие у организации долговых обязательств, ареста недвижимого имущества, прочих форм материальной ответственности. 

Физические лица представляют


После окончания проверки переданного пакета документов создается специальная группа специалистов, которые занимаются передачей муниципального имущества в собственность.

Сформированная группа занимается собственной деятельностью, опираясь на порядок, установленный приказом руководителя муниципальной инстанции.

Административные структуры согласно решению созданной группы составляют перечень недвижимого имущества, которое надлежит передать в муниципалитет. Далее передают этот документ в исполнительную структуру МСУ, которая выдает заключение о передаче имущества.

На основе сделанного заключения правдивости представленного перечня недвижимого имущества, передаваемого во владение муниципалитета, руководитель муниципального органа оформляет распоряжение на:

  • передачу объектов, регистрацию их как свою собственность;
  • перенаправление на имущественные ценности ограниченного вещправа МСУ;
  • занесение недвижимого имущества в перечень имущественных ценностей МСУ;
  • перенаправление возможности хозяйственного ведения недвижимостью в МУП;
  • право распоряжения росимуществом прочим образом, допускаемым действующим законодательством.

Согласно распоряжению руководителя муниципального аппарата по приему-передаче росимущества заполняются протоколы установленного российским законодательством образца. Документы приема-передачи недвижимости заверяет руководитель муниципальной структуры.

Далее переданное имущество заносится в базу МСУ, осуществляется госрегистрация возможности владения недвижимыми объектами по установленной системе законодательством РФ.


При возникновении любых разногласий в период осуществления приема-передачи объектов в муниципальное владение их урегулирование производится судом или компромиссным решением участников договорного соглашения.

2017-12-20

Право муниципальной собственности – есть совокупность правомочий владения, пользования и распоряжения над объектами, которые принадлежат муниципальному образованию (городским и сельским поселениям, п. 1 ст. 215 ГК РФ). На основании Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав муниципальной собственности могут входить различные природные ресурсы и земельные участки, которые, в свою очередь, являются:

  • признанными таковыми Федеральными законами и соответствующими законами субъектов РФ (п. 1 ст. З Закона о введении в действие ЗК РФ);
  • приобретенными на основании требований гражданского законодательства;
  • приобретенными на основании гражданско-правовых сделок;
  • приобретенными на основании безвозмездной передачи из федеральной собственности;
  • перешедшими в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности на землю.

Правомочия собственника реализуются органами местного самоуправления, которые действуют от имени муниципалитета и имеют право передавать землю физическим или юридическим лицам в постоянное или временное пользование, а также продавать, отчуждать и совершать иные сделки, в числе которых аренда муниципальной земли, действуя в рамках российского федерального законодательства. Муниципальная собственность, равно, как государственная и частная, находится под защитой государства. Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть:

  • землями общего пользования, допускающими нахождение на их территории граждан, с правом пользования природными объектами, находящимися на этом участке, в соответствии с разрешением собственника и законно-правовых актов (п.1 ст.262 ГК РФ);
  • землями, закрытыми для общего доступа.

Муниципальная собственность на землю является единым целым, она не делится на различные виды и имеет свое предназначение – обеспечение проживания, работы и отдыха населения. Ответственность за управление муниципальными землями возложена на органы местного самоуправления, структура которых включает в себя подразделения, отвечающие за содержание и использование земель различного назначения (автомобильные дороги, благоустройство городских улиц и парковых территорий и т.д.). Муниципальные земли являются частью земель населенных пунктов и в основном относятся к землям общего пользования, используясь для возведения на них объектов общественного назначения.

Земли, находящиеся в муниципальной собственности, и расположенные за чертой населенных пунктов, могут быть приватизированы в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами органов местного самоуправления.

Средства от аренды либо продажи земли муниципальной собственности поступают непосредственно в бюджет субъекта РФ в полном объеме.

Аренда земель муниципальной собственности

Согласно земельному законодательству РФ земельный участок, находящийся в собственности муниципалитета, можно арендовать на условиях платного пользования либо безвозмездного срочного или бессрочного пользования. Оформить договор аренды на землю вправе, как физическое, так и юридическое лицо, в порядке, предусмотренном Земельным кодексом, законами федеральными или субъектов РФ. В случаях, если муниципальная земля арендуется с целью комплексной застройки жилищных объектов, права аренды передаются через торги и аукционы, которые проводятся органами самоуправления в соответствии с земельным законодательством. Как правило, такой вид аренды является долгосрочным, а к арендаторам выставляются определенные требования. Отказать в аренде земли муниципальной собственности могут в случаях изъятия земельного участка из оборота либо его резервирования для муниципальных или государственных нужд. Случаи, когда муниципальные земельные участки планируется арендовать без возведения на ней строительных объектов, являются несложной процедурой. Необходимо подать заявление о выборе земельного участка в соответствующий государственный орган для утверждения схемы расположения, и дальнейшей постановки на кадастровый учет (осуществляется будущим арендатором самостоятельно). После получения всех названных документов может быть заключен договор между арендодателем и арендатором. Арендная плата за пользование муниципальными землями исчисляется в соответствии со ставками земельного налога. Кроме того, при продаже права на оформление договора аренды на землю, возникают стартовые земельные платежи, которые также необходимо будет оплатить в оговоренный договором срок.

Выкуп муниципальной земли в собственность

Начиная с 30 октября 2007 г., в силу вступили новые изменения в Федеральный закон №212-ФЗ от 24.07.2007 г., направленные на обеспечение слияния муниципальных и государственных земель и расположенных на них строительных объектов в единые объекты недвижимости. Если до вступления в силу нового закона допускалось приватизировать только жилищные и промышленные здания и сооружения, и при этом земельный участок, на котором они находились, можно было оформить в бессрочное пользование на безвозмездной основе, то новый закон обязал произвести выкуп муниципальной земли в собственность либо оформить договор аренды в срок:

  • до 01.01.2010 г. — для юридических лиц негосударственных форм собственности;
  • до 01.01.2013 г. – для юридических лиц, объекты которых находятся на муниципальных земельных участках, с прохождением через них путепроводов, автомобильных и железны дорог, линий связи и электропередач, иные объекты крупномасштабного значения.

Нарушение сроков оформления перехода муниципальных земель в собственность повлекло за собой штрафы на юридических лиц в размере от 20 до 100 тысяч рублей (ст. 7.34 КоАП). Оформление муниципальной земли в собственность возможно при наличии соответствующих документальных оснований:

  1. документы, подтверждающие право частной собственности на все объекты индивидуального жилищного строительства, находящиеся на этом земельном участке (эти же документы будут основанием для оформления муниципальной земли в частную собственность);
  2. распоряжение органа местного самоуправления о передаче земельного участка в бессрочное пользование либо пожизненное владение (акт, свидетельство, выписка из похозяйственной книги, выданной в администрации по месту расположения участка, и т.д.).

Выкуп муниципальной земли в собственность представляет собой многоэтапный процесс, число действий в котором зависит от местонахождения земельного участка, вида разрешенного использования земли, места расположения региона или муниципалитета, к которому относятся данные земли. В перечень основных этапов по процедуре выкупа муниципальной земли входят:

  • Заключение договора, с указанием в нем размера и срока внесения авансового платежа за участок.
  • Оценка и сравнение рыночной и кадастровой стоимости объекта.

В случае, если кадастровая стоимость окажется выше рыночной, в территориально расположенном органе Росреестра необходимо произвести переоценку кадастровой стоимости земельного участка, являющегося объектом передачи в собственность на основании выкупа.

  • Принятие решения по вопросу купли-продажи земельного участка.
  • Непосредственно заключение договора купли-продажи.
  • Оформление права собственности на землю в государственном органе.

Выкуп муниципального земельного участка может быть выполнен, как с единовременной выплатой его стоимости в полном объеме, так и с рассрочкой платежа.

Договор купли-продажи недвижимости, в данном случае — земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, предусматривает переход права собственности к арендатору. Порядок заключения договора регламентируется ст. ст. 609 и 624 ГК РФ. При заключении договора присутствие и участие владельца земли (арендодателя) является обязательным. В случае уклонения арендодателя от оформления договора по купле-продаже муниципального земельного участка, арендатор может обратить с иском в суд, и на основании решения суда совершить сделку. В данном случае стоимость выкупа муниципальной земли буде определена в соответствии с результатами экспертизы, проведенной независимым оценщиком. Выкуп муниципальной земли возможен в следующих случаях:

  1. Лица, имеющие в собственности объекты недвижимости, находящиеся на выкупном земельном участке. При этом цена выкупа в данном случае не должна превышать его кадастровую стоимость, независимо от собственника (государство или муниципалитет).
  2. Религиозные организации вправе выкупать муниципальные земли с нахождением на них зданий и строений религиозного и благотворительного назначения – на все время их использования.
  3. Муниципальные земли сельскохозяйственного назначения арендатор может выкупить только по истечении 3-х лет со дня подписания договора аренды на этот земельный участок и его надлежащем использовании на протяжении всего срока.

Площадь выкупаемых земельных участков, равно как и срок аренды до выкупа, законом не ограничены. Начиная с 2012 г. выкуп муниципальных земель возможен в сумме, равной 100% его кадастровой стоимости.

Порядок выкупа арендованных муниципальных земель

Для того, чтобы произвести процедуру выкупа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, заинтересованное лицо должно предоставить соответствующий орган местного самоуправления:

  • паспорт;
  • заявление установленного образца;
  • договор аренды муниципальной земли;
  • квитанция об уплате государственной пошлины.

После согласования с органами местной власти в Росреестр предоставляются:

  • оригинал договора купли-продажи земельного участка;
  • заявление соответствующего образца о переходе права собственности;
  • квитанция об уплате государственной пошлины;
  • квитанция об уплате стоимости земельного участка;
  • расчет стоимости выкупа земли, выданного оценочной комиссией;
  • постановление о предоставлении земельного участка, выданного местными органами власти.

Право собственности заявитель приобретает с момента регистрации в соответствующих органах. Срок оформления документов составляет – 7 рабочих дней.

В выкупе муниципальной земли в собственность может быть отказано на следующих основаниях:

  1. при подаче неполного пакета документов либо его ненадлежащем оформлении;
  2. при установлении факта процедуры банкротства/прекращения деятельности покупателя – юридического лица;
  3. при предоставлении недостоверной информации о покупателе либо выкупаемом земельном участке;
  4. при невозможности выкупа муниципальной земли ввиду ее особого целевого назначения (земли общего пользования, заповедники, земли лесных и водных фондов и т.д. ).
  5. выкуп муниципальных земельных участков невозможен для нерезидентов Российской Федерации.

Алгоритм передачи земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, расположенного под имуществом, принадлежащим на праве государственной собственности Республике Крым, в государственную собственность Республики Крым

Для решения данного вопроса в рамках правового поля необходимо осуществить следующие мероприятия, предусмотренные частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Норма)

1. Юридическому лицу – правообладателю здания обратиться в адрес соответствующего органа местного самоуправления с аргументированным заявлением-ходатайством о необходимости передачи испрашиваемого земельного участка (земельных участков) из муниципальной собственности в государственную собственность Республики Крым

[AdSense-A]

(в соответствии с требованиями Нормы: находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае:
— если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
— если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
2. Орган местного самоуправления принимает соответствующее постановление, согласно которому предлагает Совету министров Республики Крым передать испрашиваемый земельный участок (земельные участки) из муниципальной собственности в государственную собственность Республики Крым либо дает аргументированный отказ в решении данного вопроса.(в соответствии с требованиями Нормы: предложения о передаче имущества направляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации. Срок рассмотрения предложения о передаче –
90 дней со дня поступления предложения.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества, устанавливается Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года № 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации»).

[AdSense-A]

3. По результатам рассмотрения предложения органа местного самоуправления о передаче испрашиваемого земельного участка (земельных участков) Совет министров Республики Крым принимает распоряжение следующего содержания:

1) осуществить безвозмездную передачу испрашиваемого земельного участка (земельных участков) из муниципальной собственности
в государственную собственность Республики Крым;
2) Минимуществу Крыма:
а) осуществить необходимые мероприятия, связанные с названной передачей;
б) проинформировать Совет министров Республики Крым
о результатах выполнения распоряжения до _________;
в) установить, что право государственной собственности Республики Крым на испрашиваемый земельный участок (земельных участков) возникает со дня утверждения акта приема-передачи.4. Минимуществу при поступлении копии распоряжения необходимо осуществить мероприятия:

а) подписать совместно с органом местного самоуправления акт приема-передачи земельного участка (земельных участков);
б) утвердить совместно с органом местного самоуправления акт приема-передачи земельного участка (земельных участков);
в) обеспечить подачу пакета документов в Госкомрегистр РК
на регистрацию перехода права, получить свидетельство о собственности
Республики Крым на испрашиваемый земельный участок (земельные участки);
г) проинформировать Совет министров Республики Крым
о результатах выполнения распоряжения.

Последнее обновление: 24 октября 2016, 12:46

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: