Алгоритм перераспределения земельных участков с муниципальной землей

В ряде случаев у владельцев земельных наделов появляется необходимость перераспределить существующие границы своих земель, увеличивая площадь участка или разбивая один участок земли на несколько.

Такую процедуру необходимо оформить законодательно, внеся необходимые данные в межевой план земельного надела.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7(499)350-6630.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-3667.

Понятие и особенности перераспределения участков

Под перераспределением земельных наделов подразумевается взаимное изменение границ смежных земельных участков для образования новых участков с другой площадью.

Как и любые работы по изменению границ, перераспределение должна осуществлять геодезическая фирма, имеющая соответствующую лицензию, а измерительные работы на местности проводит кадастровый инженер.

Когда необходимо

Перераспределение земельных наделов проводится в следующих случаях:

  • При необходимости проложить коммуникации по соседнему участку;
  • Для выдержки минимального допустимого расстояния от дома до границы надела;
  • При изменении границ соседних участков решением суда;
  • При необходимости раздела одного участка между несколькими собственниками;
  • Для увеличения площади одного надела за счёт соседнего;
  • Для устранения ломаных границ наделов или чересполосицы;
  • Для строительства жилья на границе смежных наделов, принадлежащих одному собственнику.

Если часть коммуникаций (водопровод, электричество) в силу особенности инженерных расчётов надлежит проложить по соседнему участку, то целесообразно осуществить перераспределение границ посредством выкупа части соседнего участка, где расположатся эти коммуникации.

Важно помнить, что расстояние от жилого дома до границы надела земли должно быть не меньше трёх метров, и если строительство уже начато слишком близко к границам, есть смысл передвинуть их.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7(499)350-6630.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-3667.

Разделение участка на отдельные наделы может потребоваться при оформлении наследственного права на такой участок несколькими наследниками, которые хотят продолжить пользование землёй, а также при расформировании крестьянско-фермерского долевого хозяйства, когда каждому участнику полагается выделение земельной доли в натуре.

Если границы участка ломаные или имеют острые углы, а также в случае неравномерного разграничения с чередованием включений чужой собственности (чересполосица), то таким участком часто неудобно пользоваться, и перераспределение поможет сформировать более ровные границы.

Перераспределение также необходимо, когда собственник желает увеличить площадь своего участка за счёт присоединения неразделённой муниципальной земли (прирезка), или за счёт объединения двух собственных соседних наделов, ликвидировав их смежную границу.

Особенности перераспределения земельных наделов

Существуют следующие основные способы образования участков путём изменения границ:

  • Разделение одного надела на несколько;
  • Прирезка (увеличение) площади надела;
  • Выдел одного или нескольких участков из одного;
  • Объединение нескольких смежных наделов в один;
  • Перераспределение границ внутри группы смежных наделов.

Если разделению на отдельные наделы подлежат дачные участки или земли садовых товариществ, то такое разделение может происходить только в соответствии с проектом межевания территории, на которой эти участки расположены, согласно п. 4 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ.

Важно помнить, что если разделу подлежат участки, которые эксплуатируются на основании права постоянного бессрочного использования, то для разделения необходимо направлять запрос в орган исполнительной власти, которому принадлежат эти участки.

Администрация

рассматривает возможность и целесообразность разделения в течение тридцати дней, согласно п. 7 ст. 11.4 ЗК РФ, после чего выдаёт письменное согласие или мотивированный отказ.

Перераспределение границ можно применять по отношению к участкам, которые удовлетворяют следующим требованиям:

  • Участки не должны находиться под судебным арестом;
  • Все участки должны иметь регистрацию в кадастровой палате;
  • Участки должны быть смежными (имеют хотя бы одну общую границу);
  • Участки должны относиться к одной категории земель.

Для всех участков должен быть установлен единый вид разрешённого землепользования.

Следует знать, что участки земли, из которых были сформированы новые наделы в результате перераспределения границ, прекращают свое существование с момента регистрации вновь образованных наделов в ЕГРН, согласно п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ.

Исключение составляет процедура выдела, при которой тот участок, из которого произошёл выдел территории для новых участков, сохраняет своё существование, но уже в изменённых границах, согласно п. 1 ст. 11.5 ЗК РФ.

Документальное оформление

Все операции по перераспределению наделов земли осуществляются путём межевания с указанием вновь образованных границ в графической части межевых планов изменённых участков, а для новых участков составляются первичные межевые планы.

Следует знать, что все вновь образованные наделы ставятся на кадастровый учёт одновременно.

Оформление прирезок

Многие владельцы дачных или садовых участков увеличивают территорию своих земельных наделов, самовольно передвигая фактические границы таких наделов. Если присоединённая к наделу земля (прирезок) принадлежит не соседнему землевладельцу, а муниципальным органам власти, то существует процедура законного оформления такого присоединения, которая появилась с принятием Федерального закона № 171 от 23.06.2014 г.

Оформить право собственности на добавочную территорию возможно только в случаях, предусмотренных п.п. 1,3 ст. 39.27 Земельного кодекса РФ:

  • Подлежащие оформлению прирезки не относятся к землям, которые были ранее предоставлены физическим и/или юридическим лицам в пользование;
  • Прирезки не обременены вещными правами третьих лиц;
  • Лицо, оформляющее прирезки к своему наделу земли, пользуется данным наделом на праве собственности;
  • Все прирезки, оформляемые по отношению к одному наделу, должны принадлежать одному и тому же федеральному или муниципальному собственнику;
  • Орган исполнительной власти, являющийся собственником присоединяемой земли, дал соответствующее разрешение.

Важно знать, что обременение прирезок публичным сервитутом не препятствует их присоединению к частному наделу, но наличие сервитута должно быть учтено при формировании и закреплении граничных точек вновь образованного участка.

Для юридического оформления увеличения надела земли за счёт прирезки, принадлежащей муниципальным или государственным землям, существует следующий порядок действий:

  • Подача заявления об увеличении площади надела путём перераспределения в орган исполнительной власти;
  • Рассмотрение заявления земельным комитетом (30 дней);
  • Организация заявителем кадастровых (геодезических) работ;
  • Оформление предварительного межевого плана на вновь образованный надел;
  • Представление результатов кадастровых работ в земельный комитет;
  • Подписание итогового соглашения о перераспределении в органах исполнительной власти;
  • Оплата за увеличение территории (в течение 30 дней после подписания соглашения);
  • Оформление права собственности на вновь образованный надел.

Заявление об увеличении площади участка должно содержать следующие данные, в соответствии с п. 2 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ:

  • Информация о заявителе (ФИО, паспортные данные, адрес, реквизиты);
  • Кадастровый номер надела, подлежащего увеличению;
  • Кадастровый номер участка, к которому относится прирезок;
  • Реквизиты проекта межевания территории.

Для наделов, относящихся к садовым или дачным объединениям, проект межевания территории находится в правлении товарищества или у органов исполнительной власти, предоставивших земли данным объединениям.

К заявлению необходимо приложить следующие документы:

  • Свидетельство о праве собственности на надел;
  • Правоустанавливающие документы (договор мены, дарения, купли-продажи и т.д.);
  • Схема расположения надела;
  • Кадастровые документы на надел;
  • Копия паспорта заявителя.

Необходимо помнить, что геодезические работы по составлению представляемого кадастрового документа должны быть проведены не ранее чем за два года до подачи заявления.

По итогам рассмотрения заявления может быть получен отказ в заключении соглашения по следующим причинам, согласно п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ:

  • Отсутствие согласия лиц, имеющих право на участвующие в перераспределении наделы земли;
  • Нахождение на присоединяемом участке строений, относящихся к федеральной или муниципальной собственности;
  • Отношение подлежащего присоединению прирезка к государственным или муниципальным землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте;
  • Отношение прирезка к землям, зарезервированным для государственных нужд;
  • Наличие предварительного согласования о предоставлении физическим или юридическим лицам участка, к которому относится прирезок;
  • Превышение максимально допустимой площади надела после увеличения за счёт прирезка;
  • Границы надела, принадлежащего заявителю, подлежат уточнению;
  • Приложенная схема расположения надела составлена с нарушениями;
  • Вновь образованный участок выходит за красные линии границ.

Максимально допустимая площадь надела земли для садоводства, дачного строительства или подсобного хозяйства определяется законодательными актами субъектов федерации.

Отказ должен быть обязательно мотивирован письменно, с указанием всех причин, согласно п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ.

Заявитель может устранить эти причины и вновь подать заявление.

В случае получения согласия на перераспределение земель заявителю следует обратиться в геодезическую фирму для оформления межевого плана для вновь образованного участка. После проведения кадастровым инженером измерительных работ составляется предварительный межевой план, содержащий информацию о новых границах участка. Данный предварительный план необходимо согласовать в земельном комитете для окончательного утверждения соглашения о перераспределении.

После рассмотрения земельный комитет утверждает окончательный вариант межевого плана и происходит подписание соглашения о перераспределении.

Присоединение прирезка из государственных земель происходит за плату, которая устанавливается органами власти, являющимися собственниками таких земель на федеральном или местном уровне, согласно п. 5 ст. 39.28 ЗК РФ. Как правило, стоимость присоединённой территории рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости земли, а не рыночной.

После подписания соглашения и оплаты необходимо обратиться в органы Росреестра с квитанцией об оплате, подписанным соглашением и всеми документами на надел земли для оформления права собственности.

Оформление перераспределения частных владений

Если смежные участки принадлежат соседним владельцам, то эти владельцы могут перераспределить смежные границы по обоюдному согласию.

Перераспределение может осуществлять и один собственник, объединяющий принадлежащие ему наделы или разделяющий свой надел на несколько.

В таких случаях порядок действий следующий:

  • Заключение предварительного соглашения между владельцами о перераспределении смежных границ;
  • Обращение участников соглашения в геодезическую компанию для проведения межевых работ по установлению новых границ;
  • Подача заявления о перераспределении границ в местную администрацию;
  • Утверждение нового межевого плана в кадастровой палате;
  • Оформление в собственность вновь образованных участков.

К тексту заявления необходимо приложить следующие документы:

  • Копии паспортов участников соглашения;
  • Правоустанавливающие документы заявителей на их наделы;
  • Свидетельства заявителей о праве собственности на их наделы;
  • Кадастровые документы;
  • Результаты работы геодезической компании;
  • Текст соглашения сторон с обоснованием перераспределения.

Оплата в данном случае производится на договорной основе между собственниками наделов, а в местной администрации проверяют заявление на наличие нарушений, связанных с недостоверно предоставленными данными или возможным превышением максимальных площадей, установленных для участков данной категории региональными властями.

Итак, перераспределение земельных наделов позволяет законным путём устранить ломаные границы, облегчить доступ к коммуникациям и увеличить площадь своего надела.

При осуществлении процедуры необходимо учитывать законные интересы третьих лиц и тщательно собирать все документы, чтобы избежать возможного отказа или затягивания процедуры.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, 

звоните по телефонам

:

  • Москва: +7(499)350-6630.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-3667.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Перераспределение земельных участков

Провести перераспределение земельных участков весьма просто, если обратиться к профессионалам и самому познать некоторые тонкости межевания. ООО «Землемер» работает на рынке геодезических услуг с 2000 года. Наши кадастровые инженеры одними из первых получили аттестаты и хорошо зарекомендовали себя в кадастровой деятельности. Обращайтесь в нашу компанию- и Вы не пожалеете!

Эта статья написана, чтобы простым и понятным языком объяснить как перераспределить ЗУ и ответить на основные Ваши вопросы.

Оглавление:

»   Суть перераспределения

»   Как выглядит межевой план на перераспределение?

»   Для чего нужно проводить перераспределение земельных участков?

»   Какие работы проводит кадастровый инженер?

»   Какие необходимы условия для перераспределения участков?

»   Что в итоге?

»   Стоимость оформления межевого плана по перераспределению земельного участка

Суть перераспределения

Перераспределение- это вид межевания земельных участков при котором из нескольких ЗУ образуются другие несколько ЗУ.

Говоря проще- это одновременное объединение нескольких участков и раздел получившегося большого на участки с иными границами. Соответственно, исходные участки перестают существовать. Если бы такого вида межевания не было предусмотрено- нужно было бы сначала участки объединить в один а потом разделить на нужное количество частей. Поэтому говоря о перераспределении, можно и нужно опираться на правила объединения и раздела земельных участков.

На иллюстрации сверху видно, что было 2 земельных участка с определенными границами и кадастровыми номерами. После перераспределения из этих 2-х получилось 4 (рис. справа). Это просто пример- количество исходных и получаемых участков ограничено только Земельным и Градостроительным законодательством (макс. и мин. размер участка, подходы к нему и т.д). Об этом ниже.

Как выглядит межевой план на перераспределение?

Сам межевой план выглядит как совокупность межпланов на раздел и объединение, поэтому приводить его пример не имеет смысла. Достаточно с ними ознакомиться в соответствующих статьях.

Для чего нужно проводить перераспределение земельных участков?

Ну вопрос скорее стоит несколько иначе- зачем делать перераспределение, если можно объединять и разделять участки как будет угодно собственнику? Ответ прост- одним махом можно и объединить и разъединить.

Чаще всего к процедуре перераспределения прибегают, когда хотят оформить «дорезку» к уже существующему земельному участку из земель государственной или муниципальной собственности. Прежде всего нужно подготовить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (КПТ).  После того, как схему утвердят- можно готовить межевой план.

Также к перераспределению прибегают застройщики, которые покупают/арендуют земельные участки для строительства. После окончания строительства несколько исходных смежных участков нужно перераспределить между новыми собственниками. Будь то многоквартирные дома, дороги или просто частные земельные участки.

Какие работы проводит кадастровый инженер?

Прежде всего он проводит проверку и идентификацию всех имеющихся документов и знакомится с техзаданием.

Первая часть перераспределения- объединение нескольких ЗУ в один. При соблюдении всех необходимых условий (об этом ниже) объединить участки можно без выезда на местность- то есть камерально, опираясь на данные из кадастровых выписок. Выписки предоставляет Заказчик или кадастровый инженер заказывает их в электронном виде самостоятельно (это доп. услуга).

Вторая часть- раздел объединенного участка. Если участок в чистом поле- можно руководствоваться проектом межевания, опять же без выезда на местность. Если же участок имеет какие-то контура (заборы, дороги, строения и т.д)- тут уже, как минимум, без полевого обследования не обойтись. Чаще всего приходится прибегать к полевым геодезическим работам с целью определения границ будущих участков.

После согласования схемы раздела земельных участков кадастровый инженер подготавливает межевой план и передает Заказчику работ.

Какие необходимы условия для перераспределения участков?

Для исходных участков:

— Прежде всего, исходные земельные участки должны быть учтены в Земельном кадастре. Это можно узнать по кадастровой выписке или кадастровому паспорту в разделе особые отметки- если там пусто, значит все в порядке. Или обратиться к общедоступному ресурсу- Кадастровой онлайн карте . Однако, данные там обновляются не очень часто и отображаются не всегда верно- лучше использовать первый вариант. Если участки не «поставлены» на кадастровый учет или нормативная точность местоположения межевых знаков является недостаточной- их границы необходимо сначала уточнить.

На территории

Новой Москвы

очень часто точность границ земельного участка (размежеванного до присоединения к Москве) сейчас недостаточна для проведения процедуры раздела, объединения или перераспределения. В Московской области точность составляла не более 0.3м- в Москве же она не должна превышать 0.1м. То есть если более 0.1м — нужно

уточнять

.

— Участки должны находиться в одном кадастровом квартале- никто не будет менять границы квартала на основании межплана. Также они должны иметь одинаковое разрешенное использование и категорию земель.

Для образуемых участков:

— Необходимо предоставить доступ к образуемым участкам через земли общего пользования или с использованием сервитута. То есть конфигурация и местоположение участков нужно спроектировать так, чтобы на каждый их них был свободный доступ.

— Если в муниципальном образовании, где находятся участки, существует градостроительный план или определен максимально допустимый размер земельного участка- необходимо придерживаться этих норм.

— В большинстве случаев потребуется согласие собственников, арендаторов и т.д. о том. что они согласны на перераспределение.

Если условия выполнены- можно приступать к подготовке межевого плана.

Что в итоге?

После составления межевого плана- он подается в кадастровую палату. Там специалисты подготавливают кадастровые паспорта на образованные земельные участки и выдают Заказчику. После этого- исходные участки прекращают свое существование, то есть местоположение их границ изымают из кадастрового учета.

После получения кадастровых паспортов необходимо обратиться в регистрационную палату для регистрации прав на образованные участки. Туда необходимо представить согласие на перераспределение, кадастровый паспорт, паспорта собственников, старые свидетельства на исходные участки, квитанцию об оплате пошлины.

Стоимость оформления межевого плана по перераспределению земельного участка

Цены опять же зависят от необходимости полевых измерений. Без выезда на участок стоимость будет на 30% дешевле. Мы работаем на рынке геодезических и кадастровых услуг уже давно (с 2000 г) и сформировали такую стоимость работ, которая выгодна нам и не расстроит Вас. Это не значит, что наши цены завышены — пройдите по ссылке ⇓ и убедитесь в этом сами. Но не забудьте- там указана стоимость номинальная, при различных условиях цена будет изменяться.

Специалисты ООО «Землемер» проведут межевание Вашего земельного участка и подготовят межевой план по его перераспределению быстро и качественно!

Вы можете проконсультироваться по вопросам межевания, в частности перераспределения ЗУ, с нашим ведущим специалистом (кадастровым инженером) по телефону 8-903-253-35-84, Илья.

Полезные статьи:

•  Вынос в натуру границ земельного участка от А до Я

•  Геодезические работы при межевании

•  Кадастровый инженер: особенности оказываемых им услуг

•  Подготовка технического плана на недвижимость от А до Я

В некоторых районах Московской области услуги по составлению межевого плана на раздел земельных участков стоят несколько дешевле. Это связано с меньшими транспортными расходами. Вот их список: Ленинский, Люберецкий, Котельники, Дзержинский, Домодедово, Раменский, Железнодорожный, Балашиха, Ногинский, Одинцовский, Подольский, Подольск, Климовск, Красногорский. Уточняйте стоимость по телефону 8-903-253-35-84, Илья.

По различным причинам возникает необходимость в перераспределении существующих границ земельных участков:

  • увеличение площади земельного участка путем присоединения соседнего участка;
  • деление одного участка на несколько.

В связи с этим, возникает и необходимость в проведении межевания новых участков.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Процедура перераспределения земельных участков

Если проводится объединение смежных земельных участков, то после процедуры межевания, границы старых участков прекращают свое действие. И у владельца нового участка появляется право на собственность перераспределенных земель.

Перераспределение земель влечет за собой изменение площади нового объекта недвижимого имущества. Однако в процессе перераспределения нельзя ограничивать свободный доступ к остальным земельным участкам.

Этапы перераспределения, которые необходимо пройти, если данный процесс происходит между собственником земельного участка, которым является физическое лицо, и администрацией местного самоуправления, которой принадлежат свободные земли, расположенные рядом:

  • необходимо определить точное месторасположение земельного участка, в отношении которого поднят вопрос. Этим занимаются специалисты кадастровой службы, которые составляют необходимые документы, включающие схему расположения участка и межевой план;
  • собственник земельного участка предоставляет пакет документов в местную администрацию, где соответствующий отдел занимается их рассмотрением;
  • закон отводит на рассмотрение документов и принятие соответствующего решения 30 дней, по истечении которых заявителю вручается положительное или отрицательное решение;
  • при положительном решении, заявитель за свой счет оплачивает государственную кадастровую регистрацию земельного участка, который был вновь образован;
  • на вновь образованный участок выдается новый кадастровый паспорт и между его собственником и местной администрацией заключается соответствующее соглашение о перераспределении границ участка. Оригинал соглашения, подписанный администрацией, вручается собственнику, который обязан в течение месячного срока возвратить один экземпляр соглашения со своей подписью;
  • в течение следующего месяца гражданин должен оплатить все работы по перераспределению земель;
  • далее следует обратиться в территориальное подразделение Росреестра и зарегистрировать право собственности на вновь образованный земельный участок.

В связи с тем, что данная процедура довольно сложная и занимает продолжительное время, то гражданам рекомендуют обращаться в специализированные компании, которые занимаются предоставлением услуг по сопровождению процесса перераспределения земель до получения выписки из Единого государственного реестра недвижимости, которая подтверждает право собственности на земельный участок. Следует иметь в виду, что такие услуги оплачиваются отдельно.

Образец соглашения о перераспределении земельного участка, который заключается между гражданином и муниципалитетом, можно скачать здесь.

Соглашение является юридическим документом, который удостоверяет право собственности физического лица на вновь образованный земельный участок.

Данный документ составляется в письменной форме и содержит следующие данные:

  • анкетные данные собственника участка или собственников, если их несколько;
  • техническая характеристика земельного участка;
  • сведения о праве собственности каждой из сторон на земельные участки;
  • изложение сути документа, то есть отражение цели проведения перераспределения земель.

Для обращения в местную администрацию по вопросу перераспределения земель, к заявлению приложите пакет документов, в который входят:

  • свидетельство о праве собственности на земельный участок;
  • правоустанавливающий документ на действующий земельный участок, в результате которого заявитель получил его в собственность;
  • схематический план земельного участка;
  • кадастровый паспорт на земельный участок;
  • копию гражданского паспорта заявителя.

При подаче документов следует иметь в виду, что кадастровый паспорт должен быть изготовлен не позже чем за два года до обращения с заявлением о перераспределении земель.

Образец заявления о перераспределении земельных участков

Подаваемое заявление должно включать в себя сведения, которые предусмотрены в пункте 2 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации:

  • сведения о лице, которое подает заявление, включая фамилию, имя, отчество, серия и номер паспорта, дата и кем выдан, адрес места жительства;
  • данные кадастрового номера земельного участка, который подлежит перераспределению;
  • данные кадастрового номера земельного участка, к которому предлагается присоединить участок, подлежащий перераспределению;
  • проект межевания единого земельного участка.

Если земельный участок относится к садовому или дачному товариществу, то проект межевания общей территории объединения находится у руководителя товарищества или в местной администрации, которая выделяла указанную территорию.

Образец заявления о перераспределении земельного участка.

Пример перераспределения земельного участка с муниципальной землей

При заказе на проведение межевания земельных участков, следует указывать цель, с которой необходимо выполнить геодезическую съемку и оставить план межевания.

Так, собственники двух соседних участков, Мария и Вероника, проигнорировали данное требование и, заказав геодезическую съемку и план межевания своих участков, не поставили кадастрового инженера в известность, что это им необходимо для перераспределения земель.

В результате, кадастровый инженер выполнил свою работу и заказчики получили документацию, которую заказывали.

После чего Мария и Вероника обратились в территориальное подразделение Росреестра с заявлением о перераспределении земельных участков и получили отказ.

Причиной отказа стало:

  • несоответствие участков нормам и требованиям, которые изложены в Земельном кодексе Российской Федерации;
  • нарушение городских законодательных актов, которые регулируют вопрос перераспределения земель.

Оказалось, что если произвести перераспределение по документам, которые подали собственники смежных земельных участков, то участок Марии становится меньше, чем 0,6 га, что недопустимо, так как на нем расположен жилой дом.

Заказчики были вынуждены вновь обращаться к кадастровому инженеру, который был ознакомлен с тем, что документация нужна для проведения процедуры перераспределения земель.

Документы были выполнены с учетом требований по перераспределению земель и через два месяца заявители получили документы на земельные участки, с учетом перераспределения земель.

Схема перераспределения земельного участка с муниципальной землей

При обращении с заявлением о перераспределении земель, если смежный земельный участок принадлежит муниципалитету, необходимо соблюдать следующие требования.

Схема межевания земельных участков выполняется согласно топографической съемке, на основании данных кадастрового паспорта и площади земельного участка. При этом возможно составление одной схемы межевания для нескольких смежных участков.

Для того чтобы изготовить схему межевания, кадастровый инженер использует:

  • кадастровый паспорт на земельный участок;
  • правоустанавливающие документы на земельный участок;
  • градостроительные данные из муниципалитета;
  • другую документацию при необходимости.

Составленный документ должен включать в себя сведения о:

  • категории земельного участка;
  • разрешенном виде использования;
  • площади участка;
  • его доступности;
  • какие имеются правовые основания для образования нового земельного участка.

Выполненная схема межевания содержит такие части:

  • титульный лист;
  • графическую часть;
  • координаты границ земельного участка.

Кроме того, при наличии заявления об утверждении схемы, в пакет документов следует включить:

  • пояснительную записку;
  • обзорную схему границ земельного участка, с обозначением расположенной на нем недвижимости;
  • данные государственного кадастра недвижимости;
  • правоустанавливающие документы на землю;
  • письменные согласия собственников смежных участков.

Составленные документы подписываются исполнителем, а на оборотной части схемы межевания проставляется штамп «Согласовано». При этом указывается подробная информация о заказчике, которая удостоверяется его подписью.

Весь пакет документов изготавливается в электронном виде, поэтому предоставления его на бумажном носителе не требуется.

При оформлении документации необходимо соблюдение следующих требований:

  • документ должен быть исполнен машинописным текстом, а при написании от руки, буквы должны быть разборчивы;
  • исправления в документе не допускаются;
  • записи карандашом производить нельзя;
  • прилагаемые документы не должны иметь повреждений, из-за которых невозможно прочитать документ;
  • документы должны быть с текущим сроком действия;
  • документы, к которым предъявлены требования по нотариальному заверению, должны быть удостоверены нотариусом;
  • при изготовлении документации следует применять листки формата А4, при этом графическую часть можно нанести на формат А3;
  • листы прилагаемых документов должны иметь порядковую нумерацию;
  • подготовленная документация и схематические планы должны быть вложены в папку для бумаг.

Особые требования предъявляются для оформления титульного листа.

Так, в качестве реквизитов должны быть указаны:

  • гриф, которым утверждается документ;
  • как называется документ;
  • порядковый номер листа, на который нанесена схема, а также общее количество листов;
  • к какой категории земель относится участок и его месторасположения;
  • размер участка, его фактическое использование, и какое разрешенное использование определено;
  • способы доступа до участка и на основании чего производится перераспределение земель;
  • фамилия и инициалы кадастрового инженера;
  • кто является заказчиком работ;
  • нынешнее месторасположение земельного участка, определенное с учетом внесенных изменений адреса в схеме;
  • цифровое обозначение кадастрового номера смежного земельного участка.

В графической части документа указывается:

  • гриф, под которым утверждается документ;
  • полное название документа;
  • выписка из кадастрового реестра;
  • порядковый номер листа и их общее количество;
  • цифровое обозначение кадастрового номера земельного квартала;
  • план расположения участков в одном квартале;
  • какие условные обозначения применены при составлении документа, и что они означают;
  • кто является исполнителем, его подпись, скрепленная печатью.

При оформлении каталога с координатами границ земельного участка, указывается:

  • полное название документа;
  • как называется объект и его месторасположение;
  • какую площадь занимает объект и его геодезическое обозначение;
  • кто является исполнителем документации.

Стоимость перераспределения земельного участка с муниципальной землей

Перераспределение земельных участков, которое ведет к увеличению площади земли за счет земель государственной или муниципальной собственности, которая переходит в частную собственность заявителя, производится на платной основе.

Размер платежа определяется:

  • если земля относится к федеральной собственности, то порядок устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации;
  • если земля относится к собственности субъекта Российской Федерации, то порядок устанавливает орган государственной власти соответствующего субъекта;
  • если земля относится к муниципальной собственности, то порядок устанавливает орган местного самоуправления.

В качестве такого документа можно привести пример с постановлением Правительства Тюменской области, принятым 30.04.2015 года за № 180-п «Об установлении порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения».

Данным документом установлено, что размер платы за соответствующее увеличение площади земельного участка, который находится в частной собственности физического лица, произошедший по результатам перераспределения земель, которые находятся в государственной собственности, а также земель или земельных участков, в отношении которых государственная собственность не разграничена, следует определять в виде разницы между кадастровой стоимостью вновь образованного земельного участка, площадь которого соответственно увеличилась в результате процедуры перераспределения земель, и кадастровой стоимостью земельного участка, который находился в частной собственности физического лица до проведения процедуры перераспределения земель.

Отказ в перераспределении земельного участка с муниципальной землей

При отрицательном решении по поводу поданного заявления о перераспределении земель, отказ обосновывается причинами, которые указаны в пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации:

  • если отсутствует согласие всех лиц, которые по закону имеют право участвовать в перераспределении земель;
  • если на участке земли, который будет присоединен путем перераспределения к участку заявителя, расположены строения, являющиеся федеральной или муниципальной собственностью;
  • если участок земли, в отношении которого ставится вопрос о его присоединении к соседнему путем перераспределения, изъят из оборота или ограничен в обороте;
  • если участок земли зарезервирован для государственных нужд;
  • если в отношении участка земли уже имеется предварительное согласование о перераспределении его другому заявителю;
  • если вновь образованный участок будет превышать максимально допустимый размер;
  • если границы земельного участка заявителя не уточнены и нуждаются в межевании;
  • прилагаемая к заявлению схема расположения земельного участка имеет нарушения;
  • если участок, который будет вновь образован в результате перераспределения земель, выходит за красную линию.

Следует иметь в виду, что обращаясь с заявлением о присоединении земли за счет перераспределения, общий размер вновь образованного участка не должен превышать допустимые площади для земель, которые используются:

  • для садоводства;
  • дачного строительства;
  • ведения подсобного хозяйства.

Нормы данных земель определяется действующими законодательными актами соответствующих субъектов Российской Федерации.

В случае отказа, заявитель направляет письменное уведомление с указанием причин, указанных в пункте 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом устранив допущенные нарушения, заявитель вправе вновь обратиться с заявлением о перераспределении земель.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Порядок процедуры перераспределения участков В том случае, если участки не подпадают под категории, при которых перераспределение невозможно, собственникам наделов необходимо будет осуществить такие шаги:

  • Составить предварительную устную договоренность между владельцами земель;
  • Обратиться в государственный муниципальный орган для выдачи разрешения;
  • Пригласить специалиста кадастрового отдела для проведения процесса перенесения границ;
  • Заключить письменный договор и подать его в орган местного самоуправления;
  • В случае положительного решения получить решение об утверждении плана участков с внесенными корректировками;
  • Поставить участок с новыми границами на учет в Кадастровой палате;

Получить кадастровый паспорт, содержащий новые утвержденные границы.

Земельныйэксперт

Инфо

Юридическим основанием передела служит соглашение, заключенное между собственниками соседних участков по правилам Земельного кодекса России (п. 2 ст. 11.7 ЗК). Оно может представлять собой:

  • отдельный самостоятельный договор;
  • часть комплексной гражданско-правовой сделки (купли-продажи, мены, дарения).

На соглашения об образовании новых участков путем преобразовании распространяется принцип свободы договора (ст. 421 ГК РФ). При этом договор не может противоречить земельному законодательству и публичному порядку.

Его нотариальное удостоверение не является обязательным, может проводиться по желанию и на средства сторон. Сделка вступает в силу при условии ее государственной регистрации в ЕГРП (ст. 164 ГК РФ). Перераспределение земельных участков муниципальной и частной собственности Основания передела земель, пребывающих в публичной собственности, оговорены ст.

Алгоритм перераспределения земельных участков с муниципальной землей

Внимание

Так в ЗК РФ появилась глава 4, которая регулирует порядок распределения, муниципальных, частных и гос. земель, которая обрела законную силу 1 марта 2015 года. В результате распределения базового земельного участка образуется новый и изменяются границы гос.территории, часть которой фигурирует в прирезке. В ходе процедуры информация о новых границах должна быть занесена в кадастр, а лицо должно получить выписку из ЕГРН с новой территорией и границами.

Порядок расширения границ основного земельного участка:

  • Сначала нужно проконсультироваться с инженерами кадастра, которые оценивают ситуацию по отношению к прирезке. Они начнут подготовку схему расположения объекта, в случае отсутствия межевого проекта территории. При этом территория прирезки не должна нарушать требования субъекта, земельного и прочего законодательства.

Перераспределение земельных участков

  • Суть процедуры перераспределение земли и земельных участков, находящихся в частной собственности
  • Заявление о перераспределении земельного участка
  • Плата за добавление земли
  • Основные показатели в расчёте платы за прирезку
  • Когда и куда вносится плата за прирезаемый участок?
  • Когда делается межевание участка?

Суть процедуры перераспределение земельных участков, находящихся в частной собственности, с землёй муниципалитета и государства В чём заключается суть процедуры перераспределения перечисленных земельных участков с участками, относящимися к собственности муниципалитета или государства? Кратко схему перераспределения можно описать так: в соответствии с неким порядком, установленным законом, к собственному земельному участку гражданина добавляется часть муниципальной или государственной земли, граничащей с участком гражданина.

Перераспределение земельного участка с землями муниципальной собственности

Внесение сведений осуществляется в заявительном порядке, на основании надлежащего пакета бумаг. Основным правоустанавливающим документом может быть решение административного органа либо соглашение правообладателей. Исключение из реестра сведений о преобразуемых «старых» участках и внесение данных о «новых» вновь созданных проводится при наличии необходимой технической и кадастровой документации.

Отказ в перераспределении земельного участка Перечень обстоятельств, препятствующих заключению административного соглашения о перераспределении земель муниципальной и госсобственности, оговорен ст. 39.27 ЗК РФ.
В таком случае такое изменение долей регламентируется подписанием соглашения о перераспределении земельных участков между собственниками наделов с одновременным получением разрешения государственных органов;

  • Перераспределения, связанные исключительно с муниципальной землей. Такой вариант осуществляется, когда участки, находящие под ведомством государства переходят от одного учреждения (министерства, организации и т.д) к другому;
  • Изменение границ двух смежных участков, когда один из них находится в частной собственности, а другой принадлежит государству. Данный вариант связан с особо жестким регламентом, определяющим возможность размежевания.

Порядок перераспределения земельных участков

  • Все вопросы, касающиеся территорий, относящимся к сельским поселениям, принимаются на уровне органов местного самоуправления;
  • При необходимости корректировки границ участка с использованием земель с/х поселений в первую очередь нужно обращаться с заявлением в администрацию того района, к которому территориально относится интересующий участок;
  • С момента проведения перераспределения все полномочия по использованию таких участков переходят к их владельцу.

Классификация возможных перераспределений На данный момент законодательством выделяется три типа возможных изменений границ земель, зависящих от их собственников:

  • Если осуществляется перераспределение земель, находящихся в собственности граждан, физических и юридических лиц.

Перераспределение муниципальных земель

Требования к площадкам:

  • участки должны стоить на гос.учете;
  • участки должны располагаться по соседству;
  • участки должны принадлежать к одному административному округу;
  • участки должны находиться в одной категории и использоваться по оному назначению.

Согласно п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ переоформлении земельных площадок, которые находятся в государственном или муниципальном владении, между их владельцами и (или) между владельцам земельных участков — физ. или юр. лицами не допускается, за исключением случаев:

  • переоформление таких земельных площадок в границах занятой территории, по отношению к которым, согласно градостроительному кодексу РФ принято решение о ее развитии и оформлен договор развития для застроенной площади;
  • образования земельных площадок для размещения объектов капитального назначения, которые предусмотрены п. 1 ст.

Это:

  • отсутствие письменного согласия лица, в пользование которого находится один из исходных участков;
  • предусмотрен передел объектов, хотя бы один из которых выставлен на аукцион;
  • в отношении одного из исходных участков принято решение о предварительном согласовании предоставления, и срок его действия не истек;
  • границы исходного участка подлежат уточнению;
  • имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения участка (перечень которых дан в ст. 11.10 ЗК РФ);
  • в отношении одного из исходных участков подано заявление о предоставлении, и оно находится на рассмотрении.

Отказ в перераспределении участков, находящихся в частной и публичной собственности, последует при отсутствии:

  • оснований для передела, исключительный перечень которых содержит ст.

Перераспределение государственных муниципальных и частных земель

Кроме того, существенную роль играет назначение муниципальных участков, а также целевое использование участка собственника.Возможные причины отказа в перераспределении Новый закон также несколько изменил основные условия, при наличии которых может быть вынесен отказ в проведении перераспределения:

  • Если государственный участок, который рассматривается для проведения межевания, выставлен на аукцион;
  • В том случае, если перераспределяемые участки не являются смежными (графическая схема их расположения должна содержать участки соприкосновения и наличия хотя бы одной общей границы);
  • Если к землям, заявленным для изменения границ за счет друг друга, не применялась процедура межевания.

Перераспределение земельных участков может понадобиться многим землевладельцам. Если не сейчас, то в будущем. При этом совершенно не обязательно думать, что подобная процедура необходима лишь для легализации изменений конфигурации участка после приобретения какого-либо «прирезка». Передел может понадобиться и тогда, когда возникнет потребность выхода к автотрассе или централизованным коммуникациям, устранению чересполосицы или вклинивания между двумя соседними землевладениями.

Как и многие другие виды кадастровой деятельности, перераспределение земельных участков регулируется нормами действующих законодательных актов. Это касается как городской застройки, малоэтажного пригородного строительства, так и земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии со статьей 11.7 ЗК РФ при изменении формы земельных участков путем перераспределения обязательно учитываются следующие условия:

  • существуют смежные границы;
  • оба землевладения находятся на учете в ГКН и имеют одинаковую категорию;
  • участки расположены в пределах одного города или района;
  • соглашение о перераспределении земельных участков подписано собственниками обоих землевладений.

Кроме земель сельскохозяйственного назначения или какого-либо другого вида использования, передел может быть вызван необходимостью строительства школы, объекта социального или культурного назначения, не говоря уже об изъятии земель для нужд промышленности — все это требует изменения как формы, так и правового статуса земли. Следовательно, здесь также нужно будет применять нормы ЗК РФ, регулирующие перераспределение земельных ресурсов.

Как откорректировать границы

Чтобы запустить процедуру перераспределения земельных участков (двух и более), для начала следует заручиться согласием собственников всех землевладений, которые будут участвовать в этом процессе. Для этого следует составить и подписать официальное соглашение, где обязательно будут указаны:

  • сведения о владельцах (ФИО, паспортные данные, наименование юридического лица, его местонахождение и код ЕГРЮЛ);
  • адрес, площадь и другая техническая информация о каждом землевладении, кадастровый номер;
  • информация о правоустанавливающих документах, являющихся основанием для владения участком;
  • содержание соглашения с указанием причины, для чего делается такое перераспределение;
  • личные подписи и дата заключения договора.

Соглашение вполне можно составлять в свободной форме. Какого-либо специального бланка для этого не требуется. Рекомендуется подписывать документ сразу в нескольких экземплярах. Это обосновывается тем, что его копии понадобятся не только кадастровому инженеру для выполнения межевых работ, но и владельцу для подачи в Росреестр в качестве одного из прилагаемых к заявлению документов.

Если же землевладение находится в долевой собственности, решение о заключении соглашения об изменении границ участка принимается на общем собрании совладельцев или держателей земельных паев. После голосования принятое решение непременно записывается в протокол. Представитель большинства совладельцев делегируется для подписания соглашения и завершения всей процедуры. Как правило, полномочия подписывать такой документ предоставляются председателю садоводческого, гаражного или дачного кооператива, главе товарищества собственников жилья или администрации агрокомплекса, представляющего интересы владельцев земельных паев.

Заявление о перераспределении земельных участков составляется на основе аналогичного примера. Скачать такой бланк можно на нашем сайте. Также образец заявления на перераспределение земельного участка вы найдете при личном посещении местного МФЦ или управления Росреестра.

Как происходит процедура перераспределения

Процедура перераспределения и образования земельных участков имеет некоторые особенности. Законодательство, разрешая перераспределение земельных участков государственной, муниципальной или частной собственности, требует неукоснительного соблюдения установленных правил. Это касается и составления документов, и их подачи, и выполнения полевых работ.

После того как необходимое заявление составлено и подписано, его следует подать на рассмотрение администрацией города или района. Затем заявитель должен дождаться получения разрешения на проведение кадастровых работ. Если местные власти не имеют претензий к изменению границ двух смежных участков, вместе с получением разрешения владельцам соседних землевладений можно заключать договор с геодезической фирмой на выполнение кадастровых работ.

Перераспределение земельных участков муниципальной собственности, выделенных под ИСЖ, или земель сельскохозяйственного назначения требует составления кадастровой схемы, проведения полевых работ и оформления межевого дела. Поскольку коррекция границ совершается по обоюдному согласию между собственниками, проблема с составлением акта согласования здесь отсутствует — нужное соглашение подписывается еще на самом раннем этапе.

После завершения межевания на местности и составления документации собственники должны завершить процедуру, поставив перераспределяемые участки на учет в ГКН. При этом необходимые изменения в обязательном порядке вносятся в кадастровый паспорт, а к перечню документов добавляется протокол образования земельных зон.

Фонд перераспределения — что такое

Чтобы имеющийся в стране земельный ресурс использовался более эффективно, правительством создан специальный фонд перераспределения земель. В положениях статьи 80 Земельный кодекс РФ вносит разъяснение относительно содержания этого термина, а также способов его применения. В частности, фонд перераспределения земель, который затем используется для выделения новых строительных площадок, развития аграрного сектора, муниципальной инфраструктуры и другие нужды, формируется:

  • из выморочного имущества (при отсутствии наследников или лишении их прав);
  • после отказа от аренды или владения;
  • после отказа от наследства без указания лица, которому перепоручаются права наследования;
  • при изъятии землевладения из оборота согласно постановлению органа местной власти или по судебному решению.

Фонд перераспределения земель может также пополняться за счет территорий, ранее не используемых в обороте: бывшего лесного фонда или земель сельскохозяйственного назначения, прошедших рекультивацию. Кроме того, часто такой фонд увеличивается за счет объектов, прекративших свое существование или использование (закрытых военных городков, разорившихся промышленных предприятий или агрокомплексов).

Было бы ошибкой считать, что изъятые по различным причинам участки могут быть использованы лишь для дальнейшей их передачи частным арендаторам или под возведение коттеджей. Фонд перераспределения земель допускает изменение статуса изъятой территории, переоформление ее или передачу на иные государственные нужды.

Руководствуясь положениями статьи 78 ЗК РФ, гражданин вправе инициировать выделение ему в пользование или на правах аренды определенных земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в вышеупомянутом фонде. Наличие свободных территорий, категория которых допускает их использование частными лицами, позволит законным способом организовать фермерское агрохозяйство с возможностью последующего выкупа земли.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: