Характеристика земельного участка и налога на имущество организаций

Налог на имущество организаций регулируется гл. 30 НК РФ, введенной Федеральным законом от 11.11.2003 № 139-ФЗ и относится к налогам субъектов федерации. Изначально данный налог был введен Законом Российской Федерации «О налоге на имущество предприятий» от 13.12.91 2030-1.
Установление налога преследовало две цели: обеспечить бюд­жет стабильными и постоянно возрастающими поступлениями и повысить заинтересованность предприятий в реализации из­лишнего имущества, в увеличении эффективности использова­ния производственных мощностей.
Плательщиками налога являются:
российские организации;
иностранные организации, осуществляющие деятельность в Рос­сии через постоянные представительства и (или) имеющие в соб­ственности недвижимое имущество в Российской Федерации.

Объектом обложения налогом на имущество организаций является:
движимое и недвижимое имущество (включая имущество, пе­реданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную дея­тельность), относящееся к объектам основных средств — для российских организаций;
движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, — для иностранных организаций, осуществ­ляющих деятельность в Российской Федерации через постоян­ные представительства;
находящееся на территории Российской Федерации недвижи­мое имущество, принадлежащее иностранным организациям на праве собственности, — для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в России через постоянные представительства.

He признаются объектами налогообложения:
земельные участки и иные объекты природопользования (вод­ные объекты и другие природные ресурсы);
имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполни­тельной власти, в которых законодательно предусмотрена во­енная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспече­ния безопасности и охраны правопорядка.

Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоя­тельно в соответствии с гл. 30 НК РФ как среднегодовая стои­мость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
При этом имущество, признаваемое объектом налогообложе­ния, учитывается по его остаточной стоимости. В случае, если для отдельных объектов основных средств на­числение амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разни­ца между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных от­числений для целей бухгалтерского учета в конце каждого на­логового, (отчетного) периода.
Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) Период определяется как частное от деления суммы, полученной в ре­зультате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом ме­сяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Законодательный (представительный) орган субъекта при уста­новлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Рос­сийской Федерации и не могут превышать 2,2 Конкретные ставки налога устанавливаются органами предста­вительной власти субъектов РФ. При отсутствии закона субъекта РФ по этому вопросу приме­няется предельная ставка налога. Допускается установление дифференцированных налоговых
ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или)
имущества, признаваемого объектом налогообложения.

https://www.youtube.com/watch?v=96znAel0Bzk

Кратко:
Региональный
налог.
Налогоплательщики

российские и иностранные организации.
Не признаются налогоплательщиками
организации, являющиеся организаторами
Олимпийских игр в Сочи
Объект
налогообложения:

Для
российских организаций признается
движимое и недвижимое имущество ,
учитываемое на балансе в качестве
объектов основных средств в порядке,
установленном для ведения бухгалтерского
учета. Объектами налогообложения для
иностранных организаций, признаются
движимое и недвижимое имущество,
относящееся к объектам основных средств,
имущество, полученное по концессионному
соглашению.(Движимое
и недвижимое имущество числящееся на
балансе!)

Не
признаются объектами налогообложения:
земельные
участки и иные объекты природопользования;
имущество, используемое для нужд обороны,
гражданской обороны, обеспечения
безопасности. Налоговая
база
-среднегодовая
стоимость имущества.
Налоговый
период. Отчетный период:
1.
Налоговым периодом признается календарный
год. 2. Отчетными периодами признаются
первый квартал, полугодие и 9 месяцев
календарного года
. 3.
Законодательный (представительный)
орган субъекта Российской Федерации
при установлении налога вправе не
устанавливать отчетные периоды.
Налоговая
ставка

каждый субъект устанавливает сам,но не
более 2,2% .Допускается установление
дифференцированных налоговых ставок
в зависимости от категорий налогоплательщиков
и (или) имущества, признаваемого объектом
налогообложения.Освобождаются
от налогообложения:
организации
и учреждения уголовно-исполнительной
системы, религиозные организации;
общероссийские общественные организации
инвалидов памятники истории и культуры
федерального значения; ядерные установки,
используемых для научных целей, пунктов
хранения ядерных материалов и радиоактивных
веществ, а также хранилищ радиоактивных
отходов; космические объекты; и
т.д. Особенности
налогообложения имущества при исполнении
концессионных соглашений:
Имущество,
переданное концессионеру и (или) созданное
им в соответствии с концессионным
соглашением, подлежит налогообложению
у концессионера.Налоговый
период. Отчетный период :
1.
Налоговым периодом признается календарный
год. 2. Отчетными периодами признаются
первый квартал, полугодие и девять
месяцев календарного года
. 3.
Законодательный (представительный)
орган субъекта Российской Федерации
при установлении налога вправе не
устанавливать отчетные периоды.

61. Земельный налог. Элементы налога, их характеристика и порядок взимания.

Правовой
основой для исчисления и уплаты местного
налога
являются положения главы
31
Налогового кодекса РФ.

Налогоплательщиками
выступают организации,
физические
лица

и физические
лица – индивидуальные предприниматели

в случае обладания ими земельными
участками: 1)на праве собственности; 2)
на праве постоянного (бессрочного)
пользования; 3) на праве пожизненного
наследуемого владения.

В
отношении земельных участков, входящих
в имущество, составляющее паевой
инвестиционный фонд, налогоплательщиками
признаются управляющие
компании
.
При этом налог уплачивается за счет
имущества, составляющего этот паевой
инвестиционный фонд.

Не
признаются налогоплательщиками
– организации, физические лица в
отношении земельных участков, находящихся
у них на праве безвозмездного срочного
пользования или переданных им по договору
аренды.

Объект
налогообложения

земельные
участки
,
расположенные в пределах муниципального
образования (городов федерального
значения Москвы и Санкт-Петербурга), на
территории которого введён налог.

Не
признаются объектом налогообложения
земельные
участки
:
изъятые из оборота в соответствии с
законодательством РФ; ограниченные в
обороте в соответствии с законодательством
РФ, например, занятые особо ценными
объектами культурного наследия,
историко-культурными заповедниками,
объектами археологического наследия.

Налоговая
база
определяется
в отношении каждого земельного участка
как его кадастровая
стоимость

по состоянию на 1 января года, являющегося
налоговым периодом.

Для
отдельных
категорий
налогоплательщиков (Герои СССР и РФ,
инвалиды, ветераны ВОВ и т.д) налоговая
база уменьшается на 10
000 рублей

на одного налогоплательщика на территории
одного муниципального образования.

Организации
и физические
лица, являющиеся индивидуальными
предпринимателями,
определяют налоговую базу самостоятельно
на основании земельного кадастра.
Налоговая база для налогоплательщика,
являющегося физическим
лицом,
определяется
налоговыми органами.

Налоговый
период –
календарный
год
.
Отчётными
периодами

для организаций и индивидуальных
предпринимателей признаются
первый
квартал
,
второй
квартал

и
3
квартал

календарного года. Налоговые ставки
устанавливаются законами представительных
органов муниципальных образований
. В
зависимости от назначения (вида) земли
ставки подразделяются на
две
группы
,
и они не могут превышать: 1)
в
отношении земельных участков, отнесённых
к землям сельскохозяйственного назначения
– 0,3%; 2) в отношении прочих земельных
участков – 1,5%.

Допускается
установление дифференцированных
налоговых ставок
в зависимости от категорий земель или
разрешённого использования земельного
участка.

Порядок
и сроки уплаты налога: 1)
Организации
и индивидуальные
предприниматели
исчисляют сумму налога (авансовых
платежей) самостоятельно.

Налог
и авансовые платежи по налогу подлежат
уплате в порядке и сроки, которые
установлены муниципальными образованиями
(законами городов федерального значения).
Сумма
налога к уплате по итогам налогового
периода

=
сумма налога, исчисленная за период
сумма
уплаченных авансовых платежей по налогу.

Налоговые
декларации

по земельному налогу представляются
не
позднее

1
февраля

года, следующего за истекшим налоговым
периодом.

2)
Физические
лица.
Сумма
налога

исчисляется налоговыми органами. Уплата
налога осуществляется на основании
налогового
уведомления,
направленного налоговым органом.
Направление налогового уведомления
допускается не более чем за три налоговых
периода, предшествующих календарному
году его направления.

Срок
уплаты налога не может быть установлен
ранее
1 ноября

года
,
следующего за истекшим налоговым
периодом.

Каждая компания должна отчитываться перед ФНС по всем своим действиям, полученным доходам и расходам. Поэтому она должна уплачивать многочисленные налоги и передавать в отделение учреждения многие отчетности.

Среди всех платежей выделяется налог на имущество для юр лиц, который устанавливается региональными властями. Поэтому во многих городах вводятся специальные региональные нормативные акты, в которых должны разбираться бухгалтеры, чтобы не нарушать закон и своевременно уплачивать налоги.

Плательщики налога

Важно! Введен данный платеж специальным законом ФЗ №139. В ст. 373 НК содержится информация о том, кто выступает в качестве плательщиков этого вида налога.

К ним относятся компании российские или иностранные, которые обладают ценностями, признаваемыми объектами налогообложения, для чего следует тщательно изучить информацию, содержащуюся в ст. 374 НК.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов с долгами, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам +7 (499) 653-64-91 . Это быстро и бесплатно!

НК РФ Статья 373. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.

1.1. Утратил силу с 1 января 2017 года.

1.2. Не признаются налогоплательщиками FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, указанные в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2019 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Не признаются налогоплательщиками конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в том числе Российский футбольный союз), Организационный комитет «Россия-2019», дочерние организации Организационного комитета «Россия-2019», производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, указанные в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2019 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в отношении имущества, используемого ими только в целях осуществления мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным законом.

2. Деятельность иностранной организации признается приводящей к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

В региональных актах допускается устанавливать разные льготы, назначаемые тем или иным предприятиями в соответствии с их категорией и спецификой работы.

Не уплачивается этот платеж фирмами, которые применяют во время функционирования какие-либо специальные режимы. Также сюда относятся фирмы, которые выступают организаторами Олимпийских игр.

Кто платит налог на имущество организаций? Фото:myshared.ru

Объекты налогообложения

Не со всего имущества требуется перечислять налог, поэтому надо определиться с тем, какие его виды являются объектами для расчета. К ним относится:

  • Для российских фирм. Относится имущество, которое принадлежит предприятию на праве собственности, поэтому им можно пользоваться или владеть, распоряжаться или предоставлять другим лицам в доверительное управление. Непременно эти ценности должны находиться на балансе фирмы и относиться к ОС.
  • Для иностранных предприятий, работающих в России с использованием постоянных представительств. Относится имущество, которое является ОС предприятия.
  • Для иностранных компаний, работающих в стране без представительств. Перечисляется платеж за недвижимость, которая является собственностью данных фирм.

Для каждого вида фирмы применяются свои правила определения объектов. При этом дополнительно учитывается, в каком именно регионе осуществляется деятельность, так как региональные власти могут оказывать действительно значительное влияние на правила учета и расчета сбора.

Что не является объектом для определения платежа

Не относятся к объектам:

  • участки земли или разные объекты, относящиеся к элементам природопользования;
  • суда, входящие в специальный реестр судов, прошедших регистрацию в РФ;
  • объекты, относящиеся по определенным признакам к культурному наследию государства;
  • ценности, передаваемые фирме государственными органами, для чего используется метод оперативного управления;
  • ядерные установки, которые применяются для целей науки, а также просто хранятся фирмами в оптимальных условиях;
  • космические объекты;
  • суда, оснащенные ядерными установками или подлежащие атомному техобслуживанию, а также ледоколы;
  • объекты, относящиеся по своим параметрам к ОС и причисляющиеся к 1-ой или 2-ой амортизационной группе.

Таким образом, существует много видов исключений, причем за такие виды ценностей фирмам не приходится уплачивать налог.

Поэтому необходимо бухгалтерам организаций тщательно изучать законодательство, чтобы не нарушать его требования, что становится причиной появления проблем с предводителями ФНС.

Налоговая база

Для грамотного расчета данного вида платежа требуется определять налоговую базу. Она рассчитается в виде среднегодовой стоимости ценностей. Применяется для этого остаточная стоимость, если ценности принадлежат российским фирмам или иностранным предприятиям, имеющим представительства в стране.

Такой вид стоимости должен формироваться в соответствии со сведениями, содержащимися в законах и учетной политике фирмы. Остаточная стоимость определяется путем вычитания из первоначальной цены объекта начисленной амортизации.

Для некоторых видов недвижимости требуется рассчитывать базу при учете их кадастровой стоимости. Также для определенных объектов не производится расчет амортизации, поэтому для определения базы требуется из первоначальной стоимости вычесть рассчитанный износ.

Особенности налога на имущество для юр лиц, расскажет это видео:

Иностранные предприятия, у которых отсутствуют представительства в России, должны для расчета пользоваться кадастровой стоимостью объектов.

Порядок определения

Для правильного расчета непременно требуется грамотно определить базу, причем для этого учитываются моменты:

  • два вида стоимости объекта;
  • принадлежность имущества к объектам, по которым производится начисление налога;
  • его расположение, так как оно может находиться в РФ или в территориальном море страны.

Занимаются расчетом бухгалтеры компаний, для чего учитывают не только стандартные требования к этому процессу, но и правила, прописанные в региональных актах.

Налоговый и отчетный периоды

Налоговым периодом выступает год, а вот отчетными являются периоды:

  • первый квартал;
  • полгода;
  • 9 месяцев;
  • год.

Если во время расчетов учитывается кадастровая стоимость, то отчетными периодами выступают: 1 квартал, полгода и 9 месяцев. Региональные власти могут, как добавлять, так и уменьшать количество отчетных периодов, но не допускается делать другие такие периоды.

Какими льготами можно пользоваться

При уплате сбора фирмы могут пользоваться двумя видами льгот:

  • льготы, которые предоставляются на федеральном уровне, причем они предлагают полное освобождение от уплаты налога, а указывается перечень предприятий, которые могут пользоваться таким видом послаблений, в ст. 381 НК;
  • льготы, предлагаемые региональными властями, поэтому действуют исключительно на определенной территории, а также могут предполагать не только полное освобождение от уплаты средств, но и возможность снизить ставку.

Важно! Региональные власти редко предоставляют возможность пользоваться льготами, но такая политика может использоваться для поддержания малого бизнеса.

Размер налоговой ставки

Для такого вида налога ставки определяются региональными властями, но не могут быть выше, чем 2,2%.

Применяться могут как дифференцированные, так и неизменные ставки, причем в первом случае определение того или иного значения полностью зависит от вида объекта. Во многих городах страны применяется максимальный размер ставки.

Налоговая ставка. Фото:myshared.ru

Как рассчитывается по среднегодовой стоимости

Если для расчета применяется среднегодовая стоимость объектов, по которым требуется платить сбор, то непременно рассчитывается остаточная цена. Для этого используются сведения, содержащиеся в бух учете организации.

Важно! Нередко для определенного имущества не предусматривается начисление амортизации, поэтому для определения стоимости надо вычесть из первоначальной цены грамотно рассчитанный износ, для чего применяются нормы амортизационных отчислений.

Базу определить достаточно просто, для чего непременно грамотно рассчитывается остаточная стоимость за каждый месяц. После этого надо умножить значение на актуальную ставку

Как рассчитывается аванс по кадастровой стоимости

В ст. 378.2 НК содержатся основания для учета кадастровой стоимости во время расчета налога. Она применяется для некоторых видов объектов:

  • центры торговли и все разные по площади помещения, располагающиеся в них;
  • нежилые сооружения, которые по своим конструктивным особенностям предназначаются для создания офисов, магазинов, ресторанов и кафе;
  • центры, причисляющиеся по параметрам к административно-деловым;
  • объекты, принадлежащие иностранным фирмам, у которых на территории РФ отсутствуют представительства;
  • жилые строения и помещения, которые не должны иметься на балансе фирм в качестве ОС.

Для использования кадастровой стоимости должны учитываться правила:

  • сооружение обязательно должно применяться во время работы фирмы, причем допускается использовать его для административного назначения, а также для коммерческого или делового, а 20% от этого объекта должно предназначаться для размещения офисов;
  • применение строений для организации торговой точки, ресторана или кафе, а также специального заведения, предназначенного для бытового обслуживания.

Важно! Для грамотного расчета требуется, чтобы в регионе, где располагается объект, существовали и действовали местные акты, с помощью которых можно было бы рассчитать базу налога.

Порядок и сроки уплаты

При использовании в расчетах кадастровой стоимости требуется предоставлять в ФНС отчеты ежеквартально, а если в региональных актах не устанавливаются отчетные периоды, то уплачивается налог ежегодно.

Если прописываются в законодательстве региона отчетные периоды, то перечисляются по их окончанию авансовые платежи. Субъекты РФ не только определяют периоды для налога, но и строки его уплаты, что указывается в ст. 383 НК.

НК РФ Статья 383. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

1. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

2. В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.

3. В отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации с учетом особенностей, предусмотренных статьями 384, 385 и 385.2 настоящего Кодекса.

4. Утратил силу.

5. Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.

6. В отношении объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет в соответствии со статьей 382 настоящего Кодекса по месту нахождения объекта недвижимого имущества.

7. Налогоплательщики — организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», уплачивают налог с принадлежащего им недвижимого имущества по месту своего нахождения до получения уведомления о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества.

Что делать, если объекты принадлежали фирме неполный год

Для расчета сбора на имущество, которое принадлежало компании меньше года, выполняются действия:

  • определяется конкретный объект для расчета;
  • рассчитывается его стоимость;
  • полученная база умножается на налоговую ставку;
  • выделяется из полученного значения определенная доля в соответствии со сроком владения;
  • используются льготы при наличии права на них.

Таким образом, рассчитать и уплатить налог довольно просто, если тщательно разобраться в этом вопросе.

Формула расчета налога на имущества юр лиц, смотрите в этом видео:

Куда и как передавать отчетность

Непременно после того, как будет окончен каждый отчетный период, требуется предоставить отчетность в отделение ФНС, располагающееся по тому месту, где построено подразделение компании, обладающего собственным балансом, а также по месту расположения объектов.

Расчеты по авансовым перечислениям должны предоставляться до 30 числа месяца, следующего после окончания квартала. После окончания года, необходимо подготовить итоговую декларацию, которая сдается до 30 марта.

Заключение

Таким образом, налог на имущество считается достаточно специфическим платежом, регулируемым в большей мере региональными властями. Он может рассчитываться в зависимости от разных видов стоимости, а также может не применяться в отношении разных специфических объектов.

Уплачивать его должны только некоторые виды компаний, имеющих на балансе имущество. Кроме своевременной уплаты и грамотного расчета налога требуется дополнительно отчитываться по нему перед ФНС, для чего сдается отчетность ежеквартально и по итогам целого года.

Бесплатная консультация

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Прежде всего, авторы комментируемого письма напоминают, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Об этом сказано в статье 38 НК РФ.

Объект налогообложения по налогу на имущество организаций определяется в соответствии со статьей 374 НК РФ. В подпункте 1 пункта 4 данной статьи сказано, что земельные участки и иные объекты природопользования объектами налогообложения налогом на имущество организаций не признаются. Земельные участки являются объектом налогообложения земельным налогом, о чем сказано в статье 389 НК РФ. Соответственно, и указывать земельные участки в декларации по налогу на имущество не нужно.

Введение налога на имущество организаций — этап реформирования системы имущественных налогов. Данный процесс реформирования был впервые предусмотрен Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 — 2004 гг.). В Программе, в частности, указывалось, что приоритетное значение в настоящее время приобретает реформирование системы платежей за землю и иную недвижимость, которое должно реализовать принцип единства земельных участков и прочно связанных с ним объектов недвижимости. При этом государственная политика по стимулированию эффективного использования земли и иной недвижимости направлена на создание государственного кадастра объектов недвижимости как единой системы государственного учета недвижимости на основе автоматизированных технологий и обеспечение публичности его сведений.

Поэтому одним из этапов перехода на налогообложение недвижимости являлось именно совершенствование налога на имуществоорганизаций, что и реализовалось с введением в действие с 1 января 2004 года на основании Федерального закона Российской Федерации от 11.11.2003 N 139-ФЗ главы 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ.

Согласно данного Закона действовала Инструкция Госналогслужбы России «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имуществоорганизаций», разъясняющая порядок расчета и оплаты имущественного налога.

Уже в конце ХХ века в Российской Федерации стали происходить кардинальные изменения в системе налогообложения предприятий. В 1998 году была принята первая часть Налогового кодекса Российской Федерации, а в 2000 году – вторая.

Глава 30 НК РФ, непосредственно регулирующая вопросы имущественного налогообложения организаций, вступила в действие с 1 января 2004 года.

В соответствии с ее нормами, налог на имущество организаций устанавливается законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с момента введения в действие.

Налог на имущество организаций является прямым. Он вносится в бюджет в обязательном и первоочередном порядке и относится на финансовые результаты деятельности организации.

То есть, как верно отмечает один из финансистов, данный налог, несмотря на то, что он принадлежит к категории прямых и потому зависит от результатов хозяйственной деятельности плательщика, уплачивается даже в том случае, когда финансовый результат деятельности за отчетный период принимает форму убытка.

Очевидно, что в системе имущественного налогообложения налог на имущество организаций занимает центральное место. Его доля в общей сумме поступлений от имущественных налогов составляет более 95%, хотя удельный вес в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации невысок – около 5% и не имеет существенного значения, в отличие, например, от налога на имущество корпораций за рубежом.

В рамках бюджетных правоотношений налог на имущество организаций относится к собственному доходу регионов, которым в силу ст.47 Бюджетного кодекса РФ, называется доход, зачисляемый в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах.

Субъектом, уполномоченным установить и ввести региональный налог, может быть только законодательный (представительный) орган государственной власти региона, образованный в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ по определению элементов обложения региональным налогом всегда ограничены соответствующим федеральным законом об этом же налоге.

Налог на имущество организаций- региональный и он важен своей фискальной функцией именно для региональных бюджетов. Данный налог в доходах бюджетов субъектов Российской Федерации отличается своей стабильностью, поскольку у организаций для ведения экономической деятельности имеется значительный производственный и непроизводственный имущественный фонд, к которому в целях налогообложения относится движимое или недвижимое имущество.

При его взимании реализуются также стимулирующая и контрольная функции через заинтересованность организаций в уплате меньших сумм налога путем освобождения от лишнего, неиспользуемого, не приносящего дохода имущества, и обновлении основных фондов.

В целом налог на имущество организаций имеет ряд особенностей:

объектом налогообложения являются основные средства;

налоговая база формируется как остаточная (балансовая) стоимость имущества, то есть по данным бухгалтерского учета.

предусмотрен порядок исчисления налоговой базы и зачисления налога в бюджет по месту фактического нахождения недвижимого имущества и по месту учета на балансе движимого имущества;

— установлен порядок исчисления налоговой базы по единому объекту, находящемуся в разных субъектах Российской Федерации;

— установлено минимальное количество льгот;

— установлены особенности налогообложения имущества иностранных организаций, находящегося на территории Российской Федерации;

— установлен порядок налогообложения имущества российской организации, находящегося за пределами Российской Федерации.

В соответствии с нормами налогового законодательства, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ при установлении регионального налога вправе определить:

— налоговую ставку в пределах, закрепленных НК РФ;

— порядок и сроки уплаты налога;

— налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

bupum.ru
Характеристика земельного участка и налога на имущество организаций
Характеристика земельного участка и налога на имущество организаций

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: