Как принимается решение о предоставлении гражданину жилплощади

По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда во владение и в пользование для проживания в нем. Жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются малоимущим российским гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 49, ч. 1 ст. 60 ЖК РФ).

Для получения

социального жилья лицу, признанному нуждающимся в жилом помещении, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Встаньте на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении

Принимает на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях орган местного самоуправления на основании заявлений этих граждан.

Порядок ведения такого учета, а также форма заявления о принятии на учет и перечень необходимых документов, прилагаемых к заявлению, утверждается органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления в соответствии с Методическими рекомендациями, утв. Приказом Минрегиона России от 25.02.2005 N 18.

Заявление о принятии на учет надо подать в орган местного самоуправления по месту своего жительства либо через многофункциональный центр (ч. 3 ст. 52 ЖК РФ).

Примечание. В г. Москве уполномоченным органом, осуществляющим признание граждан малоимущими, является Департамент городского имущества г. Москвы (ч. 1 ст. 1 Закона от 14.06.2006 N 29; п. 4.2.51 Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП).

Для принятия на учет жителей г. Москвы в качестве нуждающихся в жилом помещении заявитель и члены его семьи должны быть признаны малоимущими (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ; ч. 1 ст. 11 Закона N 29).

Заявление заполняет заявитель и подписывают все совершеннолетние члены его семьи, желающие быть признанными нуждающимися в жилых помещениях (ч. 2 ст. 11 Закона N 29).

С заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, принимающим на учет (ч. 4 ст. 52 ЖК РФ). Перечень таких документов утвержден Постановлением Правительства Москвы от 06.06.2006 N 362-ПП.

Все документы представляются в оригиналах и в копиях.

При подаче заявления о принятии на учет вам выдадут расписку в получении этих документов с указанием их перечня и даты получения органом, принимающим на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам (ч. 4 ст. 52 ЖК РФ).

Шаг 2. Получите на руки решение о принятии на учет или отказ

В течение тридцатидневного срока уполномоченный орган принимает решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет.

В течение трех рабочих дней со дня принятия решения уполномоченный орган выдает или направляет вам документ (распоряжение), подтверждающий принятие решения (ч. 5 ст. 52, ч. 3 ст. 54 ЖК РФ).

Примечание. Решение уполномоченного органа об отказе в принятии на учет заявитель может обжаловать в судебном порядке (ч. 3 ст. 54 ЖК РФ).

Шаг 3. Дождитесь своей очереди на получение социального жилья

Если вы приняты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, вам предоставят социальное жилье в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет, на основании решения органа местного самоуправления (ч. 1 ст. 57 ЖК РФ; Письмо Департамента городского имущества г. Москвы от 19.10.2015 N ДГИ-ЭГР-7589/15-1).

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются следующим лицам (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ):

  • гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
  • гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378.

Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых эти решения приняты, в течение трех рабочих дней со дня принятия решений (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).

Шаг 4. Заключите договор социального найма

Основанием заключения договора социального найма является принятое решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, в срок, установленный этим решением (ч. 4 ст. 57 ЖК РФ).

Договор социального найма вы заключаете с собственником жилого помещения либо иными уполномоченными собственником лицами, без установления срока действия. От имени собственника действуют уполномоченные органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления (ч. 1, 2 ст. 60 ЖК РФ).

Связанные вопросы

Кого можно признать нуждающимся в жилом помещении для получения социального жилья? >>>

В каком порядке гражданин признается малоимущим в целях получения социального жилья? >>>

Полезная информация по вопросу

Официальный сайт Департамента городского имущества г. Москвы — www.mos.ru/dgi/

Не все граждане нашей страны могут себе позволить купить квартиру. Или даже взять ее в ипотеку. Для тех, кто этого сделать не может государство предоставляет социальное жилье. Однако поскольку желающих много, а жилья явно мало, действует определенный порядок предоставления социального жилья. В чем же он заключается?

Шаг первый: Встаем в очередь на получение социального жилья

Очередность в получении жилья была всегда. Еще с советских времен люди годами стояли в таких очередях. В настоящее время ситуация не сильно отличается и рассчитывать на быстрое получение квартиры могут только льготные категории граждан. Благодаря тому, что с 2010 года работает государственная Жилищная программа, фонд социального жилья растет и смысл постоять за ним в очереди все же есть.

Итак, для начала надо определить свой статус. К льготным категориям граждан, которым в первую очередь положено социальное жилье, относятся:

— Ветераны ВОВ и труда, инвалиды войны;

— Участники боевых действий в современных горячих точках;

— Дети оставшиеся без попечения родителей, выпускники детских домов и интернатов;

— Инвалиды детства и лица, имеющие инвалидность нерабочей группы;

— Семьи, утратившие жилье по независящим от них обстоятельствам, в результате стихийных бедствий;

— Служащие силовых структур, уволенные в запас по выслуге лет;

— Иные категории граждан, в соответствии с региональными нормами.

Так, могут претендовать на льготы многодетные семьи, семьи, потерявшие кормильца при исполнении служебных обязанностей и другие.

Все остальные граждане попадают в общую очередь на получение социального жилья. Однако для этого им придется доказать свое право на его получение. Социальное жилье положено только тем, кто относится к малоимущим слоям населения.  Малоимущими гражданами может признать только орган местного самоуправления в порядке, установленном по этому поводу законом субъекта РФ. Основным критерием для отнесения к этой категории является уровень дохода. Он определяется в целом по семье, из расчета минимального прожиточного минимума, приходящегося на каждого члена семьи, в зависимости от его возраста и социального статуса. Такой минимальный прожиточный минимум рассчитывается каждый квартал на федеральном и региональном уровнях. Он отличается у детей, трудоспособного населения и пенсионеров. Кроме того, играет роль стоимость имущества, которое находится в собственности всех членов семьи и подлежит налогообложению.

Надо сказать, что при определении доходов семьи, подлежат включению абсолютно все, включая пенсии и пособия. При этом доход определяется в том размере, в котором он был начислен, а не в том, в котором был фактически получен, за минусом налога на доходы физических лиц. Доходы сравниваются с региональным прожиточным минимумом. И, если у семьи в собственности есть дорогой автомобиль или загородный дом, ее никогда не признают малоимущей, даже несмотря на уровень доходов.

Кроме того, необходимо прожить 10 лет в одном городе и в течении 5 лет не допускать намеренного ухудшения жилищных условий. То есть не продавать квартиру или комнату, не прописывать в своем жилье других лиц, намеренно уменьшая количество квадратных метров на одного человека.

Важно понимать, что на муниципальное жилье могут рассчитывать только те категории граждан, которые указаны в части 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ. Им органы местного самоуправления могут предоставить жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. До вступления в силу этой нормы Жилищного кодекса РФ (1 марта 2005 года) на социальные жилые помещения могли претендовать не только малоимущие, но и другие категории граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Поэтому, те граждане, которые встали на очередь до этого момента, также имеют право на получение квартиры. Снять их с очереди возможно только в случае если основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма, были полностью или частично утрачены.

В силу статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», с 1 марта 2005 года принятие граждан на учет с целью последующего предоставления им жилья по договорам социального найма в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ. Для постановки на очередь необходимо собрать и предоставить в муниципальный исполнительный орган власти все необходимые документы. К ним относятся справки о доходах на всех членов семьи, документы о праве на льготы, справки о существующих жилищных условиях и документы о владении недвижимым и движимым имуществом. После рассмотрения всех документов орган местного самоуправления принимает решение о постановке на очередь на социальное жилье или отказе в этом.

Шаг второй: Если очередь подошла к предоставлению социального жилья

Порядок предоставления социального жилья регулируется нормами статьи 49 Жилищного кодекса РФ. Поэтому, если подходит очередь на квартиру и планируется сдача объекта с социальным жильем или освобождение квартиры из старого жилого фонда, то гражданина должны вызвать в местный орган самоуправления. При этом у него опять могут потребовать документы, подтверждающие то, что он не утратил право на социальное жилье. Исключение составляют только те граждане, которые встали на жилищный учет до 1 марта 2005 года, когда действовали другие требования на право получения и порядок предоставления социального жилья.

Если выясняется, что гражданин перед постановкой на жилищный учет намеренно ухудшил свои жилищные условия или занизил доход, он лишается права получить квартиру и повторно может быть принят на учет, не ранее чем через пять лет. При этом он должен будет доказать свою принадлежность к малоимущим слоям населения. Изменения жилищных условий членов семьи гражданина, стоящего на жилищном учете, не влечет за собой изменений в его статусе, как нуждающегося в жилье.

Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 ЖК РФ определяется Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, за также законами субъектов Российской Федерации. В первую очередь данные нормативные акты регулируют нормы предоставления социального жилья. При этом, учетной нормой площади жилья является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого и определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения. Учетную норму устанавливают органы местного самоуправления. Ее размер не может превышать размер нормы предоставления, который был установлен данным органом.

По договору социального найма жилое помещение должно быть предоставлено гражданам по месту их постоянного жительства (в границах населенного пункта, где они постоянно проживают), при этом общая площадь на одного человека не должна быть менее нормы предоставления (обычно от 16 до 18 кв. метров).

Если проверка документов показала, что гражданин по-прежнему имеет право на предоставление социального жилья, то с ним заключается договор социального найма. В зависимости от обстоятельств, он может быть, как бессрочным, так и заключенным на определенный срок. При этом будущего нанимателя квартиры знакомят со всеми правилами пользования социальным жильем. После подписания договора наниматель получает ордер и может заселяться.

Читайте также:

 Кто имеет право встать в очередь на квартиру? 

Кому возможно предоставление жилого помещения. Признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Постановка на учет в качестве нуждающегося. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения. Порядок предоставления жилых помещений.

В силу ч.2 ст.49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Из данного положения следует, что предоставление жилых помещений по договору социального найма возможно малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях.

Основания признания малоимущего гражданина нуждающимся в жилом помещении установлены ст.51 ЖК РФ. В соответствии с указанной статьей гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее — нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Исходя из данной статьи, нуждающимися в жилых помещениях признаются: 1) граждане, не имеющие своего жилья, то есть не являющиеся нанимателями жилья по договору социального найма или не являющиеся собственниками жилого помещения, а также являющиеся членами семьи собственника жилого помещения; 2) граждане, имеющие свое жилье, но общая площадь такого жилого помещения составляет менее учетной нормы на каждого члена семьи. Учетной нормой площади жилого помещения (далее — учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч.4 ст.50 ЖК РФ). В городе Курске учетная норма установлена в размере 12 кв.м. и менее на одного человека (Решение Курского городского Собрания от 04.05.2005 №108-3-РС «О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения»); 3) граждане, проживающие в помещении, непригодном для проживания. Требования, которым должно отвечать жилое помещение, основания и порядок признания такого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47. 4) граждане, являющиеся нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно. К таким заболеваниям, в частности, относятся: активные формы туберкулеза, злокачественные новообразования, хронические и затяжные психические расстройства, эпилепсия и другие. Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире установлен Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 №378.

Что касается признания гражданина малоимущим, то порядок признания малоимущим определен Законом Курской области от 29.03.2008 №15-ЗКО «О порядке признания жителей Курской области малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма».
В соответствии с п.1 ст.2 указанного Закона малоимущими гражданами признаются жители Курской области, имущественная обеспеченность которых, определенная в соответствии с настоящим Законом, меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи или одиноко проживающему гражданину для обеспечения их жилым помещением по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Поскольку предоставление жилых помещений возможно только гражданам, признанным малоимущими, то для признания гражданина малоимущим в целях постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, он должен обратиться в орган местного самоуправления по месту жительства с заявлением, в котором указываются сведения о составе своей семьи и нуждаемости в жилом помещении. Заявление подписывается всеми дееспособными членами семьи, проживающими с ним (в том числе временно отсутствующими).

Согласно ч.2 ст.8 Закона Курской области «О порядке признания жителей Курской области малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» с заявлением представляются следующие документы: 1) паспорт гражданина или иной документ, удостоверяющий его личность; 2) документы, подтверждающие состав семьи заявителя (свидетельство о рождении, о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи и т.п.); 3) документы, подтверждающие правовые основания владения заявителем и членами его семьи подлежащим налогообложению движимым и недвижимым имуществом на праве собственности; 4) документы, подтверждающие доходы заявителя и всех членов семьи за календарный год, предшествующий месяцу обращения заявителя о признании малоимущим, которые учитываются при решении вопроса о признании гражданина малоимущим; 5) документы, подтверждающие данные о стоимости принадлежащего на праве собственности заявителю и членам его семьи или одиноко проживающему заявителю налогооблагаемого имущества.

По результатам рассмотрения заявления принимается решение о признании гражданина и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, или об отказе в этом. Указанное решение принимается не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления гражданином всех необходимых документов. О принятом решении уполномоченный орган сообщает гражданину в письменной форме путем направления извещения по почте не позднее чем через три рабочих дня со дня его принятия (ст.52 ЖК РФ).
Отказ в признании гражданина и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, должен содержать причины отказа, и может быть обжалован гражданином в судебном порядке.

Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (ч.1 ст.57 ЖК РФ).

Частью 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: — гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; — гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. Жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, по площади должно быть не менее нормы предоставления площади жилого помещения, которая устанавливается органом местного самоуправления. Решением Курского городского Собрания от 04.05.2005 №108-3-РС «О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения» норма предоставления площади жилого помещения, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма, установлена в размере не менее 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.

Несмотря на то, что Жилищным кодексом РФ не установлен максимальный срок, в течение которого должно быть осуществлено предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся, такой срок установлен региональным законодательством.

Так, в силу ст.3 Закона Курской области «О порядке признания жителей Курской области малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» ожидаемый срок предоставления жилья — период предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Ожидаемый срок предоставления жилья устанавливается органом местного самоуправления поселения (городского округа) в зависимости от темпов обеспечения жилыми помещениями, представляемыми по договорам социального найма, жителей поселения (городского округа), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, но не может быть более 12 лет. Решением Курского городского Собрания от 28.11.2008 №118-4-ОС «Об ожидаемом сроке предоставления жилья» предусмотрено, что ожидаемый срок предоставления жилья по договорам социального найма малоимущих граждан жителей города Курска, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, — 12 лет.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ЮРИСТА:

  • Перепланировка квартиры (основания, согласование, разрешение)
  • Раздел лицевых счетов в квартире
  • Выселение из квартиры за неуплату коммунальных услуг (платежей)
  • Предварительный договор купли-продажи квартиры (недвижимости)
  • Покупка квартиры (Как купить квартиру)
  • Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Обжалование (отмена)
  • Продажа доли в квартире, преимущественное право выкупа
  • Залив квартиры
  • Вселение в квартиру собственником других лиц
  • Предоставление жилья взамен сносимого (социальный наем)
  • Принудительный выкуп доли в квартире одним собственником у другого собственника
  • Право пользования квартирой лицом, не участвовавшим в приватизации

26.06.2015

Не каждый человек в настоящее время может приобрести жилье в собственность. Цены на недвижимости растут быстрее, чем заработные платы. Поэтому многие рассчитывают только на государственную поддержку.

Для получения

субсидии

или участия в другой жилищной программе потребуется собрать определенный пакет документов. Он направляется на рассмотрение в компетентные органы. По завершении проверки принимается решение о предоставлении жилплощади относящееся к гражданину.

Чтобы претендовать на государственную помощь, человек должен входить в список льготников. Также важно знать нормативы жилой площади, которые должны соблюдаться при проживании семей. Процедура подачи заявления в 2020 году имеет некоторые особенности, отраженные на законодательном уровне.

Предоставляемые по закону права

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, а именно статьей 40, каждый гражданин имеет право на жильё. Но не все знают, какой акт позволяет реализовать данное социальное право. Основные нормы, касающиеся обеспечения гражданина объектом недвижимости для проживания, отражаются в Жилищном кодексе РФ.

Части вторая и третья статьи 1 закона указывают на то, что человек может самостоятельно распоряжаться принадлежащими ему правами. При этом не должны нарушаться безопасность, спокойствие и гарантии других лиц. Чтобы оградить недобросовестных граждан от таких деяний, на федеральном уровне предусматривается некое ограничение свобод.

Статья 40. Изменение границ помещений в многоквартирном доме

Если проанализировать конституционные нормы, то можно определить способы предоставления такого права гражданам:

  • выделение помещений, которые будут использовать лица по договору социального найма (малоимущие и льготники, нуждающиеся в жилом помещении);
  • предоставление жилья на основании договора коммерческого найма (государственное, частное и муниципальное помещение);
  • приобретение и строительства объектов недвижимости за личные средства.

Норма закона (статья 2 ЖК РФ) указывает на то, что государственные органы должны создавать особенные условия для реализации гражданами жилищного права.

Статья 2. Обеспечение условий для осуществления права на жилище

Им необходимо:

  • содействовать в развитии рынка недвижимости;
  • направлять денежные средства из бюджета на реализацию программ по улучшению жилищных условий;
  • предоставлять гражданам жилые помещения для проживания;
  • поддерживать строительство объектов недвижимости;
  • защищать права и интересы граждан;
  • контролировать вопросы исполнения жилищного и градостроительного законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 40 Конституции РФ необходимо поощрение жилищного строительства и создание условий для реализации прав граждан.

На основании Гражданского кодекса РФ (статья 20) местом жительства признается объект недвижимости, где осуществляется постоянное или преимущественное проживание. Для детей таковым является адрес прописки родителей.

Статья 20. Место жительства гражданина

Жилище, в соответствии со статьями 23 и 25 Конституции РФ, является неприкосновенным. Поэтому оно должно охраняться государственными нормами.

При этом, на основании части четвертой статьи 3 Жилищного кодекса РФ, выселение из объекта недвижимости человека невозможно. Гражданину разрешено использовать все коммунальные услуги.

Статья 3. Неприкосновенность жилища и недопустимость его произвольного лишения

Положенные нормы

Норма, в соответствии с которой предоставляется жилое помещение, представляет собой минимальный размер на одного человека. Ниже допустимого значения квартиры не могут быть использованы гражданами. Поэтому заключить договор социального найма недвижимости не получится.

Устанавливаются значения на региональном уровне соответствующими органами муниципального образования. Учёт ведется на основании уровня обеспеченности граждан жилыми помещениями. Также во внимание принимаются другие факторы.

Для некоторых категорий лиц нормы могут варьироваться.

Принятие особенных значений возможно на основании:

  • федеральных законов;
  • Указов Президента РФ;
  • нормативно-правовых актов регионов.

Учетная норма представляет собой минимальный размер площади помещения. Важно изучить соответствие его уровню обеспеченности граждан жильем для выявления необходимости поддержки. Учетное значение не должно быть выше нормы предоставления.

Решение о предоставлении гражданину жилплощади вне очереди

Решение жилищной комиссии о предоставлении гражданину жилплощади вне очереди принимается государственными органами с особой осторожностью. Ведь многие заявители начинают оспаривать данные меры, ссылаясь на наличие таких же льгот и право на получение помощи без отстаивания в очереди.

Жилищный кодекс не содержит конкретных сроков, в течение которых недвижимость предоставляется внеочередникам. Поэтому органы местного самоуправления действуют в соответствии со списком лиц, которые идут отдельно от основного состава. Регулируется порядок законодательными нормами субъектов.

Часть первая статьи 57 Жилищного кодекса предусматривает необходимости постановки в очередь всеми гражданами РФ для получения недвижимости в собственность. Но их данного правила выделяют исключения.

Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам

На основании части второй без очереди получить жилье могут:

  • граждане, жилой фонд объектов недвижимости которых признан непригодным для проживания;
  • дети, оказавшиеся без попечения родителей, и сироты после окончания пребывания их в объектах образования и социального обслуживания, опеки, мест лишения свободы и армии;
  • люди, имеющие тяжелые формы хронических заболеваний, входящих в установленный на государственном уровне перечень.

Все эти граждане могут без очереди претендовать на получение жилья. На основании пунктов первого и третьего части второй статьи 57 ЖК РФ, сроки, позднее которых предоставить недвижимость нельзя, не указаны. Поэтому норма предполагает получение квартиры сразу после обращения.

Для детей сирот такие периоды отражаются в законе. Они должны получить квартиру после окончания обучения, службы, отбывания наказания (лишение свободы и пребывание в колонии) и т.д.

Органы местного самоуправления не обязаны отслеживать список внеочередников. Они только проводят учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан.

Таким образом внеочередники могут претендовать на жилое помещение в тот момент, когда подается заявление. При этом особенного списка для тех, кто не должен стоять в очереди, быть не может.

Помощь от государства

В настоящее время государство разрабатывает различные программы для поддержки нуждающихся в улучшении жилищных условий семей. Их список определяется на основании решения органов местного самоуправления в конкретных регионах.

Выделяют основные меры, направленные на поддержку лиц в отношении обеспечения жильем:

  • ипотечное кредитование с использованием сниженных процентных ставок;
  • субсидии, которыми можно оплатить первоначальный взнос по ипотеке или возместить частичную стоимость жилья;
  • программы для расширения имеющейся у гражданина жилой площади;
  • предоставление квартиры в соответствии с договором социального найма;
  • помощь в покупке жилья человеком самостоятельно;
  • обеспечение граждан объектами недвижимости.

Для получения

нового жилья или материальной компенсации его части можно вступить в жилищную программу. В настоящее время самой распространенной из них является «Жилище».

Также поддержка оказывается молодым семьям. Таковой признается пара с детьми и без них, в которой мужу и жене не исполнилось на момент обращения 35 лет.

Улучшить жилищные условия граждане могут несколькими способами:

  • взять жилье в рассрочку;
  • получить сертификат на приобретение квартиры;
  • оформить ипотечную ссуду на льготных условиях;
  • приобрести недвижимость у местных властей по сниженной стоимости;
  • использовать субсидию.

Для того, чтобы поучаствовать в одной из программ, нужно собрать и направить в органы местного самоуправления требуемые документы. После рассмотрения вопроса происходит принятие решения, которое отражается в специальном акте.

Когда возникает недействительность

Решение о предоставлении жилого помещения признать недействительным непросто. На основании статьи 48 ЖК РФ такие меры предпринимаются судебными органами в течение трех лет с момента выдачи.

Основными причинами для аннулирования являются:

  • предоставление недостоверных сведений гражданами;
  • нарушение прав других граждан и юридических лиц;
  • неправомерные действия должностных лиц;
  • нарушение порядка предоставления жилых помещений.

Даже если ордер будет признан недействительным, выселение из полученной квартиры не наступит.

В настоящее время при решении таких вопросов возможно признание договора социального найма ничтожным. Тогда гражданин должен будет отстаивать собственную правоту в суде.

Проблемы признания недействительным документа заключаются в том, что законодательно не предусматриваются основания для такого действия и порядок рассмотрения дела.

В советское время жильца можно было легко выселить из занимаемого им жилья при признании недействительным ордера. Если его вины в этом не было, то ему предоставлялось другое жилое помещение.

Сейчас же государственные органы ориентируются на виновных в данном вопросе лиц. Часто таковыми выступают не сами граждане, а сторонние организации, которые выдали ордер. Поэтому решать вопрос в суде приходится именно с ними.

Решение о предоставлении гражданину жилья принимается в соответствующих инстанциях. Важно соблюдать порядок процедуры, чтобы не появилось спорных моментов между сторонами.

Право на дополнительную жилплощадь

имеют малоимущие и многодетные семьи, семьи, где проживает инвалид или человек со слабым здоровьем.

Что подразумевает досмотр пожилых людей за право наследования жилплощади — мы расскажем далее.

Также читайте, как встать на очередь на расширение жилплощади.

Действующее российское законодательство, занимающееся  обеспечением граждан жилплощадью, гарантирует предоставление специальных возможностей сотрудниками полиции и МВД для приобретения жилья. Данные гарантии позволяют сотрудникам полиции и МВД воспользоваться несколькими вариантами на своё усмотрение, а именно:

  • Получить муниципальную квартиру, заключив договор социального найма (только для тех, кто состоял на очереди ещё до 2005-го года);
  • После оформления соответствующего сертификата получать ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ), которые впоследствии можно будет направить на покупку квартиры или иного жилья;
  • Получить служебное жильё (вариант для участковых);
  • Единовременная выплата, ЕДВ или компенсация от государства на приобретение собственного жилья или строительство дома;
  • Включение в список очереди на обеспечение сотрудников полиции и МВД жилплощадью в личную собственность;
  • Получение квартиры из фонда жилого фонда Министерства обороны;
  • Финансовая выплата за арендуемое жильё (компенсация).

Для сотрудника полиции доступен практически любой из перечисленных вариантов, разумеется, если воспользоваться ими позволяют требуемые условия и выслуга лет.

Жилищный сертификат

Одним из наиболее актуальных способов существенно улучшить свои условия проживания для сотрудников МВД и полиции является оформление жилищного сертификата. Он представляет собой документ, дающий право получить специализированную субсидию, использовать которую можно только раз в жизни и исключительно на приобретение или строительство собственного жилья.

Жилищный сертификат полагается лицам, стаж работы которых в органах МВД составляет как минимум десять лет. Также условия предусматривают увольнение сотрудников полиции по состоянию здоровья или по причине штатных перестановок после достижения ими предельного пенсионного возраста. Правительственные постановления предполагают обеспечение аналогичным правом членов семей погибших при исполнении сотрудников полиции или иных сотрудников МВД, если они при жизни состояли на очереди. При этом стоит учитывать такие нюансы, как подача соответствующего заявления членами семей погибших в срок не позднее одного года после смерти, а также невозможность использовать своё право вдовам, которые до получения жилья вступили в новый официальный брак. Подобные нюансы нужно учитывать заранее, перед принятием решений.

Получение сертификата

Условия для получения оговоренного выше сертификата выглядят следующим образом:

  • Отсутствие заключённого на момент подачи заявления договора о социальном найме и отсутствие личного жилья или иной жилой недвижимости;
  • При факте проживания семьи сотрудника полиции МВД в муниципальной квартире, площадь которой не соответствует установленному минимуму на одного человека. То есть площадь жилья должна быть меньше, чем пятнадцать метров квадратных на одно лицо;
  • Проживание с хронически больным гражданином, болезнь которого представляет угрозу здоровью других жильцов;
  • Факт проживания в помещении, непригодном для жизни;
  • Проживание в общежитии или коммунальной квартире;
  • Проживание в однокомнатной квартире двух семей.

Документы на получение социального сертификата:

  • Собственноручное письменное заявление;
  • Личный паспорт заявителя;
  • Выписка из лицевого счёта;
  • Справка из домовой книги;
  • Свидетельство о браке или его расторжении;
  • Документы на детей (свидетельства о рождении, усыновлении);
  • Справка о трудовом стаже в МВД, полученная по месту работы;
  • Документальные подтверждения отсутствия в собственности семьи сотрудника полиции недвижимого имущества.

Подаётся соответствующий запрос и перечисленные документы в органы МВД, которые создают специализированную жилищную комиссию по данным вопросам.

Вынесенное решение

После передачи документов жилищной комиссии, запрос рассматривается в течение десяти дней и производятся необходимые проверки представленной информации. Если никаких замечаний и несоответствий обнаружено не будет, комиссия примет положительное решение. При одобрении запроса на сотрудника полиции в органах МВД сразу же заводится учётное дело.

Необходимо отметить, что желаемую дату получения жилищного сертификата, также как и ЕДВ, или если нужна компенсация, заявителю следует обозначить в заявлении сразу. Это связно с тем, что подавать аналогичные запросы нужно заранее, чтобы получить помощь вовремя. Так, сотрудник полиции имеет право обратиться с заявлением за год до того, как ему потребуется сертификат. На основании подобных сведений формируется очередь лиц на выдачу сертификатов.

Разумеется, комиссия может вынести решение с отказом в предоставлении социальной субсидии. Такое может произойти, если отсутствует хотя бы один документ, право на улучшение условий проживания было использовано ранее или заявитель представил ложные сведения в поданных бумагах. После устранения причин отказа запрос разрешено подать заново.

Социальная выплата по ипотеке

Ссылаясь на действующее российское законодательство, сотрудникам полиции в МВД производится предоставление ещё одной весомой социальной льготы на приобретение квартиры или строительство дома. Такой льготой выступает субсидия, начисленная по программе военной ипотеки. Однако касательно сотрудников МВД она имеет некоторые отличительные условия.

Федеральные законы регламентируют предоставление ЕДВ из бюджетных средств, из которых впоследствии состоит единовременная выплата. Она может быть использована на открытие или погашение ипотеки, взятой на покупку или строительство жилья.

Впрочем, в отличие от военнослужащих, для сотрудников полиции в МВД единовременная выплата не обязательно является формой накопительной системы. То есть, воспользоваться субсидией разрешено практически сразу после её оформления, если это необходимо. Также действует правило, согласно которому получатель субсидии, должен иметь стаж службы в МВД больше десяти лет и нуждаться в увеличении жилой площади или приобретении нового жилья.

Единовременные выплаты

Точно такие же условия содержит в себе единовременная выплата денежных средств на приобретение жилья для сотрудников полиции, стаж которых должен достигать минимум десяти лет. Решение о том, разрешена ли единовременная выплата заявителю, принимают руководствующие лица федеральных органов исполнительной власти в МВД. Чтобы ЕДВ была получена, необходимо соблюдать следующие требования и условия:

  • Не быть нанимателем жилплощади у муниципалитета, даже если договор оформлен с членом семьи заявителя;
  • Расчёт метров квадратных на одного проживающего меньше пятнадцати квадратных метров;
  • Несоответствие условий проживания требованиям санитарно-гигиенических норм, безопасности, прочее;
  • Проживать на одной площади с тяжело больным, инфицированным человеком, который представляет угрозу здоровью других жителей;
  • Вынужденное проживание в общежитии или коммунальной квартире независимо от метража;
  • Проживание в смежном и неизолированном помещении двух и более семей, включая родителей супругов и совершеннолетних детей, заключивших официальный брак.

Размер единовременной выплаты будет зависеть от количества проживающих совместно членов семьи сотрудника полиции в МВД.

Недвижимость в собственность

Федеральный орган в делах МВД или местная исполнительная власть может принять решение о предоставлении сотруднику полиции личного жилья. Получить такую недвижимость имеют право те же лица, которым полагается и единовременная выплата, опираясь на бюджетные средства. Получить ее могут:

  • Члены семей погибших при исполнении или по причине полученных на службе увечий, заболеваний сотрудников полиции и МВД (в равной части для каждого члена семьи);
  • Инвалиды первой и второй группы, получившие группу по причине исполнения служебных обязанностей, а также вследствие получения заболевания в период исполнения служебных обязанностей в МВД.

Как упоминалось ранее, вдовы и вдовцы погибших при исполнении могут воспользоваться своим правом на получение жилья или выплаты лишь до тех пор, пока не вступят в повторный официальный брак.

При этом стоит учитывать, что государство обеспечивает жилплощадью в данном случае неспешно, а это значит, что ждать своей очереди можно не один десяток лет. В этом и заключается некая проблема для вдов и вдовцов, которые часто теряют свои права на выплаты и жильё, в том числе и служебное, именно из-за столь длительного ожидания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: